Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, планируемых результатов начального общего образования, программы внеурочной деятельности в начальной школе авторов Желтовской Л.Я. и Калининой О.Б., программы Пахаленко В.Е. «Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников».
Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью.
Программа поможет ребёнку привить художественный вкус, развить детское воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов в России, мастерами народного творчества. Работа на основе наблюдения и изучения окружающего мира является важным условием освоения программы. Учащиеся научатся переводить увиденное в природе в декоративную форму, украшать предметы быта, одежду, постройки декоративными элементами (геометрическими элементами растительного и животного мира), использовать ритм и стилизованную форму предметов для создания орнамента; научатся выполнять орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
Цели программы:
—формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа;
— приобщение детей к народному творчеству и, тем самым, возрождение народных эстетических традиций средствами проектной технологии;
—воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников.
Задачи программы:
—обучение основам художественной грамотности;
—формирование практических навыков в художественной деятельности — декоративно- прикладном искусстве, в том числе использованием компьютерной графики;
—развивать познавательные, организационные, художественные способности детей;
—воспитывать самостоятельность, творческий подход к любому делу;
—способствовать повышению культурного уровня учащихся, расширению их познавательного кругозора.
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 38 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Сроки реализации программы: 2019-2020 уч.г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся получат возможность
—узнать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, объёма, пятна, композиции, фактуры в своём творчестве и какие использует художественные материалы;
—создавать художественные образы средствами декоративно-прикладного искусства и компьютерной графики, проявляя воображение и фантазию;
—узнать, что через украшение можно выразить характер и настроение человека.
Метапредметные
Учащиеся научатся:
—осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям России;
—выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству;
—различать произведения декоративно-прикладного искусства и знать о роле этого искусства в жизни людей;
—использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию, объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций — компьютерную графику;
—понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов;
—уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров;
—организовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
—выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи;
—решать творческие задачи, используя известные средства;
—анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
2. Ярмарка на Руси.
«Славься мастерами, Русь!»
Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация).
Народные праздники. Художественно-образная символика праздника. Рассматривание картин Б. Кустодиева «Ярмарка» (1906), «Ярмарка» (1908), «Ярмарка в деревне».
Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём».
Выставка работ учащихся.
3. Пир на весь мир.
Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация).
Декор интерьера царских и княжеских палат.
Образно-смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов.
Традиции хлебосольной Руси. Пиршества на Масленицу, декор праздника.
Посещение школьного этнографического музея «Колесо истории».
Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам.
Творческий проект:
—украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт). Выставка работ учащихся.
4. Декоративное искусство разных времён и народов.
Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация).
Исследовательский проект: элементы декора, знаки-символы, знаки-обереги.
Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора.
Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки». Выставка творческих работ учащихся.
5. Декоративная работа в материале.
Информационный проект: «Современные формы декоративно-прикладного искусства» (керамика, стекло, гобелен).
Декоративная работа в материале. Витраж.
Творческая работа: 1-й вариант: работа на стекле (витраж), 2-й вариант: работа с тканью (батик). Выставка творческих работ.
6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема занятия | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 06.09 | |
2 | Славься мастерами, Русь! | 13.09 | |
3-5 | Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» | 20.09 27.09 04.10 | |
6 | Народные праздники. Художественно-образная символика праздника. | 11.10 | |
7-9 | Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём». | 18.10 25.10 01.11 | |
10 | Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» | 08.11 | |
11 | Декор интерьера царских и княжеских палат. | 15.11 | |
12-14 | Образно-смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов. | 22.11 29.11 06.12 | |
15-17 | Традиции хлебосольной Руси Пиршества на Масленицу, декор праздника. | 13.12 20.12 27.12 | |
18 | Посещение школьного комплексно-краеведческого музея. «Колесо истории». | 03.01 | |
19 | Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам. | 10.01 | |
20-21 | Творческий проект: украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт) | 17.01 24.01 | |
22-23 | Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» | 31.01 07.02 | |
24-25 | Исследовательский проект элементы декора, знаки-символы, знаки-обереги. | 14.02 21.02 | |
26- 27 | Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора | 28.02 06.03 | |
28- 30 | Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки». | 13.03 20.03 27.03 | |
31-32 | Информационный проект: «Современные формы декоративно-прикладного искусства» (керамика, стекло, гобелен). | 03.04 10.04 | |
33-34 | Витраж. | 17.04 24.04 | |
35-36 | Творческая работа: работа на стекле (витраж) | 08.05 15.05 | |
37 | Подготовка и проведение выставки работ учащихся | 22.05 | |
38 | Заключительный урок | 29.05 | |
Литература
1. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Программа внеурочной деятельности в начальной школе. – М.: Астрель,2012.
Губина Е.А. «Занятия по декоративно-прикладному искусству», Волгоград, 2009.
№. Лаптева Т.Е. «Соленое тесто. Оригинальные идеи для веселого творчества», М.: ЭКСМО – 2-011.
4. Пахаленко В.Е. Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» - М: АСТ: Астрель, 2012.
5. Журналы «Простые уроки рисования» (подписка).
12