Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа № 7"
Рассмотрено Утверждено
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«Азбука здоровья»
Программа для начальной школы
(1 – 4-й классы)
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Погребнюк Александра Павловна
Южно-Сахалинск
2018 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
Основная цель программы – сохранение укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования1.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируются в ходе освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия:
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Содержание курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
Программа предусматривает 4 раздела обучения:
Забота об органах чувств, личная гигиена, правильное питание, сон;
Правила безопасности, правила оказания первой медицинской помощи;
Взаимоотношения, правила поведения в общественных местах;
Забота о себе и своей семье.
В 1 классе учащиеся узнают, как заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх.
Во втором классе учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде; обучаются правилам обращения с огнём; как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания первой медицинской помощи.
В третьем классе учащиеся учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила поведения в общественных местах.
В четвертом классе Учащиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность; умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
1 класс (33 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Дружи с водой. | 2 |
2. | Забота об органах чувств. | 4 |
3. | Уход за зубами. | 3 |
4. | Уход за руками и ногами. | 1 |
5. | Уход за руками и ногами. | 1 |
6. | Забота о коже. | 2 |
7. | Как следует питаться. | 2 |
8. | Как сделать сон полезным. | 1 |
9. | Настроение в школе. | 1 |
10. | Настроение после школы | 1 |
11. | Поведение в школе | 1 |
12. | Вредные привычки. | 2 |
13. | Мышцы, кости и суставы. | 2 |
14. | Как закаляться. | 1 |
15. | Как правильно вести себя на воде. | 1 |
16. | Народные игры. | 2 |
17. | Подвижные игры. | 4 |
18. | Доктора природы. | 2 |
Итого: | 33 |
2 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Почему мы болеем. | 3 |
2. | Кто и как предохраняет нас от болезней. | 2 |
3. | Кто нас лечит. | 1 |
4. | Прививки от болезней. | 2 |
5. | Что нужно знать о лекарствах. | 2 |
6. | Как избежать отравлений. | 2 |
7. | Безопасность при любой погоде. | 2 |
8. | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | 2 |
9. | Правила безопасного поведения на воде. | 1 |
10. | Правила обращения с огнём. | 1 |
11. | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 |
12. | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | 1 |
13. | Как защититься от насекомых. | 1 |
14. | Предосторожности при обращении с животными. | 1 |
15. | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. | 2 |
16. | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | 2 |
17. | Первая помощь при травмах. | 3 |
18. | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 |
19. | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. | 1 |
20. | Сегодняшние заботы медицины. | 3 |
Итого: | 34 |
3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Чего не надо бояться. | 1 |
2. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | 2 |
3. | Почему мы говорим неправду. | 2 |
4. | Почему мы не слушаемся родителей. | 2 |
5. | Надо уметь сдерживать себя. | 2 |
6. | Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | 2 |
7. | Как относиться к подаркам. | 2 |
8. | Как следует относиться к наказаниям. | 1 |
9. | Как нужно одеваться. | 1 |
10. | Как вести себя с незнакомыми людьми. | 1 |
11. | Как вести себя, когда что-то болит. | 1 |
12. | Как вести себя за столом. | 2 |
13. | Как вести в гостях. | 1 |
14. | Как вести себя в общественных местах. | 2 |
15. | «Нехорошие слова». Недобрые шутки. | 2 |
16. | Что делать, если не хочется в школу. | 1 |
17. | Чем заняться после школы. | 1 |
18. | Как выбрать друзей. | 2 |
19. | Как помочь родителям. | 1 |
20. | Как помочь беспомощным и больным. | 2 |
21. | Повторение. | 3 |
Итого: | 34 |
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Наше здоровье. | 4 |
2. | Как помочь сохранить здоровье. | 3 |
3. | Что зависит от моего решения. | 2 |
4. | Злой волшебник – табак. | 1 |
5. | Почему некоторые привычки называются вредными. | 5 |
6. | Помоги себе сам. | 1 |
7. | Злой волшебник – алкоголь. | 3 |
8. | Злой волшебник – наркотик. | 2 |
9. | Мы – одна семья. | 2 |
10. | Повторение. | 11 |
Итого: | 34 |
1 Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 8.04.2015 г. № 1/15. Доступ из справ.-правовой систем «КонсультантПлюс».