02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № ___ от « ____» ___________ 20__ г. | Утверждена приказом № ____ от «____» ______________ 20__г. Директор школы ________________ В.В. Перьков |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я-патриот»
духовно-нравственное направление
Уровень образования | Начальное общее образование |
Классы | 1-4 |
Срок реализации | 4 года |
Составитель: Кондратьева Алла Алексеевна,
учитель начальных классов высшей категории
п. Золотухино, 2019г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование.
Лист корректировки рабочей программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2009г). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса в соответствии с целями внеурочной деятельности, которые определены стандартом.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Я - патриот» отводится в 1 классе - 1 час в неделю, во 2 классе - 1 час в неделю, в 3 классе - 1 час в неделю, в 4 классе - 1 час в неделю. Итого-134 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Обучающийся научится:
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники, общечеловеческие проблемы и ценности, достоверное и версии в истории;
-приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
-различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
-анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний;
-на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выше перечисленные навыки, которые учащиеся должны приобрести в ходе обучения, способствуют приобретению не только социокультурных знаний, но и патриотических знаний, которые в общем расширяют кругозор ребенка.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-беседы;
-предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО);
-классный час;
-сообщения;
-встречи с интересными людьми;
-литературно – музыкальные композиции;
-просмотр и обсуждение видеоматериала;
-экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
-поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-творческие конкурсы;
-выставки декоративно-прикладного искусства;
-коллективные творческие дела;
-соревнования;
-показательные выступления;
-праздники;
-викторины.
Интеллектуально-познавательные игры:
-трудовые дела;
-тренинги;
-наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
-обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
-заочные путешествия;
-акции благотворительности, милосердия;
-творческие проекты, презентации;
-проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
-сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа “Я – патриот” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Содержание программы:
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
-высокий уровень самосознания, самодисциплины;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного;
-развивать их творческое мышление, художественные способности;
-формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности:
-умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
-занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла;
-участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
-воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
-воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
-вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
-воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
-осознание учеником роли знаний в жизни человека;
-овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик»;
-выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
-умение пользоваться правами ученика,
-выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
-развивать общественную активность обучающихся;
-воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
-воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
-убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
-обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков).
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева).
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Проектная методика «Автопортрет».
Конкурс рисунков «Я и мой класс».
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева.
Социометрия.
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова.
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман).
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной).
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
-родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
-развитие творческих способностей;
-осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
-доброжелательный;
-порядочный;
-самодисциплинированный;
-уверенный;
-терпимый (толерантный);
-самостоятельный;
-ответственный;
-целеустремленный (особенно к знаниям);
-внимательный к сверстникам;
-аккуратный;
-уважительный;
-любящий;
-интеллектуальный;
-здоровый;
-общительный;
-любознательный;
-сопереживающий;
-воспитанный;
-трудолюбивый;
-открытый;
-активный;
-коммуникабельный;
-социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Я-патриот” в 1-4 классах рассчитана на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с указанием форм организации и видов деятельности)
1 класс «Маленькие Россияне» - 32ч
Общий годовой план работы составляет -32ч, из них: теоретических -11, практических -21
1.“Я и я”(3ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(3 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(7 ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(6ч ) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(8 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(5ч ) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -12, практических -22
1.“Я и я”(4ч ) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(5 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(6ч ) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(4ч ) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(10ч ) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(5ч ) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ заня-тия | Тема занятия | Дата проведения (по плану) | Дата факти-ческого проведения |
| Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | | |
| Моя семья – моя радость. | | |
| Правила поведения в школе. Урок – игра. | | |
| Экскурсия по школьному саду. | | |
| Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | | |
| Кто что любит делать. Конкурс викторина. | | |
| Мисс Осени. | | |
| Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | | |
| 2 четверть | | |
| Я, ты, мы. Игра. | | |
| Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | | |
| Законы жизни в классе. Урок – игра | | |
| Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | | |
| Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | | |
| Школа вежливости. Беседа. | | |
| Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. | | |
| 3 четверть | | |
| Фотографии из семейного альбома. Презентация. | | |
| История моего города. Экскурсия в музей | | |
| Маленькая страна. Экологическая акция. | | |
| Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | | |
| Они защищают Родину. Конкурс стихов. | | |
| Загляните в мамины глаза. Праздник. | | |
| Встречаем Масленицу. | | |
| Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | | |
| Слушаем сказки моей бабушки. | | |
| Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | | |
| Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | | |
| В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | | |
| Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. | | |
| Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | | |
| Десант чистоты и порядка. | | |
| Самый красивый школьный двор. Акция. | | |
| С чего начинается Родина? КВН | | |
ИТОГО | | 32 часа |
2 класс
№ заня тия | Тема занятия | Дата проведения (по плану) | Дата факти-ческого проведения |
| Урок Мира. | | |
| Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | | |
| Я люблю свою школу. Я – ученик. Обязанности ученика в школе. Беседа с творческим заданием. | | |
| Школьная символика (гимн, герб, флаг). Беседа. | | |
| Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | | |
| Осень в родном городе. Фотоконкурс. | | |
| Подумай о других. Беседа с элементами игры. | | |
| Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | | |
| Ты и твои друзья. Сценки из школьной жизни. Игра. | | |
| Родной край в древности. Экскурсия в музей. | | |
| Мой любимый город. Беседа. | | |
| О чем шепчут названия улиц родного города? Конкурс рисунков. | | |
| Наш город. Конкурс визиток. | | |
| Мы и наши права. Урок – игра. | | |
| По каким правилам мы живем в школе? Игра. | | |
| Самый уютный класс. Конкурс. | | |
| Мой портфель. Игра – экспромт. | | |
| Игры на развитие произвольных процессов. | | |
| Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | | |
| Моя любимая мамочка. Презентация. | | |
| Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | | |
| Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование | | |
| Экология нашего города. Беседа. | | |
| День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | | |
| Широкая Масленица. Игра. | | |
| Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | | |
| Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | | |
| Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | | |
| День птиц. Выставка рисунков. | | |
| След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | | |
| Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | | |
| Открытка ветерану. Акция. | | |
| Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | | |
| Знай и люби свой край. Викторина. | | |
ИТОГО | | 34 часа |
3 класс
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения (по плану) | Дата факти-ческого проведения |
| Урок милосердия и доброты. | | |
| Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | | |
| Знакомство с символами Российского государства. | | |
| Мой класс – моя семья. По каким правилам мы живем. Беседа о школьном Уставе. | | |
| Каков я в школе? Анкетирование | | |
| Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям | | |
| Откуда я родом. Архивные раскопки. | | |
| В гостях у предков. Сказочный марафон. | | |
| Вежливая улица. Викторина. | | |
| Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | | |
| Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | | |
| Мои любимые книги. Выставка книг. | | |
| Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | | |
| Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | | |
| Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | | |
| Новогодняя сказка. Праздник. | | |
| Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | | |
| Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | | |
| Почему меня так назвали? Тайна моего имени. Презентация. | | |
| Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | | |
| Моя семья– моя радость. Беседа с творческим заданием. | | |
| У моих родителей – золотые руки. Операция «Сувенир». Выставка семейных поделок. | | |
| Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | | |
| Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | | |
| Чем живет планета Земля? Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма | | |
| «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!». Встреча с местными поэтами. Конкурс стихов. | | |
| Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. | | |
| Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс | | |
| Музыкальная азбука. Викторина. | | |
| Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | | |
| О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | | |
| История Отечества. Дети войны. Литературное чтение. | | |
| Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | | |
| Мы все такие разные. Что значит быть человеком? Дискуссия | | |
ИТОГО | | 34 часа |
4 класс
№ заня тия | Тема занятия | Дата проведения (по плану) | Дата факти-ческого проведения |
| Поговорим о толерантности. | | |
| Кто я? Какой я? Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | | |
| Символика России. Символы нашего края. | | |
| Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. | | |
| День пожилого человека. Акция «Доброта души». | | |
| Моя семья. Фотовыставка. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | | |
| Забота о родителях – дело совести каждого. Беседа | | |
| Мир моих интересов. Наша домашняя коллекция. Презентация. | | |
| От вершины к корням. Из истории появления законов. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Беседа | | |
| Хочу и надо. Беседа с элементами игры. | | |
| Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Правила жизни. Беседа с элементами игры. | | |
| Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | | |
| Правила счастливого человека. Психологический практикум. | | |
| Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Викторина. | | |
| «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение. | | |
| Новый год шагает по планете. Презентация. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. | | |
| Знаешь ли ты страны мира? Викторина. | | |
| Семь чудес света. Просмотр видеоролика. | | |
| Геральдика – наука о гербах. Беседа. | | |
| Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. | | |
| Природа в поэзии. Конкурс стихов. | | |
| Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. | | |
| Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. | | |
| Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок. | | |
| Растения – рекордсмены. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма | | |
| Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | | |
| Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | | |
| Герои Великой Отечественной войны. Герои России. Урок Мужества. | | |
| Города – герои. Оформление альбома. | | |
| Заочное путешествие по стране. «Дорогая моя столица!» Мой город. Конкурс сочинений. | | |
| Мы – россияне. Анкетирование. Я – гражданин России. Игра – викторина. | | |
| Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | | |
| Панорама добрых дел. Беседа с творческим заданием | | |
| Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. | | |
ИТОГО | | 34 часа |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока п/п | Название раздела, темы урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |