Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________
«____»_______________
приказ №____ от "___"__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Мы и окружающий мир»
для 1 «Б» класс
(базовый уровень)
Срок освоения программы: 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Давлетова Елена Михайловна
учитель I квалификационной категории
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по по общеинтеллектуальному направлению «Мы и окружающий мир» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11;
учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №11;
авторской программы «Мы и окружающий мир» Н.Ямшининой, М.-Академкнига/учебник, 2013.
Актуальность программы В соответствии с концептуальным положением системы программа учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой и рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей города, стремишься быть похожим на них.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цели курса:
овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями
формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды
формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи курса:
воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;
развивать личностные качества младшего школьника – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
формировать культуру общения и поведения в социуме; формировать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края.
Данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Авторская программа используется без изменений.
Формы занятий – краеведческие игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки, конкурсы, презентации, выставки, утренники, беседы, викторины, проекты
Формы организации деятельности: проведение кружковых, факультативах, экскурсионных занятий, круглых столов проходит в групповых и коллективных формах организации деятельности.
Планируемые результаты изучения программы
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
Обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнёром; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предполагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор ( извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение;
классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно- следственных связей;
осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности.
Форма проведения занятий: экскурсия, практическая работа, творческая работа. эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Форма подведения итогов реализации программы: защита проекта, фотоотчёт, изготовление макетов, оформление книжки-малышки, защита портфолио, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выставка, мини-конференция.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема разделов и занятий | Характеристика деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
план | факт |
1 | 02.09 | | Школьник и его жизнь в школе. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | |
2 | 09.09 | | Я и моя семья. | Формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций. | |
3 | 16.09 | | Какие вопросы из окружающего мира интересуют. Моё домашнее животное. | Различать способы и средства познания окружающего мира. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. Вступать в учебный диалог. | |
4 | 23.09 | | Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? | Научатся: следовать правилам поведения на школьном дворе; знакомиться с объектами живой и неживой природы, определять безопасный маршрут. | ИКТ |
5 | 30.09 | | «Путешествие от дома до школы». | Научатся: соблюдать правила дорожного движения, наблюдать за прохожими, которые переходят улицу, следовать правилам поведения на улице, определять безопасный маршрут. | |
6 | 07.10 | | Живая и неживая природа. Кто живёт в цветке или для чего нужна лупа? | Научатся знакомиться с объектами живой и неживой природы, характеристика их признаков и свойств. Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Умение классифицировать предметы окружающего мира | ИКТ |
7 | 14.10 | | Оформление настольной игры «Живое-неживое». | Учатся отличать природные объекты и изделия человека, различать живое и неживое. Умение классифицировать предметы окружающего мира. | |
8 | 21.10 | | Органы чувств человека. Для чего нужна человеку кожа? | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Понимание важности бережного отношения к своему здоровью. Анализируют рисунки, собирают информацию, учатся высказывать свои предположения и аргументировать их. | ИКТ |
9 | 28.10 | | Уход за кожей. Правила безопасности. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Понимание важности бережного отношения к своему здоровью. | |
10 | 11.11 | | Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? | Моделируют различные ситуации поведения. Анализируют рисунки, учатся высказывать свои предположения и аргументировать их. Умение описывать предметы, называя их отличительные признаки и свойства. | ИКТ |
11 | 18.11 | | Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Понимание важности бережного отношения к своему здоровью. | |
12 | 25.11 | | Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры? | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Понимание важности бережного отношения к своему здоровью. | |
13 | 02.12 | | Как сделать фильтр своими руками. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Понимание важности бережного отношения к своему здоровью. | |
14 | 09.12 | | Времена года. Почему год круглый? | Различать времена года по признакам. Приводить примеры явлений природы в разные времена года. | |
15 | 16.12 | | Жизнь растений и животных в каждое время года. | Характеризовать способы питания, размножения; условия необходимые для жизни животных. Слушание, анализ текста, беседа по вопросам. Извлекать необходимую информацию из разных источников, обсуждать полученные сведения. | ИКТ |
16 | 23.12 | | Человек- часть живой природы. | Устанавливать взаимосвязи в природе, характеризовать их признаки и свойства. Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Умение классифицировать предметы окружающего мира. | |
17 | 30.12 | | Отличия человека от живых организмов. | |
18 | | | Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? | Описывать особенности распространения плодов и семян. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Сравнивать отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком. | ИКТ |
19 | | | «Путешествие семян». | Знать способы распространения семян (ветром, животными, человеком). Описывать особенности распространения плодов и семян. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | ИКТ |
20 | | | Природа моего края. Что такое Красная книга? | Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; анализ иллюстративного материала, сбор необходимой информации из учебника и Дополнительных источников знаний; оценка деятельности людей и собственных действий. | ИКТ |
21 | | | Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. | Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; анализ иллюстративного материала, сбор необходимой информации из учебника и Дополнительных источников знаний; оценка деятельности людей и собственных действий. | |
22 | | | Как живут растения и животные зимой? | Различать объекты живой и неживой природы, иметь представление о животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Слушание, анализ текста, беседа по вопросам. Извлекать необходимую информацию, обсуждать полученные сведения | ИКТ |
23 | | | Конструирование кормушки. | Выделять особую группу птиц (зимующие птицы). Оказывать помощь зимующим птицам. Обобщать жизненные наблюдения. | |
24 | | | Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера. | Проводить несложные опыты в группах с применением простейшего оборудования Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья. | |
25 | | | Подготовка к защите проекта «Календарь природы». | Устанавливать взаимосвязи в природе. Приводить примеры изменений в природе по иллюстрациям и личным наблюдениям (деревья, пруд, птицы, животные). Работать в паре с соседом по парте. | |
26 | | | Природные явления. Правила безопасного поведения. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из иллюстративного ряда для составления рассказа. Проводить несложные опыты в группе. Проводить самостоятельные и групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года». | ИКТ |
27 | | | Подготовка к защите проекта «Календарь природы». | Проводить несложные опыты в группах с применением простейшего оборудования Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья. | |
28 | | | Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно? | Приводить примеры изменений в природе с приходом весны по иллюстрациям и личным наблюдениям (деревья, пруд, птицы, животные). Работать в паре с соседом по парте. | ИКТ |
29 | | | Защита проекта «Календарь природы». | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
30 | | | Конференция. Защита портфолио. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литер туры; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | |
31 | | | Представление творческих работ, выполненных в течение учебного года. | |
32 | | | Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб! | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ИКТ |
33 | | | Задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир». | ИКТ |
Учебно-методическое обеспечение
Для детей:
Цветные карандаши
Картон
Бумага для проектов
Клей
Ножницы, нитки
Вырезки из журналов
Фото
Природный материал
Для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение», 2010
Программа внеурочной деятельности “Мы и окружающий мир” С. Н. Ямшинина; М; Академкнига/Учебник, 2012 г.
Программа внеурочной деятельности “Расчетно-конструкторское бюро” О.А. Захарова; М; Академкнига/Учебник, 2012 г.
Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» М.: «Просвещение», 2010
К. Господникова, Н.Б.Полянина, Е. И. Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009 г
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Интернет-сайты:
www solnet.ru;
www festival.ru.
www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)
www.nayrok.ru (http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)
www.uchportal.ru (http://www.uchportal.ru/index/8)
www.pedmir.ru (http://chermovadim.pedmir.ru/)
Цветные карандаши
Картон
Бумага для проектов
Клей
Ножницы, нитки
Вырезки из журналов
Фото
Природный материал
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от «___»_____________ _____________
протокол №_________ «____»________