ФФМОУ «Свинецкая основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и Принята Утверждена
согласована на МС на педагогическом совете приказом по школе
Протокол № 1 Протокол №1 № -од от 30.08.2017г.
От 30.08.2017г. от 30.08.2017г. Директор школы
__________/Н.А.Самойлова/
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры»
3 класс
Составлена
учителем начальных классов
Ι квалификационной категории
2017-2018 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
«О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Актуальность программы «Подвижные игры» является программой спортивно- оздоровительной направленности, предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – оздоровительной, развивающей и познавательной, по времени реализации - трёхгодичной.
Программа разработана на основе программы регионального компонента « Основы развития двигательной активности младших школьников» Киров 2007г. и типовых программ по физической культуре.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, способствовать оздоровлению и развитию ребенка, становлению нравственных и эстетических свойств личности, воспитанию любви к труду .
Задачи направлены на:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям подвижными играми и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
- формирование основ самостоятельной двигательной деятельности, имеющие оздоровительные, развивающие и познавательные аспекты, направленные на расширение адаптационных, функциональных возможностей младших школьников за счет целенаправленного воздействия физических упражнений
Принципы, реализуемые программой
Возрас
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Место курса в учебном плане
Программа расчитана на детей 8-10 лет . На реализацию программы отводится 1 год обучения( 1 час н неделю), всего 34 часа в год.занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Подвижные игры – действенное средство оздоровления ребенка. Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями. Ребенок – это деятель и деятельность его, прежде всего, выражается в движениях. Развитость движения- один из показателей нервно-психического развития. Игра формирует личность ребенка, в игре ребенок учится проявлять находчивость, инициативу, выдержку, развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Помимо физического развития игры способствуют становлению нравственных и эстетических представлений.
Программа представлена двумя блоками: народные игры, подвижные игры.
Дети научатся:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
Будут знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Будут уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Формы подведения итогов
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
упражнение,
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
методы игры в различных вариантах,
составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.
Формы оценки.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Прогнозируемые результаты
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Учебно-тематический план программы
№ | Разделы | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Русские народные игры | 11 | | 9 |
2 | Эстафеты | 6 | | 6 |
3 | Игры народов России | 17 | | 17 |
| итого | 34 | | |
Содержание прграммы
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
класс.
раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
3-й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Всего | Теория | Практика | план | факт |
1 | Русская народная игра «Краски» | 1 | | 1 | | | |
2 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | | 1 | | | |
3 | Русская народная игра «Ляпка» | 1 | | 1 | | | |
4 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | | 1 | | | |
5 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | | 1 | | | |
6 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | | 1 | | | |
7 | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 | | 1 | | | |
8 | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 | | 1 | | | |
9 | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 | | 1 | | | |
10 | Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» | 1 | | 1 | | | |
11 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | | 1 | | | |
12 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | | 1 | | | |
13 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | | 1 | | | |
14 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 | | 1 | | | |
15 | Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 | | 1 | | | |
16 | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 | | 1 | | | |
17 | Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | 1 | | 1 | | | |
18 | Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 | | 1 | | | |
19 | Чувашская игра «Рыбки» | 1 | | 1 | | | |
20 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | | 1 | | | |
21 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | | 1 | | | |
22 | Эстафета по кругу | 1 | | 1 | | | |
23 | Эстафета с обручем | 1 | | 1 | | | |
24 | Эстафета с мячом | 1 | | 1 | | | |
25 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | | 1 | | | |
26 | Эстафета «Встречная» | 1 | | 1 | | | |
27 | Русская народная игра «Салки» | 1 | | 1 | | | |
28 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | | 1 | | | |
29 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | | 1 | | | |
30 | Русская народная игра «Фанты» | 1 | | 1 | | | |
31 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | | 1 | | | |
32 | Русская народная игра «Волк» | 1 | | 1 | | | |
33 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | | 1 | | | |
34 | Русская народная игра «Горелки» | 1 | | 1 | | | |
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Список литературы.
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы