ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРАНТ»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________ /Л.Д.Ильина/ 2020 | УТВЕРЖДЕНО Приказом от 2020 № Директор школы-интерната _________________ /Н. А. Пилипенко/ Решением заседания педагогического совета от 2020. № |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Спортландия»
1класс
(общеобразовательный)
учителя Бельских С.Н.
2020 - 2021учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Спортландия» для 1-го класса составлена в соответствии:
1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ №
373 от 06.10.2009),
2) на основе программы Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного
стандарта,
3) на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича
(М.: Просвещение, 2011).
Программе «Спортландия» в начальной школе отводится 1ч в неделю, продолжительностью 30-45 минут. Курс рассчитан в 1 классе — 34ч (34 учебные недели). Программа реализуется в учебном кабинете, спортивном зале, на спортивной площадке, стадионе.
Цель программы:
Здоровьесбережение младших школьников, развития ловкости, быстроты, силы, освоение культурного наследия русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
Формирование интереса к народному творчеству.
Расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Социально педагогическая:
формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.
Актуальность:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортландия» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные результаты трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к ЗОЖ и приобретение ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Общая характеристика
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым, настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Как показывают многолетние исследования у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Следует отметить, что образ жизни многих современных людей, включая детей школьного возраста, очень близок, по сути, к "постельному режиму”, ведущему к острой гипокинезии.
Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Реализация программы «Спортландия» является запросом ученика и способом поиска обучения бережного отношения к своему здоровью, с помощью учителя. Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, выносливости, и других физических качеств учащихся.
Данная программа позволяет решить результаты всех трех уровней за счет приобщения обучающихся к ЗОЖ, приобретения ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. А также на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья. Спортивно-оздоровительная программа направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при чрезмерных умственных нагрузках учащихся школы.
Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные результаты
Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся условиях.
Содержание внеурочной программы «Спортландия»
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
№п/п | Тема | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | 1 | 1 | - |
2. | История развития спорта. Физическая культура и спорт в России. | 2 | 1 | 1 |
3. | Строевые упражнения. Игра «Класс, смирно!» | 1 | - | 1 |
4. | Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках. | 5 | 1 | 4 |
5. | Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. | 5 | 1 | 4 |
6. | Весёлые старты | 2 | - | 2 |
7. | Спортивная викторина | 1 | 1 | - |
8. | «Охотники и утки» | 1 | - | 1 |
9. | Пионербол | 4 | 1 | 3 |
10. | Оценка уровня физической подготовки (выносливость) | 2 | - | 2 |
11. | Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры | 2 | - | 2 |
12. | Подвижная игра «Перестрелка» | 2 | - | 2 |
13. | Подвижные игры на материале футбола. | 3 | - | 3 |
14 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | 3 | - | 3 |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Тематическое планирование программы «Спортландия»
№ | Тема | Дата | Требования к знаниям, умениям, навыкам. | Виды деятельности и формы | |
Физическая культура и спорт в России. | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий. | | Знать : правила оказания первой помощи. Уметь: оказать помощь | Коллективная. (подвижные игры) | |
2 | История развития спорта. Физическая культура и спорт в России. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила. | Игровая. | |
3 | История развития спорта. Физическая культура и спорт в России | | Уметь выполнять нормативы | Индивидуальная Тесты | |
4 | Строевые упражнения. Игра «Класс, смирно!» | | Знать: строевые команды. Уметь: выполнять строевые команды | Коллективная Выполнение команд | |
Акробатика. | | | Индивидуальная Ходьба |
5 | Акробатические упражнения. Техника безопасности во время занятий акробатикой. | | Представления о правилах безопасности и поведения при занятиях физическими упражнениями - акробатикой | Самостоятельная. Измерение уровня ф. п. | |
6 | Акробатические упражнения. Группировка. | | Знать: правила техники группировки. Уметь: выполнять виды группировки. | Индивидуальная Выполнен. Упр. | |
7 | Акробатические упражнения. Перекаты | | Знать: правила техники перекатов. Уметь: выполнять перекаты. | Групповая. Игры | |
8 | Акробатические упражнения. Кувырок вперёд | | Знать: правила техники кувырков. Уметь: выполнять кувырок вперёд. | Групповая. Игры | |
9 | Акробатические упражнения. Стойка на лопатках. | | Знать: правила техники стойки на лопатках. Уметь: выполнять стойку на лопатках | Индивидуальная | |
Лёгкая атлетика. | | | | Индивидуальная Прыжки |
10 | Лёгкая атлетика. Техника безопасности во время занятий лёгкой атлетикой. | | Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы. | Коллективная. (подвижные игры) | |
11 | Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. | | Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы. | Игровая. | |
12 | Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. | | Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы. | Индивидуальная | |
13 | Лёгкая атлетика. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. | | Знать технику бега | Индивидуальная Бег | |
14 | Лёгкая атлетика. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. | | Знать технику бега | Индивидуальная Бег | |
Подвижные игры. | | | Индивидуальная Ходьба на лыжах |
15 | Весёлые старты. | | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | |
16 | Весёлые старты. | | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | |
17 | Спортивная викторина «Прийти первым!» | | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Индивидуальная | |
18 | Игра «Охотники и утки». Правила. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. | Игровая | |
19 | Игра «Пионербол». Правила. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры, проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | |
20 | Игра «Пионербол». | | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | |
21 | Игра «Пионербол». | | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | |
22 | Игра «Пионербол». | | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | |
23 | Оценка уровня физической подготовки (выносливость). | | Уметь выполнять нормативы | Тесты | |
24 | Оценка уровня физической подготовки (выносливость). | | Уметь выполнять нормативы | Тесты | |
25 | Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры. | | Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Групповая | |
26 | Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры. | | Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Групповая | |
27 | Подвижная игра «Перестрелка». Правила. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. | Игровая | |
28 | Подвижная игра «Перестрелка». | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. | Игровая | |
29 | Подвижные игры на материале футбола. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Игровая | |
30 | Подвижные игры на материале футбола. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Игровая | |
31 | Подвижные игры на материале футбола. | | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Игровая | |
32 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | |
33 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | |
34 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1—4 классы Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (Стенка гимнастическая, бревно гимнастическое, козел гимнастический, конь гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая, скамейка гимнастическая, маты гимнастические, мячи, скакалки гимнастические, палки гимнастические, обручи гимнастические) Подвижные и спортивные игры Измерительные приборы Спортивный зал Спортивная площадка, стадион | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
Ожидаемые результаты реализации программы:
В качестве ожидаемого результата выступает выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Результаты 1 уровня:
- знать необходимые условия для занятий физическими упражнениями, в том числе и правила поведения и техники безопасности;
- иметь активное отношение к собственному здоровью и здоровью близких людей;
- понимать значения понятия «ЗОЖ» и основных его принципов;
- иметь представление о позитивных и негативных факторах влияющих на здоровье, в том числе и на заболевания опорно-двигательного аппарата;
- иметь представление о строении человеческого тела и основных правилах гигиены;
- овладение комплексом упражнений лечебной и дыхательной гимнастики.
Результаты 2 уровня:
- соблюдение основных правил обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту и на улице;
- умение беречь своё здоровье и здоровье близких людей;
- активно использовать в своей жизни принципы ЗОЖ;
- развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья;
- знать характер влияния двигательной активности на человеческий организм;
- знать правила построения и применения комплексов упражнений ЛФК:
- знать уровень своей физической подготовленности, улучшать его при помощи самостоятельных занятий.
Результаты 3 уровня:
- уметь оказать первую доврачебную помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожег), обмораживание, перегрев.
- уметь заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей;
- иметь потребность самостоятельно и постоянно заниматься физической культурой и спортом;
- уметь самостоятельно подбирать и выполнять комплекс упражнений ЛФК;
- понимание собственной ответственности за собственное здоровье;
Программно-методическое обеспечение.
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы
10