Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Математика в окружающем мире »
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать, образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Внеурочная деятельность школьников -- это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире», являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»
4. Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015г № 08-1228 «О направлении рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Военно-морской лицей».
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения)
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся умения связывать свои знания с окружающей жизнью. Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 5 класса. Направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений.
Курс рекомендован для обучающихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активного и заинтересованного познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе, видеть необходимость изучения темы и ее применение.
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям.
Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.
Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.
Целью реализации внеурочной программы по математике в 5 классе основного общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта, развитие способности применять знания, умения и практический опыт в реальной жизни. Данная программа должна:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни);
-научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками;
-научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;
-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку.
Цели программы:
Сформировать интерес к изучению математики;
Повышение математической культуры;
Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся;
Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи программы:
Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие,
самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную
успешность.
Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости.
Организовать творческую деятельность учащихся 5 классов по практическому
применению знаний по математике в жизненных ситуациях.
Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования
явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную
организацию работы.
5.Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
6. Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
7. Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.
Общая характеристика учебного курса
Программа построена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривается проведение традиционных и обобщающих уроков, практических занятий, игровых занятий. Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися тестов, графических и творческих работ, защиту проектов. Особое место в овладении данным курсом отводится проектной работе.
Реализация программы ориентирована на новые подходы в организации общения. сотрудничества на уроках. Используются активные формы работы: «учитель – ученик», парная и групповая работа.
Изучение курса завершается защитой проекта.
Описание места курса в учебном плане
Курс входит в учебный план в числе дисциплин внеурочной деятельности, тесно связан и опирается на изучение математики. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Сроки реализации программы: 1 год.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения курса
Курс ориентирован на достижение следующих результатов:
- овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
- привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;
- разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
Готовность и способность к саморазвитию.
Сформированность мотивации к обучению.
Самостоятельность мышления.
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Способность к самоорганизации.
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Овладение основами математической речи.
Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
Овладение основами пространственного воображения.
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
Умение работать в информационном поле.
Умение анализировать и интерпретировать данные.
Метапредметные результаты:
Готовность слушать собеседника, вести диалог.
Умение работать в информационной среде.
Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач
Адекватное оценивание результатов своей деятельности.
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Содержание курса
Курс включает в себя следующие разделы:
Натуральные числа и дроби (5 часов).
История возникновения цифр и чисел. Системы счисления. История нуля. Изобретение календаря. Возникновение денежной системы. История математических знаков. Магические квадраты.
Прямые на плоскости и в пространстве (3 часа).
Понятие прямой. Взаимное расположение прямых, их изображение на плоскости и в пространстве.
Текстовые задачи (5 часов).
Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности решения задач на работу.
Окружность и круг (4 часа).
Понятия окружность, шар, круг. Построение окружности, круга, шара подручными средствами. Решение задач на разрезание круга и шара. Изображение геометрических фигур, получившихся при разрезании. Практические применение
Проценты (5часов).
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного города в задачах на проценты.
Целые числа (6 часов).
Положительные и отрицательные числа в окружающей жизни ( экономика, здоровье, география, физика, психология и т.д.), построение фигур на координатной плоскости. преобразование фигур на координатной плоскости.
Знакомство с геометрией (5 часов).
Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигура.
Итоговое занятие. Защита проектов. (2 часа).
Тематическое планирование
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Натуральные числа и дроби. |
Возникновение цифр, чисел и математических знаков. Системы счисления. Возникновение денег. Изобретение календаря. | Формировать представление о возникновении и использовании чисел (различные системы счисления, денежная система, календари, т.д.) |
Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве. |
Взаимное расположение прямых в различных представлениях великих ученых. Изображение прямых на плоскости и в пространстве. | Развить представление о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве. Распознавать и строить прямые. Уметь работать с чертежными инструментами. Уметь приводить примеры расположения прямых в окружающей среде. |
Раздел 3. Текстовые задачи. |
Виды текстовых задач и этапы их решения. Решение задач арифметическими приемами. Решение задач методом составления уравнения. Задачи на движение. Задачи на работу. | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Раздел 4. Окружность и круг. |
Построение окружности и круга подручными средствами. Задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Задачи на разрезание круга и шара. | Развивать «геометрическое зрение». Уметь изображать геометрические фигуры чертежными инструментами и с помощью подручных средств. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. |
Раздел 5. Проценты. |
Понятие процента. Проценты в жизненных ситуациях. История города в задачах на проценты. | Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Приводить примеры использования отношений на практике. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. |
Раздел 6. Целые числа. |
Целые числа в физике, географии, психологии. Математика и здоровье человека. Экономика и математика. Построение фигур на координатной плоскости. | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш — проигрыш, выше - ниже уровня моря и т. п.). Изображать фигуры на координатной прямой. |
Раздел 7. Знакомство с геометрией. |
Треугольники. Виды четырехугольников. Правильные многоугольники. Задачи на разрезание и составление объемных фигур. | Уметь распознавать на чертежах, рисунках, и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Находить в окружающем мире плоские и пространственные фигуры. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания математики.
Литература для учителя
1. Власова Т.Г. «Предметная неделя в школе» - Ростов – на – Дону, «Феникс»,2007
2. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика на уроках в 5 – 11 классах» - Волгоград, издательство «Учитель» 2003.
3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики» - М.: Просвещение, 1989.
4. Житормирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране геометрии» - М.: «педагогика – Пресс», 1994.
5. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» - М., 1959.
6. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
7. Лоповок Л.М. «Математика на досуге» - М., Просвещение 1981.
8 .Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
9 .Пичурин Л.Ф. «за страницами учебника алгебры» - М., Просвещение, 1990.
10. Спивак А.В. «Математический праздник» - М.: Бюро Квантум, 2007
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы; - Решать задачи на смекалку, на сообразительность;
- Решать логические задачи;
- Работать в коллективе и самостоятельно;
- Расширить свой математический кругозор;
- Пополнить свои математические знания;
- Научиться работать с дополнительной литературой;
- Защищать свои творческие работы;
- Участвовать в математических олимпиадах.
Итогом реализации программы является :
- выполнение творческих проектов;
- защита проектов;
- выставка газет «Юный математик».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Формы контроля |
| план | факт | Раздел 1.Натуральные числа. (5 ч.) |
1 | | | Возникновение цифр, чисел и математических знаков | Записывать числа в различных системах счисления, уметь переводить деньги в различные денежные системы, составлять календарь. | 1 | |
2 | | | Системы счисления | 1 | |
3 | | | Возникновение денег | 1 | Реферат |
4 | | | Изобретение календаря | 1 | |
5 | | | Творческая работа «В мире чисел» | 1 | Творческая работа. Сказка. |
| | | Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве. (3 ч.) |
6 | | | Взаимное расположение прямых. | Распознавать и строить прямые. Уметь работать с чертежными инструментами. Уметь приводить примеры расположения прямых в окружающей среде. | 1 | |
|
7 | | | Изображение прямых на плоскости и в пространстве. | 1 | |
8 | | | Творческая работа « Прямые вокруг нас» | 1 | Творческая работа. Презентация. |
| | | Раздел 3. Текстовые задачи. (6 ч.) |
9 | | | Виды текстовых задач и этапы их решения. | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | 1 | |
|
10 | | | Решение задач арифметическим способом. | 1 | |
11 | | | Решение задач составлением уравнения. | 1 | Творческая работа. Буклет. |
12 | | | Задачи на движение. | 1 | |
13 | | | Задачи на работу. | 1 | |
14 | | | Решение задач. Творческая работа. | 1 | Творческая работа. Буклет. |
| | | Раздел 4. Окружность и круг. (4 ч.) |
15 | | | Построение окружности и круга подручными средствами. | Уметь изображать геометрические фигуры чертежными инструментами и с помощью подручных средств. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. | 1 | |
16 | | | Задачи на нахождение длины окружности и площади круга | 1 | |
17 | | | Задачи на разрезание круга и шара. | 1 | |
18 | | | Творческая работа «Окружность в природе» | 1 | Творческая работа. Презентация. |
| | | Раздел 5. Проценты. (5 ч.) |
19 | | | Проценты в жизненных ситуациях. | Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Приводить примеры использования процентов на практике. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). | 1 | |
20 | | | Проценты в жизненных ситуациях. | 1 | |
21 | | | История города в процентах | 1 | |
22 | | | Решение задач на проценты | 1 | |
23 | | | Проценты. Творческая работа.. | 1 | Творческая работа. Буклет. |
| | | Раздел 6. Целые числа. (5 ч.) |
24 | | | Целые числа в физике, географии, психологии. | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш — проигрыш, выше - ниже уровня моря и т. п.). Изображать фигуры на координатной прямой. | 1 | |
25 | | | Математика и здоровье человека. | 1 | |
26 | | | Экономика и математика. | 1 | |
27 | | | Построение фигур на координатной плоскости. | 1 | |
28 | | | Творческая работа «Положительные и отрицательные числа вокруг нас». | 1 | Творческая работа. Сообщение. |
| | | Раздел 7. В стране геометрических фигур. (5 ч.) |
29 | | | Треугольники. | Уметь распознавать на чертежах, рисунках, и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Находить в окружающем мире плоские и пространственные фигуры. | 1 | |
|
30 | | | Виды четырех угольников. | 1 | |
31 | | | Правильные многогранники. | 1 | |
32 | | | Задачи на составление объемных фигур. | 1 | |
33 | | | Творческая работа. «Сказки о геометрических фигурах». | 1 | |
34 35 | | | Итоговое занятие. Защита проекта «Математика вокруг нас». | | 2 | Защита проекта. |
| | | Всего | | 35часов | |