СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика в окружающем мире". 5 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, т. к. в ней прослеживается непразрывная связь теории с практикой. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с  ситуациями в повседневной жизни. Курс рекомендован для обучающихся 5 класса, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика в окружающем мире". 5 класс.»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Математика в окружающем мире »

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать, образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Внеурочная деятельность школьников -- это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентиро­вана на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспита­тельную и социально-педагогическую направленность.

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире», являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»

4. Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015г № 08-1228 «О направлении рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Военно-морской лицей».

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения)

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся умения связывать свои знания с окружающей жизнью. Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 5 класса. Направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений.

Курс рекомендован для обучающихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активного и заинтересованного познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе, видеть необходимость изучения темы и ее применение.

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям.

Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.

Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.

Целью реализации внеурочной программы по математике в 5 классе основного общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта, развитие способности применять знания, умения и практический опыт в реальной жизни. Данная программа должна:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни);

-научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками;

-научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;

-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку.

Цели программы:


  • Сформировать интерес к изучению математики;

  • Повышение математической культуры;

  • Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся;

  • Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.


Задачи программы:

  1. Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие,

самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную

успешность.

  1. Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,

уникальности и неповторимости.

  1. Организовать творческую деятельность учащихся 5 классов по практическому

применению знаний по математике в жизненных ситуациях.

  1. Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования

явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную

организацию работы.

5.Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).

6. Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

7. Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.

Общая характеристика учебного курса


Программа построена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривается проведение традиционных и обобщающих уроков, практических занятий, игровых занятий. Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися тестов, графических и творческих работ, защиту проектов. Особое место в овладении данным курсом отводится проектной работе.

Реализация программы ориентирована на новые подходы в организации общения. сотрудничества на уроках. Используются активные формы работы: «учитель – ученик», парная и групповая работа.

Изучение курса завершается защитой проекта.

Описание места курса в учебном плане


Курс входит в учебный план в числе дисциплин внеурочной деятельности, тесно связан и опирается на изучение математики. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов.

Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в эн­циклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источ­ником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также стар­шие учащиеся.

Сроки реализации программы: 1 год.


Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения курса


Курс ориентирован на достижение следующих результатов:

- овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

- привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;

- разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.

Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

  1. Готовность и способность к само­развитию.

  2. Сформированность мотивации к обучению.

  3. Самостоятельность мышления.

  4. Заинтересованность в расширении и уг­лублении получаемых математиче­ских знаний

  5. Способность пре­одолевать трудно­сти, доводить нача­тую работу до ее завершения.

  6. Готовность исполь­зовать получаемую математическую подготовку в учеб­ной деятельности при решении прак­тических задач, воз­никающих в повсе­дневной жизни.

  7. Высказывать собст­венные суждения и давать им обосно­вание.

  8. Способность к самоорганизации.

  9. Владение коммуни­кативными умения­ми с целью реали­зации возможностей успешного сотруд­ничества с учите­лем и учащимися класса при работе в парах.

Предметные результаты:

  1. Овладение умениями распознавать и изобра­жать геомет­рические фигуры

  2. Овладение основами логиче­ского и алгоритмического мышления. Умение пред­ставлять, анализировать и интерпретировать данные.

  3. Овладение основами математической речи.

  4. Умение приме­нять полученные мате­матические знания для решения учебно-практических задач.

  5. Ов­ладение основами про­странственного вообра­жения.

  6. Умение самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его.

  7. Умение работать в информационном поле.

  8. Умение анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметные результаты:

  1. Готовность слушать собеседника, вести диалог.

  2. Умение работать в информационной среде.

  3. Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач

  4. Адекватное оцени­вание результатов своей деятель­ности.

  5. Понимание причи­ны неуспешной учебной деятель­ности и способ­ность конструктив­но действовать в условиях неуспеха.

  6. Планирование, кон­троль и оценка учебных действий; определение наи­более эффективно­го способа дости­жения результата.

  7. Понимание и при­нятие учебной за­дачи, поиск и нахождение спо­собов ее решения.


Содержание курса

Курс включает в себя следующие разделы:

Натуральные числа и дроби (5 часов).

История возникновения цифр и чисел. Системы счисления. История нуля. Изобретение календаря. Возникновение денежной системы. История математических знаков. Магические квадраты.

Прямые на плоскости и в пространстве (3 часа).

Понятие прямой. Взаимное расположение прямых, их изображение на плоскости и в пространстве.

Текстовые задачи (5 часов).

Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности решения задач на работу.

Окружность и круг (4 часа).

По­нятия окружность, шар, круг. Построение окружности, круга, шара подручными средствами. Решение задач на разрезание круга и шара. Изображение геометрических фигур, получившихся при разрезании. Практические применение

Проценты (5часов).

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного города в задачах на проценты.

Целые числа (6 часов).

Положительные и отрицательные числа в окружающей жизни ( экономика, здоровье, география, физика, психология и т.д.), построение фигур на координатной плоскости. преобразование фигур на координатной плоскости.

Знакомство с геометрией (5 часов).

Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигура.

Итоговое занятие. Защита проектов. (2 часа).

Тематическое планирование

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Натуральные числа и дроби.

Возникновение цифр, чисел и математических знаков. Системы счисления. Возникновение денег. Изобретение календаря.

Формировать представление о возникновении и использовании чисел (различные системы счисления, денежная система, календари, т.д.)

Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве.

Взаимное расположение прямых в различных представлениях великих ученых. Изображение прямых на плоскости и в пространстве.

Развить представление о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве.

Распознавать и строить прямые.

Уметь работать с чертежными инструментами. Уметь приводить примеры расположения прямых в окружающей среде.

Раздел 3. Текстовые задачи.

Виды текстовых задач и этапы их решения. Решение задач арифметическими приемами. Решение задач методом составления уравнения. Задачи на движение. Задачи на работу.

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ.

Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Раздел 4. Окружность и круг.

Построение окружности и круга подручными средствами. Задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Задачи на разрезание круга и шара.

Развивать «геометрическое зрение».

Уметь изображать геометрические фигуры чертежными инструментами и с помощью подручных средств.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Раздел 5. Проценты.

Понятие процента. Проценты в жизненных ситуациях. История города в задачах на проценты.

Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержа­щей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их.

Приводить примеры использования отношений на практике.

Решать задачи на проценты и дроби (в том числе за­дачи из реальной практики, используя при необходимос­ти калькулятор).

Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач.


Раздел 6. Целые числа.

Целые числа в физике, географии, психологии. Математика и здоровье человека. Экономика и математика. Построение фигур на координатной плоскости.

Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (темпе­ратура, выигрыш — проигрыш, выше - ниже уровня моря и т. п.).

Изображать фигуры на координатной прямой.


Раздел 7. Знакомство с геометрией.

Треугольники. Виды четырехугольников. Правильные многоугольники. Задачи на разрезание и составление объемных фигур.

Уметь распознавать на чертежах, рисунках, и моделях гео­метрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные).

Приводить примеры аналогов гео­метрических фигур в окружающем мире.

Изображать геометрические фигуры и их конфигу­рации от руки и с использованием чертежных инструмен­тов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Находить в окружающем мире плоские и простран­ственные фигуры.







ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания математики.

Литература для учителя


1. Власова Т.Г. «Предметная неделя в школе» - Ростов – на – Дону, «Феникс»,2007

2. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика на уроках в 5 – 11 классах» - Волгоград, издательство «Учитель» 2003.

3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики» - М.: Просвещение, 1989.

4. Житормирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране геометрии» - М.: «педагогика – Пресс», 1994.

5. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» - М., 1959.

6. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995

7. Лоповок Л.М. «Математика на досуге» - М., Просвещение 1981.

8 .Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984

9 .Пичурин Л.Ф. «за страницами учебника алгебры» - М., Просвещение, 1990.

10. Спивак А.В. «Математический праздник» - М.: Бюро Квантум, 2007


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА



- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы; - Решать задачи на смекалку, на сообразительность;

- Решать логические задачи;

- Работать в коллективе и самостоятельно;

- Расширить свой математический кругозор;

- Пополнить свои математические знания;

- Научиться работать с дополнительной литературой;

- Защищать свои творческие работы;

- Участвовать в математических олимпиадах.

Итогом реализации программы является :

- выполнение творческих проектов;

- защита проектов;

- выставка газет «Юный математик».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов

Формы контроля


план

факт

Раздел 1.Натуральные числа. (5 ч.)

1



Возникновение цифр, чисел и математических знаков

Записывать числа в различных системах счисления, уметь переводить деньги в различные денежные системы, составлять календарь.

1


2



Системы счисления

1


3



Возникновение денег

1

Реферат

4



Изобретение календаря

1


5



Творческая работа «В мире чисел»

1

Творческая работа.

Сказка.




Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве. (3 ч.)

6



Взаимное расположение прямых.

Распознавать и строить прямые.

Уметь работать с чертежными инструментами. Уметь приводить примеры расположения прямых в окружающей среде.

1



7



Изображение прямых на плоскости и в пространстве.

1


8



Творческая работа « Прямые вокруг нас»

1

Творческая работа.

Презентация.




Раздел 3. Текстовые задачи. (6 ч.)

9



Виды текстовых задач и этапы их решения.

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

1



10



Решение задач арифметическим способом.

1


11



Решение задач составлением уравнения.

1

Творческая

работа.

Буклет.

12



Задачи на движение.

1


13



Задачи на работу.

1


14



Решение задач. Творческая работа.

1

Творческая

работа.

Буклет.




Раздел 4. Окружность и круг. (4 ч.)

15



Построение окружности и круга подручными средствами.

Уметь изображать геометрические фигуры чертежными инструментами и с помощью подручных средств.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

1


16



Задачи на нахождение длины окружности и площади круга

1


17



Задачи на разрезание круга и шара.

1


18



Творческая работа «Окружность в природе»

1

Творческая

работа.

Презентация.




Раздел 5. Проценты. (5 ч.)

19



Проценты в жизненных ситуациях.

Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержа­щей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их.

Приводить примеры использования процентов на практике.

Решать задачи на проценты и дроби (в том числе за­дачи из реальной практики, используя при необходимос­ти калькулятор).

1


20



Проценты в жизненных ситуациях.

1


21



История города в процентах

1


22



Решение задач на проценты

1


23



Проценты. Творческая работа..

1

Творческая

работа.

Буклет.




Раздел 6. Целые числа. (5 ч.)

24



Целые числа в физике, географии, психологии.

Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (темпе­ратура, выигрыш — проигрыш, выше - ниже уровня моря и т. п.).

Изображать фигуры на координатной прямой.

1


25



Математика и здоровье человека.

1


26



Экономика и математика.

1


27



Построение фигур на координатной плоскости.

1


28



Творческая работа «Положительные и отрицательные числа вокруг нас».

1

Творческая работа.

Сообщение.




Раздел 7. В стране геометрических фигур. (5 ч.)

29



Треугольники.

Уметь распознавать на чертежах, рисунках, и моделях гео­метрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные).

Приводить примеры аналогов гео­метрических фигур в окружающем мире.

Изображать геометрические фигуры и их конфигу­рации от руки и с использованием чертежных инструмен­тов. Находить в окружающем мире плоские и простран­ственные фигуры.


1



30



Виды четырех угольников.

1


31



Правильные многогранники.

1


32



Задачи на составление объемных фигур.

1


33



Творческая работа. «Сказки о геометрических фигурах».

1


34

35



Итоговое занятие. Защита проекта «Математика вокруг нас».


2

Защита проекта.




Всего


35часов