СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Забавы Донских казачат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС направлена на изучение казачьих игр, фольклора, устного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Забавы Донских казачат"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская казачья средняя общеобразовательная школа №1

Каменского района Ростовской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Глубокинской

казачьей СОШ №1

Приказ от ____________ №_______


Подпись руководителя_______________О.И.Кандалова

Печать



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Забавы Донских казачат

Направление внеурочной

деятельности: общекультурное

Форма организации

внеурочной деятельности: творческое объединение


Уровень общего образования (класс) начальное общее, 3 класс

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов 33ч


Учитель Айрапетян Наталья Николаевна (1 квалификационная категория



Программа разработана на основе_____________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(указать примерную программу / программы, издательство, год издания при наличии)










2017- 2018 уч.год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена согласно требованиям нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации (ст.43).

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012г. №1060);

- Письмо Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 19.04.2011г. № 03-255

- Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 12 мая 2011г . №03-296.

- Устав МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1

- Локальные акты МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1

-Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Забавы Донских казачат» регионального учебно-методического комплекса «Доноведение»/ сост. Е. Ю .Сухаревская. - Ростов-на-Дону: «Издательство Баро -Пресс», 2014.-64с.

Цели и задачи программы:




  • Формирование уважительного отношения к культуре казачества

  • Создание положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине

  • Развития активной, гармонически развитой личности

  • Развитие внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве

  • Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи



  • воспитание в семье;

  • воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;

  • воспитание внешкольными формами обучения на основе культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры

Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие факторы:

  • во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

  • во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

Результаты освоения внеурочной программы.

  • Личностные результаты:

  • ● понимание важности знания истории своей малой родины;

  • ● развитие личностных качеств, которые базируются на знании культуры Донского края;

  • ● формирование личности гражданина и патриота

  • Регулятивные УУД:

  • ● ориентироваться в различных точках зрения на историю казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;

  • ● планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • ● контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;

  • ● самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.

  • Познавательные УУД:

  • ● знать культурно-бытовые особенности жизни донских казаков;

  • ● знать основные понятия, характеризующие особенности культуры Донского края;

  • Знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания;

  • Знать основы мировоззрения донских казаков;

  • ● уметь наблюдать, делать выводы;

  • ● задавать вопросы, уточняя непонятное;

  • Коммуникативные УУД:

  • ● сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;

  • ● выполнять требования и условия ролевых игр;

  • ● учиться договариваться и приходить к общему решению;

  • ● формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;

  • ● осуществлять взаимопомощь.





Содержание курса

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Программа «Казачьи игры» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. Программа вызывают положительные эмоции, развивает тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных казачьих играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте и т.д. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются казачьи игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Программа «Казачьи игры» организуется во внеурочной воспитательно-оздоровительной работе с учащимися. Программа реализуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, правилами личной безопасности, гигиены. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их. Программа «Казачьи игры» рассчитана на 1 год обучения – 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю.

























Наименование раздела, темы

Количество часов





Всего

Теория

Практика

1

5.09

5.09

Казаки.

Загадки для казачат


1


1

2

12.09

12.09

Грыбаки.

Донские пословицы и поговорки.


1


1

3

19.09

19.09

Каши. Донские потешки и небывальщины.


1


1

4.

26.09

26.09

Обыкновенный жгут. Сочинение своих пословиц и поговорок.


1


1

5

3.10.

3.10.

Просо. Беседа, исполнение, книжка-малышка.


1


1

6

10.10

10.10

«Заря». Покровская ярмарка.

1


1

7

17.10

17.10

«Иголка, нитка и узелок».

Казачьи песни. 

1


1

8

24.10

24.10

«Ловишка в кругу». 

Казачьи песни. 

1


1

9

7.11

7.11

«Снежинки, ветер и мороз». Казачьи народные сказки

1


1

10

14.11

14.11

«Ляпка». Казачьи народные сказки 

1


1

11

21.11

21.11

«Пятнашки» Казачьи народные сказки

1


1

12

28.11

28.11

«Салки» Казачьи игры и забавы.


1


11

13

5.12

5.12

Чехарда: Казачьи игры и забавы.




1


1

14

12.12

12.12

Нагайка и кнут


1


1

15

19.12

19.01

Обкидывание шерстяными клубками

Казачьи игры и забавы.


1


1

16

9.01

9.01

Лёвкин-хвост Казачьи игры и забавы.




1


1

17

16.01.

16.01.

Дядя Трифон Рождество Христово. Рождественский вертеп. Святки.




1


1

18

23.01

23.01

Дрёма Рождество Христово. Рождественский вертеп. Святки.




1


1

19

20

30.01

6.02

30.01

6.02

Пугало Казачьи игры и забавы.




2


2

21

13.02

13.02

Веретено Казачьи игры и забавы.




1


1

22

20.02

20.02

«Плетень». Казачьи игры и забавы.




1


1

23

27.02

27.02

«Перетяжка» Казачьи игры и забавы.




1


1

24

6.03

6.03

«Горячее место». Казачьи игры и забавы.




1


1

25

13.03

13.03

Забавы с камнями

Казачьи посиделки


1


1

26

20.03

20.03

"Снять шапку".

Казачьи посиделки


1


1

27

3.04

3.04

"Вытолкнуть из круга" (с палкой)

Казачьи посиделки


1


1

28

10.04

10.04

. "Вырвать репу" (с палкой).

Казачьи посиделки


1


1

29

17.04

17.04

"Положить на спину" (с палкой) Пасха

Казачьи посиделки




1


1

30

24.04

24.04

"Бульдозер"». Казачьи игры и забавы.




1


1

31

8.05

8.05

. "Опуститься плавно".

». Казачьи игры и забавы.


1


1

32

15.05

15.05

"». Казачьи игры и забавы.

Слепой щенок".


1


1

33

22.05

22.05

"Кетоврасы".

». Казачьи игры и забавы.


1


1



Всего:

33


33









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


п.п.

Средства

Перечень средств

1

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

Лащилин Б. С. Донские родники: Казачий фольклор (обряды, сказы, былины, песни, частушки, пословицы и загадки), очерки / Борис Лащилин; сост. и предисл. О. А. Тихомировой. Воронеж: Серебряная гора, 2008

Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010.

Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.- Ростов-на-Дону, 2009.

Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. - 79 с.

2

Технические, электронные средства обучения и контроля знаний учащихся


3

Цифровые образовательные ресурсы

Компьютер, мультимедиа




























ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Дата внесения изменений, дополнений

Тема, дата занятия

Согласование с курирующим заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись










































































































«РАССМОТРЕНО»

Руководитель школьного

методического объединения

_______________

подпись

___________________________

ФИО

«_____» ______________ 20____г.

«РЕКОМЕНДОВАНО»

Протокол заседания МС

МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1

«_____» ___________ 20____г. № ___


_______________

подпись

___________________________

ФИО


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УР

_______________

подпись

___________________________

ФИО

«_____» ______________ 20____г.