Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская казачья средняя общеобразовательная школа №1
Каменского района Ростовской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Глубокинской
казачьей СОШ №1
Приказ от ____________ №_______
Подпись руководителя_______________О.И.Кандалова
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Забавы Донских казачат
Направление внеурочной
деятельности: общекультурное
Форма организации
внеурочной деятельности: творческое объединение
Уровень общего образования (класс) начальное общее, 3 класс
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов 33ч
Учитель Айрапетян Наталья Николаевна (1 квалификационная категория
Программа разработана на основе_____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(указать примерную программу / программы, издательство, год издания при наличии)
2017- 2018 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена согласно требованиям нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации (ст.43).
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012г. №1060);
- Письмо Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 19.04.2011г. № 03-255
- Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 12 мая 2011г . №03-296.
- Устав МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1
- Локальные акты МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1
-Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Забавы Донских казачат» регионального учебно-методического комплекса «Доноведение»/ сост. Е. Ю .Сухаревская. - Ростов-на-Дону: «Издательство Баро -Пресс», 2014.-64с.
Цели и задачи программы:
Формирование уважительного отношения к культуре казачества
Создание положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине
Развития активной, гармонически развитой личности
Развитие внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи
Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры
Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие факторы:
во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Результаты освоения внеурочной программы.
Личностные результаты:
● понимание важности знания истории своей малой родины;
● развитие личностных качеств, которые базируются на знании культуры Донского края;
● формирование личности гражданина и патриота
Регулятивные УУД:
● ориентироваться в различных точках зрения на историю казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
● планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
● контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
● самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
● знать культурно-бытовые особенности жизни донских казаков;
● знать основные понятия, характеризующие особенности культуры Донского края;
Знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания;
Знать основы мировоззрения донских казаков;
● уметь наблюдать, делать выводы;
● задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:
● сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
● выполнять требования и условия ролевых игр;
● учиться договариваться и приходить к общему решению;
● формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
● осуществлять взаимопомощь.
Содержание курса
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Программа «Казачьи игры» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. Программа вызывают положительные эмоции, развивает тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных казачьих играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте и т.д. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются казачьи игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Программа «Казачьи игры» организуется во внеурочной воспитательно-оздоровительной работе с учащимися. Программа реализуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, правилами личной безопасности, гигиены. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их. Программа «Казачьи игры» рассчитана на 1 год обучения – 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю.
№ | | | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| | | | Всего | Теория | Практика |
1 | 5.09 | 5.09 | Казаки. Загадки для казачат | 1 | | 1 |
2 | 12.09 | 12.09 | Грыбаки. Донские пословицы и поговорки. | 1 | | 1 |
3 | 19.09 | 19.09 | Каши. Донские потешки и небывальщины. | 1 | | 1 |
4. | 26.09 | 26.09 | Обыкновенный жгут. Сочинение своих пословиц и поговорок. | 1 | | 1 |
5 | 3.10. | 3.10. | Просо. Беседа, исполнение, книжка-малышка. | 1 | | 1 |
6 | 10.10 | 10.10 | «Заря». Покровская ярмарка. | 1 | | 1 |
7 | 17.10 | 17.10 | «Иголка, нитка и узелок». Казачьи песни. | 1 | | 1 |
8 | 24.10 | 24.10 | «Ловишка в кругу». Казачьи песни. | 1 | | 1 |
9 | 7.11 | 7.11 | «Снежинки, ветер и мороз». Казачьи народные сказки | 1 | | 1 |
10 | 14.11 | 14.11 | «Ляпка». Казачьи народные сказки | 1 | | 1 |
11 | 21.11 | 21.11 | «Пятнашки» Казачьи народные сказки | 1 | | 1 |
12 | 28.11 | 28.11 | «Салки» Казачьи игры и забавы. | 1 | | 11 |
13 | 5.12 | 5.12 | Чехарда: Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
14 | 12.12 | 12.12 | Нагайка и кнут | 1 | | 1 |
15 | 19.12 | 19.01 | Обкидывание шерстяными клубками Казачьи игры и забавы. | 1 | | 1 |
16 | 9.01 | 9.01 | Лёвкин-хвост Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
17 | 16.01. | 16.01. | Дядя Трифон Рождество Христово. Рождественский вертеп. Святки.
| 1 | | 1 |
18 | 23.01 | 23.01 | Дрёма Рождество Христово. Рождественский вертеп. Святки.
| 1 | | 1 |
19 20 | 30.01 6.02 | 30.01 6.02 | Пугало Казачьи игры и забавы.
| 2 | | 2 |
21 | 13.02 | 13.02 | Веретено Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
22 | 20.02 | 20.02 | «Плетень». Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
23 | 27.02 | 27.02 | «Перетяжка» Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
24 | 6.03 | 6.03 | «Горячее место». Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
25 | 13.03 | 13.03 | Забавы с камнями Казачьи посиделки | 1 | | 1 |
26 | 20.03 | 20.03 | "Снять шапку". Казачьи посиделки | 1 | | 1 |
27 | 3.04 | 3.04 | "Вытолкнуть из круга" (с палкой) Казачьи посиделки | 1 | | 1 |
28 | 10.04 | 10.04 | . "Вырвать репу" (с палкой). Казачьи посиделки | 1 | | 1 |
29 | 17.04 | 17.04 | "Положить на спину" (с палкой) Пасха Казачьи посиделки
| 1 | | 1 |
30 | 24.04 | 24.04 | "Бульдозер"». Казачьи игры и забавы.
| 1 | | 1 |
31 | 8.05 | 8.05 | . "Опуститься плавно". ». Казачьи игры и забавы. | 1 | | 1 |
32 | 15.05 | 15.05 | "». Казачьи игры и забавы. Слепой щенок". | 1 | | 1 |
33 | 22.05 | 22.05 | "Кетоврасы". ». Казачьи игры и забавы. | 1 | | 1 |
| | Всего: | 33 | | 33 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | Учебно-лабораторное оборудование и приборы | Лащилин Б. С. Донские родники: Казачий фольклор (обряды, сказы, былины, песни, частушки, пословицы и загадки), очерки / Борис Лащилин; сост. и предисл. О. А. Тихомировой. Воронеж: Серебряная гора, 2008 Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.- Ростов-на-Дону, 2009. Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. - 79 с. |
2 | Технические, электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | |
3 | Цифровые образовательные ресурсы | Компьютер, мультимедиа |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата внесения изменений, дополнений | Тема, дата занятия | Согласование с курирующим заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
«РАССМОТРЕНО» Руководитель школьного методического объединения _______________ подпись ___________________________ ФИО «_____» ______________ 20____г. | «РЕКОМЕНДОВАНО» Протокол заседания МС МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1 «_____» ___________ 20____г. № ___ _______________ подпись ___________________________ ФИО | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР _______________ подпись ___________________________ ФИО «_____» ______________ 20____г. |