СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработана программа с календарным планированием. рассчитано на 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Пояснительная записка.




Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.

В ходе реализации программы «Хочу всё знать» обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа основывается на интересе, потребностях школьников и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «Хочу всё знать»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы

Содержание данной программы соответствует возрастным особенностям школьников. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.


Место курса в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю – 34 ч.



Планируемые результаты изучения курса (формируемые УУД)



Личностные и метапредметные результаты: формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Регулятивные

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату

Познавательные - умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

Коммуникативные - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) - умение координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Требования к уровню подготовки обучающихся:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.



Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Литература:

Энциклопедия «Всё обо всём»

Интернет-ресурсы



































Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Наш мир

1-4


  • Наш точный адрес во Вселенной. Каков возраст Земли.

  • Что такое Пангея?

  • Землетрясения, наводнения, цунами, смерч, ураган, тайфун.

  • Одни ли мы во Вселенной?

Просмотр обучающих видео фильмов, мультфильмов, беседа, анализ.

Работа с картой.

Это интересно

5-9


*Кто такая «речная лошадь» и когда распускается «меч гладиаторов»?

*Любите ли вы «бегущую ягоду»?

*Когда возникли школы?

*Почему на Рождество наряжают деревья?

*Как возникли часовые пояса и сколько раз в России можно встреть Новый Год?

Узнаем, откуда произошли названия животных и растений? Узнаем, откуда произошли названия фруктов и овощей?

Узнаем о первых школах.

Узнаем о традициях.

Человеческое тело

10-13


*Температура тела.

*С какой скоростью течёт в нас кровь?

*Зачем нам нужен кислород?

*Какие витамины нам нужны?

Узнаем, как контролируется температура тела и почему поднимется температура, когда мы болеем; как мы дышим и какие витамины нам нужны.

Чудеса света

14-17


  • Египетские пирамиды в Эль-Гизе, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского

  • Мавзолей в Галикарнасе, храм Артемиды Эфесской, фаросский маяк, Колосс Родосский

  • Великая Китайская Стена, комплекс Петра в Иордании, Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро

  • Город древних инков Мачу-Пикчу в Перу, Пирамида древних майя Чичен-Ица, Римский Колизей, Индийский Тадж-Махал

История открытия чудес света, возникновение новых


Чудеса природы

18-21


  • Озеро Байкал, озеро дёгтя, озеро Чад

  • Камчатка, Курильске острова, Исландия

  • Водопады Анхель, Ниагарский, Игуасу, Илья Муромец

  • Пустыни Гоби, Сахара, Каракумы

Знакомство с чудесами природы. Виртуальное путшествие.

Загадки природы

22-26


  • Как изучают подводный мир. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

  • Загадочный мир пещер. Кто такие спелеологи? Сталактиты и сталагмиты.

  • Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? 

  • По следам снежного человека.

  • Что такое НЛО?

Как изучают подводный мир. Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Планета спорта

27-30


  • Интеллектуальные виды спорта

  • Экстремальные виды спорта

  • Национальные виды спорта

  • Такой разный спорт

Разнообразие видов спорта, особенности

31-32


Проектная деятельность

Выбор тем проектов, выбор литературы, формы защиты.

33-34



Подведение итогов.

Ученическая конференция.

Заключение

Что мы узнали и чему научились за год.