Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.
В ходе реализации программы «Хочу всё знать» обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа основывается на интересе, потребностях школьников и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Хочу всё знать»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание программы
Содержание данной программы соответствует возрастным особенностям школьников. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Место курса в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю – 34 ч.
Планируемые результаты изучения курса (формируемые УУД)
Личностные и метапредметные результаты: формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные - умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) - умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Требования к уровню подготовки обучающихся:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Литература:
Энциклопедия «Всё обо всём»
Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания |
Наш мир |
1-4 | | Наш точный адрес во Вселенной. Каков возраст Земли. Что такое Пангея? Землетрясения, наводнения, цунами, смерч, ураган, тайфун. Одни ли мы во Вселенной? | Просмотр обучающих видео фильмов, мультфильмов, беседа, анализ. Работа с картой. |
Это интересно |
5-9 | | *Кто такая «речная лошадь» и когда распускается «меч гладиаторов»? *Любите ли вы «бегущую ягоду»? *Когда возникли школы? *Почему на Рождество наряжают деревья? *Как возникли часовые пояса и сколько раз в России можно встреть Новый Год? | Узнаем, откуда произошли названия животных и растений? Узнаем, откуда произошли названия фруктов и овощей? Узнаем о первых школах. Узнаем о традициях. |
Человеческое тело |
10-13 | | *Температура тела. *С какой скоростью течёт в нас кровь? *Зачем нам нужен кислород? *Какие витамины нам нужны? | Узнаем, как контролируется температура тела и почему поднимется температура, когда мы болеем; как мы дышим и какие витамины нам нужны. |
Чудеса света |
14-17 | | Египетские пирамиды в Эль-Гизе, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского Мавзолей в Галикарнасе, храм Артемиды Эфесской, фаросский маяк, Колосс Родосский Великая Китайская Стена, комплекс Петра в Иордании, Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро Город древних инков Мачу-Пикчу в Перу, Пирамида древних майя Чичен-Ица, Римский Колизей, Индийский Тадж-Махал | История открытия чудес света, возникновение новых |
Чудеса природы |
18-21 | | Озеро Байкал, озеро дёгтя, озеро Чад Камчатка, Курильске острова, Исландия Водопады Анхель, Ниагарский, Игуасу, Илья Муромец Пустыни Гоби, Сахара, Каракумы | Знакомство с чудесами природы. Виртуальное путшествие. |
Загадки природы |
22-26 | | Как изучают подводный мир. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Кто такие спелеологи? Сталактиты и сталагмиты. Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? По следам снежного человека. | Как изучают подводный мир. Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. |
Планета спорта |
27-30 | | | Разнообразие видов спорта, особенности |
31-32 | | Проектная деятельность | Выбор тем проектов, выбор литературы, формы защиты. |
33-34 | | Подведение итогов. Ученическая конференция. | Заключение Что мы узнали и чему научились за год. |