СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вопросы анатомии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс анатомии и физиологии человека занимает особое место при изучении биологии в школе. Это обусловлено высокой степенью значимости предлагаемой информации для повседневной жизни каждого человека, повышенным интересом обучающихся к данному разделу. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вопросы анатомии"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сергеевка

Хабаровского муниципального района



РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно - географического цикла

Протокол №____ от _____

__________А.С. Ротова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______/А.И. Поденкова/

____________2018г

УТВЕРЖДАЮ

Председатель педагогического совета

______/Н.В. Юрченко/

Протокол №_____

от __________2018г.



Рабочая программа внеурочной деятельности:

«Вопросы анатомии»

7 «А» класс

срок реализации: 1 год

срок освоения: 1-й год







Составлена: учителем биологии

первой категории

МКОУ СОШ с. Сергеевка

А.С. Ротовой









2018 г.



Пояснительная записка

Курс анатомии и физиологии человека занимает особое место при изучении биологии в школе. Это обусловлено высокой степенью значимости предлагаемой информации для повседневной жизни каждого человека, повышенным интересом обучающихся к данному разделу. Тем не менее, в рамках школьной программы учитель постоянно сталкивается с дефицитом времени, необходимого для формирования элементарных практических умений, касающихся изучения особенностей человеческого организма.


Цель данного курса – создание мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения выпускниками основной школы.

Основные задачи курса:

• расширить предметные знания школьников о строении и функциях человеческого организма;

• углубить знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека;

• способствовать повышению интереса обучающихся к самопознанию;

• продолжить освоение умений, связанных с контролем за деятельностью своего организма;

• продолжить формирование навыков исследовательской деятельности в области естественных наук;

• способствовать развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся (использование различных источников информации, сотрудничество при работе в группах, ведение дискуссии, представление докладов и результатов исследований);

• продолжить формирование валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

• основные понятия, связанные со строением и функционированием

организма человека;

• методы проведения научных исследований, применяющиеся при изучении анатомии и физиологии человека;

• качественные и количественные показатели, характеризующие функциональное состояние организма человека;

• правила здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

• проводить самонаблюдение и оценивать некоторые функциональные

параметры своего организма;

• проводить эксперименты, связанные с изучением строения, функций

и возможностей организма человека, анализировать, обобщать собранные

данные, представлять результаты;

• объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;

• получать знания о строении организма человека самостоятельно путем работы с различными источниками информации;

• соблюдать правила работы в парах, группах;

• участвовать в беседах, дискуссиях, корректно отстаивать свою точку

зрения, выслушивать мнение товарищей;

• готовить письменные и устные отчеты о результатах исследовательской деятельности.


Результаты обучения

Личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, способности обу­чающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обу­чению и познанию, осознанному выбору и построению инди­видуальной траектории образования;

• знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих техно­логий;

• формирование ценностного отношения к собственному психологи­ческому здоровью и толерантного отношения к окружающим;

• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма;

• формирование способности к конструктивному повседневному и дело­вому общению; овладение приемами саморегуляции в стрессовых си­туациях, развитие умения творчески преодолевать конфликты;

• формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудни­честве со сверстниками, педагогами;

• формирование универсальных учебных действий; развитие творческого мышления учащихся.

Метапредметные:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятель­ности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные дан­ные, делать выводы из исследования;

• умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять са­моконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;

• умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной дея­тельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной дея­тельности;

• развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

• формирование умений работать с различными источниками инфор­мации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, спра­вочниками, Internet, формирование ИКТ-компетенции;

• развитие умения анализа статистических данных, их обработки, со­ставления диаграмм, таблиц, схем;

• формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, на­выков совместной деятельности в коллективе.

Предметные:

• формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования человеческого организма.

• формирование знаний о органах и системах органах своего организма.

• овладение приёмами коммуникации; развитие у школьников конструк­тивных способов взаимодействия в социуме;

• овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, проведение простейших исследований, постановка экспериментов и объяснение их результатов).


Занятия в рамках курса «Вопросы анатомии» имеют практическую направленность, лекционную форму занятий.

Специфическим для данного курса по выбору является метод самонаблюдения. Он заключается в проведении наблюдений и простейших опытов над собственным организмом. Самонаблюдение может проводиться в классе и дома. Например, исследование индивидуальных особенностей оценки степени утомления. Метод самонаблюдения способствует повышению интереса к исследованию своего организма, его состояния и возможностей.

Частично-поисковый метод используется при проведении дискуссий, обсуждении результатов работ. Усвоение знаний и умений происходит путем аналитической деятельности, интеллектуального поиска. Вопросы для обсуждения подбираются так, чтобы ученики имели возможность дать оценку, сделать самостоятельное заключение, вывод.

Успешность изучения курса зависит от форм организации познавательной деятельности учащихся. Индивидуальная деятельность, позволяющая учесть особенности ребенка, используется при выполнении самонаблюдений, некоторых исследовательских и практических работ.

Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.

Групповая форма работы, а также работа в парах постоянного состава уместна при проведении большинства практических работ. В процессе совместной работы реализуется потребность школьников в общении, в предъявлении своих знаний, совершенствуется умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Все это способствует развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся.

Формы проверки знаний и умений учащихся включают:

• текущий контроль

• тематический контроль

• зачетный практикум

• обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации результатов

проведенных исследований.


Данный курс предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.


Содержание курса.

Введение. История развития науки анатомии как части биологии, методы изуче­ния. Правила поведения в кабинете биологии. Методы изучения организма человека Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии.

Опора и движение. Скелет человека. Опора и движение организма. У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных. Части костного аппарата. Пропорции тела. Рост человека. Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения. Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой. Скелет человека в будущем. Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета. Работа мышц нашего тела. Утомление и отдых. Практическая работа № 3. Оценка степени утомления.

Внутренняя среда организма. Кровь. Красные клетки крови. Защитные свойства крови. « Людской мор» Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета. И. Мечников- рыцарь борьбы с болезням. Антибиотики. Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость.

Кровеносная система человека. Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография В.Гарвея. Движение крови в сосудах. Давление крови. Практическая работа № 4. Измерение артериального давления. Сердце. Работоспособность сердца. Болезни и лечение сердца.

Органы дыхания. Дыхание. Как надо дышать. Лабораторная работа № 5. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и после дозированной нагрузки. Вред курения.

Пищеварение. Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб- живой орган. Печень. Поджелудочная железа. Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться . Практическая работа № 6. Составление суточного рациона. Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи. Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

Нервная система человека. Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.

Анализаторы. Общие свойства анализаторов.

Высшая нервная деятельность. Мой темперамент и характер. Практическая работа № 7. Изучение типов темперамента и характера школьников.

Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Т Тест «Что я знаю и чего не знаю?» - 1 час

Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельно­сти обучающихся

Введение – 2 часа

Введение. Методы изучения организма человека. Входное тестирование, анкета. Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии

Фронтальная, работа в парах, групповая. Эвристическая беседа, работа со справочной литературой, тестирование.

Опора и движение. Скелет человека – 10 часов

Опора и движение организма. У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных. Части костного аппарата. Пропорции тела. Рост человека. Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения. Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой. Скелет человека в будущем. Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета. Работа мышц нашего тела. Утомление и отдых. Практическая работа № 3. Оценка степени утомления

фронтальная работа, работа в парах. Выполнение практических заданий. Анализ таблиц, схем. Просмотр видеороликов, презентаций.

Внутренняя среда организма – 6 часов

Кровь. Красные клетки крови. Защитные свойства крови. « Людской мор» Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета. И. Мечников- рыцарь борьбы с болезням. Антибиотики. Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость.

групповая и фронтальная работа, анализ выступлений, обсуждение данных тем. Анализ схем, таблиц. Просмотр презентаций, видеороликов. Защита докладов.

Кровеносная система человека - 5 часов.

Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография В.Гарвея. Движение крови в сосудах. Давление крови. Практическая работа № 4. Измерение артериального давления. Сердце. Работоспособность сердца. Болезни и лечение сердца.

защита сообщений, докладов. Выполнение практической работы. Анализ схем, таблиц

Органы дыхания – 2 часа

Дыхание. Как надо дышать. Лабораторная работа № 5. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и после дозированной нагрузки. Вред курения.

выполнение лабораторной работы. Выступление с докладами, обсуждение выступлений, работа в парах.

Пищеварение – 4часа

Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб- живой орган. Печень. Поджелудочная железа. Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться . Практическая работа № 6. Составление суточного рациона. Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.

выступление с докладами. Анализ схем. Таблиц. Выполнение практической работы. Составление суточного рациона, работа в парах.

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи. – 1 час

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

выступление с докладами, анализ и обсуждение выступлений.

Нервная система человека – 1 час

Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.

просмотр презентаций, анализ таблиц и схем.

Анализаторы. Общие свойства анализаторов – 1 час

Анализаторы. Общие свойства анализаторов.

анализ схем, таблиц. Просмотр видеороликов.

Высшая нервная деятельность – 1 час

Мой темперамент и характер. Практическая работа № 7. Изучение типов темперамента и характера школьников.

выполнение практической работы.

Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Т Тест «Что я знаю и чего не знаю?» - 1 час















Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема

Виды деятельности

План

Факт

Введение – 2 часа

1



Введение. Методы изучения организма человека.

Входное тестирование, анкета.

Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Работают в парах по направлениям

2



Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

Опора и движение. Скелет человека – 10 часов

3



Опора и движение организма. У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных.

анализ таблиц, схем. Просмотр видеоролика.

4



Части костного аппарата.

работа в парах.

5



Пропорции тела. Рост человека.

работа в парах.

6



Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения.

выполнение практической работы

7



Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой.

выполнение практической работы

8




Скелет человека в будущем.

обсуждение данного вопроса, анализ выступлений.

9



Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета.

анализ схем, таблиц.

10



Работа мышц нашего тела.

просмотр презентации, видеоролика.

11



Утомление и отдых.

обсуждение данного вопроса. Анализ выступлений

12



Практическая работа № 3. Оценка степени утомления

выполнение практической работы.

Внутренняя среда организма – 6 часов

13



Кровь. Красные клетки крови.

обсуждение данного вопроса, анализ выступлений.

14



Защитные свойства крови. « Людской мор»

анализ таблиц, схем. Слушание учителя, обсуждение данного вопроса.

15



Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета.

выступление с докладами

16



И. Мечников- рыцарь борьбы с болезнями.


17



Антибиотики.

просмотр презентации

18



Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость.

анализ таблиц, схем. Слушание учителя.

Кровеносная система человека - 5 часов.

19



Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография В.Гарвея.

выступление с докладами, сообщениями. Обсуждение темы.

20



Движение крови в сосудах. Давление крови.

просмотр видеоролика.

21



Практическая работа № 4. Измерение артериального давления.

выполнение практической работы

22



Сердце. Работоспособность сердца.

обсуждение данного вопроса, анализ выступлений

23



Болезни и лечение сердца.

выступление с докладами и сообщениями.

Органы дыхания – 2 часа

24



Дыхание. Как надо дышать.

Лабораторная работа № 5. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и

после дозированной нагрузки.

выполнение лабораторной работы

25



Вред курения.

выступление с докладами. Обсуждение выступлений

Пищеварение – 4часа

26



Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб- живой орган.

обсуждение данного вопроса.

27



Печень. Поджелудочная железа.

обсуждение данного вопроса

28



Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться .

Практическая работа № 6. Составление суточного рациона.

выполнение практической работы

29



Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.

выступление с докладами и сообщениями.

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи. – 1 час

30



Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

обсуждение данного вопроса, анализ выступлений

Нервная система человека – 1 час

31



Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.

просмотр презентаций, обсуждение данной темы

Анализаторы. Общие свойства анализаторов – 1 час

32



Анализаторы. Общие свойства анализаторов.

анализ таблиц, схем. Работа в парах

Высшая нервная деятельность – 1 час

33



Мой темперамент и характер.

Практическая работа № 7. Изучение типов темперамента и характера школьников.


выполнение практической работы

Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Т Тест «Что я знаю и чего не знаю?» - 1 час

34



Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Т Тест «Что я знаю и чего не знаю?»

тестирование, обсуждение результатов. подведение итогов.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Воронин Л. Г., Колбановский В. Н., Маш Р. Д. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по

анатомии, физиологии, гигиене человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

3. Данилин А. И. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центрполиграф,2000.

4.Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: методическое пособие / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.

5. Коробейникова Л . А., Лапочкин И . А., П оп о в а В . А. Профессиональная ориентация школьников на медицинские специальности: Методические

рекомендации в помощь преподавателям биологии / Под ред. Л А Коробейниковой. – Вологда, 1990.

6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.

7. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.

8. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа,2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,

1989.К азин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинов а Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000.

Калинов а Г. С., Мягкова А. Н. Здоровье. – М., 2003.

Козлов Н. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М.: Аст-пресс, 2000.

Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на

каждый день. – М.: Аст-пресс, 2000.

Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. – М.: Аст-пресс, 2000.

Косицкий Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма: Книга для

учащихся. – М., 1993.

Кучм а В. Р., Сердюковска я Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и

охране здоровья школьников. – М., 2003.

М айотова В. М., Майотов а О. В. Исповедь матери бывшего наркомана. –

М., 2000.

Поляков В. А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.

Рохлов В. С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа, 2000.

Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. – М., 1985.