Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 5-Б классе интеллектуальный клуб «Занимательная грамматика»
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Результаты освоения внеурочной деятельности
Формирование ведущих интегративных качеств личности
Самопознание, самовыражение, самореализация, инициативность
Формирование коллективизма
Педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами такими как, родители и школа.
Творческий подход.
Устойчивый интерес к истории своей семьи.
Уважительное и доброжелательное уважение к людям.
Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие культурные и исторические особенности семьи
Ценностные линии – предполагают формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на семейные ценности
Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии - предусматривают развитие творческих способностей учащихся исследовательских умений и навыков.
Информационно-коммуникативные технологии
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу учебного года учащиеся 5 класса должны знать:
Из раздела «Орфография»:
-Тся и -ться в глаголах;
-Удвоенные согласные в словах;
-Приставки пре- и при-;
-З и с на конце приставок;
-И и ы после ц;
-Е и и в корнях с чередованием;
- Разделительный ъ и ь знак;
-Словарные слова.
Из раздела «Фразеология»:
Фразеологизмы.
Из курса литература : небылицы, пословицы, басни, афоризмы.
Понятия «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
Учащиеся должны уметь:
В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть такими понятиями: «Грамматика», «Орфография», «Фразеология», «Культура речи».
-произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
-работать со словарями и детской энциклопедией;
-составлять рассуждения на тему о богатстве русского языка, как беречь книгу и др.
-использовать в речи пословицы, поговорки, фразеологизмы;
-разгадывать кроссворды, ребусы, загадки.
Содержание курса внеурочной деятельности в 5 -Б классе интеллектуальный клуб «Занимательная грамматика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Формы организации | Виды деятельности |
1 | С Днем знаний! | Урок - Беседа | Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы". |
2 | Русский язык – наше богатство. | Урок -Выставка | Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы. |
3 | Ох уж эти небылицы!.. | Урок -Огонёк | Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши. |
4 | Игротека. | Урок -Конкурс | Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок. |
5 | Про –тся и –ться у глаголов. | Урок -Инсценировка | Правило написания-тся и -ться у глаголов. |
6 | Поиграем со словами. | Урок -Фотовыставка | Различные формы игр со словами. |
7 | Они такие классные, удвоенные согласные… | Практическая работа | Правописание слов с удвоенными согласными. |
8 | Игротека. | Урок -Вечер | Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами. |
9 | Афоризмы о труде. | Урок -Проект | Что такое афоризмы. Ценность афоризмов. |
10 | Пословица не даром молвится. | Урок -мастерская | Отличия пословицы от поговорки.скрытый смысл пословицы. |
11 | Про анаграммы и метаграммы. | Урок -презентация | Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами. |
12 | Игротека. | урок-дебаты | Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы. |
13 | По страницам детской энциклопедии. | проблемный урок. | Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии. |
14 | Фразеологизмы. | мультимедиа- урок | Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!" |
15 | Что за ПРЕлесть эти ПРИставки. | урок-конференция | Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения. |
16 | Игротека. | урок-смотр знаний | Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь. |
17 | Буквы З и С на конце приставок. | урок-подарок | Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука. |
18 | Их следует запомнить. | урок-праздник | Слова из словаря для запоминания. |
19 | О логогрифах и палиндромах. | урок-диспут | Понятия "логогрифы"и "палиндромы". |
20 | Игротека. | урок-репортаж | Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
21 | Что мы пишем после Ц. | урок-пресс-конференции | Правописание Ы,И после Ц. |
22 | Коварные Е-И в корнях с чередованием. | урок-конкурс | Правописание Е,И в корнях с чередованием. |
23 | Разделительные Ъ и Ь. | урок-выставка | Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах. |
24 | Игротека. | урок-соревнование | Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах |
25 | О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | урок-викторина | Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика. |
26 | И вновь словарные слова. | урок-экскурсия | Игры со словарными словами. |
27 | И снова о чередовании И-Е в корнях слов. | учебная конференция | Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. |
28 | Игротека. | урок-инсценировка | Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика". |
29 | Библейские фразеологизмы. | урок-исследование | Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение. |
30 | Поговорим, дружок, о басне. | урок-экспедиция | Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни". |
31 | Берегите книгу. | урок-путешествие | Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой. |
32 | Игротека. | урок-«живая газета» | Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги. |
33 | Повторяем. | урок-лекция | Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | повторительно-обобщающий урок; | Решение головоломок. |
11