Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по выбору Арт-студия "Декор-FM" предназначена для занятий с обучающимися 6 классов МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина» в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина».
Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Новизна данной программы заключается в:
- использовании новых технологий,
- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
- а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений, знаний и навыков, приобретаемых на занятиях, учащийся укрепляет свою значимость, принадлежность к системе позитивных социальных ценностей. У учащегося повышается самооценка, поскольку учащийся понимает, что существуют предметы и вещи, которые он может изготовить сам, причем таким образом, что это доставляет удовольствие и позитив окружающим его людям.
Одной из важнейших форм стимулирования учащихся к творческой деятельности - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, где учащийся может реально увидеть результаты своей работы.
Цель: знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в различных видах декоративно – прикладного творчества. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
-выработать у воспитанников осознанное отношение к труду;
-прививать интерес к народному творчеству;
-пробудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;
-развивать способность творчески мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру, самостоятельность и аккуратность;
-развивать образное восприятие окружающего пространства;
-развивать у учеников внимание к творческим способностям и закрепить его в ходе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-формировать общие трудовые и начальные профессиональные умения;
-мотивировать к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством;
-научить основным техникам изготовления поделок;
-организовать участие в конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный, региональный и др.).
Работа студии способствует:
-развитию разносторонней личности учащегося, воспитанию его воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
-умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
-формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
-обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
-умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Реализуется в течение одного учебного года (6 класс) и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу.
Занятия творческого объединения «Арт-студия «Декор FM» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.
Для реализации программы подобраны такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися не только предметными знаниями и умениями, но и общеучебными умениями и способами деятельности.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский и проблемно-поисковы
Формы работы:
Формы проведения работы объединения отличаются публичностью, как правило, это выставки, творческие конкурсы.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общеучебные);
способы деятельности (познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
предметные
умение рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
умение различать предметы рукотворного мира;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы);
использовать приобретенные знания;
анализировать изделие (под руководством учителя), определять его назначение;
организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
понимать приемы безопасного использования ручных инструментов;
экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия, определять его назначение;
выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя, создавать самим схемы и изделия;
конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы;
бережно относиться к природе как источнику сырья;
работать по образцу, по мере накопления знаний и умений заниматься творческой деятельностью, создавать творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы, прогнозируя результат;
выполнять технологический процесс изготовления изделия с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
работать в коллективе.
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
Метапредметные:
регулятивные
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) составлять план и последовательность действий;
5) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
7) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3)применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения технологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
5) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
6) интерпретировать информацию (структурировать, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
7) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
8) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы
№ | Тема раздела | Основное содержание по темам | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 | «Флористика и декор» | История развития искусственных цветов. Материалы во флористике. Понятие композиции в декоративной флористике. Ростовые цветы. Цветочная фотозона. | 10 |
3 | «Застывшие фантазии» Полимерная глина. | Правила работы с полимерной глиной. Украшения из пластики. Керамическая посуда с декором из полимерной глины. | 8 |
4 | Скрапбукинг | Объемные композиции из бумаги. Модульное или объемное конструирование. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п. Знакомство с возможными поделками из модулей. Обучение технике изготовления модулей и технике сбора поделки. Оформление поделок декоративными элементами. | 8 |
5 | «Декупаж-оригинальный декор» | учащиеся знакомятся с методами работы в технике «декупаж». Изучают виды современного декупажа и практику их использования. Выполняют работы по декорированию сувениров и предметов быта. Принимают участие в соответствии с календарно-тематическим планированием в поздравительных акциях, выставках, творческих конкурсах. | 6 |
6 | Обобщение и презентация опыта | Учащиеся представляют свои работы в группее и школе. | 2 |
| Всего | | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | К - во часов | Вид занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Вводное занятие | 1 | Теоретическое занятие | | |
| «Флористика и декор» | 10 | | | |
2 | 2.1. История развития искуственных цветов | 1 | Теоретическое занятие | | |
3 | 2.2. Материалы во флористике | 1 | Теоретическое занятие | | |
4 | 2.3. Композиция во флористике | 1 | Теоретическое занятие | | |
5 | 2.4. Букет из живых цветов | 1 | Практическоее занятие | | |
6 | 2.5 Ростовые цветы в декоре | 1 | Теоретическое занятие | | |
7 | 2.6. Элементы фотозоны | 1 | Практическое занятие | | |
8 | 2.7. Элементы фотозоны | 1 | Практическое занятие | | |
9 | 2.8. Основание для конструкции | 1 | Практическое занятие | | |
10 | 2.9. Монтаж и крепление цветочного декора | 1 | Практическое занятие | | |
11 | 2.10. Монтаж и крепление цветочного декора | 1 | Практическое занятие | | |
| 3. «Застывшие фантазии» Полимерная глина. | 8 | | | |
12 | 3.1. Знакомство с материалом | 1 | Теоретическое занятие | | |
13 | 3.2. Правила работы с полимерной глиной | 1 | Теоретичееское занятие | | |
14 | 3.3. Украшения из полимерной глины. Серьги. | 1 | Практическое занятие | | |
15 | 3.4. Украшения из полимерной глины. Брошь. | 1 | Практическое занятие | | |
16 | 3.5 Украшения из полимерной глины. Бусы. | 1 | Практическое занятие | | |
17 | 3.6. Украшения из полимерной глины. Браслет. | 1 | Практическое занятие | | |
18 | 3.7. Керамическая посуда с декором из полимерной глины | 1 | Практическое занятие | | |
19 | 3.8. Керамическая посуда с декором из полимерной глины | 1 | Практическое занятие | | |
| 4. Скрапбукинг | 8 | | | |
20 | 4.1. Виды и свойства бумаги | 1 | Теоретическое занятие | | |
21 | 4.2 Объемные композиции из бумаги. | 1 | Практическое занятие | | |
22 | 4.3. Приемы конструирования бумажных композиций | 1 | Практическое занятие | | |
23 | 4.4. Моделирование и декор конверта из бумаги | 1 | Практическое занятие | | |
24 | 4.5. Техника изготовления модулей | 1 | Практическое занятие | | |
25 | 4.6. Техника сбора поделки | 1 | Практическое занятие | | |
26 | 4.7. Оформление поделок декоративными элементами | 1 | Практическое занятие | | |
27 | 4.8. Оформление поделок декоративными элементами | 1 | Практическое занятие | | |
| 5.«Декупаж-оригинальный декор» | 6 | | | |
28 | 5.1. Знакомство с современными техниками декупажа и материалами | 1 | Теоретическое занятие | | |
29 | 5.2. Секреты сочетания цветов | 1 | Практическое занятие | | |
30 | 5.3. Декор предметов быта | 1 | Практическое занятие | | |
31 | 5.4. Декор предметов быта | 1 | Практическое занятие | | |
32 | 5.5. Декор предметов быта | 1 | Практическое занятие | | |
33 | 5.6. Декорирование сувениров | 1 | Практическое занятие | | |
| 6. Обобщение и презентация опыта | 2 | | | |
34 | 6.1. Индивидуальный проект | 1 | Практическое занятие | | |
35 | 6.2. Презентация опыта | 1 | Практическое занятие | | |