1. Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств активного гражданина Кубани. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «История и культура кубанского казачества» для 1 – 4 классов составлена на основе авторской программы «История и культура кубанского казачества».Авторы : М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. Краснодар: «Традиция», 2009 г.
Отличие от авторской программы состоит в том, что данная программа реализуется в течение 3 лет обучения, со 2 по 4 класс. В программае выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Цели и задачи изучения данного кружка совпадают с целями и задачами, отраженными в авторской программе.
Программа рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет.
Периодичность проведения занятий: еженедельно и интенсивами. Интенсивы: 1 год обучения-4 экскурсии, 2год обучения-4 экскурсии, 3 год обучения-4 экскурсии.
Сведения о сроках реализации программы кружка «История и культура кубанского казачества»
| 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Количество учебных недель | 34 | 34 | 34 |
Количество часов в неделю | 2 | 1 | 1 |
Количество часов в год | 68 | 34 | 34 |
Итого | 136 |
2. Результаты освоения внеурочной деятельности программы кружка «История и культура кубанского казачества»
По окончанию изучения программы кружка ученики достигнут результатов третьего уровня: приобретение опыта школьниками самостоятельного социального действия.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Возбуждение интереса к занятиям декоративным –прикладным искусством.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы).
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Умение проводить сравнение, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. ------Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
3. Содержание курса внеурочной деятельности программы кружка «История и культура кубанского казачества» с указание форм организаций и видов внеурочной деятельности .
Таблица распределения количества часов по годам обучения
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Количество часов по годам обучения |
1год | 2год | 3год |
-
| Вводное занятие | 8 | 3 | 1 | 1 | 1 |
-
| Традиционная культура кубанских казаков | 16 | 15 | 8 | 4 | 3 |
-
| История моей кубанской семьи | 16 | 15 | 8 | 3 | 4 |
-
| Труд и быт казаков на Кубани. | 16 | 16 | 8 | 4 | 4 |
-
| Декоративно-прикладное искусство. | 16 | 16 | 8 | 4 | 4 |
-
| Памятники истории Кубанского казачества. | 16 | 15 | 8 | 3 | 4 |
-
| Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 16 | 15 | 8 | 4 | 3 |
-
| Православие и казачество. | 16 | 16 | 8 | 4 | 4 |
-
| Казак – патриот. | 16 | 16 | 8 | 4 | 4 |
-
| Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 8 | 9 | 3 | 3 | 3 |
| Итого: | 144 | 136 | 68 | 34 | 34 |
1 год (68 часов).
Вводное занятие.
Внеаудиторные. Краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Аудиторные. Детские игры. Игровые припевки.
Внеаудиторные. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Аудиторные. Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи.
Внеаудиторные . Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Аудиторные. Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь.
Внеаудиторные. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Аудиторные. Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
Внеаудиторные - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Аудиторные. Памятники казакам – защитникам Родины.
Внеаудиторные: Памятники казакам – защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Внеаудиторные. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.
Аудиторные. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.
Внеаудиторные Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.
Аудиторные. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.
Внеаудиторные Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Аудиторные. Святой покровитель Кубанского казачества войска-благоверный князь Александр Невский.
Внеаудиторные. Святой покровитель Кубанского казачества войска-благоверный князь Александр Невский.
Аудиторные. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
Внеаудиторные. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак – патриот.
Аудиторные. Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака.
Внеаудиторные. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.
2 год (34 часа).
Вводное занятие.
Аудиторные. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Аудиторные. Фольклор жителей моей станицы (города)
Внеаудиторные. Фольклор жителей моей станицы (города)
Аудиторные Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Аудиторные. Родословная семьи. Генеалогическое древо.
Внеаудиторные. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Аудиторные. Казак – труженик.
Внеаудиторные. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Аудиторные. Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
Внеаудиторные. - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Внеаудиторные. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре.
Аудиторные. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Тема 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Аудиторные. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.
Внеаудиторные. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Внеаудиторные. Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.
Аудиторные. Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе).
Внеаудиторные. Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак – патриот.
Внеаудиторные. Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц.
Аудиторные. Екатеринодар – казачья станица.
3 год (34 часа).
Вводное занятие.
Аудиторные. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Аудиторные. Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.
Внеаудиторные. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Аудиторные. Казачья семья в современном мире.
Внеаудиторные. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Аудиторные. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.
Внеаудиторные.Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Аудиторные. Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
Внеаудиторные.- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Аудиторные.Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества.
Внеаудиторные. Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи. Экскурсия.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Аудиторные. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.
Внеаудиторные . Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Аудиторные. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Внеаудиторные .Православные праздники. Экскурсия в храм.
Раздел 8. Казак – патриот.
Аудиторные . Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества
Внеаудиторные.. Казачий военный костюм. Оружие, награды.Экскурсия.
Формы организации детского коллектива.
Форма организации работы по программе- кружок, смешанная, еженедельные занятия и интенсивы для проведения экскурсий (3+1). Основные формы работы: занятие-встреча, заочная экскурсия, творческий портрет, праздник.
Виды деятельности
Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся, исполнение, демонстрация
различных фольклорных форм, обрядовые праздники, выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков», семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи».
4. Таблица распределения количества часов по разделам и классам.
№ п\п | Темы | Кол-во час. | Количество часов |
Ауд. | Вн |
| Вводное занятие. | 1 | | 1 |
1. | Краткое знакомство с программой на учебный год. | 1 | | |
| Традиционная культура кубанских казаков. | 8 | 2 | 6 |
2 | Детские игры. | 1 | 1 | |
3 | Детские игры. | 1 | | 1 |
4 | Игровые припевки. | 1 | 1 | |
5 | Игровые припевки. | 1 | | 1 |
6 | Казачьи сказки, легенды, былички. | 1 | | 1 |
7 | Казачьи сказки, легенды, былички | 1 | | 1 |
8 | Кубанский говор. | 1 | | 1 |
9 | Кубанский говор. | 1 | | 1 |
| История моей казачьей семьи. | 8 | 2 | 6 |
10 | Численность и состав традиционной казачьей семьи. | 1 | 1 | |
11 | Численность и состав традиционной казачьей семьи | 1 | | 1 |
12 | Нравственные ценности семьи. | 1 | 1 | |
13 | Нравственные ценности семьи. | 1 | | 1 |
14 | Семейные традиции. | 1 | | 1 |
15 | Семейные традиции. | 1 | | 1 |
16 | Распределение обязанностей в семье. | 1 | | 1 |
17 | Распределение обязанностей в семье. | 1 | | 1 |
| Труд и быт казаков на Кубани. | 8 | 2 | 6 |
18 | Традиционный и современный быт казачьей семьи | 1 | 1 | |
19 | Традиционный и современный быт казачьей семьи | 1 | | 1 |
20 | Обустройство жилища, домашняя утварь | 1 | 1 | |
21 | Обустройство жилища, домашняя утварь | 1 | | 1 |
22 | Кубанская кухня | 1 | | 1 |
23 | Кубанская кухня | 1 | | 1 |
24 | Конь – верный друг казака. | 1 | | 1 |
25 | Конь – верный друг казака. | 1 | | 1 |
| Декоративно-прикладное искусство | 8 | 2 | 6 |
26 | Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: | 1 | 1 | |
27 | Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: | 1 | | 1 |
28 | Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности | 1 | 1 | |
29 | Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности | 1 | | 1 |
30 | Основные техники работы с материалом; | 1 | | 1 |
31 | Основные техники работы с материалом; | 1 | | 1 |
32 | Последовательность этапов изготовления изделия; презентация творческих работ | 1 | | 1 |
33 | Последовательность этапов изготовления изделия; презентация творческих работ | 1 | | 1 |
| Памятники истории Кубанского казачества. | 8 | 2 | 6 |
34 | Памятники казакам. | 1 | 1 | |
35 | Памятники казакам | 1 | | 1 |
36 | Памятники казакам | 1 | | 1 |
37 | Памятники – защитникам Родины. | 1 | 1 | |
38 | Памятники – защитникам Родины. | 1 | | 1 |
39 | Памятники – защитникам Родины. | 1 | | 1 |
40 | Памятники казакам – защитникам Родины. | 1 | | 1 |
41 | Памятники казакам – защитникам Родины | 1 | | 1 |
| Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 8 | 2 | 6 |
42 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения | 1 | | 1 |
43 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | 1 | |
44 | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | | 1 |
45 | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | 1 | |
46 | Значение данного события для современного Кубанского казачества. | 1 | | 1 |
47 | Значение данного события для современного Кубанского казачества | 1 | | 1 |
48 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога | 1 | | 1 |
49 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога | 1 | | 1 |
| Православие и казачество | 8 | 2 | 6 |
50 | Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. | 1 | 1 | |
51 | Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. | 1 | | 1 |
52 | Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков | 1 | 1 | |
53 | Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков | 1 | | 1 |
54 | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. | 1 | | 1 |
55 | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы | 1 | | 1 |
56 | Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате | 1 | | 1 |
57 | Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате | 1 | | 1 |
| Казак – патриот. | 8 | 2 | 6 |
58 | Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. | 1 | 1 | |
59 | Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. | 1 | 1 | |
60 | Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. | 1 | | 1 |
61 | Юные казаки – будущие защитники родной земли. | 1 | | 1 |
62 | Юные казаки – будущие защитники родной земли | 1 | | 1 |
63 | Юные казаки – будущие защитники родной земли | 1 | | 1 |
64 | Казачья честь. | 1 | | 1 |
65 | Казачья честь. | 1 | | 1 |
| Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 3 | 1 | 2 |
66,67,68 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 3 | 1 | 2 |
Итого | | 68 | 18 | 50 |
| 2 год обучения | | | |
1. | Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. | 1 | 1 | - |
| Традиционная культура кубанских казаков. | 4 | 1 | 3 |
2 | Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье | 1 | 1 | |
3 | Фольклор жителей моей станицы (города). | 1 | | 1 |
4 | Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье | 1 | | 1 |
5 | Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье | 1 | | 1 |
| История моей казачьей семьи. | 3 | 1 | 2 |
6 | Родословная семьи. | 1 | | 1 |
7 | Генеалогическое древо. | 1 | | 1 |
8 | История семьи в истории родной Кубани. | 1 | 1 | |
| Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 |
9 | Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. | 1 | 1 | |
10 | Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. | 1 | | 1 |
11 | Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы. | 1 | | 1 |
12 | Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: плетение из соломки, гончарное и др. | 1 | | 1 |
| Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 |
13 | Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: | 1 | 1 | |
14 | Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; | 1 | | 1 |
15 | основные техники работы с материалом; | 1 | | 1 |
16 | Последовательность этапов изготовления изделия; презентация творческих работ. | 1 | | 1 |
| Памятники истории Кубанского казачества. | 3 | 1 | 2 |
17 | Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. | 1 | | 1 |
18 | Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре | 1 | | 1 |
19 | Личный вклад в охрану и защиту памятников | 1 | 1 | |
| Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 |
20 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | 1 | |
21 | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | | 1 |
22 | Значение данного события для современного Кубанского казачества. | 1 | | 1 |
23 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). | 1 | | 1 |
| Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 |
24 | Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. | 1 | | 1 |
25 | Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре | 1 | | 1 |
26 | Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе). | 1 | 1 | |
27 | Казак в храме. Молитва. | 1 | | 1 |
| Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 |
28 | Переселение казаков-черноморцев на Кубань. | 1 | | 1 |
29 | Переселение казаков-черноморцев на Кубань. | 1 | | 1 |
30 | Основание первых станиц. | 1 | | 1 |
31 | Екатеринодар – казачья станица. | 1 | 1 | |
| Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 3 | 1 | 2 |
32 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 1 | 1 | |
33 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 1 | | 1 |
34 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 1 | | 1 |
| итого | 34 | 10 | 24 |
| 3 год обучения | | | |
1. | Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. | 1 | 1 | - |
| Традиционная культура кубанских казаков. | 3 | 1 | 2 |
2 | Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. | 1 | 1 | |
3 | Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. | 1 | | 1 |
4 | Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала. | 1 | | 1 |
| История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 |
5 | Казачья семья в современном мире. | 1 | 1 | |
6 | Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. | 1 | | 1 |
7 | Воспитание мальчиков и девочек. | 1 | | 1 |
8 | Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий. | 1 | | 1 |
| Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 |
9 | Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. | 1 | 1 | |
10 | Традиционная одежда. | 1 | | 1 |
11 | Казачья станица, двор, дом. | 1 | | 1 |
12 | Уклад жизни казачьей семьи. | 1 | | 1 |
| Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 |
13 | Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками: | 1 | 1 | |
14 | Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; | 1 | | 1 |
15 | Основные техники работы с материалом; | 1 | | 1 |
16 | Последовательность этапов изготовления изделия; презентация творческих работ. | 1 | | 1 |
| Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 |
17 | Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. | 1 | 1 | |
18 | Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. | 1 | | 1 |
19,20 | Памятники и музеи. Экскурсия | 1 | | 2 |
| Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 3 | 1 | 2 |
21 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | 1 | |
22 | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | | 1 |
23 | Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). | 1 | | 1 |
| Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 |
24 | Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. | 1 | 1 | |
25 | Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. | 1 | | 1 |
26,27 | Православные праздники. | 2 | | 2 |
| Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 |
28 | Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества | 1 | 1 | |
29 | Казачий военный костюм. Оружие, награды. | 1 | | 1 |
30,31 | Казачий военный костюм. Оружие, награды. | 1 | | 2 |
| Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 3 | 1 | 2 |
32 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | |
33,34 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | | 2 |
| итого | 34 | 10 | 24 |