
Пояснительная записка
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Программа реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности. Изучение курса способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных
отношений в семье, знакомит с родным селом.
Программа обучения рассчитана на школьников 3 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района
Цель курса.
— формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Алтайского края.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях края; об историческом прошлом и настоящем; о культурном наследии и духовных традициях; о значении в истории развития России; о символах края; о земляках , прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном селе, знать его памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии. литературы.
З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим село в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка для учащихся 3 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Место кружка в учебном плане.
Согласно учебному плану занятия кружка проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема | Содержание деятельности. |
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности) | Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
Раздел 1 «Малая родина – мое село» - 13 часов |
4.09 | 1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | |
11.09 | 2 | « Я поведу тебя в музей» | Беседа «История создания музея». | Экскурсия в библиотеку в музей. |
18.09 | 3 | Моё родное село. «Как всё начиналось» | Беседа «История селаЛеньки» . | Экскурсия в библиотеку в музей.. |
25.09 | 4 | Моё родное село. | Экскурсия по памятным местам села . | Сбор материалов для фотовыставки. |
2.10 | 5 | Моё родное село. Прошлое и настоящее. | Беседа «Моё родное село» | Конкурс рисунков. |
9.10 | 6 | Моё родное село. Прошлое и настоящее. | Беседа о достопримечательностях села. | Фотовыставка. |
16.10 | 7 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. | Конкурс рисунков «Моя школа» |
23.10 | 8 | Моя школа – в истории района. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | Экскурсия по школе |
13.11 | 9 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
20.11 | 10 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
27.11 | 11 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа | Составление небольших рассказов о своем дворе |
4.12 | 12 | Их именами названы улицы села. | Беседа | Сбор материала о названиях улиц села. |
11.12 | 13 | Улицы села. Экскурсия. | Беседа | Сбор материала о названиях улиц села |
Раздел 2 «Мир культуры» - 13 часов |
18.12 | 14 | История одного экспоната. «Эх, лапти мои» | Беседа «Как одевались наши предки». | Экскурсия в музей. |
25.12 | 15 | Жилища и предметы быта. | Беседа | Конкурс рисунков |
15.01 | 16 | Наша дружная семья. Семейные традиции. | Беседа о семейных традициях наших предков. | Сбор материалов для проекта «Моя семья» |
22.01 | 17 | Наша дружная семья. Семейные традиции. | Беседа о семейных традициях наших предков. | Проект «Моя семья» |
29.01 | 18 | «Мы за чаем не скучаем». История чаепития. | Беседа об истории чаепития. | Конкурс рисунков. |
5.02 | 19 | Песни родного края. | Экскурсия в музей. | Сбор материала для проекта «Культура родного края. Прошлое и настоящее» |
12.02 | 20 | Праздники. | Экскурсия в районный Дом культуры. | Сбор материала для проекта «Культура родного края. Прошлое и настоящее» |
19.02 | 21 | Праздники. | Беседа | Защита проекта «Культура родного края. Прошлое и настоящее» |
26.02 | 22 | Наши земляки. | Беседа «Почему мы помним их имена?» | Экскурсия в библиотеку. |
5.03 | 23 | Наши земляки. | Беседа «Почему мы помним их имена?» | Чтение книг о знаменитых людях родного края. |
12.03 | 24 | Наши земляки. | Беседа о наших современниках. | Чтение периодической печати. |
19.03 | 25 | Памятники архитектуры. | Экскурсия. | Сообщения о памятниках архитектуры. |
2.04 | 26 | Памятники архитектуры. | Беседа. | Конкурс рисунков. |
Раздел 3 «Славное прошлое» - 8 часов |
9.04 | 27 | « Память сильнее времени». Военное прошлое села. | Экскурсия в музей. | Сбор материала для проекта «Память сильнее времени». |
16.04 | 28 | Места боевой славы. | Встреча с ветеранами боевых действий | Сбор материала для проекта «Память сильнее времени». |
23.04 | 29 | Места боевой славы. | Беседа о военном времени | Сбор материала для проекта «Память сильнее времени». |
30.04 | 30 | Книга Памяти нашего района. | Знакомство с Книгой Памяти. | Сбор материала для проекта «Память сильнее времени». |
7.05 | 31 | Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. | Беседа. | Сбор материала для проекта «Память сильнее времени». |
14.05 | 32 | Моё село сегодня. | Экскурсия. | Конкурс рисунков. |
21.05 | 33 | «Память сильнее времени». | | Защита проекта «Память сильнее времени». |
28.05 | 34 | Фотовыставка “Живи, родное село!” | | Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. «Моё современное село». |
Литература.
1.Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор. М.: «Просвещение»
2.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности Художественное творчество. Социальное творчество. М.: «Просвещение»
3.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: «Просвещение»
4. Плешаков А.А. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». М.: «Просвещение»
5.Плешаков А.А. «Зеленые страницы». М.: «Просвещение»
6.Плешаков А.А. «От земли до неба» : атлас-определитель. М.: «Просвещение»
7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Горский В.А.) М.: «Просвещение»