СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Леньки-моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана   на развитие младших школьников  посредством знакомства с историей родного края, села,района.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Леньки-моя малая родина"»



Пояснительная записка


Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Программа реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности. Изучение курса способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных

отношений в семье, знакомит с родным селом. 

Программа обучения рассчитана на школьников 3 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района

Цель курса.
— формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Алтайского края.


Задачи курса:


1. Формирование знаний о природных и географических особенностях края; об историческом прошлом и настоящем; о культурном наследии и духовных традициях; о значении в истории развития России; о символах края; о земляках , прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном селе, знать его памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии. литературы.
З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим село в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.


Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка для учащихся 3 класса распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.




Место кружка в учебном плане.

Согласно учебному плану занятия кружка проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).


Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема

Содержание деятельности.

Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

Раздел 1 «Малая родина – мое село» - 13 часов

4.09

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?


11.09

2

« Я поведу тебя в музей»

Беседа «История создания музея».

Экскурсия в библиотеку в музей.

18.09

3

Моё родное село. «Как всё начиналось»

Беседа «История селаЛеньки» .

Экскурсия в библиотеку в музей..

25.09

4

Моё родное село.


Экскурсия по памятным местам села .

Сбор материалов для фотовыставки.

2.10

5

Моё родное село. Прошлое и настоящее.


Беседа «Моё родное село»

Конкурс рисунков.

9.10

6

Моё родное село. Прошлое и настоящее.


Беседа о достопримечательностях села.

Фотовыставка.

16.10

7

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы.

Конкурс рисунков «Моя школа»

23.10

8

Моя школа – в истории района.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

Экскурсия по школе

13.11

9

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине

20.11

10

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине

27.11


11

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

4.12

12

Их именами названы улицы села.

Беседа

Сбор материала о названиях улиц села.

11.12

13

Улицы села. Экскурсия.

Беседа

Сбор материала о названиях улиц села

Раздел 2 «Мир культуры» - 13 часов

18.12

14


История одного экспоната. «Эх, лапти мои»

Беседа «Как одевались наши предки».

Экскурсия в музей.

25.12

15

Жилища и предметы быта.

Беседа

Конкурс рисунков

15.01

16

Наша дружная семья. Семейные традиции.

Беседа о семейных традициях наших предков.

Сбор материалов для проекта «Моя семья»

22.01

17

Наша дружная семья. Семейные традиции.

Беседа о семейных традициях наших предков.

Проект «Моя семья»

29.01

18

«Мы за чаем не скучаем». История чаепития.

Беседа об истории чаепития.

Конкурс рисунков.

5.02

19

Песни родного края.

Экскурсия в музей.

Сбор материала для проекта «Культура родного края. Прошлое и настоящее»

12.02

20

Праздники.

Экскурсия в районный Дом культуры.

Сбор материала для проекта «Культура родного края. Прошлое и настоящее»

19.02

21

Праздники.

Беседа

Защита проекта «Культура родного края. Прошлое и настоящее»

26.02

22

Наши земляки.

Беседа «Почему мы помним их имена?»

Экскурсия в библиотеку.

5.03

23

Наши земляки.

Беседа «Почему мы помним их имена?»

Чтение книг о знаменитых людях родного края.

12.03

24

Наши земляки.

Беседа о наших современниках.

Чтение периодической печати.

19.03

25

Памятники архитектуры.

Экскурсия.

Сообщения о памятниках архитектуры.

2.04

26

Памятники архитектуры.

Беседа.

Конкурс рисунков.

Раздел 3 «Славное прошлое» - 8 часов

9.04

27

« Память сильнее времени». Военное прошлое села.

Экскурсия в музей.

Сбор материала для проекта

«Память сильнее времени».

16.04

28

Места боевой славы.

Встреча с ветеранами боевых действий

Сбор материала для проекта

«Память сильнее времени».

23.04

29

Места боевой славы.

Беседа о военном времени

Сбор материала для проекта

«Память сильнее времени».

30.04

30

Книга Памяти нашего района.

Знакомство с Книгой Памяти.

Сбор материала для проекта

«Память сильнее времени».

7.05

31

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Беседа.

Сбор материала для проекта

«Память сильнее времени».

14.05

32

Моё село сегодня.

Экскурсия.

Конкурс рисунков.

21.05

33

«Память сильнее времени».


Защита проекта «Память сильнее времени».

28.05

34

Фотовыставка “Живи, родное село!”


Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.

«Моё современное село».


Литература.


1.Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор. М.: «Просвещение»

2.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности Художественное творчество. Социальное творчество. М.: «Просвещение»

3.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: «Просвещение»

4. Плешаков А.А. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». М.: «Просвещение»

5.Плешаков А.А. «Зеленые страницы». М.: «Просвещение»

6.Плешаков А.А. «От земли до неба» : атлас-определитель. М.: «Просвещение»

7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Горский В.А.) М.: «Просвещение»