Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Федора Матвеевича Зинченко»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Кривошеинская СОШ им.Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко»
_______________ Т.А.Зуева
Приказ № ______ от «____» _______20___г.
Рекомендована ШМО учителей ________________________________________________________________________________
Протокол № ______ от «____» _______20___г.
Руководитель ШМО _____________
/____________________/
Рабочая программа
«Следопыт»
по внеурочной деятельности
1 класс
Составитель РП: Павлова И.В.
2020 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности младших школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований;
формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;
формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Программа рассчитана на обучающихся 1 класса, 34 часа.
Форма проведения занятий – групповая, традиционные, комбинированные и практические занятия, праздники, опыты и другие занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), экскурсии, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Формой подведения итогов работы внеурочной деятельности на каждом занятии является оформление дневника наблюдений.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности:
Предметные УУД:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
учиться высказывать своё предположение (версию);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Познавательные:
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;
учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные УУД:
Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
К концу первого года обучения учащиеся:
имеют первоначальные навыки работы в парах, в группе;
умеют чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания;
понимают, что любое физическое явление может быть понято как определённый процесс, имеющий свои причины;
В результате работы по программе учащиеся будут знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
способы получения и обработки информации, основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы презентации исследования.
Учащиеся научатся:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
делать выводы и умозаключения
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности
Тематическое планирование для 1 класса (33ч)
№ занятия | Тема название раздела | Кол- во часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2 | Как задавать вопросы? | 1 |
3 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование | 1 |
4 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 1 |
5 | Проблема. | 1 |
6 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
7 | Гипотеза. Предположение. | 1 |
8 | Гипотеза. Играем | 1 |
9 | Предположения. | 1 |
10 | Цель проекта. | 1 |
11 | Задача проекта. | 1 |
12 | Выбор нужной информации. | 1 |
13 | Интересные люди – твои помощники. | 1 |
14 | Продукт проекта. | 1 |
15 | Виды продукта. Макет. | 1 |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 |
17 - 20 | «Моё имя» | 4 |
21 - 24 | «Моя семья» | 4 |
25 - 28 | «Сказки» | 4 |
29 - 32 | «Моё любимое число» | 4 |
33 | Что мы узнали и чему научились | 1 |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
макет,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
стенгазета,
сувенир-поделка,
фотоальбом,
экскурсия