СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная экология"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности в 5 классе. Рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная экология"»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

"Занимательная экология"


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Путешествие в мир экологии» В.А. Самковой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Цель: расширение и обогащение содержания экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» учебного плана за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования.


Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:

- развивать у школьников эколого-эстетическое восприятие окружающего мира;

- формировать представления об окружающем мире как целостной экологической системе;

- изучать народные традиции, отражающие отношение человека к природе;

- развивать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы;

- развивать представления о различных способах (формах) познания природы;

- формировать умения, связанные с выполнением учебного исследования;

- вовлекать учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.


Общая характеристика программы внеурочной деятельности


Содержание программы «Занимательная экология» разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественнонаучных, гуманитарных, обществоведческих, прикладных).

Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.


Основной акцент в содержании курса сделан на развитие у школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.


Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.


Место программы в плане внеурочной деятельности


Программа «Занимательная экология» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания при получении общего образования. Направление – общеинтеллектуальное.

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю): в 5 классе.


Ценностные ориентиры программы внеурочной деятельности


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы внеурочной деятельности


Личностные результаты: сформированность любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды; высокая мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты: владение элементами самостоятельной организации деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных достижений; умение использовать приемы исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; сформированность коммуникативных умений и владение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты: сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; сформированность элементарных исследовательских умений; умение применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Описание учебно-методического обеспечения


Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. [Текст] / Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012.


Соломатин, А.М. Организация внеурочной деятельности. Система «Перспективная начальная школа» [Текст] / А.М. Соломатин, Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.


Цифровые образовательные ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3.http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/ Самкова В. А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru – Интернет-портал Forest.ru – всё о российских лесах.

5. http://www.ecosystema.ru – экологическое образование детей и изучение природы России.

6. http://www.kunzm.ru — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.


Описание материально-технического обеспечения


мультимедийный проектор, экран;

материалы для изобразительного творчества: краски, кисти, пластилин, ткани, нитки, ножницы, скотч, природный материал;

лупы, микроскопы;

плакаты с изображением природных сообществ;

лабораторное оборудование для проведения опытов;

коллекции полезных ископаемых, насекомых, плодов и семян растений, гербарии.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ


1. Моя улица

• Изучение истории улицы, на которой живет твоя семья (или расположен детский сад, школа).

• Дома, стоящие на этой улице: из чего они построены, сколько им лет; какие интересные люди жили в них в разное время и т.д.

• Какие растения растут на улице и во дворах домов.

• Самые красивые и самые непривлекательные уголки твоей улицы.

• Твои предложения для того, чтобы улица стала еще красивее.

2. Вода в нашем доме

• Выяснение пути воды от источника пресной воды к твоему дому.

• Для чего нам нужна вода (приготовление пищи, мытье посуды, сантехника и ванна; уборка квартиры).

• Простейшие приемы определения качества воды.

• Изучение способов улучшения качества питьевой воды (кипячение, различные бытовые фильтры).

• Разработка рекомендаций сокращения расхода воды вашей семьей.

3. Создай свой сад

• Декоративные растения — спутники человека.

• Наши комнатные растения — потомки жителей дальних стран.

• Проект озеленения нашей квартиры (детского сада, классной комнаты.)

• Дневник роста моего растения.

4. Кто где живет

• Знакомство с животными, которые живут в твоем городе: птицы (воробьи, синицы, голуби), звери (например, белки, бурундуки, землеройки).

• Соседи желательные и нежелательные (например, мыши, крысы и др.).

• Где чей дом? (В каких убежищах живут различные животные.)

• Изучаем жилища насекомых.

• Как привлечь одних животных и избавиться от соседства других: твои предложения.

• Мы ждем вас, птицы! (Привлечение птиц в городские экосистемы.)

5. Наши маленькие соседи

• Знакомство с беспозвоночными животными, которые живут в твоем городе: дождевые черви, улитки, пауки, жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики и другие.

• Изучение их роли в природе.

• Как сохранить этих животных в городе.

6. Путешествие по экологической тропе

• Изучение влияния человека на природу в городе.

• Разработка маршрута экологической тропы и интересных стоянок, которые иллюстрируют различные примеры воздействия человека на природу в городе.

• Подготовка сообщений для экскурсоводов.

7. Жизнь городского пруда

• Изучение истории городского пруда: его происхождение (существовал ли он до начала городской застройки или вырыт людьми с какой-то целью), использование в разные периоды времени.

• Исследование воды в пруду: температура, цвет, запах, прозрачность.

• Изучение состояния окрестностей пруда; есть ли мусор в воде и на прилежащей к нему территории.

• Знакомство с обитателями пруда и его окрестностей: птицы, рыбы, улитки, пауки и др.

• Твои предложения по улучшению состояния пруда.

8. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

• От чего зависит твое здоровье.

• Изучение твоего режима дня и режима дня твоих одноклассников.

• Твое меню — продукты полезные и вредные для здоровья.

• Как работает ваша школьная столовая.

• Как утренняя гимнастика и физические упражнения влияют на твое здоровье.

• Разработка рекомендаций по укреплению здоровья.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ


1. Ближайший лес, лесопарк или иные зеленые насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.

2. Памятники садово-паркового искусства.

3. Памятники природы.

4. Мастерские народного промысла, студии художников.

5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.

6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвященные природе.

7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т.п.

8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т.п.

9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.

10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.