Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 23»
| |
| УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Социальное направление
«Академия досуга»
для 4 класса
Составитель
Щеулина О.М.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Воскресенск
2018год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Академия досуга» составлена в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом №217 от 31.08.2015г., учебного плана, утвержденного приказом №233 от 19.06.2018г.,
- на основе программы социального развития способностей учащихся младших классов «Академия досуга».
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» социального направления, представляет систему развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана в четвёртом классе на 34 часа в год (1ч в неделю).
Актуальность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Необходимость социального образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на государственном заказе ФГОС НОО, потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста (6-11 лет).
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Кроме этого эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и ; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике характерна для детей данного возраста.
А глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше рождает волевое усилие в преодолении трудностей, что в свою очередь способствуют формированию фундамента нравственного поведения, усвоения моральных норм и правил поведения личности. Поэтому введение кружка «Этика: азбука добра» именно в начальной школе целесообразно и необходимо
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• овладение способами исследовательской деятельности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять иформировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные результаты
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Содержание программы
Новая встреча с игрой.(2ч.)
Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни.
Интеллектуально – познавательные игры.(4ч.)
Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и не корректные вопросы. Правила формулировки вопросов.
Подвижные игры.(6ч,)
Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
Настольные игры. (6ч.)
Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур(фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. Игра в кости, нарды.
Игры – драматизации (5 ч.).
Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания.
Ситуативные игры – упражнения.(3ч.)
Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция.
Комплексные игры на местности.(4ч.)
Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности. Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.
- Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Новая встреча с игрой | 2 | 2 | |
2. | Интеллектуально-познавательные игры | 4 | 1 | 3 |
3. | Подвижные игры | 6 | 1 | 5 |
4. | Настольные игры | 6 | 1 | 5 |
5. | Игры-драматизации | 5 | 2 | 3 |
6. | Ситуативные игры-упражнения | 3 | 1 | 2 |
7. | Комплексные игры на местности. | 4 | 1 | 3 |
8. | Комплексная игра приключение. | 4 | 1 | 3 |
| Итого | 34 | 10 | 24 |
Календарно-тематический план
внеурочной деятельности
«Академия досуга»
на 2018 - 2019учебный год
Номер занятия по порядку | № занятия в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки реализации программы | Скорректированные сроки реализации программы |
Новая встреча с игрой 2ч |
-
| -
| Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. | 03.09-07.09 | |
-
| -
| Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни. | 10.09-14.09 | |
Интеллектуально-познавательные игры 4ч | | | 18.09-22.09 |
-
| -
| Формулировка вопроса в познавательных играх. Правила формулировки вопросов. | 17.09-21.09 | |
-
| -
| Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх | 24.09-28.09 | |
-
| -
| Вопросы на эрудицию и сообразительность. | 01.10-05.10 | |
-
| -
| Корректные и не корректные вопросы | 08.10-10.10 | |
Подвижные игры 6ч |
-
| -
| Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха. | 15.10-19.10 | |
-
| -
| Подвижные игры для развития ловкости | 22.10-26.10 | |
-
| -
| Подвижные игры для развития быстроты | 29.10-02.11 | |
-
| -
| Подвижные игры для развития силы | 05.11-09.11 | |
-
| -
| Подвижные игры для развития ловкости | 12.11-16.11 | |
-
| -
| Подвижные игры для развития силы | 26.11-30.12 | |
Настольные игры 6ч |
-
| -
| Настольная игра | 03.12-07.12 | |
-
| -
| Настольная игра. Игровые действия в настольных играх. | 10.12-14.12 | |
-
| -
| Настольная игра. Везение и невезение в игре. | 17.12-21.12 | |
-
| -
| Настольная игра | 24.12-28.12 | |
-
| -
| Настольная игра | 09.01-11.01 | |
-
| -
| Настольная игра | 14.01-18.01 | |
Игры-драматизации 5ч |
-
| -
| Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. | 21.01-25.01 | |
-
| -
| Проблемная ситуация. | 28.01-01.02 | |
-
| -
| Сюжеты игр «В больнице». Игра как способ изучения проблемы. | 04.02-08.02 | |
-
| -
| Сюжеты игр «В магазине». Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. | 11.02-15.02 | |
-
| -
| Сюжеты игр «Экстремальная ситуация» | 18.02-20.02 | |
Ситуативные игры-упражнения 3ч |
-
| -
| Игра «Путешествие по городу Мастеров». Групповое взаимодействие в игре. | 25.02-01.03 | |
-
| -
| Игра «Путешествие по городу Мастеров». Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция. | 04.03-08.03 | |
-
| -
| Игра «Путешествие по городу Мастеров» | 11.03-15.03 | |
Комплексные игры на местности. 4ч. |
-
| -
| Игра «Поиски клада». Игровое взаимодействие в группе, кооперация, сотрудничество, соревнование, взаимопомощь в игре. | 18.03-22.03 | |
-
| -
| Игра «Поиски клада». Взаимодействие в малой группе, распределение обязанностей. | 25.03-29.03 | |
-
| -
| Игра «Поиски клада». Межгрупповое взаимодействие в игре. | 01.04-05.04 | |
-
| -
| Игра «Поиски клада». Осознание индивидуальных особенностей участия в кооперации. | 15.04-19.04 | |
Комплексная игра-приключение 4ч |
-
| -
| Игра-приключение Команды игроков и площадка игры. | 22.04-26.04 | |
-
| -
| Игра-приключение. Игровые задания и правила игры. | 29.04-08.05 | |
-
| -
| Игра-приключение. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. | 13.05-17.05 | |
-
| -
| Игра-приключение. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. | 20.05-27.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ / __________./
«______» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «___» августа 2018 г.
Руководитель ШМО
_____________ /__________
10