Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 23»
| |
| УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общекультурного направления
«Загадки русского языка»
ДЛЯ 4 КЛАССА
Составитель
Щеулина О.М..,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2018 год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом №217 от 31.08.2015г., учебного плана, утвержденного приказом №233 от 19.06.2018г.,
- на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов
Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». .
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана в четвёртом классе на 68 часов в год (2 ч в неделю).
Актуальность
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего навыка владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Фонетика.(6 ч.)
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.(17 ч.)
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.( 19 ч.)
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.(18 ч.)
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.(4 ч.)
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.( 4 ч.)
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Фонетика. | 6 | 5 | 1 |
2. | Словообразование. | 17 | 11 | 6 |
3. | Лексика. | 19 | 9 | 10 |
4. | Морфология. | 18 | 10 | 8 |
5. | Пословицы и поговорки. | 4 | 2 | 2 |
6. | Игротека | 4 | 1 | 3 |
| Итого | 68 | 28 | 30 |
Календарно – тематический планвнеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
на 2018 – 2019 уч. год.
Номер занятия по порядку | № занятия в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки реализации программы | Скорректированные сроки реализации программы |
-
| 1 | Вводное занятие. Сочинение в рисунках (пиктография). | 03.09-07.09 | |
-
| 2 | Осенний листок. Описание листопада. | |
-
| 3 | И снова о словах. Лексическое значение слова. | 10.09-14.09 | |
-
| 4 | Прямое и переносное значение слова. | |
-
| 5 | Ударение меняет значение. | 17.09-21.09 | |
-
| 6 | Ударение меняет значение | |
-
| 7 | Пестрое семейство синонимов. | 24.09-28.09 | |
-
| 8 | Пестрое семейство синонимов. | |
-
| 9 | Антонимы. Фразеологизмы. | 01.10-05.10 | |
-
| 10 | Фразеологизмы | |
-
| 11 | Игротека | 08.10-10.10 | |
-
| 12 | Занятие-практикум «Использование фразеологизмов в речи». | |
-
| 13 | Крылатые слова и афоризмы. | 15.10-19.10 | |
-
| 14 | Крылатые слова и афоризмы. | |
-
| 15 | Копилка занимательных заданий. | 22.10-26.10 | |
-
| 16 | Игротека | |
-
| 17 | Что мы знаем об именах? | 29.10-02.11 | |
-
| 18 | О русских фамилиях. | |
-
| 19 | Творческая лаборатория «Значение имен и фамилий». | 05.11-09.11 | |
-
| 20 | Игротека | |
-
| 21 | Мы играем в логогрифы | 12.11-16.11 | |
-
| 22 | Учимся распознавать речевые ошибки. | |
-
| 23 | В поисках сбежавших головоломок. | 26.11-30.12 | |
-
| 24 | Игротека | |
-
| 25 | Ох уж эти фразеологизмы!.. | 03.12-07.12 | |
-
| 26 | Работаем над рифмами. Стихосложение. | |
-
| 27 | Работаем над рифмами. Стихосложение | 10.12-14.12 | |
-
| 28 | Словесные забавы. | |
-
| 29 | Игротека | 17.12-21.12 | |
-
| 30 | Русские пословицы и поговорки. | |
-
| 31 | Поэтика русской сказки. | 24.12-28.12 | |
-
| 32 | Поэтика русской сказки. | |
-
| 33 | О чем рассказывает устное народное творчество? | 09.01-11.01 | |
-
| 34 | Ассорти для любителей русского языка | |
-
| 35 | Игротека | 14.01-18.01 | |
-
| 36 | Повторяем части речи. | |
-
| 37 | Повторяем части речи. | 21.01-25.01 | |
-
| 38 | Повторяем части речи. | |
-
| 39 | Что мы знаем о склонении? | 28.01-01.02 | |
-
| 40 | Удивительный глагол. | |
-
| 41- | Спряжение глаголов. | 04.02-08.02 | |
-
| 42 | Спряжение глаголов | |
-
| 43 | Игротека | 11.02-15.02 | |
-
| 44 | В стране Орфографии (повторяем правила). | |
-
| 45 | В стране Орфографии (повторяем правила). | 18.02-20.02 | |
-
| 46 | В стране Орфографии (повторяем правила). | |
-
| 47 | Про омонимы и их разновидности | 25.02-01.03 | |
-
| 48 | Еще немного фразеологизмов | |
-
| 49 | В стране Перевертундии | 04.03-08.03 | |
-
| 50 | Игротека | |
-
| 51 | Что такое «паронимы»? | 11.03-15.03 | |
-
| 52 | Запоминаем словарные слова. | |
-
| 53 | В занимательной стране Пунктуации… | 18.03-22.03 | |
-
| 54-55 | Однородные члены предложения | |
-
| 55 | Однородные члены предложения | 25.03-29.03 | |
-
| 56 | Вопросительные предложения. | |
-
| 57 | Восклицательные предложения. | 01.04-05.04 | |
-
| 58 | Что такое диалог? | |
-
| 59 | Повторяем знаки при прямой речи. | 15.04-19.04 | |
-
| 60 | Игротека | |
-
| 61 | В стране вежливых слов. | 22.04-26.04 | |
-
| 62 | Речевой этикет. «Кто говорит-сеет, кто слушает – собирает». | |
-
| 63 | Нормы современного произношения слов. | 29.04-08.05 | |
-
| 64 | Игротека «Мы – дикторы телевидения» | |
-
| 65 | Вербальные и невербальные средства общения. | 13.05-17.05 | |
-
| 66 | Урок-практикум | |
-
| 67 | Защита проектов «В умелых руках слова творят чудеса». | 20.05-27.05 | |
-
| 68 | Защита проектов «В умелых руках слова творят чудеса». | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | | |
по программе | | | | |
выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/______________________./
«______» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО классных руководителей
протокол № ___ от «____» ________ 2018г.
Руководитель ШМО _____________ /_______________________/