СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной занятости "Школа безопасности" для 5 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной занятости "Школа безопасности" для 5 класса»

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

г.Балаково Саратовской области

(МАОУ СОШ № 26)





«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Никонова Ж.В./

Протокол № ____ от

«___»___________2023г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МАОУ СОШ № 26

____________/Зазерская Т.В./

«___»____________2023г.


«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ №26

__________/Адылов Т.Х./

Приказ № _____ от

«___»___________2023г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СЕКЦИИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

КАРАЧЕНКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

5 «В» КЛАСС

2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

















Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____ от

«___»___________2023 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» для 5 «В» класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2)).

2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

3.Федерального: базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889

4.Концепции профильного обучения на средней ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ OI 18.02.2002 №2783)

5.Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №’373

6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. - 2821 10).


В настоящее время возрастаем роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».

Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 5 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Программа рассчитана 5 класс - 34 часа в год, 1час в неделю

Цели и задачи:

Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.

Задачи:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.

Место предмета в учебном плане

Данная рабочая программа предполагает обучение в объеме по 34 часа, в неделю 1 час, для учащихся 5 класса.


2.Результатыт усвоения курса

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • развитие личностных в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций: обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение поучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности:

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, Генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действия в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера:

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровые:

  • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников:

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Основные принципы реализации программы - научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

Целевая аудитория: 5 классы

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

-биология

-физическая культура

- литература

-ОБЖ

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, медиатеке, спортзале, поликлинике, на пришкольном участке. Деятельность включает проведение экскурсий, лекций, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов, и т.д.

Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы занятий:

Групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.

Формы контроля: 1.Наблюдение 2.Тестирование 3.Беседа 4.Проектная деятельность

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему:

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.

3.Содержание программы:

  1. Основы комплексной безопасности

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм - наиболее эффективный способ общения человека с природой.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно-опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

2.Здоровый образ жизни и ею значение дли гармоничною развития человека

Раскрыть понятие "здорового образа жизни”, его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

3.Основы медицинских знаний

Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека. Оказание первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.





























Учебно-тематический план.

5 «В» класс

п/п

Тема

Количество часов

Формы

контроля

всего

ауди-

торные

внеаудиторные

1

Вводное занятие

1

1


Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

2

Понятие об экстремальной ситуации

1

1


Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

3

Экстремальные ситуации в природе

1

1


Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

4



Профессии, связанные с деятельностью в приро­де

Акклиматизация и реакклиматизация

Часовые пояса

Воздействие внешних факторов на организм

2

1

1







Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

5

Вынужденная автономия

1


1

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

6

Фактор одиночества

Вынужденная автономия

Подача сигналов бедствия

1


1

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

7

Ориентирование

2

1

1

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

8

Автономное существование и выживание

Аварийное приземление

Движение по снежной равнине

Поиск и очистка воды

Выбор места для укрытия

Типы укрытий

Способы добывания огня

Защита ног в экстремальных ситуациях

2

1

1

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

9

Первая медицинская помощь

6

2

4

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

10

Животный и растительный мир представляющий опасность для человека

Помощь при отравлениях и укусах

Остановка кровотечений в полевых условиях

Переломы

Способы транспортировки пострадавшего

Наложение повязок

8


1

7

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

11

Общая физическая подготовка

5

1

4

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

12

Бег по пересеченной местности.

Преодоление препятствий.

Силовые упражнения

4


4

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль


Итого

34

10

24



4.Организационно – методическое обеспечение программы

1. Плакаты (библиотечка «ЦОР»):

     - Вооруженные силы РФ          - Военная служба по контракту

     - Строевая подготовка                - Огневая подготовка

     - Физическая подготовка            - Инженерная подготовка

     - Артиллерия и ракеты                - Приборы радиационной и химической разведки

     - Медицинская подготовка          - Дни воинской славы

     - Ордена и медали                         - Великие полководцы

     - Военная форма одежды              - Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ.

2. Стенды:

     - Огневая подготовка                      - Основы военной службы;

     - Первая медицинская помощь       - Уголок гражданской обороны;

     3. Презентации:

     - Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации;

     - История Советского и Российского оружия;

     - Дни воинской славы России;

     - Организационная структура ВС РФ;

     - Учебные сборы с юношами 10-х классов.     - Ориентирование;

     - Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России;

     - Устройство и действие гранатометов и ручных гранат;

     - Физическая культура и закаливание.

  Учебное оборудование:

Радиационная, химическая и бактериологическая защита:

     - Макет общевойскового противогаза (ГП-5, ГП-7);

     - Линейка РЛ (для оценки радиационной обстановки при наземных взрывах);

     - ДП-5Б, ДП-5В, Аптечка индивидуальная – по 1 шт.

Медицина:

     - Аптечка первой помощи (ФЭСТ);

     - Сумка медицинская 2 шт.

Инженерные войска:       - Макет гранаты РГД-5;

     - Мины АТ ММИ-19, УПГ-8, противотанковая, противопехотная.

Огневая подготовка:

     - Массогабаритные АК-74 – 3шт.;

     - Учебные гильзы, гранаты, запалы.
































ЛИТЕРАТУРА

1. Советский энциклопедический словарь, Москва, «Совет­ская энциклопедия», 1989.

2. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, «Совет­ская энциклопедия», 1979 г.

3. Турист № 6 — 1989 г.

4. Турист № 10 — 1989 г.

5 В. И. Лебедев — «Человек в экстремальных ситуациях»

6. Краткий справочник туриста, Москва, Профиздат, 1985г.

7 Журнал «Военные знания», № 1, 1992 г.

8. Б. М. Коган «Стресс и адаптация», Издательство «Знамя», Москва, 1980 г.

9. Э. М. Рутман «Надо ли убегать от стресса?», Москва, «Физкультура и спорт», 1990 г

10.Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 2005.

11.Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1999.

12.Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2004.

13.Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.

14.Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых про­дуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 2006.

15.Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 2002.

16.Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1999.

17.Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.

18.Справочник лекарственных растений. - М., 2009.

19.Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 2005.

20.Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «В» класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Тема урока

Кол-во часов на тему

Дата проведения

Корректировка

план

факт


Вводное занятие. Техника безопасности на уроках.

1

06.09.2023



Понятие об экстремальной ситуации.

1

13.09.2023



Экстремальные ситуации в природе.

1

20.09.2023



Профессии, связанные с деятельностью в приро­де

Акклиматизация и реакклиматизация.

1

27.09.2023



Часовые пояса. Воздействие внешних факторов на организм.

1

04.10.2023



Вынужденная автономия.

1

11.10.2023



Фактор одиночества. Вынужденная автономия. Подача сигналов бедствия.

1

18.10.2023



Ориентирование.

1

25.10.2023



Автономное существование и выживание. Аварийное приземление. Движение по снежной равнине. Поиск и очистка воды.

1

08.11.2023



Выбор места для укрытия. Типы укрытий. Способы добывания огня. Защита ног в экстремальных ситуациях.

1

15.11.2023



Первая медицинская помощь при утоплении.

1

22.11.2023



Первая медицинская помощь при отморожении.

1

29.11.2023



Первая медицинская помощь при ожогах.

1

06.12.2023




Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе.

1

13.12.2023



Первая медицинская помощь при химических отравлениях.

1

20.12.2023



Первая медицинская помощь колотых, резаных, рубленых, рваных ранах

1

27.12.2023



Животный и растительный мир представляющий опасность для человека.

1

10.01.2024



Помощь при отравлениях и укусах.

1

17.01.2024



Остановка кровотечений в полевых условиях.

1

24.01.2024



Переломы. Виды. Способы наложения шин в полевых условиях.

1

31.01.2024



Способы транспортировки пострадавшего.

1

07.02.2024



Наложение повязок (руки, ноги, голова).

1

14.02.2024



Строевая подготовка.

1

21.02.2024



Строевая подготовка.

1

28.02.2024



Общая физическая подготовка. Техника безопасности на уроках фзк.

1

06.03.2024



Общая физическая подготовка. Учебная игра в волейбол.

1

13.03.2024



Общая физическая подготовка. Учебная игра в баскетбол (стритбол).

1

20.03.2024



Общая физическая подготовка. Учебная игра в футбол.

1

03.04.2024



Общая физическая подготовка. Учебная игра в гандбол.

1

10.04.2024



30.

Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий.

1

17.04.2024



31.

Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий.

1

24.04.2024



32.

Строевая подготовка.

1

08.05.2024



33.

Бег по пересеченной местности. Силовые упражнения.

1

15.05.2024



34.

Бег по пересеченной местности. Силовые упражнения.

1

22.05.2024