Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
г.Балаково Саратовской области
(МАОУ СОШ № 26)
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Никонова Ж.В./ Протокол № ____ от «___»___________2023г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ СОШ № 26 ____________/Зазерская Т.В./ «___»____________2023г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №26 __________/Адылов Т.Х./ Приказ № _____ от «___»___________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СЕКЦИИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
КАРАЧЕНКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
5 «В» КЛАСС
2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____ от
«___»___________2023 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» для 5 «В» класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2)).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального: базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889
4.Концепции профильного обучения на средней ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ OI 18.02.2002 №2783)
5.Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №’373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. - 2821 10).
В настоящее время возрастаем роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».
Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 5 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Программа рассчитана 5 класс - 34 часа в год, 1час в неделю
Цели и задачи:
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Задачи:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа предполагает обучение в объеме по 34 часа, в неделю 1 час, для учащихся 5 класса.
2.Результатыт усвоения курса
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
развитие личностных в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций: обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение поучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности:
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, Генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действия в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера:
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровые:
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников:
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Основные принципы реализации программы - научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Целевая аудитория: 5 классы
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:
-биология
-физическая культура
- литература
-ОБЖ
Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, медиатеке, спортзале, поликлинике, на пришкольном участке. Деятельность включает проведение экскурсий, лекций, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов, и т.д.
Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы занятий:
Групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.
Формы контроля: 1.Наблюдение 2.Тестирование 3.Беседа 4.Проектная деятельность
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему:
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
3.Содержание программы:
Основы комплексной безопасности
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм - наиболее эффективный способ общения человека с природой.
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно-опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)
Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
2.Здоровый образ жизни и ею значение дли гармоничною развития человека
Раскрыть понятие "здорового образа жизни”, его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
3.Основы медицинских знаний
Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека. Оказание первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Учебно-тематический план.
5 «В» класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля |
всего | ауди- торные | внеаудиторные |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
2 | Понятие об экстремальной ситуации | 1 | 1 | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
3 | Экстремальные ситуации в природе | 1 | 1 | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
4 | Профессии, связанные с деятельностью в природе Акклиматизация и реакклиматизация Часовые пояса Воздействие внешних факторов на организм | 2 | 1 | 1 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
5 | Вынужденная автономия | 1 | | 1 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
6 | Фактор одиночества Вынужденная автономия Подача сигналов бедствия | 1 | | 1 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
7 | Ориентирование | 2 | 1 | 1 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
8 | Автономное существование и выживание Аварийное приземление Движение по снежной равнине Поиск и очистка воды Выбор места для укрытия Типы укрытий Способы добывания огня Защита ног в экстремальных ситуациях | 2 | 1 | 1 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
9 | Первая медицинская помощь | 6 | 2 | 4 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
10 | Животный и растительный мир представляющий опасность для человека Помощь при отравлениях и укусах Остановка кровотечений в полевых условиях Переломы Способы транспортировки пострадавшего Наложение повязок | 8 | 1 | 7 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
11 | Общая физическая подготовка | 5 | 1 | 4 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
12 | Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий. Силовые упражнения | 4 | | 4 | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
| Итого | 34 | 10 | 24 | |
4.Организационно – методическое обеспечение программы
1. Плакаты (библиотечка «ЦОР»):
- Вооруженные силы РФ - Военная служба по контракту
- Строевая подготовка - Огневая подготовка
- Физическая подготовка - Инженерная подготовка
- Артиллерия и ракеты - Приборы радиационной и химической разведки
- Медицинская подготовка - Дни воинской славы
- Ордена и медали - Великие полководцы
- Военная форма одежды - Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ.
2. Стенды:
- Огневая подготовка - Основы военной службы;
- Первая медицинская помощь - Уголок гражданской обороны;
3. Презентации:
- Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации;
- История Советского и Российского оружия;
- Дни воинской славы России;
- Организационная структура ВС РФ;
- Учебные сборы с юношами 10-х классов. - Ориентирование;
- Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России;
- Устройство и действие гранатометов и ручных гранат;
- Физическая культура и закаливание.
Учебное оборудование:
Радиационная, химическая и бактериологическая защита:
- Макет общевойскового противогаза (ГП-5, ГП-7);
- Линейка РЛ (для оценки радиационной обстановки при наземных взрывах);
- ДП-5Б, ДП-5В, Аптечка индивидуальная – по 1 шт.
Медицина:
- Аптечка первой помощи (ФЭСТ);
- Сумка медицинская 2 шт.
Инженерные войска: - Макет гранаты РГД-5;
- Мины АТ ММИ-19, УПГ-8, противотанковая, противопехотная.
Огневая подготовка:
- Массогабаритные АК-74 – 3шт.;
- Учебные гильзы, гранаты, запалы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Советский энциклопедический словарь, Москва, «Советская энциклопедия», 1989.
2. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, «Советская энциклопедия», 1979 г.
3. Турист № 6 — 1989 г.
4. Турист № 10 — 1989 г.
5 В. И. Лебедев — «Человек в экстремальных ситуациях»
6. Краткий справочник туриста, Москва, Профиздат, 1985г.
7 Журнал «Военные знания», № 1, 1992 г.
8. Б. М. Коган «Стресс и адаптация», Издательство «Знамя», Москва, 1980 г.
9. Э. М. Рутман «Надо ли убегать от стресса?», Москва, «Физкультура и спорт», 1990 г
10.Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 2005.
11.Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1999.
12.Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2004.
13.Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
14.Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 2006.
15.Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 2002.
16.Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1999.
17.Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
18.Справочник лекарственных растений. - М., 2009.
19.Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 2005.
20.Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 «В» класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов на тему | Дата проведения | Корректировка |
план | факт | |
| Вводное занятие. Техника безопасности на уроках. | 1 | 06.09.2023 | | |
| Понятие об экстремальной ситуации. | 1 | 13.09.2023 | | |
| Экстремальные ситуации в природе. | 1 | 20.09.2023 | | |
| Профессии, связанные с деятельностью в природе Акклиматизация и реакклиматизация. | 1 | 27.09.2023 | | |
| Часовые пояса. Воздействие внешних факторов на организм. | 1 | 04.10.2023 | | |
| Вынужденная автономия. | 1 | 11.10.2023 | | |
| Фактор одиночества. Вынужденная автономия. Подача сигналов бедствия. | 1 | 18.10.2023 | | |
| Ориентирование. | 1 | 25.10.2023 | | |
| Автономное существование и выживание. Аварийное приземление. Движение по снежной равнине. Поиск и очистка воды. | 1 | 08.11.2023 | | |
| Выбор места для укрытия. Типы укрытий. Способы добывания огня. Защита ног в экстремальных ситуациях. | 1 | 15.11.2023 | | |
| Первая медицинская помощь при утоплении. | 1 | 22.11.2023 | | |
| Первая медицинская помощь при отморожении. | 1 | 29.11.2023 | | |
| Первая медицинская помощь при ожогах. | 1 | 06.12.2023 | | |
| Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе. | 1 | 13.12.2023 | | |
| Первая медицинская помощь при химических отравлениях. | 1 | 20.12.2023 | | |
| Первая медицинская помощь колотых, резаных, рубленых, рваных ранах | 1 | 27.12.2023 | | |
| Животный и растительный мир представляющий опасность для человека. | 1 | 10.01.2024 | | |
| Помощь при отравлениях и укусах. | 1 | 17.01.2024 | | |
| Остановка кровотечений в полевых условиях. | 1 | 24.01.2024 | | |
| Переломы. Виды. Способы наложения шин в полевых условиях. | 1 | 31.01.2024 | | |
| Способы транспортировки пострадавшего. | 1 | 07.02.2024 | | |
| Наложение повязок (руки, ноги, голова). | 1 | 14.02.2024 | | |
| Строевая подготовка. | 1 | 21.02.2024 | | |
| Строевая подготовка. | 1 | 28.02.2024 | | |
| Общая физическая подготовка. Техника безопасности на уроках фзк. | 1 | 06.03.2024 | | |
| Общая физическая подготовка. Учебная игра в волейбол. | 1 | 13.03.2024 | | |
| Общая физическая подготовка. Учебная игра в баскетбол (стритбол). | 1 | 20.03.2024 | | |
| Общая физическая подготовка. Учебная игра в футбол. | 1 | 03.04.2024 | | |
| Общая физическая подготовка. Учебная игра в гандбол. | 1 | 10.04.2024 | | |
30. | Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий. | 1 | 17.04.2024 | | |
31. | Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий. | 1 | 24.04.2024 | | |
32. | Строевая подготовка. | 1 | 08.05.2024 | | |
33. | Бег по пересеченной местности. Силовые упражнения. | 1 | 15.05.2024 | | |
34. | Бег по пересеченной местности. Силовые упражнения. | 1 | 22.05.2024 | | |