Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топкановская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА:
Директор МБОУ «Топкановская ООШ»
___________________ И.И.Ширяева
приказ от 01.09. 2017 года № 105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я-пешеход и пассажир»
(спортивно-оздоровительное)
на 2017-2018 учебный год
4 класс
(1 час в неделю)
Составил: Нехаева Л.Н.., учитель ОБЖ
высшая квалификационная категория
Топканово
2017 г.
Программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» в 4 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Топкановская ООШ».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Топкановская 00Ш» на 2017-2018 г на изучение курса отводится 34 часа в год. Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа, так как первая неделя не полная: 1 сентября – пятница.
Резервное время, предусмотренное программой, планируется для повторения изученного материала. В программу внесены изменения (01.05.2018 – праздничный день)
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
- видеть, слушать, предвидеть, избегать опасности.
Метапредметные результаты:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждения;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
- социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, опыт окружающих людей, информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем), находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
- правильно вести себя во дворах, на тротуаре, в транспорте, при езде на велосипеде;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность на остановке маршрутных транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика, и водителей транспортных средств;
- проектировать модели личного безопасного поведения
Содержание учебного курса
| Содержание курса | Виды учебной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
|
Будем себя беречь | Что такое осторожность? | Беседа |
Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Ролевая игра «Опасная встреча» | Оценивание предложенных ситуаций | Игра |
Транспорт | Разнообразие транспортных средств | Практическая работа |
Транспорт | Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств | Виторина |
Транспорт. Дидактическая игра «Да и нет» | Транспорт будущего | Игра |
Игра – соревнование «Транспорт». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД» | Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях | Игра |
Правила дорожного движения | Знакомство с правилами дорожного движения РФ. Что такое требование? | Беседа |
Дорожно – транспортное происшествие | Обсуждение фильма | Просмотр видеофильма |
Дорожные знаки | Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам | Беседа |
Дорожные знаки | Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам | Практическая работа |
Дорога | Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Для чего делают дорожную разметку | Беседа |
Дорога. Дидактическая игра «Строим дорогу» | Строим дорогу | Дидактическая игра |
Движение транспорта | «Попасть в пробку» | Беседа |
Практическая работа «Выберем правильный маршрут» | Выбираем правильный маршрут | Практическая работа |
Как перевозят людей | Перевозка людей общественным транспортом | Беседа |
Ролевая игра «Мы едем в автобусе» | Правила поведения при пользовании автобусом | Ролевая игра |
Рядом с железной дорогой | Придумывание различных ситуаций и объяснение их | Творческая работа |
Населенный пункт | Куда я еду | Ролевая игра |
Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Просмотри обсуждение видеофильма | Видеофильм |
Экскурсия на перекресток | Перекресток | Экскурсия |
Рисование дорожных знаков и рассказ о них | Рисование дорожных знаков | Практическая работа |
Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД | «Помогаем малышу изучать ПДД» | Ролевая игра |
Опасный случай | «Держать ухо востро». Обсуждение предложенных ситуаций | Коллективная работа |
Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как ее избежать | Составление памятки | Практическая работа |
Необычные пешеходы и водители | Особые водители и пешеходы | Беседа |
Необычные пешеходы и водители | Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей среде | Творческая работа |
Необычные пешеходы и водители | Как мы можем помочь людям-инвалидам | Беседа |
Создание плана-карты поселка с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения | Экскурсия по поселку | Экскурсия |
Создание плана-карты поселка с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения | Экскурсия по поселку | Экскурсия |
Проведение беседы по изученному материалу | Ответы на вопросы теста | Тест |
Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» | Ответы на вопросы викторины | Викторина |
Детские презентации по правилам дорожного движения | Знаешь ли ты правила дорожного движения | Презентации детей |
Обобщение знаний | Игры по желанию детей | Игры |
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Ориентировка в окружающем мире | 6 ч |
2. | Ты пешеход | 8 ч |
3. | Ты пешеход и пассажир | 19 ч |
Итого: | 33 ч |
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
План | Факт |
Ориентировка в окружающем мире ( 6 ч) |
1 | 05.09.17 | | Будем себя беречь | 1 |
2 | 12.09.17 | | Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Ролевая игра «Опасная встреча» | 1 |
3 | 19.09.17 | | Транспорт | 1 |
4 | 26.09.17 | | Транспорт | 1 |
5 | 03.10.17 | | Транспорт. Дидактическая игра «Да и нет» | 1 |
6 | 10.10.17 | | Игра – соревнование «Транспорт». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД» | 1 |
Ты-пешеход ( 8 ч) |
7 | 17.10.17 | | Правила дорожного движения | 1 |
8 | 24.10.17 | | Дорожно – транспортное происшествие | 1 |
9 | 07.11.17 | | Дорожные знаки | 1 |
10 | 14.11.17 | | Дорожные знаки | 1 |
11 | 21.11.17 | | Дорога | 1 |
12 | 28.11.17 | | Дорога. Дидактическая игра «Строим дорогу» | 1 |
13 | 05.12.17 | | Движение транспорта | 1 |
14 | 12.12.17 | | Практическая работа «Выберем правильный маршрут» | 1 |
Ты пешеход и пассажир (19ч) |
15 | 19.12.17 | | Как перевозят людей | 1 |
16 | 26.12.17 | | Ролевая игра «Мы едем в автобусе» | 1 |
17 | 16.01.18 | | Рядом с железной дорогой | 1 |
18 | 23.01.18 | | Населенный пункт | 1 |
19 | 30.01.18 | | Сигналы водителей, светофора и регулировщика. | 1 |
20 | 06.02.18 | | Экскурсия на перекресток | 1 |
21 | 13.02.18 | | Рисование дорожных знаков и рассказ о них | 1 |
22 | 20.02.18 | | Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД | 1 |
23 | 27.02.18 | | Опасный случай | 1 |
24 | 06.03.18 | | Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как ее избежать | 1 |
25 | 13.03.18 | | Необычные пешеходы и водители | 1 |
26 | 20.03.18 | | Необычные пешеходы и водители | 1 |
27 | 03.04.18 | | Экскурсия по поселку | 1 |
28 | 10.04.18 | | Создание плана-карты поселка с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения | 1 |
29 | 17.04.87 | | Создание плана-карты поселка с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения | 1 |
30 | 24.04.18 | | Проведение беседы по изученному материалу | 1 |
31 | 08.05.18 | | Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» | 1 |
32 | 15.05.18 | | Детские презентации по правилам дорожного движения | |
33 | 22.05.18 | | Обобщение знаний | 1 |
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО протокол от __________ 2017г | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________ М.Н.Базина «_____» ___________ 2017 год |