Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
города Магнитогорска
Принято Утверждено
педагогическим советом приказом №________
Протокол №_______ от «_____»________20___г.
«_____»__________20___г. Директором МОУ «СОШ № 31»
г. Магнитогорска
_________Л. В. Дернина
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волейбол»
Направленность: Физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год (68 часа)
Составитель:
Анисимова Вероника Валерьевна, учитель физической культуры
Магнитогорск, 2023
Содержание программы
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы: ………………………...3
1.1. пояснительная записка…………………………………………………………….....3
1.2. цель и задачи программы…………………………………………………..………...8
1.3. содержание программы……………………………………………………..………. 8
1.4. планируемые результаты……………………………………..……………….….....11
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий: ………………..11-17
2.1. учебный план…………………………………………………………………………12
2.2. календарный учебный график……………………………………………………….13
2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы ……..….........14
2.4. формы аттестации, контроля………………………………………………………...15
2.5. оценочные материалы……..…………………………………………………............15
2.6. Список литературы…………………………………………………………………..16
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минпросвещения России от 7.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
-Методические рекомендации по разработке модельных дополнительных общеобразовательных программ (Министерство образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО «ЧИППКРО», 2018);
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности (ГБУ ДПО «ЧИППКРО», 2018);
-Устав МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска.
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» физкультурно-спортивной направленности, базового уровня ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, выявление и развитие талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности, направлена на подготовку обучающихся к выполнению испытаний всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Актуальность программы
Волейбол в нашей стране завоевал популярность, и особенно среди детей, подростков и юношей. Волейбол – командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передают друг другу мяч руками, умеют быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью.
Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
В процессе обучения, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является модульный принцип ее построения. Данная модельная программа является базовой и предлагается к использованию в учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с целью качественной организации досуга детей и получения ими общих знаний о здоровом образе жизни и интересующем их виде спорта.
Модуль – это законченная единица образовательной программы, предполагающая освоение обучающимся комплекса результативных компонентов программы: когнитивного (знания, умения), мотивационно-ценностного (отношение), деятельностного (опыт), сопровождаемая контролем результатов обучающихся на выходе.
Модульный принцип обеспечивает вариативность, гибкость и мобильность построения образовательных программ, позволяя педагогу обеспечивать качество освоения программы обучающимися, в том числе на основе построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Отличительные особенности содержания данной программы заключаются в приоритетном распределении часов в модуле «Избранный вид спорта» в сторону командных взаимодействий подразделе «Тактика игры в волейбол» с одновременным уменьшением часовой нагрузки на работу над техникой и простыми тактическими взаимодействиями между 2–3 игроками.
Отличительной особенностью программы является и система оценочных и контрольно-измерительных материалов, в состав которой входит прохождение испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как средство оценки уровня физической подготовленности учащихся по итогам реализации программы. Предлагается внедрение в практику работы образовательных организаций Фестиваля ВФСК «ГТО».
Адресат Программы
Программа (Волейбол) рассчитана для обучающихся старшего школьного возраста 15-17 лет. Наполняемость групп и режим работы - в соответствии с Уставом МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска. Для обучения по программе зачисляются обучающиеся образовательной организации по заявлению родителей несовершеннолетних (законных представителей), имеющих медицинский допуск и желающих познакомиться с избранным командным видом спорта.
Комплектовать учебные группы лучше всего на основе одного возраста с учетом гендерных и физиологических особенностей обучающихся. Не рекомендуется набирать в одну группу детей разного возраста с разницей в возрасте более 2-х лет. Предполагаемое деление по возрастным группам: 15–17 лет.
Ежегодно обучающиеся по данной программе должны проходить специализированный медицинский осмотр в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016г. №134 «О порядке организации медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом…».
Объем, сроки реализации программы; режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. На полное освоение программы требуется 68 часов:
Год обучение | Общее количество часов | Количество часов в неделю | Количество занятий в неделю |
1 год обучения | 68 | 2 | 2 |
Продолжительность занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
Формы обучения, проведения занятий, организации образовательного процесса
Программа реализуется в очной форме обучения. Допускается также дистанционное обучение (индивидуальные и групповые on-line-консультации, подготовка и участие в дистанционных конкурсах).
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая, индивидуальная. Осуществляется индивидуальное сопровождение обучающихся в процессе подготовки к конкурсам и соревнованиям.
Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, тренировочным.
При реализации Программы используются следующие формы проведения занятий:
− занятие-консультация (индивидуально и в группе, рекомендации); учебно-тренировочные занятия, соревнования; конкурсы, зачетные занятия.
Педагогические технологии
Наименование образовательной технологи | Цели применения образовательной технологи | Умения и навыки, формируемые у обучающихся |
Технология группового обучения | Активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в учебной группе | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Технология проблемного обучения | Активизация познавательной деятельности | Интеллектуальные умения (самостоятельно обрабатывать, преобразовывать информацию); определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Здоровьесберегающие технологии | Воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни | Понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье |
Технология дифференцированного обучения | Повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, развитие его индивидуальных качеств | Овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умение применять знания в усложненной ситуации |
Технология игровой деятельности | Активизация учебно-тренировочного процесса, развитие творческой, физической активности и познавательного интереса обучающихся, развитие внимания и стимулирование умственной и спортивной деятельности | Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива |
Методы обучения.
Используемые на учебно-тренировочных занятиях методы можно подразделить на три группы: словесные, наглядные и практические.
3. Методы воспитания:
1) методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения;
2) методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
3) методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – повышение уровня физической подготовленности, мотивирование на регулярные занятия физической культурой и спортом средствами избранного вида спорта, формирование устойчивой мотивации к физическому развитию и здоровому образу жизни.
Задачи программы
Личностные:
познакомить обучающихся с избранным видом спорта, его историей, основами техники безопасности на занятиях, основами техники и тактики игры в волейбол;
способствовать укреплению физического и психического здоровья, развивая функциональные возможности организма;
развить эмоционально-волевую сферу через воспитание ответственности, настойчивости в достижении результата, выдержки, принципиальности;
подготовить обучающихся к правильному выполнению норм ВФСК «ГТО».
Метапредметные:
формировать у обучающихся основы здорового образа жизни, гигиеническую культуру и профилактику вредных привычек, а также формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой средствами избранного вида спорта.
сформировать умения планировать, организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;
сформировать умения осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий;
сформировать умения определять наиболее эффективные пути и способы достижения результата; оценивать собственные достигнутые результаты и результаты своих сверстников.
Предметные:
получение опыта командных игровых видов спорта, готовность к выполнению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
1.3 Содержание программы
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, , темы | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Модуль «Знакомство с волейболом» | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
1.1 | Требования техники безопасности в процессе освоения Программы и гигиенические требования к занимающимся спортом | 1 | 1 | | |
1.2 | История развития вида спорта в мире, в России. | 1 | 1 | | |
1.3 | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» | 1 | 1 | | |
1.4 | Основы техники игры | 1 | | 1 | |
1.5 | Основы тактики игры | 1 | | 1 | |
1.6 | Игровая деятельность | 1 | | 1 | |
2. | Модуль «Общая физическая подготовка» | 22 | 4 | 18 | Оценка динамики уровня физической подготовленности по базовым качествам |
2.1 | Развитие дисциплины | 2 | | 2 | |
2.2 | Развитие общей выносливости | 5 | 1 | 4 | |
2.3 | Развитие ловкости, координации | 5 | 1 | 4 | |
2.4 | Развитие силовых способностей | 5 | 1 | 4 | |
2.5 | Развитие быстроты | 5 | 1 | 4 | |
3. | Модуль «Специальная физическая подготовка» | 12 | | 12 | Оценка динамики уровня физической подготовленности по базовым качествам |
3.1 | Развитие скоростно-силовых качеств | 4 | | 4 | |
3.2 | Развитие скоростно-силовой выносливости | 3 | | 3 | |
3.3 | Развитие игровой ловкости | 3 | | 3 | |
3.4 | Развитие необходимых качеств для выполнения игровых технических приемов | 2 | | 2 | |
4. | Модуль «Избранный вид спорта волейбол для детей 15-17лет» | 25 | | 25 | Оценка уровня динамики технико-тактических качеств |
4.1 | Техническая подготовка | 2 | | 2 | |
4.1.1 | Техника передвижения | 2 | | 2 | |
4.1.2 | Техника владения мячом | 2 | | 2 | |
4.2 | Тактическая подготовка | 2 | | 2 | |
4.2.1 | Индивидуальные действия | 2 | | 2 | |
4.2.2 | Групповые действия | 2 | | 2 | |
4.2.3 | Командные действия | 1 | | 1 | |
4.3 | Интегральная подготовка | 2 | | 2 | |
4.3.1 | Упражнения для совершенствования навыков технических приемов посредством многократного выполнения тактических действий | 2 | | 2 | |
4.3.2 | Учебные игры | 8 | | 8 | |
Событийный модуль |
5.1 | Осенний Фестиваль ГТО | 1 | | 1 | Вводный контроль Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
5.2 | Весенний фестиваль ГТО Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
5.3 | Итоговая аттестация | 1 | | 1 | Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
| Итого | 68 | 7 | 61 | |
Модуль «Знакомство с волейболом»
Раздел 1. Требования техники безопасности в процессе освоения Программы и гигиенические требования к занимающимся спортом (1 час)
Теория. Соблюдение техники безопасности при занятиях волейболом. Требования к оборудованию, инвентарю, спортивной экипировке. Понятие о гигиене. Правила личной гигиены. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Требования к питанию спортсменов. Значение витаминов и минеральных солей.
Раздел 2. История развития волейбола в мире, в России (1 час)
Теория. Понятие «физическая культура». Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан. История развития волейбола в мире и в нашей стране.
Раздел 3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (1 час)
Теория. История развития комплекса ГТО. ГТО как возможность проверить свой уровень физической готовности. Выполнение упражнений и уровень каких физических качеств они оценивают.
Модуль «Общая физическая подготовка»
Раздел 1. Физические качества и физическая подготовка (22 часов. 4 теория, 18 практика) Теория. Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Понятие быстроты, гибкости, ловкости, выносливости.
Раздел 2. Практика. Выполнение упражнений на развитие силовых способностей: собственно-силовых, скоростно-силовых.
Модуль «Специальная физическая подготовка»
Раздел 1. Основы техники игры (16 часа)
Практика. Применение правил игры в волейбол с точки зрения техники. Основные сведения о технике игры и технических приемах: волейбольная стойка, техника передвижения, основы техники владения мячом, техники передачи.
Раздел 2. Основы тактики игры (6 часа)
Практика. Применение правил игры в волейбол в командных взаимодействиях. Основные сведения о тактике игры и тактических действиях: взаимодействие в двойках, тройках, основные принципы движения мяча в нападения, основные принципы защиты.
Модуль «Избранный вид спорта волейбол для детей 15-17 лет»
Раздел 1. Игровая деятельность (25 часов)
Практика. Участие в соревнованиях: внутригрупповые, муниципальные соревнования.
Событийный модуль
Раздел 1. Фестиваль ГТО (2 часа). Итоговая аттестация(1 ч.)
Проведение текущей аттестации – участие в испытаниях ВФСК «ГТО» (возможно в рамках фестиваля ВФСК «ГТО» внутри образовательной организации, см. Приложение №4 – Примерное Положение о Фестивале ВФСК «ГТО»).
1.4 Планируемые результаты:
Личностные:
• познакомить обучающихся с избранным видом спорта, его историей, основами техники безопасности на занятиях, основами техники и тактики игры в волейбол;
• способствовать укреплению физического и психического здоровья, развивая функциональные возможности организма;
• развить эмоционально-волевую сферу через воспитание ответственности, настойчивости в достижении результата, выдержки, принципиальности;
• подготовить обучающихся к правильному выполнению норм ВФСК «ГТО».
Метапредметные:
• формировать у обучающихся основы здорового образа жизни, гигиеническую культуру и профилактику вредных привычек, а также формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой средствами избранного вида спорта.
• сформировать умения планировать, организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;
• сформировать умения осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий;
• сформировать умения определять наиболее эффективные пути и способы достижения результата; оценивать собственные достигнутые результаты и результаты своих сверстников.
Предметные:
• получение опыта командных игровых видов спорта, готовность к выполнению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел 2 Комплекс организационно- педагогических условий
2.1 Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Модуль «Знакомство с волейболом» | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
2 | Модуль «Общая физическая подготовка» | 22 | 4 | 18 | Оценка динамики уровня физической подготовленности по базовым качествам |
3 | Модуль «Специальная физическая подготовка» | 12 | | 12 | Оценка динамики уровня физической подготовленности по базовым качествам |
4 | Модуль «Избранный вид спорта волейбол для детей 15-17 лет» | 26 | | 26 | Оценка уровня динамики технико-тактических качеств |
5.1 | Осенний Фестиваль ГТО | 1 | | 1 | Вводный контроль Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
5.2 | Весенний фестиваль ГТО Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
5.3 | Итоговая аттестация | 1 | | 1 | Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
Итого: | 68 | 7 | 61 | |
2.2 Календарный учебный график
1 | Продолжительность освоения программы | 1 год (68 часа) |
2 | Начало реализации программы (начало учебного года) | 04.09.2023 |
3 | Окончание реализации программы (окончание учебного года) | 21.05.2024 |
4 | Продолжительность учебного года (учебные часы) | 34 недели (68 часа) |
5 | Режим и продолжительность учебных занятий | 1 раз в неделю по 2 часа(1 час-45 минут, 2-й час-45 минут) |
6 | Входной контроль занятий | 04.09. 2023 |
7 | Текущий контроль успеваемости | В течение всего периода освоения программы |
8 | Промежуточная аттестация обучающихся | 05.03.2024 |
9 | Итоговая аттестация | 24.05.24 |
10 | Каникулы зимние | – 08.01.2024 г |
11 | Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками | 04.11; 23.02; 08.03; 01.05-10.05 не учебные дни |
2.3 Организационно-педагогические условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог, имеющий квалификационную категорию, знающий основы знаний в области физической культуры и спорта. Имеющий опыт работы по данному направлению дополнительного образования и постоянно повышающий свой профессиональный уровень.
Материально - техническое обеспечение программы
Наименование основного оборудования | Единица измерения | Кол-во единиц (в расчете на 1 группу) |
Объекты |
Спортивный зал, 24x9 | шт. | 1 |
Раздевалки | шт. | 2 |
Методический кабинет | шт. | 1 |
Тренерская | шт. | 1 |
Оборудование и спортивный инвентарь |
Конструкция волейбольных стоек и волейбольной сетки. | комплект | 3 |
Мяч волейбольный | шт. | 20 |
Доска тактическая | шт. | 1 |
Мяч набивной (медицинбол) | шт. | 10 |
Свисток | шт. | 1 |
Секундомер | шт. | 1 |
Фишки (конусы) | шт. | 15 |
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь |
Корзина для мячей | шт. | 1 |
Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами | шт. | 1 |
Мяч баскетбольный | шт. | 15 |
Мяч футбольный | шт. | 1 |
Скакалка | шт. | 20 |
Скамейка гимнастическая | шт. | 2 |
Утяжелитель для ног | комплект | 5 |
Утяжелитель для рук | комплект | 5 |
Маты гимнастические | шт. | 10 |
Тумба прыжковая | комплект | 1 |
2.4. Формы аттестации
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения программы обучающимися. Аттестация проводится 2 раза в год: промежуточная – март, Весенний фестиваль ГТО, итоговая – по завершении реализации программы.
Оценка и контроль образовательных результатов, обучающихся по программе, включают:
- вводный контроль (тесты ВФСК «ГТО», возможно, в рамках Фестиваля «ГТО»);
- текущий контроль (понимание темы программы, специальные навыки, наблюдение);
- итоговый контроль (аттестация (промежуточная и итоговая) на основе тестов ВФСК «ГТО» и оценке технико-тактических качеств).
2.5 Оценочный материал
Определение уровня владения основами двигательных навыков и общей физической подготовленности определяется средствами тестирования ВФСК «ГТО» на основе оценочного листа физической подготовленности. Тесты ВФСК «ГТО», включенные в оценку уровня владения двигательными навыками:
№ | Вид испытания (тест) | IV ступень (13-15 лет) | V ступень (16-17 лет) |
1. | Бег на 30 м | + | + |
2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | + | + |
3. | Наклон из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | + | + |
4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | + | + |
5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) | + | + |
6. | Челночный бег 3*10 м | + | + |
По итогам каждого года обучения проводится промежуточная аттестация, оценивающая динамику уровня физической подготовленности с помощью оценочного листа.
Уровень освоения базовых элементов командного игрового вида спорта определяется в процессе участия обучающихся в игровой деятельности на основе оценочного листа технико-тактической готовности.
Общий уровень освоения программы (достаточный, средний или высокий) определяется по низшему уровню получения результатов.
2.6 Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минпросвещения России от 7.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
-Методические рекомендации по разработке модельных дополнительных общеобразовательных программ (Министерство образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО «ЧИППКРО», 2018);
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности (ГБУ ДПО «ЧИППКРО», 2018);
- Концепция развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол заседания от 3 сентября 2018 г. № 10);
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» (от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Локальные акты: Устав МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска,
Литература для педагога:
1.Введение в профессию молодого тренера. Подготовка молодых игроков. – М.: PressPass, 2017.
2.Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в РФ/ Министерство спорта в РФ. – М.: Советский спорт, 2014.
3.Нормативные и правовые основы организации спортивной подготовки в РФ: Сборник документов и материалов/ Ю.Д. Нагорных, Е.П. Евсеев и др.; Министерство спорта в РФ. – М.: Советский спорт, 2014.
4.Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских олимпийского резерва / Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин и др. – М.: Советский спорт, 2004.
5.Колодницкий Г. А.Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол : пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. — М. : Просвещение, 2011. — 77 с.
24