Календарно – тематическое планирование уроков истории в 9 классе составлено на основе программы, рекомендованной Департаментом общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (М., «Дрофа», 2007г.) и «Оценки качества подготовки выпускников основной школы по истории» (М., «Дрофа» 2000г.)
Авторы программы: программа по всеобщей истории – А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова.
Программа по истории государства и народов России с древнейших времен до наших дней под редакцией А.А.Данилова, Д.Д.Данилова, В.А.Клокова, С.В.Тырина.
В соответствии с приказом «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г. на изучении истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю.
Планирование составлено на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
На изучение истории России предусматривается 48 часов, Всемирной истории – 20 часов
В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России ХХ — начало ХХI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Календарно-тематическое планирование для 6 класса ориентировано на использование:
6. Репин А.В. История России. 9 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей», 2007г.
7. Репин А.В.Новая история. 9 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей», 2007г.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
№ | Тема урока. | Цели урока | Планируемый результат | § | Обратная связь | Средства обучения | Кол-во часов | Сроки |
1-2 | Мир в начале XX века. (Всеобщая история) | Сформировать представление о политической карте мира к началу XX века, её отличиях от современной. | Понятия: индустриальное общество, концентрация производства, корпорация, трест, синдикат, картель, антимонопольная политика, милитаризация, империализм, демократизация | 1-4 | Конспект | Карта «Мир в начале XX века». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №1 «Европа в конце XIX – начале XX вв. (слайды 2,3,7,11). | 2 | 1 нед. |
3 | Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Экономичес кое развитие России в начале XX века. | Сформировать представления об основных показателях развития страны в начале XX века, сравнить их с показателями ведущих государств мира. Выяснить и проанализировать особенности российской экономики в начале XX века. | Территориальная структура Российской империи, количественная и качественная характеристика населения. Причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику. Понятия: Геостратигическое положение, индустриальное общество, модернизация. Многоукладная экономика, монополистический капитализм. | 1-2 | Круглый стол «Экономическое развитие России в начале XX века». | Презентация в Power Point «Российское общество на рубеже веков» Карта «Экономическое развитие России в начале XX века» | 1 | 2 нед. |
4 | Внутренняя политика в 1894-1914гг. | Сформировать представления у учащихся о внутренней политике Николая II, её противоречиях. | Характеристика политической системы и необходимость её реформирования. Называть характерные, существенные черты самодержавия, явлений политической жизни. Николай II и его политические воззрения, либеральная программа политических преобразований. | 3 | Устный опрос (Игра «Древо познания») тест | | 1 | 2 нед. |
5 | Социальная структура: тенденции и противоре- чия. | Познакомить учащихся с социальной структурой российского общества, её особенностями. Дать представление о ценностях, условиях быта отдельных слоёв российского общества. | Структура Российского общества, специфика массового сознания российского населения, характеристика основных сословий российского общества начала XX века. Понятия: политическая система, Гражданское общество. | 4 | Устный опрос, карточки с заданиями. | | 1 | 3 нед. |
6 | Внешняя политика. Русско-японская война. | Дать представление об основных направлениях внешней политики страны в начале XX века, раскрыть ход русско-японской войны и причины поражения России. | Миротворческая инициатива Николая II,решения международной конференции в Гааге, «большая азиатская программа». Указывать последовательность событий русско-японской войны. Показывать на карте места военных сражений Называть дату войны:1904-1905гг. | 5 | Таблица | Карта «Русско-японская война 1904-1905гг.» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в. Урок №19. Слайды 4-12. | 1 | 3 нед. |
7 | Первая российская революция | Познакомить учащихся с причинами, характером, движущими силами революции, её ходом и итогами. | Пон.: Революция, движущие силы революции. Называть причины, даты первой рос. революции: 1905-1907гг. Указывать этапы, последовательность событий в рамках данного периода. Показывать на карте места революционных выступлений. Излагать суждения о причинах и последствиях революции 1905-1907гг. | 6 | Устный опрос | Карта «Революция 1905-1907гг». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №21 Слайды 3,5,6,8. | 1 | 4 нед. |
8 | Изменения в политичес- кой системе Российской империи. | Дать представление об изменениях политической системы страны, достигнутых в результате революции. | Основные положения Манифеста 17 октября 1905г. Называть основные политические партии. Суть российской избирательной системы, особенности первой российской многопартийности. Понятия: Государственная дума, конституционная монархия, парламент, политическая партия, тактика, социалисты, либералы, традиционалисты. | 7 | Таблица Тест | | 1 | 4 нед. |
9 | Реформы Столыпина. | Познакомить учащихся с целями, содержанием и значением реформ П.А.Столыпина. Подвести к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. | Альтернативы общественного развития России в 1906г., думские аграрные проекты. Называть дату реформ Столыпина: Излагать сущность столыпинских реформ. Пон.: реформа, отруб, хутор, кооперация. П.А.Столыпин | 8 | Компьютерное тестирование «Реформы П.А.Столыпина». | Карта «Российская империя в 1907-1914гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина». | 1 | 5 нед. |
10 | Первая мировая война 1914-1918гг. (Всемирная история) | Определить причины первой мировой войны и расстановку противоборствующих сил, выяснить цели стран – участниц войны, охарактеризовать основные военные операции в 1914-1918гг. | Пон.: мировая война, Антанта, Тройственный союз, военные планы, план Шлиффена, битва на Марне, «Верденская мясорубка», Брестский мир. Называть причины, дату первой мировой войны:1914-1918гг. Место, участники, результаты событий; политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на историю. Называть и показывать на карте территории, охваченные первой мировой войной. | 5 | Таблица Сравнительный анализ | КМ Урок №2 «Первая мировая война» (слайды 7-27), тест КМ. | 1 | 5 нед. |
11 | Россия в Первой мировой войне. Нарастание внутриполи- тического кризиса. | Охарактеризовать основные военные операции русской армии в 1914-1918гг., проанализировать итоги. | Ход военных действий на Восточном фронте, итоги двух лет войны. Отношение политических партий к войне. Показывать на карте места сражений. А.А.Брусилов. Понятия: Брусиловский прорыв, кризис власти, «распутинщина», «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества. | 9-10 | Устный опрос. Тест. | Карта «Россия в первой мировой войне». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок № 24 Слайды 3-5, 8-11, 14,15. | 1 | 6 нед. |
12 | Серебряный век русской культуры. | Охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества начала XX века, наиболее значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления литературы и живописи. | Сущность социокультурного феномена Серебряного века. Понятия: ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм. | 11 | Рефераты, презентации учащихся | Видеофильм из серии «Россия. XX век». Фильм 10, часть 4 «Русская культура в начале века». Производство ТПО «ПИМЕН-ТВ», дистербьютер видеостудия «КВАРТ» г. Москва. | 1 | 6 нед. |
13 | От Февраля к Октябрю. | Выяснить причины Февральской революции, ход и движущие силы, определить сущность двоевластия, проанализировать альтернативы дальнейшего развития России. | Субъективные и объективные причины Февральской революции, альтернативы развития страны, движущие силы, основные события начала революции. Характеристика внутренней и внешней политики Временного правительства, тактическая линия большевиков. Понятия: Двоевластие, Временное правительство, коалиционное правительство, «корниловский мятеж», большевизация Советов, Военно-революционный комитет. | 12-13 | Устный опрос, тест | Видеофильм из серии «Россия. XX век». Фильмы 11,12. «Февральская революция 1917 года», «От Февраля к Октябрю 1917год»; Карта «Россия. 1917г. Февраль- Октябрь». | | 7 нед. |
14-15 | Становление советской власти. | Охарактеризовать содержание первых декретов Советской власти; осветить проблемы Учредительного собрания; Брестского мира; проанализировать экономическую политику Советской власти в 1917-1918гг. | События октябрьского вооружённого восстания, II съезд Советов, содержание декретов о мире и земле, причины роспуска Учредительного собрания, основные положения конституции 1918г., борьба в большевистском руководстве по поводу сепаратного мира с Германией. Пон.: леводемократическая коалиция, коалиционное Советское правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика. | 14-15 | Устный опрос | Видеофильм из серии «Россия. XX век». Фильм 13 «Октябрьское вооружённое восстание». | 2 | 7 нед. 8 нед. |
16 | Гражданская война: белые. | Выяснить причины гражданской войны и интервенции в России, познакомить учащихся с различными точками зрения на начало отсчёта событий гражданской войны, оценить экономическую и политическую платформу белого движения, познакомить с ходом военных действий, порассуждать, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевиков. | Называть дату гражданской войны: 1918-1920гг, Излагать суждения о причинах гражданской войны. Сущность гражданской войны и её основные этапы, политические и экономические программы белого движения, характер белогвардейской власти, причины поражения белого движения. Показывать на карте территории России, охваченные гражданской войной. Пон: гражданская война, иностранная интервенция, белый террор. | 16-17 | Устный опрос | Видеофильм из серии «Россия. XX век». Фильм 14 «Гражданская война 1917». | 1 | 8 нед. |
17 | Гражданская война: красные. | Охарактеризовать наиболее крупные победы красных на фронтах гражданской войны, проанализировать политику «военного коммунизма»; выяснить, почему в вооружённом противостоянии красных и белых победили красные. | Эволюция взглядов В.И.Ленина на принципы построения пролетарских вооружённых сил, основные мероприятия и суть «военного коммунизма», сущность «красного террора», причины победы красных над белыми. Личн: А.В.Колчак, А.И.Деникин. Пон: «военный коммунизм», продразвёрстка, «красный террор». | 18 | Тест Устный опрос | Видеофильм из серии «Россия. XX век». Фильм 14 «Гражданская война 1917». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №28 Слайды 3-7 | 1 | 9нед. |
18 | Между белыми и красными. | Охарактеризовать «демократическую контрреволюцию», проанализировать отношение крестьянства к красным и белым, движение «зелёных». | Позиция меньшевиков и эсеров в гражданской войне, позиция крестьянства, сущность и характер Кронштадского восстания. Пон: «демократическая контрреволюция», махновщина, «малая» гражданская война, Кронштадское восстание. Причины экономического и политического кризиса (1920-1921гг) | 19 | Устный опрос | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №29 Слайды 3,6 | 1 | 9 нед. |
19 | Новая экономическая политика. | Дать представление о причинах введения НЭПа, познакомить с основными мероприятиями НЭПа, противоречиями, альтернативами и итогами НЭПа. | Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Понятия: концессия, новая экономическая политика, продналог, хозрасчёт. | 20 | Компьютерное тестирование | Презентация «Новая экономическая политика» | 8 | 10 нед. |
20 | Политичес- кое развитие страны в 1920-е гг. | Выяснить предпосылки и процесс объединения советских республик в единое государство СССР, охарактеризовать сущность и особенности авторитаризма, политическую борьбу после смерти Ленина и её последствия. | Сращивание государственного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. «Правый уклон». Понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, основное противоречие нэпа, «правый уклон», троцкизм. | 21 | Устный опрос | Карта «Образование СССР. Развитие союзного государства (1922-1940гг.). | 1 | 10 нед. |
21 | Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. | Дать представление об основных направлениях внешней политики страны в 1920-х гг. и её задачах. | Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Раппальский договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна. Пон: Коминтерн, «мирное сосуществование», мировая революция, полоса признания. Личн: Г.В.Чичерин. | 22 | Устный опрос | Карта «Международное положение и внешняя политика СССР (1921-1941гг.) | 1 | 11 нед. |
22 | Духовная жизнь СССР в 1920-е гг. | Выделить и охарактеризовать основные направления культурной жизни страны в 20-30-е гг., выяснить и проанализировать процессы, события и конкретные факты и имена культурной революции. | Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью. « Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Понятия: теория пролетарской культуры, «сменовеховство». | 23-24 | Таблица Устный опрос | | 1 | 11 нед. |
23-24 | Мирное урегулирова- ние. Версальско-Вашингтонс- кая система. Последствия войны (Всеобщая история). | Выявить основные противоречия в намерениях держав-победительниц; проанализировать условия Версальского договора, дать оценку. | Парижская мирная конференция, Версальский мирный договор, Вашингтонская конференция, революция и распад империй. Показывать на карте территориальные изменения в Европе. Пон: Лига Наций, «14 пунктов» Вильсона, фашизм. Называть и показывать на исторической карте изменения после первой мировой войны. | 6-7 | Круглый стол Устный опрос | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №3 Слайды 3-6, 9,10 | 2 | 12 нед. |
25 | Капиталистический мир в 20-е гг. (Всеобщая история). | Познакомить учащихся с особенностями экономического восстановления 20-х гг., международными отношениями. | Особенности экономического восстановления 20-х гг., международные отношения, политическое развитие. Понятия: Конвейерно-поточные линии, стандартизация, интенсификация труда, «процветание» по-американски, дегуманизация труда, Веймарская республика. | 8-9 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты. | | 1 | 13 нед. |
26 | Мировой экономичес- кий кризис 1929-1933гг. и пути выхода из него (Всеобщая история). | Познакомить учащихся с причинами мирового экономического кризиса, его последствиями для американского общества и мирового экономического хозяйства; охарактеризовать основные мероприятия «нового курса» Ф.Д.Рузвельта. | Пон: экономический кризис, «новый курс» Рузвельта., кейнсианство, авторитаризм, тоталитаризм, «движение панацей». Раскрывать причины кризиса, последствия, пути выхода из кризиса. Особенности экономического кризиса в США. Сущность, мероприятия «нового курса» Рузвельта. | 10-11 | Игра «Чистая доска» | | 1 | 13 нед. |
27-28 | Страны Европы в 30-е гг. (Всеобщая история). | Познакомить учащихся с путями выхода из экономического кризиса; рассмотреть характерные черты политики фашистских режимов в Германии и Италии, демократических режимов в Великобритании и Франции. | Демократические страны Европы (Великобритания, Франция) и особенности их развития. Тоталитарные режимы (Италия, Германия, Испания) в 30-е гг. Понятия: Доминионы, Вистминстерский статус, Народный фронт, национал-социализм, фюрерство, франкизм. | 12-14 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты. | | 2 | 14 нед. |
29 | Страны Востока и Латинской Америки в первой половине XX века (Всеобщая история). | Познакомить учащихся с особенностями развития стран Востока и Латинской Америки в первой половине XX века. | Традиция и модернизация, особенности развития Японии, Китая, Индии, стран Латинской Америки. Понятия: кемалистская революция, модернизация, гандизм. | 15-17 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты. | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №5 Слайды 2, 7, 8, 16 | 1 | 15 нед. |
30 | Культура и искусство первой половины XX века (Всеобщая история). | Дать представление о расцвете зарубежной культуры в начале века, культуре первой половины XX века, направлениями и особенностями художественной культуры. | Революция в естествознании, художественная культура и её особенности, литература. Понятия: Иррационализм, модернизм, неоромантизм, символизм. | 18 | Составление учащимися презентаций, используя Интернет. | | 1 | 15 нед. |
31 | Экономичес- кая система СССР в 1930-е гг. | Выяснить причины, цели, источники и ход индустриализации, итоги и последствия. Рассмотреть альтернативные программы по выводу страны из кризиса. | Особенности индустриализации в СССР. Социальные проблемы первой пятилетки. Положение рабочих. Стахановское движение. Называть причины, цели, источники, ход индустриализации, итоги и последствия. Показывать на карте стройки первых пятилеток. Пон.: индустриализация, стахановское движение, форсированная индустриализация. | 25 | Устный и письменный опрос | Карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №34 Слайды 12-15 | 1 | 16 нед. |
32 | Коллективи- зация сельского хозяйства. | Дать представление о негативной сущности процесса коллективизации. | Пон: коллективизация, колхоз, «раскулачивание». Называть причины, формы кооперации, этапы и результаты коллективизации. | 25 | (Игра «Древо познания») | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №34 Слайды 4-11 | 1 | 16 нед. |
33 | Политичес- кая и социальная система СССР в 1930-е гг. | Охарактеризовать тоталитаризм и выяснить причины утверждения тоталитарного режима, проанализировать Конституцию СССР 1936г. | Роль партии в жизни государства. Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии, показательные судебные процессы. Положение рабочего класса, политика в отношении крестьянства. Пон.: тоталитарный режим, репрессии, ГУЛАГ, культ личности, номенклатура, спецконтингент, социалистическая интеллигенция, «большой террор». Сущность тоталитаризма. Излагать суждения о причинах и последствиях утверждения тоталитарного режима и культа личности. | 26-27 | Научно- теоретическая конференция по теме «Политическая система сталинизма». | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №36 Слайды 3-14 | 1 | 17 нед. |
34 | Внешняя политика СССР в 1930-е гг. | Проанализировать «новый курс» советской дипломатии, причины переориентации советской внешней политики в начале 30-х годов, роль Коминтерна, оценить Мюнхенское соглашение, назвать и охарактеризовать основные направления дальневосточной политики СССР. | Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого фронта. Мюнхенское соглашение. Понятия: Лига Наций, система коллективной безопасности. | 28 | Устный опрос Игра «Реставрация» | | 1 | 17 нед. |
35 | Духовная жизнь СССР в 30-е гг. | Определить общие процессы, происходящие в 30-е гг. в области просвещения, науки и культуры. Охарактеризовать достижения науки, искусства, проанализировать «свет» и «тени» духовной жизни советского общества. | Называть характерные, существенные черты развития духовной культуры. Основные направления, достижения и потери русской культуры. Понятие: метод социалистического реализма. | 29 | Таблица | | 1 | 18 нед. |
36 | Урок повторительного обобщения «СССР на пути строительст- ва нового общества и страны Запада в 1921-1939гг.» | Систематизировать знания учащихся по данному материалу. | | | Ученическая конференция «СССР и страны Запада в 20-30-е гг. XX в.: основные проблемы» Тест. | | 1 | 18 нед. |
37-38 | Международные отношения в 30-е гг. СССР накануне Великой Отечествен- ной войны. (История России и Всемирная история). | Проанализировать советско-германские отношения, охарактеризовать советско-финскую войну и её последствия. Выяснить сущность планов «Барбаросса» и «Ост». | Крах Версальско-Вашингтонской системы, несостоятельность Лиги Наций, провал идеи коллективной безопасности. Понятия: Блок «Берлин-Рим-Токио», Антикоминтерновский пакт, Мюнхенское соглашение, «странная война», план «Барбаросса». | 19-20 30 | Круглый стол | Карта «Вторая мировая война». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №4 Слайды 2-9 | 2 | 19 нед. |
39 | Начало Великой Отечествен- ной войны. | Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны; выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны. | Называть даты Великой Отечественной войны: 22июня 1941-9 мая 1945гг. Силы и планы сторон. Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, периодизация военных действий. Показывать на карте места военных действий. Пон: Отечественная война, блицкриг, блокада, всеобщая мобилизация. | 31 | Устный опрос, тест | Карта «Вторая мировая война». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №38. Слайды 3-25 | 1 | 20 нед. |
40 | Немецкое наступление в 1942г., предпосылки коренного перелома | Проанализировать стратегические планы командования воюющих сторон на лето 1942г., охарактеризовать обстановку на лето 1942г., Сталинградскую битву и её итоги. | Называть стратегические планы воюющих сторон на лето 1942г. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны. Сталинградская битва, её итоги. Показывать на карте места военных действий. Понятия: антигитлеровская коалиция, оккупационный режим. | 32 | Устный опрос | Карта «Вторая мировая война». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №39 Слайды 3-18 | 1 | 20 нед. |
41 | Советский тыл в Великой Отечествен- ной войне. | Охарактеризовать перевод экономики страны на военный лад, роль партизан и разведчиков в деле победы; показать особенности в работе тружеников тыла | Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Понятия: перевод экономики на военный лад, эвакуация. | 33 | Игра «Чистая доска». | Карта «Вторая мировая война», ксерокопии документов. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №40 Слайды 9-15 | 1 | 21 нед |
42 | Коренной перелом в ходе Второй мировой и Великой Отечествен- ной войн. | Охарактеризовать Курскую битву и успехи Красной Армии в осенней компании 1943г. | Пон: коренной перелом. Сущность коренного перелома в войне. Курская битва, её итоги. Показывать на карте места военных действий... Итоги второго периода войны | 34 | Таблица, тест | Карта «Вторая мировая война». | 1 | 21 нед. |
43 | Завершающий период Второй мировой войны. СССР на завершаю- щем этапе войны. (Всеобщая история и История России). | Познакомить учащихся с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны; выяснить цели советского руководства, организовавшего освободительный поход в Европу. | Военно-стратегическая обстановка к началу 1944г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) конференция. Потсдамская конференция. Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войны. Называть проблемы Великой Отечественной войны. | 21 35 | Компьютерное тестирование «Вторая мировая война» | Карта «Вторая мировая война». Варианты проверочной работы для каждого ученика. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №41 Слайды 5,6,9,11-13. | 1 | 22 нед. |
44 | Послевоенное мирное урегулирова- ние. Начало «холодной войны» (Всеобщая история). | Уяснить причины начала холодной войны и раскола Европы на две противоборствующие системы. Проанализировать основные положения «доктрины Трумэна». | Последствия Второй мировой войны, распад антигитлеровской коалиции, образование ООН, гонка вооружений, создание военно-политических блоков. Понятия: ООН, «холодная война», НАТО, ОВД. | 22-23 | тест | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №8 Слайды 2-6 | 1 | 22 нед. |
45. | Страны Запада в 1945-2000гг. | Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран Запада в 1945-2000гг. | Завершение эпохи индустриализации и становление информационного общества, политическое развитие стран Запада, гражданское общество Понятия: экономическая интеграция, государство благосостояния, НТР, постиндустриальное общество. | 24-27 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты. | Политическая карта мира. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №8 Слайды 8, 9,12. | 1 | 23 нед. |
46 | Особенности развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии в 1945-2000 гг. | Охарактеризовать особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Италии и Германии в 1945-2000гг. | Особенности экономического развития, влияние этих стран на мировое сообщество, взаимоотношения со странами социалистического лагеря. Понятия: «мировая ответственность», рейгономика, «консервативная революция», эпоха голлизма, итальянское «экономическое чудо», ФРГ и ГДР. | 28-32 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты. | Политическая карта мира. | 1 | 23 нед. |
47 | Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999гг. (Всеобщая история). | Дать представление о целенаправленной работе СССР по социалистической ориентации стран Восточной Европы; охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран Восточной Европы. Охарактеризовать процесс развития демократических революций в Восточной Европе во второй половине XX века. | Особенности «строительства социализма», реформы в странах Восточной Европы. Понятия: развитой социализм, «шоковая терапия», этнические конфликты. | 33 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты | Политическая карта мира. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №9 Слайд 3 | 1 | 24 нед. |
48 | Страны Латинской Америки, Азии и Африки во второй половине XX века. (Всемирная история) | Охарактеризовать социально-экономическое развитие стран Латинской Америки; на примере отдельных стран рассмотреть варианты модернизации, выявив общие и специфические черты развития латиноамериканских стран. | Деколонизация стран Азии и Африки, противоречивые итоги развития. Понятия: национал-реформизм, деколонизация, японское «экономическое чудо», маоизм, кастовый строй. | 34-36 | «Новый материал преподаёт … класс». Страноведческие проекты | .Политическая карта мира. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №10,14 Слайды 6, 9, 16 Слайды3, 24 (карты) | 1 | 24 нед. |
49 | Международные отношения в 60-90 е гг. XX в. (Всеобщая история). | Познакомить учащихся с проблема международных отношений в 60-90-х гг. XX в. | Биполярный мир, движение Неприсоединения, региональная интеграция, глобализация. Понятия: биполярный мир, ЕЭС, «стратегическое партнёрство», глобализм. | 37-39 | Конспект | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) Новейшее время. Урок №8 Слайды 38-50 | 1 | 25 нед. |
50 | Восстановление экономики и политичес- кое развитие СССР в послевоен- ный период. | Охарактеризовать состояние советской экономики после войны; проанализировать альтернативы развития народного хозяйства; проследить ход восстановления промышленности и сельского хозяйства. | Называть характерные, существенные черты явлений экономического развития страны в первые послевоенные годы, описывать условия и образ жизни людей. Называть альтернативы общественно-политического развития Пон: восстановительный период, репарация, диспропорция, дефицитная экономика, военно-промышленный комплекс, репатриация. | 36-37 | Компьютерное тестирование. | Карта «Восстановление народного хозяйства». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №42 Слайды 4,6,7. | 1 | 25 нед. |
51 | Идеология и культура в конце 40-х – начале 50-х гг. | Выяснить причины усиления идеологического пресса после войны, привести примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства; охарактеризовать достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет. | Пон: «железный занавес», партийная направленность науки. Называть характерные, существенные черты развития духовной культуры в послевоенное время, достижения отечественной фундаментальной науки. | 38 | Устный опрос | Ксерокопии документов (м.п. стр 190-192. О.В.Арасланова «поурочные разработки»). | 1 | 26 нед. |
52 | Внешняя политика в конце 40-х – начале 50-х гг. | Выявить основные цели и направления внешней политики; сформировать у учащихся представления о принципах, методах и подходах внешней политики. | Называть истоки «холодной войны», сущность плана Маршалла, доктрины Трумэна. Распространение сталинской модели социалистического устройства. Апогей «холодной войны». Понятия: «холодная война», доктрина Трумэна, политика сдерживания, Северо-Атлантический блок, СЭВ. | 39 | Тест | Политическая карта Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №42 Слайды 9-12. | 1 | 26 нед. |
53 | Изменение политичес- кой системы. Экономика СССР в 1953-1964гг. | Познакомить учащихся с итогами борьбы за власть, реформами политической системы. Дать представление о реформах Хрущёва и причинах их неудач; | Пон: ротация, волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, индустриальное общество. Личн: Н.С.Хрущёв, Л.П.Берия, Г.М.Маленков. Называть характерные, существенные черты государственной политики в1953-1964гг. Называть основные положения экономической программы Г.М.Маленкова, экономической политики Н.С.Хрущёва, её результаты. Излагать суждения о причинах и последствиях застоя в экономики в 60-80-е гг. | 40-41 | Таблица (Игра «Реставрация») | Ксерокопии документов (м.п. стр. 200-202) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №44 Слайды 3-9 | 1 | 27 нед. |
54 | «Оттепель» в духовной жизни. | Охарактеризовать две тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964гг.; показать на примерах пределы «оттепели»; проанализировать противоречивых характер «оттепели». | Пон: «оттепель», формализм в искусстве. Социалистический реализм. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Называть характерные, существенные черты развития духовной культуры. Значение и противоречия «оттепели». | 42 | Таблица тест | Ксерокопии документов (м.п. стр. 210-214) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №46 Слайды 3-7 | 1 | 27 нед. |
55 | Политика мирного сосущество- вания: успехи и противоре- чия. | Сравнить две внешнеполитические установки в постсталинскую эпоху, охарактеризовать и проанализировать развитие отношений с Западом, социалистическими странами, со странами «третьего мира», выделить успехи и противоречия. | Успехи и противоречия внешней политики, политические установки В.М.Молотова и Г.Г.Маленкова – Н.С.Хрущёва. Пон: движение неприсоединения, мирное сосуществование, страны «третьего мира», карибский кризис. | 43 | Устный опрос | Политическая карта мира. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №45 Слайды 9-12 | 1 | 28 нед. |
56 | Консервация политическо- го режима. Экономика «развитого социализма». | Дать характеристику политического режима, подчеркнув такие черты, как ресталинизация, разрыв слова и дела, «золотой век номенклатуры»; выяснить цели, сущность и итоги хозяйственной реформы 1965-1967гг., определить причины неудачи, проанализировать экономическое развитие СССР в 60-80-е годы. | Пон: диссиденское движение, неосталинизм, ресталинизация, номенклатура, теневая экономика, продовольственная программа, товарный голод, экономический застой, социалистическое соревнование Личн: Л.И.Брежнев. Называть характерные, существенные черты государственной политики в60-80-е гг. Называть характерные, существенные черты явлений экономического развития страны в 60-80-егг. | 44-45 | Устный опрос Таблица | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №47 Слайды 5-10, интерактив «Экономика СССР» | 1 | 28 нед. |
57 | Обществен- ная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. | На примерах доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве 60-х – начале 80-х годов, охарактеризовать теорию «развитого социализма». | Концепция развитого социализма. Противоречия в развитии художественной культуры. Застой в духовной жизни. Ростки «антисистемы». Понятия: концепция развитого социализма, правозащитное движение. | 46 | Устный и письменный опрос | | 1 | 29 нед. |
58 | Политика разрядки: надежды и результаты. | Выяснить приоритетные задачи внешней политики в 60-80-е годы, проследить и проанализировать отношения СССР с Западом, соц. странами и странами «третьего мира»» выяснить причины обострения международной обстановки в конце 70-х годов. | Пон: биполярный мир, доктрина Брежнева, разрядка международной напряжённости, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности. Называть основные направления внешней политики в 60-80-е гг. | 47 | Устный опрос | Политическая карта мира. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №49 Слайды 3-5 | 1 | 29 нед. |
59 | Реформа политичес- кой системы: цели, этапы, итоги. | Выяснить причины необходимости изменения политической системы, этапы проведения политических реформ и их итоги. | Предыстория перестройки, «Кадровая революция». Формирование многопартийности. Пон: «кадровая революция», перестройка, «парад суверенитетов». | 48 | Компьютерное тестирование | | 1 | 30 нед. |
60 | Экономичес- кие реформы 1985-1991гг. Политика гласности: достижения и издержки. | Охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х годов, выяснить основные этапы экономического реформирования с 1985 по 1991гг., определить причины неудач в реформировании в эти годы. Проанализировать сущность политики гласности, охарактеризовать её достижения и издержки. | Пон: ускорение, НТП, рыночная экономика, арендный подряд, кооперация, теневая экономика, разгосударствление, акционирование, гласность демократия. Проблемы экономики, этапы реформ, причины неудач. Сущность политики гласности. | 49-50 | Устный и письменный опрос | | 1 | 30 нед. |
61 | Внешняя политика СССР. Новое мышление. | Охарактеризовать политику «нового мышления» и проанализировать основные направления внешней политики. | Пон: «новое политическое мышление», региональные конфликты, демилитаризация. Называть основные направления внешней политики в 1985-1991гг. | 51 | Устный опрос | Политическая карта мира. | 1 | 31 нед. |
62-63 | У истоков новой российской государственности. | Проанализировать перегруппировку политических сил после августа 1991г., охарактеризовать национальное устройство России, оценить Конституцию 1993г. | Перегруппировка политических сил после 1991г., национальная политика, разработка новой Конституции, политический кризис 1993г., чеченская война, российский парламентаризм и многопартийность в современных условиях. Понятия: правовое государство, разделение властей, парламентская республика, президентская республика, Федеративный договор, политический кризис. | 52-55 | Устный и письменный опрос | Политическая карта Российской Федерации. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №51 Слайды 3-12 | 2 | 31 нед. 32 нед. |
64 | Российская экономика на пути к рынку. | Определить основные направления перехода экономики России к рынку, охарактеризовать и проанализировать ход экономического развития России. | Состояние экономики к концу 1991г., «шоковая терапия» 1992г., современное состояние экономики. Понятия: рыночная экономика, либерализация цен, приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты. | 56 | Устный опрос | | 1 | 32 нед. |
65-66 | Геополитическая ситуация в мире и внешняя политика России. | Охарактеризовать геостратегическую ситуацию в мире, выяснить причины смены вех внешней политики; охарактеризовать наиболее важные инициативы российского руководства, определить итоги внешнеполитической деятельности РФ. | Завершение «холодной войны», отношения России со странами мира и СНГ, итоги и последствия нового внешнеполитического курса. Изменение геополитической ситуации в мире после распада СССР, причины изменения внешнеполитического курса России, итоги нового курса. | 57-59 | Круглый стол «Россия- Запад- Восток- СНГ». | Политическая карта мира. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия XX в Урок №55 Слайды 3-10 | 2 | 33 нед. |
67-68 | Уроки обобщаю- щего повторения. | Систематизировать знания учащихся по курсу истории XX века. | Особенности развития стран в XX веке. | | Устный и письменный опрос Варианты проверочной работы для каждого ученика | Варианты проверочной работы для каждого ученика | 2 | 34 нед. |