Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» разработана на основе авторских программ: по всеобщей истории предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы для 5-9 классов, Москва.: Просвещение, - 2014г; по истории России А.А. Данилова, Москва.: Просвещение, - 2015г. Учебники: «История России. Конец 19 век». 9 класс, Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение 2016 год в 2- частях, «Всеобщая история 1800-1900гг» Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. М.: Просвещение 2014г. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа ; под ред. А. А. Искендерова. - Москва : Просвещение, 2013 г.. - 304 с.
В учебном плане МБОУ СОШ № 20 г. Химки на изучение предмета «История России. Всеобщая история» в 9 классе выделено 68 часа на учебный год, 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
— целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
— соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— оценочной деятельности на основеосмысления жизни и деяний личностей и народов в историисвоей страны и человечества в целом;
— применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятниковсвоей страны и мира;
— уважительному отношению к историисвоего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внестисвой вклад в решение глобальных проблем, стоящих передРоссией и человечеством;
— формированию важнейших культурно-историческихориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальныхценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей,мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовыхнациональных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России.
Обучающийся получит возможность научиться:
— целостным представлением об историческомпути народов России, базовыми знаниями о закономерностяхроссийской истории;
— применять исторические знания,понятийный аппарат и приёмы исторического анализа дляраскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональноммире;
— развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информациюо событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основеосмысления жизни и деяний личностей и народов в историиРоссии;
— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края,России, проявление стремления сохранять и приумножатькультурное наследие;
— создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублениюисторических знаний и выбора истории как профильногопредмета на ступени среднего (полного) общего образования,а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональнойдеятельности.
Метапредметные результаты.
Обучающийся научится:
— сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественнуюи др.;
— работать с учебной и внешкольнойинформацией (анализировать и обобщать факты, составлятьпростой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействияв школе и социальном окружении и др.;
- сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контрольпо результату и способу действия на уровне произвольноговнимания, вносить необходимые коррективы в исполнениеи способ действия как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
— работать с учебной и внешкольнойинформацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:
— использовать современных источников информации,в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействияв школе и социальном окружении;
— умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учётаинтересов и позиций всех его участников.
— применением знаний и приобретённых умений,освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивноевзаимодействие с другими людьми в профессиональной сфереи социуме.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
— осознание своей идентичности как гражданина страны,члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордостиза свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России.
Обучающийся получит возможность сформировать:
— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего краяв контексте общемирового культурного наследия;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современномобществе;
— понимание культурного многообразия мира; уважениек культуре своего и других народов; толерантность как нормаосознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История России
Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)
Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов)
Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе. Перемены в сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на рубеже XVIII - XIX веков. Население Российской империи. Развитие экономики России на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России на рубеже XVIII - XIX веков.
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Политика России на восточном направлении. Отношения России с Францией в 1801 - 1809 гг. Русско-шведская война 1808 - 1809 гг. Вхождение Финляндии в состав России. Россия накануне войны с Францией.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.
Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.
Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири.
Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816 - 1819 гг. Проекты освобождения крестьян. Военные поселения. Развитие промышленности, торговли, путей сообщения.
Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе.
Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Обобщение и систематизация знаний по темам«Россия в первой четверти XIX века» и «Россия во второй четверти XIX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам.
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)
Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие сельского хозяйства, торговли. Предпосылки отмены крепостного права в России.
Новый император. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Содержание и сущность реформы. Значение реформы.
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Общественная жизнь в 1860 - 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура.
Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Наш регион в XIX в. Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадский. Нациоанльно-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Нациоанльно-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Нациоанльно-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Рост населения. Изменения облика городов. Жизнь городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов)
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий.
III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в эпоху Великих реформ»,«Россия в 1880 - 1890-е гг.», «Россия в начале XX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам.
Всеобщая история
Новейшая история (28 часов)
Введение (1 час)
Новейшая история - период двух эпох: 1890 - 1960 гг. и 1970-е гг. - настоящее время. Модернизация.
Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (14 часов)
Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Социальный реформизм в начале века. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия.
Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеобщее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм.
«Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.
Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война.
Внутреннее положение в воюющих странах. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.
Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии в 1918 - 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образование Чехословакии, Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.
Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.
Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США.
Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта.
Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936 - 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.
Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911 - 1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1928 - 1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция.
Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература.
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин - Рим - Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.
Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (12 часов)
Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора.
Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.
Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970 - 1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество.
Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.
Гражданское общество на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.
Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция. М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Великобритании. Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони.
Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель. Оккупационный режим в Германии (1945 - 1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные».
Становление тоталитарного социализма и его кризис. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989 - 1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.
Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970 - 2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946 - 1949 гг. Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.
Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960 - 1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства.
Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.
Итоговое повторение (1 час)
Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела и тем | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
| | | |
| Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов) Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов) | | |
1 | Урок 1. Россия и мир на рубеже XVIII - XIX веков. | 3-7.09.18 | |
2 | Урок 2. Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. | 3-7.09.18 | |
3 | Урок 3. Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг. | 10-14.09.18 | |
4 | Урок 4. Отечественная война 1812 г. | 10-14.09.18 | |
5 | Урок 5. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 - 1825 гг. | 17-21.09.18 | |
6 | Урок 6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 - 1825 гг. | 17-21.09.18 | |
7 | Урок 7. Национальная политика Александра I. | 24-28.09.18 | |
8 | Урок 8. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 24-28.09.18 | |
9-10 | Урок 9. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. | 1-5.10.18 1-5.10.18 | |
| Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов) | | |
11 | Урок 1. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. | 8-12.10.18 | |
12 | Урок 2. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 8-12.10.18 | |
13 | Урок 3. Общественное движение при Николае I. | 15-19.10.18 | |
14 | Урок 4. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. | 15-19.10.18 | |
15 | Урок 5. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг. | 22-26.10.18 | |
16 | Урок 6. Крымская война 1853 - 1856 гг. | 22-26.10.18 | |
17 | Урок 7. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 6-9.11.18 | |
18 | Урок 8. Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия в первой четверти XIX века» и «Россия во второй четверти XIX века». | 6-9.11.18 | |
| Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов) | | |
15 | Урок 1. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. | 12-16.11.18 | |
16 | Урок 2. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 12-16.11.18 | |
17 | Урок 3. Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. | 19-23.11.18 | |
18 | Урок 4. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. | 19-23.11.18 | |
19-20 | Урок 5. Общественное движение при Александре II и политика правительства. | 26-30.11.18 | |
25 | Урок 6. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. | 26-30.11.18 | |
26 | Урок 7. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. | 3-7.12.18 | |
| Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов) | | |
27 | Урок 1. Александр III: особенности внутренней политики. | 3-7.12.18 | |
28 | Урок 2. Перемены в экономике и социальном строе. | 10-14.12.18 | |
29 | Урок 3. Общественное движение при Александре III. | 10-14.12.18 | |
30 | Урок 4. Национальная и религиозная политика Александра III. | 17-21.12.18 | |
31 | Урок 5. Внешняя политика Александра III. | 17-21.12.18 | |
32 | Урок 6. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 24-28.12.18 | |
33 | Урок 7. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 24-28.12.18 | |
| Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов) | | |
34 | Урок 1. Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия развития. | 10-11.01.19 | |
35 | Урок 2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв. | 14-18.01.19 | |
36 | Урок 3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг. | 14-18.01.19 | |
37 | Урок 4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. | 21-25.01.19 | |
38 | Урок 5. Первая российская революция и политические реформы 1905 - 1907 гг. | 21-25.01.19 | |
39 | Урок 6. Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. | 28.01-01.02.19 | |
40 | Урок 7. Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг. | 4-8.02.19 | |
41 | Урок 8. Серебряный век русской культуры. | 4-8.02.19 | |
42 | Урок 9. Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия в эпоху Великих реформ», «Россия в 1880 - 1890-е гг.», «Россия в начале XX века». | 11-15.02.19 | |
| Новейшая история (28 часов) Введение (1 час) Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (14 часов) | | |
43 | Урок 1. Новейшая история: понятие и периодизация. | 11-15.02.19 | |
44 | Урок 1. Индустриальное общество в начале XX в. | 18-22.02.19 | |
45 | Урок 2. Политическое развитие в начале XX в. | 18-22.02.19 | |
46 | Урок 3. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. | 25.02-01.03.19 | |
47 | Урок 4. Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. | 4-7.03.19 | |
48 | Урок 5. Версальско-Вашингтонская система. | 4-7.03.19 | |
49 | Урок 6. Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. | 11-15.03.19 | |
50 | Урок 7. Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Пути выхода. | 11-15.03.19 | |
51 | Урок 8. США: «новый курс» Ф. Рузвельта. | 18.03-22.03.19 | |
52 | Урок 9. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. | 18.03-22.03.19 | |
53 | Урок 10. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. | 1-5.04.19 | |
54 | Урок 11. Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. | 1-5.04.19 | |
55 | Урок 12. Культура и искусство первой половины XX в. | 8-12.04.19 | |
56 | Урок 13. Международные отношения в 1930-е гг. | 8-12.04.19 | |
57 | Урок 14. Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг. | 15-19.04.19 | |
| Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (12 часов) | | |
58 | Урок 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». | 15-19.04.19 | |
59 | Урок 2. Завершение эпохи индустриального общества. 1945 - 1970 гг. | 22-26.04.19 | |
60 | Урок 3. Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного общества. | 22-26.04.19 | |
61 | Урок 4. Политическое развитие. | 29.04-03.05.19 | |
62 | Урок 5. Гражданское общество. Социальные движения. | 29.04-03.05.19 | |
63 | Урок 6. Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция. Италия. | 6-10.04.19 | |
64 | Урок 7. Германия: раскол и объединение. | 6-10.04.19 | |
65 | Урок 8. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945 - 2007 гг. | 13-17.05.19 | |
66 | Урок 9. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI в. Страны Азии и Африки в современном мире. | 13-17.05.19 | |
67 | Урок 10. Международные отношения. | 20-24.05.19 | |
68 | Урок 11. Культура второй половины XX - начала XXI в. | 20-24.05.19 | |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей истории и обществознания от «31» августа 2018г. № 01 | |
| |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Ермакова Н.Ю./ подпись ФИО «31» августа 2018г. | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата проведения урока |
запланировано по плану | дано фактически |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |