СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Всеобщей истории. Истории России» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), рабочих программавторов УМК по Всеобщей истории В.И. Уколовой, В.А. Ведюшкина, Д.Ю. Бовыкина и др. «Всеобщая история. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «Сферы») и УМК по истории России А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой,И.Е.Барыкина «История России. 6 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова), в соответствии с ФГОС ООО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Задачи изучения истории:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Базовыми принципами исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход.
Методологическая основа преподавания курса истории основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпред-метных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения.
Одной из главных задач истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.
Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим являются экономические, внутриполитические или внешнеполитические факторы.
На изучение истории в 6 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), 40 часов История России, 28 часов история средних веков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве
7) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
8) базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
9) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
10) способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
11) умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
12) умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
13) уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов;
14) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ
От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII - XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в древности и средневековье.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История средних веков. Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье.
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевла-дение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки.
| ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент |
Класс: 6 | |||||||||||||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. РАЗДЕЛ II. СРЕДНИЕ ВЕКА - 28 часов | |||||||||||||
Раздел авторской программы | К/ч | Темы | К/ч | Раздел примерной программы | К/ч | Темы уроков | Основные виды деятельности учащихся (на уровне УУД) |
|
| ||||
|
|
| 1 | Средние века: понятие и хронологические рамки | 1 | 1. Введение | Определять место Средневековья на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе. Описывать особенности средневековых цивилизаций Востока и Запада |
|
| ||||
Рождение средневекового мира | 10 | Западная Европа в V–VII вв. | 2 | Западная Европа в V–VII вв. Образование варварских королевств | 1 | 2. Образование германских королевств
| Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племён, территории варварских королевств и европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье. Сравнивать Остготское и Франкское королевства с опорой на текст и карту, определять общее и различия в деятельности Теодориха и Хлодвига. Анализировать схему управления Франкским государством. Выявлять мотивы поступков исторических лиц в эпизоде о Суассонской чаше |
|
| ||||
Западная Европа в V-VIIвв. Христианизация Европы | 1 | 3. Христианская церковь в раннее Средневековье
| Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Называть характерные признаки организации христианской церкви, церковной иерархии в западной и восточной ветвях христианства. Описывать образ жизни средневекового монашества, анализировать план (модель) устройства средневекового монастыря |
|
| ||||||||
Византия и Иран | 3 | Византийская империя IV-XI вв. | 1 | 4. Византийское тысячелетние | Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Сравнивать данные разных картографических источников о территории империи, выявлять их сходство и различия. Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями. Формулировать вывод о месте Византии в мире раннего Средневековья. Проводить поиск информации о византийской дипломатии в источнике. Составлять исторический портрет императора Юстиниана |
|
| ||||||
Культура Византии | 1 | 5. Культура Византии
| Составлять описание исторических памятников Византии на основе текста и иллюстраций. Называть характерные, существенные признаки типов христианских храмов. Описывать художественные техники — мозаику, фреску, икону. Выделять основные этапы в развитии византийской архитектуры. Характеризовать влияния византийской науки и искусства на многие страны, прежде всего православного мира |
|
| ||||||||
Византия и Иран | 1 | 6. Иран в V—VII вв.
| Описывать историю создания державы Сасанидов, период её расцвета. Раскрывать значение торговых и культурных контактов в развитии Ирана. Группировать (классифицировать) факты об Иране по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Составлять план текста «Держава Сасанидов» |
|
| ||||||||
Арабский мир в VI–XI вв. | 2 | Арабский мир в VI-XI вв. Возникновение и распространение ислама | 1 | 7. Возникновение новой религии
| Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Характеризовать основы мусульманского вероучения, правила и традиции ислама. Анализировать и синтезировать текст об Аравии, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Сопоставлять религиозные системы (мусульманство, иудаизм, христианство, язычество) по выделяемым параметрам |
|
| ||||||
Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура | 1 | 8. Мир ислама
| Показывать на карте территории, населённые и завоёванные арабами в период раннего Средневековья. Устанавливать последовательность и длительность арабских завоеваний и стадии существования Халифата. Излагать суждения о причинах и следствиях арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры |
|
| ||||||||
Европа в VIII–XI вв. | 3 | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи | 1 | 9. Империя Карла Великого | Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Проводить поиск информации об образовании Франкской империи в источнике. Называть причины помощи франкских королей папе римскому в образовании Папского государства. Сравнивать данные разных картографических источников о создании и распаде Франкской империи, выявлять их сходство и различия. Соотносить единичный исторический факт Верденского раздела и общие явления начала феодальной раздробленности в Европе |
|
| ||||||
Европа в VIII-XI вв. Норманны: общественный строй, завоевания. Феодальная раздробленность во Франции. Особенности развития Германии. Священная Римская империя | 1 | 10. Западная Европа в IX—XI вв.
| Анализировать карту завоеваний викингов с опорой на легенду. Проводить поиск информации о взаимоотношении франков с норманнами в источнике. Составлять описание нормандского завоевания Англии на основе текста и иллюстраций. Группировать (классифицировать) факты о норманнах и о реформах Генриха I по различным признакам, составлять сравнительные таблицы, на основании которых соотносить единичные исторические факты и общие явления |
|
| ||||||||
Европа в VIII-XI вв. Ранниеславянские государства | 1 | 11. Возникновение славянских государств. Итоговое повторение | Указывать хронологические рамки и обстоятельства создания славянских государств. Характеризовать деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской азбуки. Высказывать суждения о значении славянской письменности для культурного развития славянских народов. Группировать (классифицировать) факты о славянах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу |
|
| ||||||||
Подъём средневековой Европы | 13 | Феодальное общество | 4 | Феодальное общество. Феодальная иерархия. Средневековое европейское общество | 1 | 12. Сеньоры и вассалы https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=5gBCNbP634w&feature=emb_logo | Характеризовать систему сословной организации средневекового общества, взаимозависимости сословии. Выделять факторы, способствовавшие распространению крестьянской зависимости от сеньоров. Раскрывать смысл, значение понятия феодализма, разъяснять суть спора историков о широте применения этого понятия. Проводить поиск и анализ информации о взаимоотношениях сеньоров и вассалов в источниках разных типов (текстовом, иллюстративном) |
|
| ||||
Рыцарство: социальный статус, образ жизни | 1 | 13. Рыцарство https://www.youtube.com/watch?v=eF_bnpnhHno&feature=emb_logo
| Характеризовать рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества. Описывать вооружение рыцаря, основные возрастные этапы рыцарской жизни, мир турниров и гербов. Выделять основные признаки этического кодекса рыцаря. Проводить поиск и анализ информации о вооружении рыцарей в иллюстративном источнике. Систематизировать информацию о замках на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение) |
|
| ||||||||
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская культура | 1 | 14. Средневековая деревня https://www.youtube.com/watch?v=tOHvpUJLRIU&feature=emb_logo
| Характеризовать место крестьянства в средневековом европейском обществе. Описывать виды крестьянской зависимости и круг обязанностей крестьян по отношению к сеньорам. Систематизировать информацию о крестьянских повинностях, представлять результаты в виде схемы. Выделять основные черты крестьянской культуры. Раскрывать смысл понятия натурального хозяйства, излагать суждения о причинах его господства в средневековой Европе. Проводить поиск и анализ информации о крестьянском труде в иллюстративном источнике. Анализировать и синтезировать текст о положении крестьян, самостоятельно достраивая недостающие компоненты |
|
| ||||||||
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Облик средневековых городов. Быт горожан | 1 | 15. Средневековый город https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=jRQWjpqWDxI&feature=emb_logo
| Излагать суждения о причинах возникновения и роста городов Западной Европы в X-XI вв., их борьбы с сеньорами. Описывать внешний вид типичного средневекового города, состав городского общества. Характеризовать устройство городских республик, функционирование городского управления. Раскрывать значение торговли и городского финансового дела в развитии средневековой Европы. Обосновывать отличия горожан от представителей иных средневековых сословий. Проводить поиск информации о городском ремесле в источнике. Сопоставлять и анализировать картографические источники — планы средневековых городов. Выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере конфликта в городском обществе, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками |
|
| ||||||||
Католическая церковь в X–XIII вв. | 2 | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков | 1 | 16. Католическая церковь в ХI-ХIII вв. https://www.youtube.com/watch?v=k84mpDZrQZw&feature=emb_logo
| Характеризовать католическую церковь как самую влиятельную силу в Западной Европе в XI-XIII вв. Обосновывать необходимость и сущность клюнийской реформы, высказывать суждения о её воздействии на претензии Григория VII на папскую теократию. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Описывать взгляды еретиков и историю их противостояния папской власти. Приводить оценки Иннокентия III, изложенные в учебной литературе. Объяснять влияние нищенствующих орденов на укрепление авторитета и власти церкви. Проводить поиск и анализ информации о борьбе церковной и светской власти в нескольких источниках (текстовых, изобразительных |
|
| ||||||
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены | 1 | 17. Крестовые походы https://www.youtube.com/watch?v=xa4BivcM-fc&feature=emb_logo | Устанавливать последовательность и длительность Крестовых походов. Описывать наиболее известные события и организаторов первых четырёх походов. Высказывать суждения о причинах упадка движения крестоносцев, сущности и последствиях Крестовых походов. Определять и объяснять своё отношение к Крестовым походам.. Анализировать историческую карту государств крестоносцев с опорой на легенду. Группировать факты о Крестовых походах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу |
|
| ||||||||
Разные судьбы государств | 1 | Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно - представительная монархия. Священная Римская империя | 1 | 18. Франция и Англия: пути объединения. Священная Римская империя в XII–XV вв. https://www.youtube.com/watch?v=AHn61ho5isw&feature=emb_logo | Характеризовать причины и движущие силы процесса объединения страны и усиления королевской власти в Англии и Франции. Описывать историю борьбы за территорию и власть между правителями Англии и Франции. Высказывать суждения о причинах возникновения в обеих странах органов сословного представительства, сопоставлять их структуру и функции. Формулировать и обосновывать оценку Великой хартии вольностей как фундамента английской свободы и демократии. Группировать (классифицировать) факты о парламенте и Генеральных штатах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Описывать борьбу императоров Священной Римской империи за расширение своей власти и территории в Италии и землях славян, обстоятельства возникновения Швейцарии. Характеризовать систему взаимоотношений императора и князей по «Золотой булле». Выделять факторы, способствовавшие возникновению движения гуситов и Гуситских войн. Приводить оценки Яна Гуса, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к личности Яна Гуса и его идеям. Проводить поиск и анализ информации о выступлении Яна Гуса в источнике |
|
| ||||||
Европа в XIV–XV вв. | 4 | Европа в XIV-XV вв. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание УотаТайлера) | 1 | 19. XIVвек в истории Европы https://www.youtube.com/watch?v=fN3fMHMvQSE&feature=emb_logo | Характеризовать причины, ход и последствия эпидемии чумы, описывать её влияние на ухудшение положения евреев и мусульман в европейских странах. Объяснять причины начала процесса освобождения крестьян от личной зависимости и его трудности. Описывать ход крестьянских войн на территории Франции и Англии. Группировать (классифицировать) факты о крестьянских восстаниях по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск информации о восстании УотаТайлера в источнике. Раскрывать последствия крупнейших крестьянских войн средневековой Европы и их значение для истории |
|
| ||||||
Столетняя война. Жанна д'Арк | 1 | 20. Столетняя война https://www.youtube.com/watch?v=njuDHVTFeuw&feature=emb_logo | Проводить поиск информации о битвах Столетней войны в иллюстративных источниках. Сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях в ходе войны, выявлять их сходство и различия |
|
| ||||||||
Образование централизованных государств в Англии, во Франции. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | 21. Торжество королевской власти https://www.youtube.com/watch?v=iMPemnQs06o&feature=emb_logo
| Раскрывать смысл, значение понятия объединения страны и усиления королевской власти на примере деятельности Людовика XI и Генриха VII Тюдора. Сравнивать оценки личности и деятельности Карла Смелого и Людовика XI в разных источниках, определять в них общее и различия. Выделять факторы, способствовавшие началу процесса централизации в Англии и во Франции. Описывать процесс объединения Испании, называть характерные черты политической и религиозной системы Испании XV в. Анализировать историческую карту Англии и Франции в XV в. с опорой на легенду, сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях Англии и Франции с XI по XV в., выявлять их сходство и различия |
|
| ||||||||
Экспансия турок – османов и падение Византии | 1 | 22. Гибель Византии и возникновение Османской империи https://www.youtube.com/watch?v=0hs3o5O5kX4&feature=emb_logo | Выделять характерные черты Балканских государств и их экономическое и политическое состояние к XIV в. Излагать суждения о причинах малой эффективности помощи западноевропейских государств и римской церкви государствам Балкан, последствиях принятия церковной унии. Формулировать и обосновывать выводы об историческом значении падения Константинополя и его последствиях. Проводить поиск информации о сражениях с турками в источнике. Анализировать историческую карту захвата Балкан и Византии турками-османами с опорой на легенду |
|
| ||||||||
Культура Западной Европы в XI–XIII вв. | 2 | Культура средневековой Европы. Образование: школы и университеты. Романский и готический стили в художественной культуре | 1 | 23. Знания и образование в зените Средневековья. Время соборов https://www.youtube.com/watch?v=wu9g4_fsjKM&feature=emb_logo | Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и потребности в образованных людях в период расцвета Средневековья. Описывать систему преподавания и устройство средневековых университетов, определять их место в европейском обществе. Составлять план текста «Университеты». Раскрывать смысл, значение понятия схоластики, основных черт средневековой философии. Характеризовать деятельность Фомы Аквинского и Роджера Бэкона, выявлять различие их методов познания. Описывать наиболее известные романские и готические художественные памятники. Сопоставлять особенности романской и готической архитектуры. Излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками об эмоциональном впечатлении, производимом готическим искусством, анализировать художественные приёмы и средства создания такого воздействия на зрителей. Рассказывать о мастерах — создателях соборов Средневековья. Описывать наиболее известные романские и готические художественные памятники. Сопоставлять особенности романской и готической архитектуры. Излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками об эмоциональном впечатлении, производимом готическим искусством, анализировать художественные приёмы и средства создания такого воздействия на зрителей. Рассказывать о мастерах — создателях соборов Средневековья |
|
| ||||||
Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Романский и готический стили в художественной культуре | 1 | 24. Культура Западной Европы в XIV— XV вв. Итоговое повторение https://www.youtube.com/watch?v=s0EwuHkbCpk&feature=emb_logo | Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XIV-XV вв., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества. Описывать историю изобретения книгопечатания Гутенбергом, обосновывать его значение для мировой культуры. Раскрывать значение понятий « Возрождение », « гуманизм », выделять их характерные черты. Сопоставлять особенности средневекового искусства и искусства Возрождения на основе сравнительного анализа иллюстраций. Проводить поиск и анализ информации об искусстве Возрождения в нескольких источниках |
|
| ||||||||
Многоликое Средневековье | 3 | Культуры и государства Азии | 2 | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Культура народов Востока | 1 | 25. Средневековая Индия. Поднебесная империя. Культура Китая https://www.youtube.com/watch?v=D7h33ppRqNw&feature=emb_logo | Характеризовать варновое и кастовое деление индийского общества, его влияние на жизнь общества. Указывать хронологические рамки и периоды существования раджпутских государств и Делийского султаната. Высказывать суждения об особенности религиозного многообразия в средневековой Индии, его влиянии на культуру. Анализировать и синтезировать текст о кастовом строе, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Указывать хронологические рамки и основные периоды китайской истории V–XV вв. Характеризовать особенности китайского государственного управления, особую роль императора, положение чиновничества. Проводить поиск информации об уровне развития Китая в источнике. Группировать (классифицировать) факты об истории Китая по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Формулировать и обосновывать выводы о влиянии «закрытости» Китая на его развитие, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. Описывать достижения средневекового Китая в науке, литературе и искусстве, изобретения и открытия китайцев. Выделять характерные черты китайской архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Высказывать суждения о степени воздействия культуры средневекового Китая на сопредельные страны. Проводить поиск информации об особенностях искусства Китая в нескольких источниках (текстовых, изобразительных) |
|
| ||||
Япония в Средние века. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными. | 1 | 26. Страна восходящего солнца. Монгольские завоевания https://www.youtube.com/watch?v=GsfCXOF2ch0&feature=emb_logo
| Характеризовать особенности географического положения и природных условий Японии, определивших своеобразие её истории и культуры. Выделять характерные черты государственного устройства средневековой Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Описывать признаки сословия самураев, сопоставлять его со средневековым европейским рыцарством. Проводить исследование: сопоставлять особенности государственного управления в Китае и Японии по предложенному алгоритму. Описывать образ жизни монгольских племён. Сравнивать данные разных источников (текстовых, изобразительных) о монгольской армии, выявлять их сходство и различия. Высказывать суждения о причинах быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Арабского халифата, русских княжеств. Характеризовать действия Чингисхана по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её распаду. Сопоставлять данные разных картографических источников о владениях монголов, выявлять их сходство и различия. Группировать (классифицировать) факты об истории монголов по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск информации о монгольской армии в нескольких источниках (текстовых, изобразительных) |
|
| ||||||||
Культуры и государства Африки и Америки | 1 | Культуры и государства Африки. Государства доколумбовой Америки | 1 | 27. Африка: пути развития. Страны и народы Америки. Итоговое повторение https://www.youtube.com/watch?v=--Z_RphXXBw&feature=emb_logo | Характеризовать общие черты цивилизаций Мезоамерики. Высказывать суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и факторах, способствовавших появлению этого своеобразия. Описывать наиболее яркие примеры изобретений, открытий и достижений жителей доколумбовой Америки в науке и культуре. Группировать факты омайя, инках, ацтеках по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Анализировать историческую карту Америки с опорой на легенду. Характеризовать положение Африки в Средние века как особого мира и как места контактов с европейской цивилизацией. Выделять факторы, приведшие к неравномерности развития отдельных регионов африканского континента. Высказывать суждения о воздействии религиозного разнообразия в Африке в Средневековье на развитие отдельных государств. Анализировать историческую карту Африки с опорой на легенду. Проводить поиск информации о культуре Эфиопии в изобразительном источнике. Составлять план текста |
|
| ||||||
| 1 |
| 1 | Историческое и культурное наследие Средневековья | 1 | 28. Итоговое повторение курса «История Средних веков» https://www.youtube.com/watch?v=fUUkZyHLZy0&feature=emb_logo | Характеризовать период Средневековья как время поступательного развития человеческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций Средневековья. Выявлять преемственную связь средневековой эпохи и современности. Применять знания об эпохе Средневековья для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. |
|
| ||||
ИСТОРИЯ РОССИИ 6 КЛАСС. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С древности до конца XV в.) - 40 часов | |||||||||||||
авторская программа | К/ч | примерная программа | Тема урока | УУД |
|
| |||||||
Введение | 1 | Введение | 1.Введение.Наша Родина – Россия История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. https://www.youtube.com/watch?v=NRm3_twC5R8&feature=emb_logo | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. |
|
| |||||||
Народы и государствана территории нашей страны в древности | 3 | Народы и государствана территории нашей страны в древности | 2.Древние люди и их стоянки на территории современной России Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. https://www.youtube.com/watch?v=NWwkWQ-p-5I&feature=emb_logo | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. |
|
| |||||||
3.Неолитическая революция Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники https://www.youtube.com/watch?v=6Wo5pKPORxs&feature=emb_logo | Раскрывать значение понятий «неолитическая революция», «присваивающее хозяйство», «производящее хозяйство»», выделять их характерные черты. |
|
| ||||||||||
4. Образование первых государств Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. https://www.youtube.com/watch?v=eYvA47aDI1E&feature=emb_logo | Показывать на карте древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. |
|
| ||||||||||
ВосточнаяЕвропа и евра-зийские степи в середине I тысячелетия н.э. | 2 | Восточная Европа в середине I тыс. н.э. | 5.Восточные славяне и их соседи Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. https://www.youtube.com/watch?v=SxzZzCbQ6yo&feature=emb_logo | Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. |
|
| |||||||
6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» https://infourok.ru/povtoritelnoobobschayuschiy-urok-v-klasse-po-teme-narodi-i-gosudarstva-na-territorii-nashey-strani-v-drevnosti-3552067.html | Делать выводы об особенностях формирования восточнославянских общностей и их взаимодействия с соседними племенами и государствами. |
|
| ||||||||||
Образование государства Русь | 4 | Образование государства Русь | 7.Первые известия о Руси Происхождение народа русь. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Традиционные верования славян. https://www.youtube.com/watch?v=4-BO4jrUAC0&feature=emb_logo | Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести временных лет». |
|
| |||||||
8.Становление Древнерусского государства Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. https://www.youtube.com/watch?v=MWZP647d734&feature=emb_logo |
|
| |||||||||||
9. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. https://www.youtube.com/watch?v=lOfEyh1geaA&feature=emb_logo |
|
| |||||||||||
10.Правление князя Владимира. Крещение Руси Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. https://www.youtube.com/watch?v=pdlMdO2XjcM&feature=emb_logo
| Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. |
|
| ||||||||||
Русь в конце X - начале XII в. | 7 | Русь в конце X - начале XII в. | 11.Русское государство при Ярославе Мудром Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. https://www.youtube.com/watch?v=8WUXoqUQslo&feature=emb_logo | Характеризовать социально-экономический и политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси. Характеризовать политический строй ревнейРуси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в первой половине XI в. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. |
|
| |||||||
12.Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах Владимир Мономах. Древнерусское право. Уровень социально-экономического развития русских земель. https://www.youtube.com/watch?v=MPvboRtzWSo&feature=emb_logo | Характеризовать социально-экономический и политический строй Древней Руси при Владимире Мономахе. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристику Владимира Мономаха. |
|
| ||||||||||
13. Общественный строй и церковная организация на Руси Православная церковь и её роль в жизни общества. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. https://www.youtube.com/watch?v=lF3ZOK4IKyo&feature=emb_logo | Показать роль православной церкви как самой влиятельной организации в древнерусском обществе, объяснять ее устройство. Выявить причины формирования социального неравенства, охарактеризовать правовой статус различных категорий населения. Объяснять понятия: боярин, холоп, вотчина, закуп, рядович. |
|
| ||||||||||
Культурное пространство
| 14.Культурное пространство Европы и культура Древней Руси Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. https://www.youtube.com/watch?v=uaWO3AvvPWg&feature=emb_logo | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Характеризовать развитие устного народного творчества, литературы, живописи и др. |
|
| |||||||||
15. Повседневная жизнь населения Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. https://www.youtube.com/watch?v=-G2HJwIN8T8&feature=emb_logo | Рассказывать о быте и нравах Древней Руси. Сравнивать образ жизни разных групп населения. Осуществлять поиск информации из различных источников о каком – либо городе (по выбору) |
|
| ||||||||||
16. Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-rossii-na-temu-mesto-i-rol-rusi-v-evrope-klass-1605043.html | Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Применять знания при выполнении различных заданий тестовых, эссе, творческих |
|
| ||||||||||
Региональный компонент | 17.Урок истории и культуры родного края в древности | Характеризовать особенности развития родного края в древности: первые русские князья, их роль в становлении Тмутаракансого княжества |
|
| |||||||||
Русь в середине ХII-начале XIII в. | 5 | Русь в середине ХII - начале XIII в. | 18.Политическая раздробленность в Европе и на Руси Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права https://www.youtube.com/watch?v=KskKEdYC9k0&feature=emb_logo | Объяснять смысл понятия «политическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность |
|
| |||||||
19.Владимиро-Суздальское княжество Княжества Северо-Восточной Руси. https://www.youtube.com/watch?v=86UfxguQdK8&feature=emb_logo | Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Выделять общие и отличительные черты княжеств; характеризовать деятельность русских князей. Рассказывать об особенностях политической жизни. |
|
| ||||||||||
20.Новгородская республика Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. https://www.youtube.com/watch?v=7f6tJkEBiKc&feature=emb_logo | Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Выделять общие и отличительные черты княжеств; характеризовать деятельность русских князей. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики, Владимиро - Суздальского и Галицко - Волынского княжества. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). |
|
| ||||||||||
21.Южные и юго-западные русские княжества Южные и западные русские земли. https://www.youtube.com/watch?v=T3B3UUVJGbk&feature=emb_logo |
|
| |||||||||||
22.Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.» https://www.youtube.com/watch?v=f3CaxOG8lR8&feature=emb_logo |
|
| |||||||||||
Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 | Русские земли в середине XIII — XIV в. | 23.Монгольская империя и изменение политической картины мира Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. https://www.youtube.com/watch?v=47PQkG88S9U&feature=emb_logo | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успехов монголов. Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. |
|
| |||||||
24. Батыево нашествие на Русь Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. https://www.youtube.com/watch?v=KniNO5R177U&feature=emb_logo | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успехов монголов. Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. |
|
| ||||||||||
25.Северо-Западная Русь между Востоком и Западом Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. https://www.youtube.com/watch?v=1mB17AiV2uA&feature=emb_logo | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значения этих сражений для дальнейшей истории Русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы Интернета и др. источники. |
|
| ||||||||||
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. | 26. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=aJfiTmkfwoc&feature=emb_logo | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. Объяснить смысл понятий: баскак, выход, ярлык |
|
| |||||||||
Русские земли в середине XIII — XIV в. | 27.Литовское государство и Русь Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. https://www.youtube.com/watch?v=LA-doxrXVTc&feature=emb_logo | Характеризовать особенности развития Великого княжества Литовского. Показывать на карте русские территории, отошедшие к Литве и всю территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет Русских земель. Характеризовать значения присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). |
|
| |||||||||
28. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. https://www.youtube.com/watch?v=YnPfDSxE7Jw&feature=emb_logo | Показывать на исторической карте территорию Северо-Вос точной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. |
|
| ||||||||||
29.Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. https://www.youtube.com/watch?v=W0gfAMnMsNA&feature=emb_logo | Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского и митрополита Алексея. Подготовить сообщение о Куликовской битве используя миниатюры из «Сказания о Мамаевом побоище» и др. |
|
| ||||||||||
Культурное пространство | 30.Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV в. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. https://www.youtube.com/watch?v=MkKcIQNv0ic&feature=emb_logo | Рассказывать о развитии культуры русских земель. Объяснять особенности развития просвещения, научных знаний, литературы и др. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи. Характеризовать идею единства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»). |
|
| |||||||||
|
| Региональный компонент
| 31.Родной край в истории и культуре Руси | Характеризовать особенности развития нашего края во второй половине XIII- XIV в.: борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями, итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. |
|
| |||||||
32. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» https://infourok.ru/povtoritelno-obobshayushij-urok-po-istorii-rossii-na-temu-russkie-zemli-v-seredine-xiii-xiv-vv-6-klass-4423124.html | Обобщать и систематизировать исторический материал по данной теме. Оценивать основные события и явления в истории Удельной Руси XIII –XIV вв., роль отдельных исторических личностей. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. |
|
| ||||||||||
Формирование единого Русского государства
| 8 | Формирование единого Русского государства в XV веке
| 33.Русские земли на политической карте Европы и мира в началеXV в. Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. https://www.youtube.com/watch?v=hNzjoO-iqeM&feature=emb_logo | Показывать на исторической карте рост территории Руси Московской Руси. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. |
|
| |||||||
34.Распад Золотой Орды и его последствия Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. https://www.youtube.com/watch?v=eDL0a6YAHN4&feature=emb_logo | Оценивать значение и последствия распада Золотой Орды для русских земель. |
|
| ||||||||||
35.Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Расширение международных связей Московского государства. https://www.youtube.com/watch?v=nFtm2iuQPjU&feature=emb_logo | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Объяснять смысл понятия «централизованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана III. Объяснять суть изменений в политическом строе при Иване III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. |
|
| ||||||||||
36. Ликвидация зависимости от Орды. Государственные символы единого государства Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Расширение международных связей Московского государства. https://www.youtube.com/watch?v=AIVzqn3PkFc&feature=emb_logo |
|
| |||||||||||
37.Русская православная церковь в XV - начале XVI в. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. https://www.youtube.com/watch?v=1RCgk5bDVg8&feature=emb_logo | Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять смысл понятий: ересь, «Москва - Третий Рим» Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. Давать оценку роли выдающихся религиозных деятелей Иосифа Волоцкого и Нила Сорского в истории Московской Руси. |
|
| ||||||||||
38.Человек в Российском государстве второй половины XV в. Повседневная жизнь и быт населения. https://www.youtube.com/watch?v=JDUj8E_ouJw&feature=emb_logo | Описывать предметы быта, повседневный образ жизни на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). |
|
| ||||||||||
Культурное пространство
| 39. Формирование культурного пространства единого Российского государства Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. https://www.youtube.com/watch?v=F8_FaYYMTcE&feature=emb_logo | Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV — начале XVI в. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Участвовать в оформлении альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода. |
|
| |||||||||
| 40. Повторительно-обобщающий урок по теме Формирование единого Русского государства» https://www.youtube.com/watch?v=HNjLGxKMAYQ&feature=emb_logo | Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. |
|
| |||||||||
Всего: | 68 |
|
|
|
|
|