Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района" города Ижевска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОДРОСТОК и ПРЕССА»
Составитель: Каткова Светлана Витальевна
Ижевск 2014
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей по журналистике «Подросток и пресса». Программа рассчитана на 1 год обучения, автор: Каткова Светлана Витальевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных технологий и журналистики НОУ ВПО «КИГИТ» (г. Ижевск).
Программа имеет социально – педагогическую направленность.
Журналистика - литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах. Данная деятельность поможет ребенку в работе с информацией: выбирать основное, последовательно выстраивать, делать выводы и др. Погружение в мир прессы дает возможность расширить свой кругозор. Работа журналиста предполагает также развитие навыков работы с текстом на компьютере, что немаловажно в современном мире.
Содержание данной программы направлено на возможность получить начальные знания, умения, навыки профессии журналиста. В этом возрасте многие ребята уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.
Основанием для приема обучающихся является наличие интереса к
журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы: обучающиеся получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.
Цель программы: сформировать систему начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Подросток и пресса», с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
сформировать навыки работы с информацией;
учить методике создания журналистских материалов;
развить коммуникативные качества личности;
- расширять кругозор подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни.
Возраст обучающихся 14-17 лет. Срок реализации 1 год. Продолжительность образовательного процесса – 144 часа. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Для освоения программы используются разнообразные формы: беседы, лекции, проблемные дискуссии, рассказ, встреча, учебная игра, интервью, исследование, работа с книгой, доклад, творческая мастерская.
Сотрудничество: Газета «Школьные новости» (МБОУ СОШ № 27, г.Ижевск)
Методы и приемы, используемые на занятиях: наглядный, групповой, словесный, игровой, исследовательский, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
Особенности профессии журналиста, этику поведения, права и обязанности;
Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование):
Структуру текста (заголовок, смысловые части):
Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж:
Принципы оформления газеты.
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать источники информации (газета, журнал, ТВ, радио, брошюра, листовка):
Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
Находить интересную информацию путем наблюдения, анкетирования, социального опроса, чтения;
Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
Писать газетную заметку, репортаж;
Составлять фоторепортаж.
Способы отслеживания результатов: собеседование, защита работы, участие в выставках тестирование, самоконтроль, устный опрос, контрольное упражнение, самостоятельная работа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика | |
1 | Профессия - журналист | 16 | 8 | 8 | |
1.1 | Инструктаж по охране труда (2 раза в год) Введение в программу. Профессия – журналист. | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | Журналистика как вид деятельности и профессия | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Личность журналиста | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Понятие информации. СМИ | 6 | 3 | 3 |
1.5 | Рубрики газет | 4 | 2 | 2 |
2 | Основные жанры журналистики | 34 | 18 | 16 |
2.1 | Информационные жанры | 6 | 3 | 3 |
2.2 | Публицистические жанры | 6 | 4 | 2 |
2.3 | Сатирические жанры. | 6 | 4 | 2 | |
2.4 | Язык газеты, его специфика | 4 | 2 | 2 | |
2.5 | Как найти тему | 4 | 2 | 2 | |
2.6 | Сюжет и композиция | 4 | 2 | 2 | |
2.7 | Заголовок | 4 | 1 | 3 |
3 | Школьная пресса | 16 | 6 | 10 | |
3.1 | Достоинства и недостатки | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Содержание школьной газеты | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Источники информации | 6 | 2 | 4 | |
4 | Формат и объем издания | 24 | 11 | 13 | |
4.1 | Название и его оформление | 4 | 2 | 2 | |
4 2 | Деление газетной полосы на колонки | 6 | 2 | 4 | |
4.3 | Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. | 6 | 3 | 3 | |
4.4 | Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков | 8 | 4 | 4 | |
5 | Как расположить к себе людей | 12 | 5 | 7 |
5.1 | Методы сбора информации | 8 | 3 | 5 |
5.2 | Психологические факторы | 4 | 2 | 2 |
6. | Практические занятия | 42 | 7 | 35 |
6.1 | Презентация работ "Моя визитная карточка" | 8 | 2 | 6 |
6.2 | «Я пишу о...» - выставка статей, самостоятельно оформленных | 8 | 1 | 7 |
6.3 | Социологический опрос населения на самостоятельно выбранную тему | 12 | 2 | 10 |
6.4 | Групповой выпуск газеты на основе собранного материала | 12 | 2 | 10 |
6.5 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
| Итого: | 144 | 55 | 89 |
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание теоретических заданий | Содержание практических заданий |
1 | Профессия - журналист | | |
1.1 | Инструктаж по охране труда. Введение в программу. Профессия - журналист | Инструктаж по ОТ. Введение в курс. Журналист | Выявление подготовленности ребенка |
1.2 | Журналистика как вид деятельности и профессия | Журналист. Журналистика. Пресса. | Анализ терминологии |
1.3 | Личность журналиста | Качества, необходимые журналисту. Стиль работы журналиста. Тон, манеры. | Практические навыки журналиста, навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher |
1.4 | Понятие информации. СМИ | Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации | Анализ видов информации. Экскурсия в редакцию газеты «Школьные окна» |
1.5 | Рубрики газет | Рубрика | Анализ, обзор газет. Обсуждение материалов традиционных рубрик. |
2 | Основные жанры журналистики | | |
2.1 | Информационные жанры | Хроника. Заметка. Открытое письмо. Интервью. Репортаж. Фоторепортаж | Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для школьной газеты «Пяточка» |
2.2 | Публицистические жанры | Письмо. Очерк. Статья. Эссе. Особенности и специфика. | Анализ писем, очерков, статей, эссе. Определение различий. Составление одного из жанров на выбор |
2.3 | Сатирические жанры. | Общая характеристика. Фельетон. Пародия. Эпиграмма. | Анализ фельетона, пародии, эпиграммы. Различия и сходства. Составление одного из жанров на выбор |
2.4 | Язык газеты, его специфика | Информативный язык. Функция убеждения в публицистике. | Особенности газетного слова. Умение убедительно высказываться на публике. |
2.5 | Как найти тему | Событие, факт. Современность. Актуальность, злободневность | Поиск актуальных тем для школьной жизни. |
2.6 | Сюжет и композиция | Сюжетное и композиционное оформление материала, зависимость от жанра | Анализ различных статей, последовательное оформление разорванного материала |
2.7 | Заголовок | Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала | Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). |
3 | Школьная пресса | | |
3.1 | Достоинства и недостатки | Разновидности газет, различия | Сравнительный анализ статей в школьной и городской газетах |
3.2 | Содержание школьной газеты | Рубрики школьной газеты | Сбор возможной информации для очередного номера газеты |
3.3 | Источники информации | Интервью, беседа, опрос, анкетирование, наблюдение, работа с документацией. | Сбор возможной информации для очередного номера газеты |
4 | Формат и объем издания | | |
4.1 | Название и его оформление | Виды названий, зависимость от содержания, жанра | Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам |
4 2 | Деление газетной полосы на колонки | Главная полоса, актуальность, масштабность информации | Анализ периодических изданий. Размещение материала в газете |
4.3 | Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте | Заголовок, виды. Зависимость от содержания Шрифт. Функции выделения в тексте | Оформление заголовка статьи. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли) |
4.4 | Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков | Фотоиллюстрация, рисунок, схема. Расположение на странице. | Составление фоторепортажа. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты |
5 | Как расположить к себе людей | | |
5.1 | Методы сбора информации | Наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование | Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для школьной газеты «Пяточка» |
5.2 | Психологические факторы | Доброжелательность, подготовка, терпение, выдержка, эмоциональный настрой | Подготовка материала для газеты на основе интервью, беседы, анкетирования. Составление вопросов. |
6. | Практические занятия | | |
6.1 | Презентация работ "Моя визитная карточка" | Объяснение, помощь в практической работе | Оформление собственных работ |
6.2 | «Я пишу о...» - выставка статей, самостоятельно оформленных | Объяснение, помощь в практической работе | Написание статей, оформление выставки |
6.3 | Социологический опрос населения на самостоятельно выбранную тему | Объяснение, помощь в практической работе | Опрос, оформление результатов опроса |
6.4 | Групповой выпуск газеты на основе собранного материала | Объяснение, помощь в практической работе | Выпуск газеты |
6.5 | Итоговое занятие | | Презентация работ |
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Методические виды продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.) | Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. | Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. |
1. | Профессия - журналист | | | |
1.1 | Журналистика как вид деятельности | Рассказ Беседа | Владение навыками работы на компьютере | Лекция, Журналы, газеты Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. и др. «Азбука журналистики» |
1.2 | Личность журналиста | Рассказ, дискуссия | Владение навыками работы на компьютере. Анализ терминологии. | Наглядные пособия Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. и др. «Азбука журналистики» |
1.3 | Понятие информации. СМИ | Рассказ, встреча, интервью, учебная игра Экскурсия в редакцию газеты «Школьные окна» | Провести сравнительный анализ СМИ | Наглядные пособия, Таблица Газеты, журналы |
1.4 | Рубрики газет | Беседа дискуссия | Сравнительный анализ СМИ (газеты) Исследование Обсуждение материалов традиционных рубрик | Наглядные пособия, таблица |
2. | Основные жанры журналистики | | | |
2.1 | Информационные жанры | Рассказ Беседа | Провести анализ заметок, репортажей, периодической печати. Составить заметку, репортаж. Фоторепортаж. Оформить газету. | Книги, газеты, журналы |
2.2 | Публицистические жанры | Доклады Практическая работа | Умение выбирать статьи. Провести анализ писем, очерков, статей, эссе. Составить один из жанров. | Лекция Книги, газеты, журналы |
2.3 | Сатирические жанры | Беседа, практикумы | Выборка статей, иллюстраций. Провести анализ фельетона, пародии, эпиграммы. Составить один из жанров. | Книги, газеты, журналы |
2.4 | Язык газеты, его специфика | Беседа, дискуссия | Определить особенности газетного слова. Уметь убедительно высказываться на публике. | Лекция Статьи из газет, журналов |
2.5 | Как найти тему | Беседа | Найти темы актуальные для школьной жизни | Газеты, журналы |
2.6 | Сюжет и композиция | Беседа | Провести анализ различных статей, последовательное оформление разорванного материала. | Иллюстративные карточки, статьи |
2.7 | Заголовок | Беседа, дискуссия, творческая мастерская | Оформление статьи в соответствии с принятыми стандартами. | Фотоматериалы, слайды |
3 | Школьная пресса | | | |
3.1 | Достоинства и недостатки | Дискуссия | Провести сравнительный анализ статей в школьных и городских газетах | Газеты «Свой голос» Екатеринбург, 1992 |
3.2 | Содержание школьной газеты | Беседа Дискуссия упражнения | Провести исследовательскую работу | Газеты «Свой голос» Екатеринбург, 1992 |
3.3 | Источники информации | Беседа Работа с книгой | Собрать информацию для школьной газеты | Газеты, журналы |
4 | Формат и объем издания | | | |
4.1 | Название и его оформление | Доклад, беседа | Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам | |
4.2 | Деление газетной полосы на колонки | Практическая работа | Провести анализ периодических изданий (размещение материала в газете) | Лекция Газета, раздаточный материал |
4.3 | Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. | Творческая мастерская, беседа | Оформить заголовок статьи. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). | Раздаточный материал (тексты статей) каталоги |
4.4 | Роль и функции фотоиллюстрации, рисунков | Беседа, Конкурс на лучший фоторепортаж | Составить фоторепортаж, подобрать иллюстрации к статье и оформить. | Фото, иллюстрации, рисунки |
5 | Как расположить к себе людей | | | |
5.1 | Методы сбора информации | Беседа, творческая мастерская, игра | Провести поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составить анкеты. Провести анкетирование Одноклассников. Обработать результаты. Оформить газету. | Таблица, анкеты, раздаточный материал Чумиков А.Н. «Креативные технологии», 1999 |
5.2 | Психологические факторы | Беседа | Подготовить материал для газеты. Составить вопросы. | Лекция Чумиков А.Н. «Креативные технологии», 1999 Опросники, алгоритмы, схемы, видеосюжет |
6 | Практические занятия | | | |
6.1 | «Моя визитная карточка» | Презентация работ | Оформление работ. Защита работ. | |
6.2 | "Я пишу о..." | Выставка статей | Написание статей, оформление выставки | |
6.3 | Социологический опрос населения | Практическая работа | Составить вопросник. Провести опрос и оформить результаты опроса. | Шостак М.И. Репортер: профессинализм и этика», 2002 |
6.4 | Выпуск газеты | Выпуск газеты | Самостоятельный выпуск газеты на основе набранного материала. Выпуск газеты. | |
Литература
для педагога:
Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.
Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. «Азбука журналистики».
Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6, 2005 г.
Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992 г.
Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы «Новый день». Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
для обучающихся:
1. Вовчок М.И. Стилистика газетных журналов / М.И.Вовчок. – Свердловск, 1979 г.
Газета «Школьная страна». Учредитель - ЗАО «Институт Информации».
Мирошниченко М. Азбука журналистики - М., 2001 г.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Фразеологизмы в русской речи. Словарь-справочник. - М., 2002 г,
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика / М.И. Шостак. - М., 2002 г.