СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК и ПРЕССА»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей по журналистике «Подросток и пресса». Программа рассчитана на 1 год обучения, автор: Каткова Светлана Витальевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных технологий и журналистики НОУ ВПО «КИГИТ» (г. Ижевск).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК и ПРЕССА»»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района" города Ижевска




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«ПОДРОСТОК и ПРЕССА»






























Составитель: Каткова Светлана Витальевна












Ижевск 2014

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей по журналистике «Подросток и пресса». Программа рассчитана на 1 год обучения, автор: Каткова Светлана Витальевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных технологий и журналистики НОУ ВПО «КИГИТ» (г. Ижевск).

Программа имеет социально – педагогическую направленность.

Журналистика - литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах. Данная деятельность поможет ребенку в работе с информацией: выбирать основное, последовательно выстраивать, делать выводы и др. Погружение в мир прессы дает возможность расширить свой кругозор. Работа журналиста предполагает также развитие навыков работы с текстом на компьютере, что немаловажно в современном мире.

Содержание данной программы направлено на возможность получить начальные знания, умения, навыки профессии журналиста. В этом возрасте многие ребята уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.

Основанием для приема обучающихся является наличие интереса к
журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы: обучающиеся получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.

Цель программы: сформировать систему начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

- создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Подросток и пресса», с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;

  • сформировать навыки работы с информацией;

  • учить методике создания журналистских материалов;

  • развить коммуникативные качества личности;

- расширять кругозор подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни.

Возраст обучающихся 14-17 лет. Срок реализации 1 год. Продолжительность образовательного процесса – 144 часа. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.

Для освоения программы используются разнообразные формы: беседы, лекции, проблемные дискуссии, рассказ, встреча, учебная игра, интервью, исследование, работа с книгой, доклад, творческая мастерская.


Сотрудничество: Газета «Школьные новости» (МБОУ СОШ № 27, г.Ижевск)

Методы и приемы, используемые на занятиях: наглядный, групповой, словесный, игровой, исследовательский, индивидуальная работа, самостоятельная работа.


Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • Особенности профессии журналиста, этику поведения, права и обязанности;

  • Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование):

  • Структуру текста (заголовок, смысловые части):

  • Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж:

  • Принципы оформления газеты.

Обучающиеся должны уметь:

  • Анализировать источники информации (газета, журнал, ТВ, радио, брошюра, листовка):

  • Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;

  • Находить интересную информацию путем наблюдения, анкетирования, социального опроса, чтения;

  • Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;

  • Писать газетную заметку, репортаж;

  • Составлять фоторепортаж.


Способы отслеживания результатов: собеседование, защита работы, участие в выставках тестирование, самоконтроль, устный опрос, контрольное упражнение, самостоятельная работа.

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

кол-во часов

Теория

Практика


1

Профессия - журналист

16

8

8


1.1

Инструктаж по охране труда (2 раза в год)

Введение в программу.

Профессия – журналист.

2

1

1


1.2

Журналистика как вид деятельности и профессия

2

1

1


1.3

Личность журналиста

2

1

1


1.4

Понятие информации. СМИ

6

3

3

1.5

Рубрики газет

4

2

2

2

Основные жанры журналистики

34

18

16

2.1

Информационные жанры

6

3

3

2.2

Публицистические жанры

6

4

2

2.3

Сатирические жанры.

6

4

2


2.4

Язык газеты, его специфика

4

2

2


2.5

Как найти тему

4

2

2


2.6

Сюжет и композиция

4

2

2


2.7

Заголовок

4

1

3

3

Школьная пресса

16

6

10


3.1

Достоинства и недостатки

4

2

2

3.2

Содержание школьной газеты

6

2

4

3.3

Источники информации

6

2

4


4

Формат и объем издания

24

11

13


4.1

Название и его оформление

4

2

2


4 2

Деление газетной полосы на колонки

6

2

4


4.3

Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.

6

3

3


4.4

Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков

8

4

4


5

Как расположить к себе людей


12

5

7

5.1

Методы сбора информации

8

3

5

5.2

Психологические факторы

4

2

2

6.

Практические занятия

42

7

35

6.1

Презентация работ "Моя визитная карточка"

8

2

6

6.2

«Я пишу о...» - выставка статей, самостоятельно оформленных

8

1

7

6.3

Социологический опрос населения на самостоятельно выбранную тему

12

2

10

6.4

Групповой выпуск газеты на основе собранного материала

12

2

10

6.5

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

144

55

89




Содержание программы


п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание теоретических заданий

Содержание практических заданий

1

Профессия - журналист



1.1

Инструктаж по охране труда.

Введение в программу.

Профессия - журналист

Инструктаж по ОТ. Введение в курс.

Журналист

Выявление подготовленности ребенка

1.2

Журналистика как вид деятельности и профессия

Журналист. Журналистика.
Пресса.

Анализ терминологии

1.3

Личность журналиста

Качества, необходимые
журналисту. Стиль работы журналиста. Тон, манеры.

Практические навыки журналиста, навыки
работы за компьютером

(текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher

1.4

Понятие информации. СМИ

Права и обязанности
журналиста при сборе и распространении информации

Анализ видов информации. Экскурсия в редакцию газеты «Школьные окна»

1.5

Рубрики газет

Рубрика

Анализ, обзор газет. Обсуждение материалов традиционных рубрик.

2

Основные жанры журналистики



2.1

Информационные жанры

Хроника. Заметка. Открытое письмо. Интервью. Репортаж. Фоторепортаж

Анализ заметок, репортажей,
периодической печати. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных
результатов для школьной газеты «Пяточка»

2.2

Публицистические жанры

Письмо. Очерк. Статья. Эссе. Особенности и специфика.

Анализ писем, очерков, статей, эссе.
Определение различий. Составление одного из жанров на выбор

2.3

Сатирические жанры.

Общая характеристика.
Фельетон. Пародия. Эпиграмма.

Анализ фельетона, пародии, эпиграммы.
Различия и сходства. Составление одного из
жанров на выбор

2.4

Язык газеты, его специфика

Информативный язык. Функция убеждения в публицистике.

Особенности газетного слова. Умение убедительно высказываться на публике.

2.5

Как найти тему

Событие, факт. Современность.
Актуальность, злободневность

Поиск актуальных тем для школьной жизни.

2.6

Сюжет и композиция

Сюжетное и композиционное
оформление материала,
зависимость от жанра

Анализ различных статей, последовательное
оформление разорванного материала

2.7

Заголовок

Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала

Создание материала определенного жанра
(по выбору учащегося).

3

Школьная пресса



3.1

Достоинства и недостатки

Разновидности газет, различия

Сравнительный анализ статей в школьной и
городской газетах

3.2

Содержание школьной газеты

Рубрики школьной газеты

Сбор возможной информации для очередного номера газеты

3.3

Источники информации

Интервью, беседа, опрос,
анкетирование, наблюдение,
работа с документацией.

Сбор возможной информации для очередного номера газеты

4

Формат и объем издания



4.1

Название и его оформление

Виды названий, зависимость от содержания, жанра

Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам

4 2

Деление газетной полосы на колонки

Главная полоса, актуальность, масштабность информации

Анализ периодических изданий. Размещение материала в газете

4.3

Размещение заголовков. Выбор шрифтов.

Средства выделения в тексте

Заголовок, виды. Зависимость от содержания
Шрифт. Функции выделения в тексте

Оформление заголовка статьи. Набор текста
разным шрифтом (с выделением основной мысли)

4.4

Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков

Фотоиллюстрация, рисунок, схема. Расположение на странице.

Составление фоторепортажа. Подбор
иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты

5

Как расположить к себе людей



5.1

Методы сбора информации

Наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование

Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов.

Оформление полученных результатов для школьной газеты «Пяточка»

5.2

Психологические факторы

Доброжелательность,
подготовка, терпение,
выдержка, эмоциональный
настрой

Подготовка материала для газеты на основе интервью, беседы, анкетирования.
Составление вопросов.

6.

Практические занятия



6.1

Презентация работ "Моя визитная карточка"

Объяснение, помощь в практической работе

Оформление собственных работ

6.2

«Я пишу о...» - выставка статей, самостоятельно оформленных

Объяснение, помощь в практической работе

Написание статей, оформление выставки

6.3

Социологический опрос населения на самостоятельно выбранную тему

Объяснение, помощь в практической работе

Опрос, оформление результатов опроса

6.4

Групповой выпуск газеты на основе собранного материала

Объяснение, помощь в практической работе

Выпуск газеты

6.5

Итоговое занятие


Презентация работ








Методическое обеспечение программы


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Методические виды продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.)

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

1.

Профессия - журналист




1.1

Журналистика как вид
деятельности

Рассказ

Беседа

Владение навыками

работы на компьютере

Лекция, Журналы,
газеты

Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. и др. «Азбука журналистики»

1.2

Личность журналиста

Рассказ,

дискуссия

Владение навыками

работы на компьютере.

Анализ терминологии.

Наглядные

пособия

Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. и др. «Азбука журналистики»

1.3

Понятие информации.
СМИ

Рассказ, встреча,
интервью,

учебная игра

Экскурсия в редакцию газеты «Школьные окна»

Провести сравнительный
анализ СМИ

Наглядные
пособия,

Таблица

Газеты, журналы


1.4

Рубрики газет

Беседа

дискуссия

Сравнительный
анализ СМИ (газеты) Исследование

Обсуждение материалов традиционных рубрик

Наглядные
пособия,

таблица

2.

Основные жанры журналистики




2.1

Информационные
жанры

Рассказ

Беседа

Провести анализ заметок, репортажей, периодической печати.

Составить заметку, репортаж. Фоторепортаж.

Оформить газету.

Книги, газеты, журналы

2.2

Публицистические

жанры

Доклады

Практическая работа

Умение выбирать статьи.

Провести анализ писем, очерков, статей, эссе. Составить один из жанров.

Лекция

Книги, газеты, журналы

2.3

Сатирические жанры

Беседа,

практикумы

Выборка статей,
иллюстраций.

Провести анализ фельетона, пародии, эпиграммы. Составить один из жанров.

Книги, газеты, журналы

2.4

Язык газеты, его специфика

Беседа,
дискуссия

Определить особенности газетного слова. Уметь убедительно высказываться на публике.

Лекция

Статьи из газет, журналов

2.5

Как найти тему

Беседа


Найти темы актуальные для школьной жизни

Газеты,

журналы

2.6

Сюжет и композиция

Беседа

Провести анализ различных статей, последовательное оформление разорванного материала.

Иллюстративные карточки, статьи

2.7

Заголовок

Беседа,
дискуссия,
творческая мастерская

Оформление статьи в соответствии с принятыми стандартами.

Фотоматериалы, слайды

3

Школьная пресса




3.1

Достоинства и недостатки

Дискуссия

Провести сравнительный анализ статей в школьных и городских газетах

Газеты

«Свой голос» Екатеринбург, 1992

3.2

Содержание школьной
газеты

Беседа

Дискуссия

упражнения


Провести

исследовательскую работу

Газеты

«Свой голос» Екатеринбург, 1992

3.3

Источники информации

Беседа

Работа с книгой


Собрать информацию для школьной газеты

Газеты, журналы

4

Формат и объем издания




4.1

Название и его

оформление

Доклад,

беседа

Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам


4.2

Деление газетной
полосы на колонки

Практическая работа

Провести анализ периодических изданий (размещение материала в газете)

Лекция

Газета,
раздаточный

материал

4.3

Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.

Творческая
мастерская,

беседа

Оформить заголовок статьи. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли).

Раздаточный

материал
(тексты
статей) каталоги

4.4

Роль и функции
фотоиллюстрации,

рисунков

Беседа,
Конкурс на

лучший фоторепортаж

Составить фоторепортаж, подобрать иллюстрации к статье и оформить.

Фото, иллюстрации, рисунки

5

Как расположить к себе людей




5.1

Методы сбора
информации

Беседа,
творческая
мастерская,

игра

Провести поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составить анкеты.

Провести анкетирование

Одноклассников. Обработать результаты. Оформить газету.

Таблица,
анкеты,
раздаточный материал

Чумиков А.Н. «Креативные технологии», 1999

5.2

Психологические
факторы

Беседа

Подготовить материал для газеты. Составить вопросы.

Лекция

Чумиков А.Н. «Креативные технологии», 1999

Опросники,
алгоритмы, схемы,
видеосюжет

6

Практические занятия




6.1

«Моя визитная карточка»

Презентация работ

Оформление работ.

Защита работ.


6.2

"Я пишу о..."

Выставка статей

Написание статей, оформление выставки


6.3

Социологический
опрос населения

Практическая работа

Составить вопросник.

Провести опрос и оформить результаты опроса.

Шостак М.И. Репортер: профессинализм и этика», 2002

6.4

Выпуск газеты

Выпуск газеты

Самостоятельный
выпуск газеты на основе набранного
материала.

Выпуск газеты.

































Литература


для педагога:

  1. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.

  2. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. «Азбука журналистики».

  3. Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

  4. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6, 2005 г.

  5. Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992 г.

  6. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы «Новый день». Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999

  7. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.


для обучающихся:

1. Вовчок М.И. Стилистика газетных журналов / М.И.Вовчок. – Свердловск, 1979 г.

  1. Газета «Школьная страна». Учредитель - ЗАО «Институт Информации».

  2. Мирошниченко М. Азбука журналистики - М., 2001 г.

  3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

  4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

  5. Фразеологизмы в русской речи. Словарь-справочник. - М., 2002 г,

  6. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика / М.И. Шостак. - М., 2002 г.