СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа поисково-творческой школы «Русский язык и литература в современном мире»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поисково-творческой школы «Русский язык и литература в современном мире»» направлена на углублённое изучение русского языка и литературы и формирование исследовательских умений обучающихся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа поисково-творческой школы «Русский язык и литература в современном мире»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»




УТВЕРЖДЕНА

Решением НМС

Протокол от___

№___







Рабочая программа

поисково-творческой школы для обучающихся

«Русский язык и литература в современном мире»





Руководитель:

преподаватель русского языка и литературы

первой категории

ГБПОУ Арзамасский коммерческо-

технический техникум

Ратанов М.Н..




















Арзамас, 2024 г.

Пояснительная записка


Данная программа поисково-творческой школы «Русский язык и литература в современном мире»» направлена на углублённое изучение русского языка и литературы и формирование исследовательских умений обучающихся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности.


Цель: развивать у обучающихся знания, умения и навыки, выходящие за рамки учебных программ, получение навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, научить самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, писать научный текст.

Задачи:

  • формирование теоретических знаний для исследовательской деятельности;

  • умение применять теоретические знания на практике;

  • осуществление поиска и анализа научной литературы;

  • обобщение собранного материала для практической части работы;

  • оформления исследования в виде связного текста;

  • подготовка устного сообщения на научно-исследовательской конференции.


Основной формой занятий является самостоятельная работа обучающихся над выбранной темой под руководством и с помощью преподавателя.

В работе широко используется имеющаяся научная и справочная литература по представленным темам, презентации и видеоматериал по предложенной тематики научно-исследовательских работ.

Результат: I курс – научно-исследовательская работа, участие в научно-практической конференции «Ступени Роста» и «Галактика Знаний».

Научно-исследовательская работа состоит из нескольких блоков:

I. Введение

II. Теоретическая часть

III. Практическая часть

IV. Заключение

VI. Библиография


Итогом является публичная защита работ обучающихся проходит на научно-практической конференции.













СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ


По завершении программы поисково-творческой школы обучающиеся должны ЗНАТЬ:

  • содержание и задачи поисково- творческой школы;

  • особенности организации и проведения научного исследования;

  • основные научные понятия и методы исследования;

  • справочную и научную литературу;

  • технологию подготовки исследовательской работы, требования к структуре и оформлению;

УМЕТЬ:

  • определять цель, задачи, проблему исследования;

  • выделять научную проблему;

  • составлять рабочий план исследования;

  • пользоваться справочной и научной литературой;

  • оформлять письменные работы;

  • подготовить научный текст к защите и презентации.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

Кол-во часов


Тема 1.

Презентация учебно-исследовательско деятельности и ее содержание. Ознакомление с целями, задачами научного исследования.

2

Тема 2.

Характеристика методов исследования и работа с научно-справочной литературой. Работа с понятийным аппаратом (теоретический анализ, этапы исследования).

2

Тема 3.

Корректировка тем индивидуальных научно-исследовательских работ обучающихся. Составление индивидуальных планов работ. Корректировка тем и помощь в сотавлении плана научно-исследовательских работ обучающихся

2

Тема 4.

Планирование научно-исследовательских работ, исследовательская задача и её постановка, актуальность и значимость. Содержание, структура работы, защита, рецензия.

2

Тема 5.

Самостоятельное исследование обучающегося как организация учебного процесса. Самостоятельная работа обучающихся.

2

Тема 6.

Проблемы, изучаемые обучающимися при проведении самостоятельного исследования. Решение проблем при организации самостоятельного исследования.

4

Тема 8.

Подготовка научно-исследовательских работ по темам исследования. Работа с понятийным аппаратом (аннотация, реферат, рецензия, доклад, статья)

2

Тема 9.

Оформление научно-исследовательской работы, индивидуальное и групповое консультирование обучающегося. Консультация по офрмлению научно-исследовательской работы обучающихся.

2

Тема 10.

Подготовка обучающихся для защиты на научно-практической конференции. Публичная защита научно-исследовательских работ на научно-практической конференции .

2

ИТОГО:

20


Литература

Основная литература

  1. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
    уровень/ [Л.М. Рыбченкова и др.].- 4-е изд., стер.- М.: Просвещение, 2022.- 272 с. : ил. ISBN 978-5-09-088023-7.- Текст: непосредственный.

  2. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880043-5.- Текст: непосредственный.

  3. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880046-6.- Текст: непосредственный.

Дополнительная литература

  1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.

  2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

  3. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.

  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2011.

  5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 - 11 класс. – М., 2014

  6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.

  7. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011

  8. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2010.

  9. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2011.

  10. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.

  11. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2012.

  12. Комплексный словарь русского языка./Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2011.

  13. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.

  14. Культура русской речи./Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2010.

  15. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2010.

  16. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2012.

  17. Русские писатели о языке: Хрестоматия./Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2011.

  18. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2011.

  19. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2010

  20. История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2010.

  21. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2011.

  22. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громова. – М., 2010.

  23. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2010.

  24. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2011.

  25. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2010.

  26. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2011.

Словари

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011.

  2. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012.

  4. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2010.

  5. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия./Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.

  6. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2010.

  7. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2011.

  8. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.

  9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2011.

Интернет-ресурсы

  1. Электронная версия Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru

  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

  3. Русский язык: говорим и пишем правильно - http://www.gramma.ru

  4. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина -http://pushkin.edu.ru

  5. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru

  6. Словари - http://www.slovari.ru

  7. «Первое сентября» (http://www.1september.ru/index.htm

Приложение №1



Тематика научно-исследовательских работ


  1. Nickname как особая разновидность современных антропонимов.

  2. SMS как современный эпистолярный жанр.

  3. Особенности языка деловых бумаг.

  4. Искусственные языки и их влияние на живую устную речь.

  5. Деловое общение. Правила и нормы.

  6. Источники и причины засорения речи.

  7. Обращения в русском речевом этикете.

  8. Принципы русской орфографии.

  9. Причастие как самостоятельная часть речи.

  10. Проблемы современного русского языка и пути их решения.

  11. Пути изучения русского языка с помощью Интернет.

  12. Речь и этикет в современном мире.

  13. Формирование речевого этикета.

  14. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ

  15. Русский речевой этикет - приветствия.

  16. Русский язык в сети Интернет.

  17. Сила слова (язык как средство воздействия на окружающих).

  18. Самые популярные ошибки в современном русском языке.

  19. Языковое манипулирование в сфере рекламы.

  20. Языковой портрет личности.

  21. Текст и антитекст современных песен (современной поэзии).

  22. Скрытая реклама: особенности и возможности ее реализации в сети Интернет.

  23. Язык современной рекламы.

  24. «Русский рок: идея протеста и её языковое воплощение»

  25. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка» и в одноименной экранизации А.Н. Сахарова»


















Приложение №2



Состав участников поисково-творческой школы


№ п/п

ФИО

Группа

Тема научно-исследовательской работы

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25