Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
УТВЕРЖДЕНА
Решением НМС
Протокол от___
№___
Рабочая программа
поисково-творческой школы для обучающихся
«Русский язык и литература в современном мире»
Руководитель:
преподаватель русского языка и литературы
первой категории
ГБПОУ Арзамасский коммерческо-
технический техникум
Ратанов М.Н..
Арзамас, 2024 г.
Пояснительная записка
Данная программа поисково-творческой школы «Русский язык и литература в современном мире»» направлена на углублённое изучение русского языка и литературы и формирование исследовательских умений обучающихся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Цель: развивать у обучающихся знания, умения и навыки, выходящие за рамки учебных программ, получение навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, научить самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, писать научный текст.
Задачи:
формирование теоретических знаний для исследовательской деятельности;
умение применять теоретические знания на практике;
осуществление поиска и анализа научной литературы;
обобщение собранного материала для практической части работы;
оформления исследования в виде связного текста;
подготовка устного сообщения на научно-исследовательской конференции.
Основной формой занятий является самостоятельная работа обучающихся над выбранной темой под руководством и с помощью преподавателя.
В работе широко используется имеющаяся научная и справочная литература по представленным темам, презентации и видеоматериал по предложенной тематики научно-исследовательских работ.
Результат: I курс – научно-исследовательская работа, участие в научно-практической конференции «Ступени Роста» и «Галактика Знаний».
Научно-исследовательская работа состоит из нескольких блоков:
I. Введение
II. Теоретическая часть
III. Практическая часть
IV. Заключение
VI. Библиография
Итогом является публичная защита работ обучающихся проходит на научно-практической конференции.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
По завершении программы поисково-творческой школы обучающиеся должны ЗНАТЬ:
содержание и задачи поисково- творческой школы;
особенности организации и проведения научного исследования;
основные научные понятия и методы исследования;
справочную и научную литературу;
технологию подготовки исследовательской работы, требования к структуре и оформлению;
УМЕТЬ:
определять цель, задачи, проблему исследования;
выделять научную проблему;
составлять рабочий план исследования;
пользоваться справочной и научной литературой;
оформлять письменные работы;
подготовить научный текст к защите и презентации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
|
Тема 1. | Презентация учебно-исследовательско деятельности и ее содержание. Ознакомление с целями, задачами научного исследования. | 2 |
Тема 2. | Характеристика методов исследования и работа с научно-справочной литературой. Работа с понятийным аппаратом (теоретический анализ, этапы исследования). | 2 |
Тема 3. | Корректировка тем индивидуальных научно-исследовательских работ обучающихся. Составление индивидуальных планов работ. Корректировка тем и помощь в сотавлении плана научно-исследовательских работ обучающихся | 2 |
Тема 4. | Планирование научно-исследовательских работ, исследовательская задача и её постановка, актуальность и значимость. Содержание, структура работы, защита, рецензия. | 2 |
Тема 5. | Самостоятельное исследование обучающегося как организация учебного процесса. Самостоятельная работа обучающихся. | 2 |
Тема 6. | Проблемы, изучаемые обучающимися при проведении самостоятельного исследования. Решение проблем при организации самостоятельного исследования. | 4 |
Тема 8. | Подготовка научно-исследовательских работ по темам исследования. Работа с понятийным аппаратом (аннотация, реферат, рецензия, доклад, статья) | 2 |
Тема 9. | Оформление научно-исследовательской работы, индивидуальное и групповое консультирование обучающегося. Консультация по офрмлению научно-исследовательской работы обучающихся. | 2 |
Тема 10. | Подготовка обучающихся для защиты на научно-практической конференции. Публичная защита научно-исследовательских работ на научно-практической конференции . | 2 |
ИТОГО: | 20 |
Литература
Основная литература
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень/ [Л.М. Рыбченкова и др.].- 4-е изд., стер.- М.: Просвещение, 2022.- 272 с. : ил. ISBN 978-5-09-088023-7.- Текст: непосредственный.
Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880043-5.- Текст: непосредственный.
Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880046-6.- Текст: непосредственный.
Дополнительная литература
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2011.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 - 11 класс. – М., 2014
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2010.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2011.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2012.
Комплексный словарь русского языка./Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2011.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.
Культура русской речи./Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2010.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2010.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2012.
Русские писатели о языке: Хрестоматия./Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2011.
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2011.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2010
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2010.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2011.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громова. – М., 2010.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2010.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2011.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2010.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2011.
Словари
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2010.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия./Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2010.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2011.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2011.
Интернет-ресурсы
Электронная версия Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно - http://www.gramma.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина -http://pushkin.edu.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
Словари - http://www.slovari.ru
«Первое сентября» (http://www.1september.ru/index.htm
Приложение №1
Тематика научно-исследовательских работ
Nickname как особая разновидность современных антропонимов.
SMS как современный эпистолярный жанр.
Особенности языка деловых бумаг.
Искусственные языки и их влияние на живую устную речь.
Деловое общение. Правила и нормы.
Источники и причины засорения речи.
Обращения в русском речевом этикете.
Принципы русской орфографии.
Причастие как самостоятельная часть речи.
Проблемы современного русского языка и пути их решения.
Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
Речь и этикет в современном мире.
Формирование речевого этикета.
Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
Русский речевой этикет - приветствия.
Русский язык в сети Интернет.
Сила слова (язык как средство воздействия на окружающих).
Самые популярные ошибки в современном русском языке.
Языковое манипулирование в сфере рекламы.
Языковой портрет личности.
Текст и антитекст современных песен (современной поэзии).
Скрытая реклама: особенности и возможности ее реализации в сети Интернет.
Язык современной рекламы.
«Русский рок: идея протеста и её языковое воплощение»
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка» и в одноименной экранизации А.Н. Сахарова»
Приложение №2
Состав участников поисково-творческой школы
№ п/п | ФИО | Группа | Тема научно-исследовательской работы |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17 | | | |
18 | | | |
19 | | | |
20 | | | |
21 | | | |
22 | | | |
23 | | | |
24 | | | |
25 | | | |