Министерство образовании и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УР
_____________
22 октября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Майкоп
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Составитель: Нагоева С. Р., преподаватель ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Рецензент: _________________________________________________________
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общественно-гуманитарных дисциплин
Протокол № ______ от «______» ________________2018 г.
Председатель ПЦК ___________________ ______________________
Рекомендовано к утверждению организационно-методической комиссией
Протокол № 1 от 16 октября 2018 г.
Председатель ОМК __________________ ______________________
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» являются частью программы подготовки специалистов среднего звена подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки работников.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-Использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в области образования
в профессиональной деятельности
-Защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
-Анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-Основные положения Конституции Российской Федерации.
-Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.
-Понятие и основы правового регулирования в области образования.
-Основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования.
-Социально-правовой статус учителя.
-Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения.
-Правила оплаты труда педагогических работников.
-Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника.
-Виды административных правонарушений и административной ответственности.
-Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Очная |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе | 42 |
лекции | 30 |
практические занятия | 12 |
лабораторные работы | |
курсовая работа (если предусмотрена), семестр | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
Итоговая аттестация в форме (зачета, экзамена), семестр | Зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПОПД» для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах». Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
| | Макс. нагр. | Сам. раб. | Аудиторные |
Лекций | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Основы образовательного права | | 40 | 6 | 24 | 10 |
Тема 1.1. Основные понятия теории права. | Содержание учебного материала Право Нормы права Источники права Форма права Правовая культура Система права Отрасль права Нормативный правовой акт Конституция РФ Кодифицированные и текущие федеральные законы. | 2 | | 2 | |
Тема 1.2. Международные и российские правовые нормы в образовательном учреждении. | Содержание учебного материала Международные правовые акты универсального и регионального характера; Международные договоры и соглашения; Родительские права и обязанности. | 8 | | 4 | 4 |
Практическая работа Работа с документами: «Всеобщая декларация прав человека»; «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования»; «Рекомендации о положении учителей»; «Всемирная декларация о высшем образовании XXI века»; «Конвенция о правах ребенка»; Закон «Об образовании». |
Тема 1.3. Образовательное право России: принципы, формы существования. | Содержание учебного материала Образовательное право; Правовое регулирование в области образования; | 2 | | 2 | |
Тема 1.4. Правовое регулирование получения образования в России. | Содержание учебного материала Правовой статус; Компетенции и ответственность образовательного учреждения; Образовательные цензы; Государственная итоговая аттестация; ЕГЭ. | 6 | | 4 | 2 |
Семинар Содержание учебного материала Основные понятия теории права. Международные и российские правовые нормы в образовательном учреждении. Образовательное право России: принципы, формы существования. Правовое регулирование получения образования в России. |
Тема 1.5. Права и социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений. | Содержание учебного материала Социально – правовой статус учителя; Трудовые отношения в системе образования. | 2 | | 2 | |
Тема 1.6. Права и социальная поддержка обучающихся в образовательном учреждении. | Содержание учебного материала Права и социальная поддержка обучающихся; Права и обязанности родителей. | 4 | | 2 | 2 |
Семинар Содержание учебного материала Права и социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений. Права и социальная поддержка обучающихся в образовательном учреждении. |
Тема 1.7. Международные правовые акты, обеспечивающие защиту прав ребенка. | Содержание учебного материала Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Принципы о Конвенции о правах ребенка. | 2 | | 2 | |
Тема 1.8. Федеральные и региональные документы, обеспечивающие права ребенка в России. | Содержание учебного материала Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Государственный минимальный социальный стандарт основных показателей качества жизни детей. | 2 | | 2 | |
Тема 1.9. Соблюдение прав детей в образовательных учреждениях различного типа | Содержание учебного материала Основные права детей; Социальная защита детей - сирот и детей – инвалидов; Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; школьные службы примирения. | 12 | 6 | 4 | 2 |
Самостоятельная работа. Составление плана –конспекта по теме: «Нормативно-правовые аспекты профессиональной деятельности руководителей в учреждении образования» |
Семинар. Проведение тестовой работы и опрос- коллоквиум. |
Раздел 2. Правовое обеспечение деятельности работников в образовательном учреждении. | | 23 | 15 | 6 | 2 |
Тема 2.1. Нормативная правовая база развития образовательных учреждений. | Содержание учебного материала Приоритетные цели и задачи развития образования Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа» | 4 | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа. Составление плана –конспекта по теме: «Нормативное правовое регулирование развития новых типов общеобразовательных учреждений» |
Тема 2. 2. Расширение участия общественности и представителей бизнеса в управлении образовательными учреждениями. | Содержание учебного материала Направления совершенствования нормативной правовой базы развития образования; Государственно-общественное управление образованием. Самостоятельная работа. Составление плана –конспекта по теме: «Нормативное правовое регулирование развития новых типов общеобразовательных учреждений» | 4 | 5 | 2 | |
Тема 2.3. Трудовые отношения в образовательном учреждении. Работодатель и работник. | Содержание учебного материала Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения Работодатель и работник. | 8 | 4 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Составление плана –конспекта по теме: «Нормативное правовое регулирование профессиональной деятельности педагогических работников» |
Практическая работа. Устный опрос по теме. Составление трудового договора. Изучение ст. 5, 20-22, 57, 63-71, 282-288 ТК РФ. |
| Всего часов | 63 | 21 | 30 | 12 |
Примерные темы рефератов, докладов:
1. Общая характеристика образовательного права
2. Общая характеристика Закона РФ «Об образовании»
3. Государственная политика в области образования
4. Система образования
5. Правовой статус учителя
6. Право на занятие педагогической деятельностью
7. Особенности правового регулирования труда педагога
8. Трудовой договор учителя и его специфические условия
9. Вознаграждение учителя за труд
10. Оплата труда педагогических работников
11. Аттестация педагогических работников
12. Увольнение учителя по Трудовому кодексу
13. Прекращение трудового договора с учителем
14. Рациональное использование рабочего времени учителя
15. Санитарно-гигиенические требования к условиям педагогической работы
16. Особенности труда учителя по совместительству
17. Поощрения за труд в сфере общего образования
18. Право учителя на отпуск
19. Дисциплинарная ответственность учителя
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии:
Учебный кабинет 36;
Оборудование учебного кабинета: учебные плакаты, словари, доска, мел.
Технические средства обучения: компьютерные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Анисимов, А. П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Ю. Чикильдина ; под ред. А. Я. Рыженкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 301 с.
2. Бошно, С. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для СПО / С. В. Бошно. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 533 с.
3. Бялт, В. С. Правовые основы профессиональной деятельности : учебное пособие для СПО / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 299 с.
4. Волков, А. М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для СПО / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ. ред. А. М. Волкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 235 с.
5. Капустин, А. Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО / А. Я. Капустин, К. М. Беликова ; под ред. А. Я. Капустина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 382 с.
6. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для СПО / В. И. Авдийский [и др.] ; под ред. В. И. Авдийского, Л. А. Букалеровой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 253 с.
7. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО / А. П. Альбов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 549 с.
8. Шумилов, В. М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для СПО / В. М. Шумилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 423 с.
Дополнительная литература:
1. Болотина Т. В.. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004 – 48с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. – М.: Эксмо, 2010. – 208 сю – (ГАРАНТ – достоверно и актуально).
3. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. заведений / В.В. Румынина. – 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. -№ 31. – Ст. 3802.
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
5. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
6. Федорова М. Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 320с. – (Юридическая лит-ра).
7. Шкатулла В. И. и др. Правоведение: Учеб. пособие для студ. неюридических высш. учеб. заведений / В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова, М.В.Сытинская; Под ред. В.И.Шкатуллы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 352с.
4. оценка КАЧЕСТВА освоения ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
4.1. Оценка уровня освоения дисциплин осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, компетентностно-ориентированных заданий, типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), подготовки презентаций, подготовки рефератов, фронтальных устных опросов, наборов проблемных ситуаций, сценарии деловых игр и т.п. по каждому разделу дисциплины.
4.2. Оценка компетенций обучающихся:
Результаты (освоенные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | Уметь: -Использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в области образования в профессиональной деятельности -Защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; -Анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения; Знать: -Основные положения Конституции Российской Федерации. -Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации. -Понятие и основы правового регулирования в области образования. -Основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования. -Социально-правовой статус учителя. -Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения. -Правила оплаты труда педагогических работников. -Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника. -Виды административных правонарушений и административной ответственности. -Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. | 1 Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах посредством: - фронтальных устных опросов; - тестирования по отдельным темам; - проведение семинаров; - подготовки рефератов. 2 Периодический (рубежный) контроль – в виде письменных практических работ. 3 Итоговый контроль в виде дифференцированного зачета по дисциплине |
ПК1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. | | |