 | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение московской области «профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия» |
Утверждаю
Руководитель обособленного
структурного подразделения Львовское
________________________В.М. Жиздан
___ ____________2018 года
программа
дополнительного образования -
Правовой кружок:
«Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО»
г. Подольск
2018 год
Рабочая программа дополнительного образования разработана в целях реализации системы дополнительного образования в колледже; расширяет возможности студентов в выборе занятий в соответствии с их интересами, склонностями и потребностями; для самостоятельного выбора студентами направления и характера их деятельности; организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
СОГЛАСОВАНА Заместитель руководителя обособленного структурного подразделения Львовское по учебно - воспитательной работе ______________ /М.А. Чернышова / | | РАССМОТрена Методическим Советом колледжа протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /____________/ Заместителя руководителя обособленного структурного подразделения Львовское по учебно – методической работе Л. Н. Ситникова |
Составитель: Демянив Олеся Валентиновна, преподаватель специальных дисциплин Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия» ______________ /О. В. Демянив / |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
1.1. | Область применения программы | |
1.2. | Место дополнительного образования в системе воспитания студентов | |
1.3. | Актуальность, педагогическая целесообразность программы | |
1.4. | Цели и задачи программы дополнительного образования | |
1.5. | Результаты обучения по программе дополнительного образования | |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | |
2.1. | Структура общеразвивающей программы | |
2.2. | Содержание общеразвивающей программы | |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
3.1. | Требования к материально- техническому обеспечению | |
3.2. | Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Правовой кружок: «Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО»
1.1. Область применения программы
Программа направлена на реализацию дополнительного образования и не является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности. Вид профессиональной деятельности: педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых
Программа предназначена для студентов колледжа, I – IV курс
Программа рассчитана на учебный год; занятия проводятся 2 часа в неделю;
занятия проводятся по расписанию занятий дополнительного образования
Программа правового кружка «Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО» направлена на:
воспитание социально активных и законопослушных граждан;
формирование уважительного отношения студентов к закону, чувства ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям.
Способ освоения содержания образования – репродуктивный
Уровень освоения содержания образования - общекультурный
Форма организации деятельности студентов – групповая
Методы обучения – словесные, наглядные, практические, комбинированные.
1.2. Место дополнительного образования в системе воспитания студентов
«Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей студента в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
Программа кружка направлена на воспитание социально активных и законопослушных граждан, а также формирование уважительного отношения студентов к закону, чувства ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что углубленное изучение теоретического курса права, его расширенный практический курс по всем направлениям - исследовательскому, лекционному, консультативному способствует формированию знаний, умений и навыков, студентов СПО.
1.3. Актуальность программы
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Правовое воспитание подростков способствует успешной социализации их в обществе и углублению знаний по праву в определенной профессиональной деятельности, развитие профессиональных качеств будущих специалистов.
При правильной организации педагогического процесса, опирающегося на социальную, педагогическую, организационную и методическую его составляющие, появляется возможность создания студенту «ситуации успеха». На основе успешного опыта раскрытия личности, студент будет более целенаправленно самореализовывать себя в условиях взрослой жизни.
«Разрешено все то, что не запрещено законом»
Педагогическая целесообразность
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке студентов к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Сегодня образовательная организация может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у подростков чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.
Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Данная программа рассчитана на студентов в возрасте от 16 до 18 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться организованного, систематического, целенаправленного воздействия на личность, формирования правосознания, правовой культуры, правовой компетентности, правовых установок, навыков и привычек правомерного активного поведения, а также умения применять правовые нормы в профессиональной деятельности.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют студентов напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении студентов.
Занятия в правовом кружке будут способствовать формированию общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 3. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 6. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Методы реализации программы кружка – речевая деятельность; практические умения для правотворческой и профессиональной деятельности.
Приемы организации деятельности кружка:
Интерактивные-
-лекция;
-дискуссия.
Активные-
- семинар;
- практическая работа;
- ролевая игра;
- деловая игра;
- экскурсия;
- круглый стол.
1.4. Цели и задачи, требования к результатам
Главной целью является правовое просвещение студентов, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика преступности несовершеннолетних, обеспечение неформального общения и организация свободного обмена мнениями и информацией между членами кружка, а также с другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- способствовать овладению студентами теоретическими и практическими умениями в области права;
- содействовать повышению правовой культуры студентов;
- обеспечить условия для развития профессиональных качеств будущих специалистов;
- воспитывать гражданственность и любовь к Родине, уважение к правам и свободам человека;
- формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав человека.
Воспитательная работа и психологическая подготовка
Главной задачей на занятиях со студентами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Формирование высокого чувства ответственности перед обществом, гражданской направленности и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием их волевых качеств. Надо понимать психологическую подготовку как воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений.
Образовательная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№ 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
1.5. Результаты обучения по программе дополнительного образования:
По окончании студент должен знать:
-содержание прав и свобод человека и гражданина,
-понятие и принципы правосудия,
-органы и способы правовой защиты прав человека.
Студент должен уметь:
характеризовать:
-организацию и деятельность органов государственной власти,
-порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно- правовых споров,
- порядок заключения и расторжения договоров, касающихся профессиональной деятельности студента,
- формы социальной зашиты и социального обеспечения.
Уметь:
- анализировать правовые документы;
- применять на практике правовые знания, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
- называть основные права граждан, объяснять их смысл и содержание;
- определять свой правовой статус, определяя права и ответственность;
- анализировать жизненные случаи с точки зрения правовых норм.
Использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности и повседневной жизни для:
-поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
-анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
-определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
-изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Данный курс кружка дает студентам тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
Количество часов на занятия в спортивной секции по программе дополнительного образования:
Объем часов: 78
максимальная нагрузка студента - 78 часов, в том числе:
- аудиторной (теоретической) нагрузки – 54 часа,
- практические занятия – 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Объем занятий и виды работ
Вид работы | Объем часов |
Педагогическая нагрузка (всего) | 78 |
теоретическая нагрузка | 54 |
в том числе: | |
- практические занятия | 24 |
|
2.2. Содержание календарно-тематического плана правового кружка «Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО»
№ урока | Наименование темы учебного занятия | Всего часов | Материально-техническое обеспечение занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. Знакомство с программой и деятельностью кружка. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Теория государства и права | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Практическое занятие: Круглый стол «Я - гражданин России». | 2 | |
2 | Источники права. Правоотношения и их субъекты. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
6 | Коррупция в 21 веке. Способы борьбы с коррупцией. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Конституция – основной закон государства. | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Конституция РФ. |
-
| Классификация прав и свобод человека и гражданина | 2 | Компьютер, проектор, гл. 2 Конституции РФ. |
-
| Всеобщая декларация прав человека 1948г. | 2 | Компьютер, проектор |
К | Конвенция о правах ребенка 1989г. | 2 | Компьютер, проектор |
-
| Практическое занятие: Интеллектуально-деловая игра «Я и мои права» | 2 | |
-
| Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия. | 2 | Компьютер, проектор |
-
| Правонарушения. Виды правонарушений. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Понятие вины и ее формы. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Практическое занятие: Решение правовых задач с использованием НПА | 2 | |
-
| Причины совершения преступлений. Лица, подлежащие уголовной ответственности. | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Практическое занятие: Встреча со следователем ГУВД | 2 | |
-
| Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Классификация преступлений. Виды наказаний. | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Практическое занятие: Дискуссия на тему: «Как не быть жертвой преступления». | | |
-
| Глава 27 УК РФ Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Административная ответственность и административные наказания | 2 | Компьютер, проектор, учебник, КоАП РФ. |
-
| Понятие и признаки административного правонарушения | 2 | Компьютер, проектор, учебник, КоАП РФ. |
-
| Глава 11. КоАП РФ Административные правонарушения на транспорте | 2 | Компьютер, проектор, учебник, КоАП РФ. |
-
| Избирательная система РФ | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Практическое занятие: Деловая игра «Я – молодой, выбор за мной» (закрепление знаний избирательного права) | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Правоохранительные органы | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Конституция РФ. |
-
| Практическое занятие: Экскурсия в ГУВД г. Подольска: "Работа правоохранительных органов в механизме правового воздействия" | 2 | |
-
| Судебная власть и судебная система РФ. | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Конституция РФ. |
-
| Практическое занятие: Ролевая игра «Встать! Суд идет» | 2 | |
-
| Нарушение прав потребителя | 2 | Закон «О защите прав потребителя» |
-
| Какие правоотношения называют трудовыми? Трудовой договор | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Трудовой кодекс РФ. |
-
| Основы российского законодательства в сфере транспорта | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Глава 40 ГК РФ Перевозка | 2 | Компьютер, проектор, ГК РФ. |
-
| Практическое занятие: «Составление договора перевозки груза и пассажиров на воздушном транспорте» | 2 | Компьютер, проектор, учебник, ГК РФ. |
-
| Правовые аспекты обслуживания пассажиров на воздушном транспорте | 2 | Компьютер, проектор. |
П | Правовое разрешение конфликтов на транспорте | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Практическая занятие: «Составление претензии в авиакомпанию за задержку вылета рейса» | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Практическая занятие: «Составление искового заявления о возмещении убытков из-за утраты багажа» | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Практическое итоговое занятие: Квест Игра «Подросток и закон» | 2 | Компьютер, проектор. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы правового кружка требует наличие в профессиональной образовательной организации учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
В процессе освоения программы правового кружка студенты должны иметь возможность доступа:
- к электронным учебным материалам по праву, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам);
- сайтам государственных, муниципальных органов власти и управления;
- любой правовой информации (законам, подзаконным актам и иным нормативным документам), в том числе через правовые информационные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
3.1.2. Технические средства обучения:
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
правила техники безопасности и производственной санитарии.
3.2. Рекомендуемая литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
Основная |
1 | Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля | Певцова Е.А | М.: Издательский центр «Академия», 2014 |
Интернет-ресурсы |
2 | www.consultant.ru (Правовая система Консультант Плюс) | | |
3 | www. book. ru (Электронная образовательная библиотека) | | |
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. //СЗ РФ,1993,№ 33.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)//СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)//СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)//СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ// СЗ РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11 2002 г. №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)//СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ //СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ// СЗ РФ от 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
9.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //РГ N 256, 31.12.2001.
10.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ// РГ, N 256, 31.12.2001,
11. Закон «О защите прав потребителя» 1992г.
12. Всеобщая декларация прав человека 1948г.
13. Конвенция о правах ребенка 1989г.
1Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».