Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1»
(МОУ «Сретенская СОШ № 1)
СОГЛАСОВАНО Методическим Советом МОУ «Сретенская СОШ № 1» 30.08.2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Сретенская СОШ № 1» Е.В. Гусевский 30.08.2021 |
Рабочая программа
предмета «Информатика»
для 8 классов
на 2021-2022 учебный год
Рабочая учебная программа предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования и авторской программы по «Информатике и ИКТ» Л.Л. Босова.
Программа отражает содержание минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Согласно учебному плану МОУ «Сретенская СОШ № 1» на изучение предмета в 8 классе отводится по 1 час в неделю (34 часов в год).
Составлена в соответствии с:
- ФГОС ООО и приказом Минобрнауки России от 41.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897», письма Департамента государственной политики сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 г. №08-1786
«О рабочих программах учебных предметов»;
- ФЗ «Об образовании в РФ», от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.-03.2004 г., № 1089;
- ООП ОО МОУ «Сретенская СОШ № 1»;
- Базисного учебного плана 2021-2022 уч.года;
- Учебного плана МОУ «Сретенская СОШ № 1» на 2021-2022 уч.год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Информатика: учебник для 8 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-160с. : ил.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета 8 класс
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
Коммуникационные технологии (16 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Тематическое планирование
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8
Учебный год: 2021-2022
Кол-во часов в неделю: 1, в год: 34
Учебник: Информатика: для 8 класса Л.Л. Босова ФГОС
Учитель: Д.И. Домашонкин.
№ п.п. | Тема | Количество часов | примечание |
1. | Т.Б. Общие сведения о системах счисления. | 1 | |
2. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | 1 | |
3. | Компьютерные системы счисления. | 1 | |
4. | Пр.р. №1Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | |
5. | Пр.р.№2 Представление целых чисел. | 1 | |
6. | Представление вещественных чисел. | 1 | |
7. | Высказывание. Логические операции. | 1 | |
8. | Пр.р.№3Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | |
9. | Свойства логических операций. | 1 | |
10. | Решение логических задач. | 1 | |
11. | Логические элементы. | 1 | |
12. | Контрольная работа №1 «Математические основы информатики». | 1 | |
13. | Алгоритмы и исполнители. | 1 | |
14. | Способы записи алгоритмов. | 1 | |
15. | Объекты алгоритмов. | 1 | |
16. | Пр.р.№4 Алгоритмическая конструкция следование. | 1 | |
17 | Пр.р.№5 Алгоритмическая конструкция ветвление. | 1 | |
18. | Пр.р.№6 Сокращённая форма ветвления. | 1 | |
19. | Пр.р.№7 Алгоритмическая конструкция повторение. | 1 | |
20. | Пр.р.№8 Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | |
21. | Пр.р.№9 Цикл с заданным числом повторений. | 1 | |
22. | Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации». | 1 | |
23. | Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 1 | |
24. | Пр.р.№10 Организация ввода и вывода данных. | 1 | |
25. | Пр.р.№11 Программирование линейных алгоритмов. | 1 | |
26. | Пр.р.№12 Программирование разветвляющихся алгоритмов. | 1 | |
27. | Составной оператор. | 1 | |
28. | Пр.р.№14 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | |
29. | Пр.р.№15 Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | |
30. | Пр.р.№16 Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | |
31. | Пр.р.№17 Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | |
32. | Контрольная работа №3. Начала программирования. | 1 | |
33. | Основные понятия курса. | 1 | |
34. | Итоговое тестирование. | 1 | |
14