АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.Я. ПОВАРОВА» /МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова»/
242760 Брянская область, Дубровский район, п.Сеща, ул.Военный городок, д.30
ОКПО 47880103, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/324501001
Е-mail: [email protected]. Тел./Факс: 8-48332-9-72-12, 8-48332-9-72-62
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 26.08.2020 г. Руководитель ШМО _______Е.Г.Коваленко | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я.Поварова» _______О.М.Минина 27.08.2020 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я.Поварова» Протокол № 1 от 28.08.2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № 30-од от 28.08.2020 г. Директор МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я.Поварова» _________С.В.Романов |
Рабочая программа предмета
«Родной язык (русский)»
для 4 а класса
МБОУ «Сещинская СОШ им.К.Я.Поварова»
на 2020-2021 учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
Н.И.Мельникова
п.Сеща, 2020 г.
Рабочая программа предмета «Родной язык (русский)» для 4 а класса МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2017г. № 28) согласно ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015г., 31.12.2015 г.). на основании Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования http://fgosreestr.ru.
Рабочая программа обеспечена УМК:
Александрова О. М. Вербицкая Л. А. Родной русский язык. 4 класс-М: Просвещение,2019.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
1. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
2. осознание роли речи в общении людей;
3. понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
4. устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
5. чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
6. интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
1. адекватно воспринимать оценку учителя;
2. вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3. в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
4. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
2. моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
3. использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
4. выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
5. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
6. пользоваться словарями, справочниками;
7. строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
1. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
2. договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
3. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
4. строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
5. выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
6. быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
7. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
8. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
9. владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
1. многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
2. изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
3. стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
4. особенности эпистолярного жанра;
5. типы текстов;
6. основные элементы композиции текста.
уметь:
1. распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
2. использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
3. понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
4. уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
5. выразительно читать небольшой текст по образцу;
6. определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
7. вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
8. быть хорошим слушателем;
9. определять лексическое значение слова;
10. отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
11. редактировать предложения;
12. определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
13. сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
14. распознавать типы текстов;
15. устанавливать связь основных элементов композиции текста;
16. распознавать стили речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». | 5 |
2 | Язык в действии Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствованиенавыков правильного пунктуационного оформления текста. | 5 |
2 | Секреты речи и текста Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). | 7 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/ п | № урока в теме | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
по плану | по факту |
| | | | Русский язык: прошлое и настоящее | 5 | |
1 | 1 | 11.09. | | Слова, связанные с качествами и чувствами людей, слова, связанные с обучением, слова, называющие родственные отношения. | 1 | |
2 | 2 | 25.09. | | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. | 1 | |
3 | 3 | 9.10. | | Русские традиционные эпитеты. Значение и использование в произведениях фольклора и художественной литературе. | 1 | |
4 | 4 | 23.10. | | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 1 | |
5 | 5 | 13.11. | | Проектное задание: «Откуда это слово появилось в русском языке». | 1 | |
| | | | Язык в действии | 5 | |
6 | 1 | 27.11. | | Как правильно произносить слова. | 1 | |
7 | 2 | 11.12. | | Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов | 1 | |
8 | 3 | 25.12. | | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений | 1 | |
9 | 4 | 22.01. | | История возникновения и функции знаков препинания | 1 | |
10 | 5 | 05.02. | | Совершенствованиенавыков правильного пунктуационного оформления текста. | 1 | |
| | | | Секреты речи и текста | 7 | |
11 | 1 | 19.02. | | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 1 | |
12 | 2 | 05.03. | | Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 1 | |
13 | 3 | 19.03. | | Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 1 | |
14 | 4 | 09.04. | | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Я пишу письмо. | 1 | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. |
15 | 5 | 23.04. | | Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. | 1 | сопоставление чернового и отредактированного текстов. |
16 | 6 | 07.05. | | Синонимия речевых формул. | 1 | |
17 | 7 | 21.05. | | Итоговая творческая работа «Письмо другу» | 1 | |
Приложение.
Приложение.
Итоговая творческая работа
«Письмо другу»
Письмо - это текст. И как любой текст оно имеет свою структуру. Вспомните структуру письма.
1 часть – это приветствие и (или) обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Например: Здравствуй, Витя! Привет, Андрей! Добрый день, Валя!
2 часть – это вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, пожелания.
Можно использовать слова: Благодарю за письмо, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что получил твое письмо и т. д.
Кроме того в этой части содержатся вопросы к получателю письма. (Как у тебя дела? Как поживаешь? Что нового? И т.п.)
3 часть - основная – изложение информации, интересующей адресата.
Нужно рассказывает о себе, какие интересные события проходили в вашем классе и запомнились вам, какой интересный случай произошёл с вашим любимым животным, какие смешные истории произошли с вами и т.д.
4 часть - заключение – выражение уважения.
Какие слова говорят на прощание? (С уважением, Целую, Крепко жму руку, низко кланяюсь, с нетерпением жду ответа).
Заканчивается письмо подписью и датой.
Итак, настала пора попробовать написать письмо своему другу. Помните из каких частей оно состоит.