СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета технология (мальчики) 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Программ основного общего образования по технологии, Программы по технологии к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, издательский центр «Вентана-Граф», 2014г., и ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс».  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.

Программа включает общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета технология (мальчики) 6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Города сафоново смоленской области


РАССМОТРЕНО

на заседании Г(Р)МО

№___ от ___________

Руководитель Г(Р)МО

_________________


СОГЛАСОВАНО

«____»________20___г.

Зам.директора по УВР

__________________

_

УТВЕРЖДЕНО

Директор ____________

Русакова Е.В.

___________________





рабочая программа

предмета


Технология.

6 класс




Шилина Татьяна Павловна,

учитель технологии первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Сафоново








2. Пояснительная записка



Рабочая программа по технологии для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Программ основного общего образования по технологии, Программы по технологии к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, издательский центр «Вентана-Граф», 2014г., и ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс».  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.

Программа включает общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование.


    1. Общая характеристика предмета

Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов. Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

В своей деятельности использую следующие технологии:

  • проблемного обучения,

  • проектной деятельности,

  • личностно-ориентированного обучения,

  • элементы здоровьесберегающей технологии.



2.2. Основные цели и задачи изучения предмета

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.    

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • с назначением и технологическими свойствами материалов;

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ

  • выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

  • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и 
    условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • формирования эстетической среды бытия;

  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

  • построения планов профессионального образования и трудоустройства.


2.3. Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание представляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

В соответствии с ФБУП на изучение курса «Технология» в 6 классах  выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), изучение предмета построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов. Программа предусматривает три лабораторно–практические работы в год, и выполнение практических работ на каждом занятии.


2.4. Требования к результатам освоения учащимися программы по предмету «Технология».

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств  для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных

  • высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; 

  •  соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Основной формой обучения  является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

2.5 Содержание учебной программы


Тема 1. Вводный урок (1 час)

        Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.



Раздел 1: Технология ручной обработки древесины и древесных материалов - 12 ч


Теоретические сведения. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.

Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей.

Технологическая карта и её назначение. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации.

Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов.

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.

Исследование плотности древесины.

Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по технологической документации.

Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.

Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.

Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.

Сборка изделия по технологической документации.



Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.

Тема: Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

(3 часа)

Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.

Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов.

Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.

Правила безопасного труда при работе на токарном станке.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной. Соблюдение правил безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка рабочего места.

Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и зачистка готовых деталей.


Тема: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (9 часов)

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проката.

Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей.

Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Технологии изготовления изделий из сортового проката.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками.

Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.

Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов. Ознакомление с видами сортового проката. Чтение чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей.

Выполнение чертежей деталей из сортового проката. Изучение устройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката. Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на плите.

Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

Тема: Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.

Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с составными частями машин. Ознакомление с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определение передаточного отношения зубчатой передачи.

Ознакомление с современными ручными технологическими машинами и механизмами для выполнения слесарных работ.

Тема: Технологии художественно-прикладной обработки материалов (3 часа)

Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.

Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву . Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические и эргономические требования к изделию.

Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.

Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву. Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Художественная резьба по дереву по выбранной технологии.

Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

Тема: Технологии домашнего хозяйства. (16 часов)

Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Технология крепления настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Закрепление настенных предметов (картины, стенда, полочки). Пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепёжных деталей.

Тема: Эстетика и экология жилища. Технологии ремонтно-отделочных работ

(4 часа)

Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Основы технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными растворами.

Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого количества рулонов обоев.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.

Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Проведение ремонтных штукатурных работ. Освоение инструментов для штукатурных работ. Заделка трещин, шлифовка.

Разработка эскиза оформления стен декоративными элементами. Изучение видов обоев; подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея подвид обоев. Наклейка образцов обоев (на лабораторном стенде).

Тема: Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (2 часа)

Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ, их назначение.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.

Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.

Разборка и сборка кранов и смесителей (на лабораторном стенде). Замена резиновых шайб и уплотнительных колец. Очистка аэратора смесителя.

6. Технологии исследовательской и опытнической деятельности.

(5 часов)

Теоретические сведения.  Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.

Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.

Практические работы. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческого проекта. Конструирование и проектирование деталей с помощью ПК.

Разработка чертежей и технологических карт. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы.

Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки, кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подставка для цветов, панно с плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой), детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигурки-матрёшки), карандашница, коробка для мелких деталей, будка для четвероногого друга,садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки, ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, подвеска для цветов, инвентарь для мангала или камина, настенный светильник, ручка для дверки шкафчика), модели вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов, приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Направления проектной деятельности обучающихся

Проектная деятельность реализуется в рамках учебного предмета «Технология, ОБЖ» как в течение урока (отдельные проектные задания в рамках долгосрочных проектов по программе), так и через домашние задания. В начале учебного года учащимся предлагаются темы проектов в рамках учебной деятельности (обязательные) и внеурочной деятельности на выбор. Ученик может предложить свою тему проекта. Реализация учебных проектов осуществляется во время уроков и во внеурочное время под кураторством учителя. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Предзащита проекта может быть организована на отдельных уроках, тема которых сочетается с темой конкретного проекта. В апреле-мае текущего учебного года учащийся защищает свой проект в классе.

Тематика проектов (представлена ниже) предлагается учащимся в октябре текущего учебного года с возможностью выбрать тему проекта или сформулировать ее самостоятельно. Далее работа над проектом строится следующим образом:

  1. исследование (поиск материалов, систематизация, проведение экспериментов);

  2. оформление работы;

  3. защита работы.


2.6. Основные формы и виды контроля

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


практические занятия:

из них лабораторно-практические

31

1

контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)

2



2.7. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература для учащихся


    1. Технология: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных школ. ФГОС / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.- М.: Вентана-Граф, 2013г


Основная литература для учителя

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010г. № 1897.

3. Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2014г

4. Технология: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных школ. ФГОС / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.- М.: Вентана-Граф, 2013г






3. Календарно-тематический план учебного предмета «Технология»



№ урока

Тема раздела/тема урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся


Дата проведения

Раздел 1: Технология ручной обработки древесины и древесных материалов


1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Требования к творческому проекту.


Изучение потребности,

формулировка и

исследование задачи проекта

(формы, материал, стилевые

решения, цвет, размер и

т. д.).


Знать: Виды исследования,

выполнение дизайн –

анализа.

Уметь:

формулировать задачу проекты


2

Заготовка древесины, пороки древесины.

Древесина, свойства и

область применения. Пороки древесины. Виды древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное

использование.


Знать: виды древесных материалов и их свойства.

Уметь:

определять пороки древесины.



Пиломатериалы, свойства и

область применения. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов, восстановлением лесных массивов

Знать: виды древесных

материалов и их свойства.

Уметь:

определять пороки древесины.

3

Свойства древесины.


4

Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия.

Понятие «изделие» и

«деталь». Технический

рисунок, эскиз, чертеж.

Линии и условные

обозначения.

Знать: название линий условные обозначения

чертежа, понятия определений: технический

рисунок, эскиз, чертеж.

Уметь:

выполнять эскизы идей и

выбирать лучшую.


5

Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей.


Общие сведения о

сборочных чертежах.

Спецификация составных

частей изделия и материалов

на технической и

технологической

документации. Правила

чтения сборочных чертежей.

Знать: виды соединений.

Уметь: различать разъёмные и

неразъёмные соединения.


6

Технология соединения брусков из древесины.


Разметка соединения,

удаление лишнего

материала. Соединения

деталей с помощью нагеля,

гвоздей, шурупов, клея.


Знать:

последовательность выполнения разметки.

Уметь:

выполнять соединения с

помощью нагеля.


7

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.


Инструменты,

приспособления для

выполнения столярных

ручных работ и правила

безопасности труда.

Последовательность изготовления соединения

деталей вполдерева.


Знать: критерии

выбора инструмента,

оборудования и материалов

выполнения проектируемого

изделия.

Уметь: провести анализ выбора инструмента, оборудования и материалов. Определить их функции, найти преимущества и

недостатки.


8

Устройство токарного станка по обработке древесины.

Основные части токарного

станка. Подготовка

заготовки и станка к точению. Инструменты для

точения деталей на токарном

станке. Правила безопасной

работы на токарном станке.

Знать: основные части токарного станка.

Уметь:

организовывать рабочее место,

устанавливать деталь, выполнять простейшие

упражнения на станке.


9

Технология обработки древесины на токарном станке.


Технология и

последовательность

изготовления

цилиндрической детали

ручным способом.


Знать:

последовательность изготовления

цилиндрической

детали.

Уметь: выполнять деталь цилиндрической формы.


10

Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями.


Основные вид отделки:

прозрачная, непрозрачная,

имитационная, специальная.

Столярная подготовка к

отделке. Материалы для

отделки. Инструменты и

техника безопасности труда.


Знать: виды и материалы отделки.

Уметь:

пользоваться инструментами и соблюдать

правила безопасной работы.


Раздел 2: Технологии художественно-прикладной обработки материалов


11

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.

История художественной обработки древесины. Оборудование и инструменты для резьбы по дереву. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Комбинированный урок.

Знать:

Виды декоративно-прикладного творчества, контролировать и оценивать процесс и результат

деятельности.

Уметь:

пользоваться инструментами и соблюдать

правила безопасной работы, выбирать способы обработки материала. использовать пошаговый контроль по учета сделанных ошибок.



12

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Ажурная резьба. Технология выполнения ажурной резьбы.

Плосковыемчатая резьба. Технология геометрической резьбы. Рельефная резьба. Скульптурная резьба.

Знать:

Отличительные особенности резьбы.

Уметь: пользоваться инструментами и соблюдать

правила безопасной работы.


Раздел 3: Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов.


13

Элементы машиноведения. Составные части машин.


Машина и её роль в техническом процессе. Основные части машин: двигатель, передаточные механизмы, исполнительный механизм.

Комбинированный урок.

Знать:

Виды передаточных и исполнительных механизмов.

Уметь:

Замерять диаметр зубчатых колес, преобразовывать практическую

задачу в познавательную


14

Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов.

Механические свойства металлов: прочность, твердость, упругость, вязкость, хрупкость, пластичность. Черные металлы. Группы цветных металлов. Характеристика и применение цветных и черных металлов. Основные профили сортового проката.

Введение новых знаний.

Знать: виды сталей, маркировку, свойства.

Уметь:

составлять классификацию цветных металлов.


15

Сортовой прокат.


Способы получения сортового проката и его профили. Практическая работа: определите из какого металла изготовлен образец проката.

Комбинированный урок.

Виды изделий из сортового металлического проката, способы получения сортового проката, графическое изображение деталей из сортового проката, области применения сортового проката.


16

Чертежи деталей из сортового проката.

Читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката

Комбинированный урок.

Знать и уметь:

графическое изображение деталей из сортового проката, области применения сортового проката, контролировать и оценивать процесс

и результат деятельности.



17

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Разметка с использованием

точного инструмента —

штангенциркуль.

Назначение, устройство и

правила пользования

штангенциркулем

Комбинированный урок.

Знать: правила обращения со штангенциркулем.

Уметь: провести анализ инструмента, оборудования и

материалов, определить их функции, найти преимущества и недостатки. Аккуратно, последовательно выполнять работу, осуществлять

пошаговый контроль по результатам.


18

Технология изготовления изделий из сортового проката.


Резьбовое соединение.

Последовательность

нарезания резьбы метчиком

и плашкой. Правила безопасной работы при нарезании резьбы.

Соединение деталей изделия

заклепками. Монтаж

изделия.

Знать: виды соединений деталей из металла.

Уметь: выполнять нарезание резьбы метчикоми плашкой. Конструктивное мышление, пространственное

воображение. Аккуратность. Эстетические потребности.

Определять последовательность действий с учётом конечного результата.


19

Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой.

Подготавливать рабочее место и соблюдать

правила безопасной работы, выбирать способы обработки материала, использовать пошаговый контроль по результату


Знать: приёмы резания металла слесарной ножовкой.

Уметь: подготавливать рабочее место и соблюдать

правила безопасной работы, выбирать способы обработки материала, использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных

ошибок.


20

Рубка металла.

Способы ручной рубки

металла: в тисках, на плите.

Инструменты, оборудование

и правила безопасной

работы.

Знать: приемы и инструменты ручной рубки металла.

Уметь: провести разбор допущенных ошибок и анализ

причин, выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе

учета сделанных ошибок.


21

Опиливание заготовок из металла и пластмассы.


Типы напильников по

назначению. Контроль

качества опиливания

поверхности. Правила

безопасной работы.

Знать: инструменты и приёмы выполнения

опиливания.

Уметь: опиливать наружные поверхности заготовок,

соблюдая правила безопасной работы.


22

Отделка изделий из металла и пластмассы.


Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с отделкой изделия.

Комбинированный урок.

Знать: Сущность процесса отделки изделий из сортового металла, инструменты для выполнения отделочных операций, виды декоративных покрытий, правила безопасной работы.Уметь: контролировать и

оценивать процесс

и результат

деятельности.

Раздел 3: Технология домашнего хозяйства


23

Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель.

Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Инструменты, необходимые для ремонта. Технология закрепления настенных предметов. Технология навешивания форточек, оконных створок и дверей. Правила безопасной работы.

Знать :Виды ремонтно-строительных работ, инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ, технологию некоторых видов ремонтных работ, правила безопасной работы.

Уметь: выбирать способы обработки материала;

использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе

учета сделанных ошибок.



24

Основные технологии штукатурных работ.

Виды вяжущих материалов. Основные технологии штукатурных работ. Практическая работа: упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретических сведениях.

Понятие штукатурка, виды штукатурных растворов, инструменты для штукатурных работ, последовательность ремонта штукатурки, правила безопасной работы.


25

Основные технологии оклейки помещений обоями.

Назначение и виды обоев. Виды клея для наклеивания обоев. Инструменты для обойных работ. Технология оклеивания обоями. Правила безопасной работы.

Назначение и виды обоев. Виды клея для наклеивания обоев. Инструменты для обойных работ. Технология оклеивания обоями. Правила безопасной работы.



26

Простейший ремонт сантехнического оборудования.

Понятие о санитарно-водопроводной сети. Устройство и простейший ремонт сантехники. Виды труб. Общие понятия о канализационной системе в квартире. Практическая работа: ремонт водопроводного крана.

Знать:

Устройство водопроводного крана и смесителя, виды неисправностей и способы их устранения, инструменты для ремонта сантехнического оборудования, правила безопасной работы.


27

Творческий проект. Понятие о техническом проектировании.

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Инструктаж по технике безопасности труда. Способы представления и

оформления этапов проектной деятельности исследования и анализ

проблемы, экологические. аспекты, экономические расчеты).

Знать: алгоритм выполнения проекта.

Уметь:

проводить и анализировать

исследования задачи проекта, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.


28

Применение ПК при проектировании изделия.

Применение ПК для

поиска информации и

формирования базы данных.

Виды исследований:

наблюдение, анкетирование,

интервью, опрос, блиц —

опрос, эксперимент. Формы

фиксации исследовательской

деятельности.

Знать: виды исследования и методы поиска

информации, интерпретацию информации


Уметь: работать с Интернет ресурсами фиксировать

свою исследовательскую деятельность. Систематизи-ровать полученные знания.


29

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения.

Применение ПК для поиска информации и формирования базы данных. Виды исследований: наблюдение, анкетирование, интервью, опрос, блиц — опрос, эксперимент. Формы фиксации исследовательской деятельности.

Знать: виды исследования и методы поиска

информации, интерпретацию информации

Уметь: работать с Интернет ресурсами фиксировать свою исследовательскую деятельность. Систематизировать полученные знания.




30

Основные виды проектной документации.

Составление плана защиты проекта. Ознакомить с программой Microsoft

PowerPoint для оформления презентации защиты проекта.


Знать: формы анализа проектных работ.

Уметь: анализировать полученный результат проектной деятельности, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.



31

Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта.

Испытание проектируемого

изделия потребителем.

Формы оценки проекта. Анализ проектных работ.

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.

Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовлять изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу


32

Выбор темы творческого проекта. Индивидуальная работа.

Виды проектной доку­ментации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и опреде­ление деталей. Подго­товка чертежа или тех­нического рисунка. Со­ставление технологиче­ской карты.

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.

Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовлять изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу


33

Выполнение творческого проекта

Изготовле­ние деталей и контроль качества. Сборка и от­делка изделия. Оформ­ление проектных мате­риалов

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.

Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовлять изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу


34

Защита творческого проекта. Оценка. Самооценка.

Оформ­ление проектных мате­риалов. Контроль качества изделия.

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.

Уметь: грамотно формулировать ответы на вопросы; аргументировать свою позицию.



© 2020 446 1