СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Предметно-практическое обучение» для обучающихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для глухих обучающихся (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Предметно-практическое обучение» для обучающихся 3 класса»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»
















Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение»

для обучающихся 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

для глухих обучающихся (вариант 2)

на 2024 – 2025 учебный год







Составитель: Кириллова О.А.

учитель начальных классов











Биробиджан, 2024 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Предметно-практическое обучение» для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2024 – 2025 учебный год.

Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида – М.: Просвещение, 2003.

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

При разработке содержания рабочей программы для 3 класса использовалась авторская программа «Предметно-практическое обучение» Зыковой Т.С. и Зыковой М.А: М. Просвещение, 2005.

«Предметно-практическое обучение» – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно, создающий условия для целенаправленного общего и речевого развития глухих школьников. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность.

Цель изучения данного предмета – целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников, через приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями и умениями, создающими основу для успешного овладения детьми учебным материалом и способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.

Задачи ППО:

- формирование житейских понятий;

- развитие мышления глухих школьников;

- развитие разговорной и монологической речи; совершенствование предметно-практическое деятельности (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание школьников.

Воспитательный потенциал предмета «Предметно-практическое обучение» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.


Планируемые результаты освоения учебного предмета\

Личностные результаты:

- понимать свою социальную роль ученика;

- принимать и выполнять правила школьной жизни;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов.

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

- оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- соблюдать правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


Планируемые предметные результаты обучения на конец 3 класса.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться речью как средством общения в коллективной предметно-практической деятельности;

- участвовать в коллективной работе группы учеников;

- отчитываться о своей работе;

- составлять сложный план изготовления изделия (с помощью учителя), краткий и пооперационный (самостоятельно);

- составлять коллективную и индивидуальную заявки;

- изготовлять изделие по образцу, рисунку, готовому чертежу, по представлению;

- соблюдать порядок на рабочем месте и правила техники безопасности;

- хронометрировать время изготовления изделия, детали;

-распознавать семена и всходы выращиваемых растений;

- выращивать рассаду, производить пикировку;

- готовить почву для высадки рассады;

- производить посев семян с учётом глубины их заделки в почву.

Учащиеся должны знать:

- слова, обозначающие понятия и представления, указанные в программе;

- названия выращиваемых растений, сельскохозяйственных машин, инвентаря;

- способ размножения растений черенками;

- причины выращивания растений рассадным способом;

- назначение теплиц, парников.

Общая характеристика учебного предмета

На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практическое деятельности: аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др, В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.

Эффективность и качество обучения обеспечиваются чётким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи, а также благодаря связи ППО с другими предметами учебного плана, систематической работе по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии.

В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определённого возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.

ППО включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.

Речевая деятельность

Потребность в речи. Словесная речь – средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.

Житейские понятия

Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.

Интеллектуальные умения

Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.

Трудовые умения и навыки

Общетрудовые умения: определение цели труда (своего коллективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления деталей; планирование порядка выполнения действий; разметка детали на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приёмы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.

Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени.

Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы учеников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива в общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.

Воспитание

Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.

Содержание учебного предмета

В программу вошли следующие разделы:

- Работа с планом.

- Аппликационные работы.

- Моделирование и конструирование.

- Работа с разными материалами.

- Работа с тканью.

- Работа на пришкольном участке.

В разделе «Работа с планом» у глухих учащихся формируются представления о вариативности высказываний. Обучающиеся практически овладевают структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.

Раздел «Аппликационные работы» дает знания о форме, величине предметов, пространственных, количественных, относительных, временных, природоведческих понятиях.

Раздел «Моделирование и конструирование» позволяет научить определению цели труда (своего, коллективного); осуществить подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; учит овладению видами соединений и способами скрепления деталей; сборке, монтажу.

При изучении раздела «Работа с разными материалами» обучающиеся знакомятся с выделением признаков конкретных предметов; различением предметов по цвету, величине; сравнением предметов с выделением сходства и различий; выделением групп сходных предметов и называние их; узнаванием предметов по описаниям; установлением причинно-следственных связей; определением продолжительности действий.

«Работа с тканью» - раздел, в котором обучающиеся получают представления о планировании порядка выполнения действий; разметке детали на материале; изготовлении изделий; обработке материалов; отделке; приемах работы инструментами; контроле, обнаружении, исправлении ошибок.

Раздел «Работа на пришкольном участке» дает знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, воздействии человека на природу, о рациональном природопользовании. Дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность


Описание места предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Предметно-практическое обучение» в 3 классе отводится 3 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 102 часа ( 34 учебные недели ).


Тематическое планирование

Название раздела

Всего часов


1

Работа с планом.

9


2

Аппликационные работы.

6


3

Моделирование и конструирование из бумаги, картона, деталей металлического конструктора.

46


4

Работа с разными материалами (модели, макеты, коллекции).

24


5

Работа с тканью.

8


6

Работа на пришкольном участке.

9


Всего:

102 ч.


Календарно-тематическое планирование


Название разделов и тем.

Кол-во часов

Дата

(по плану)

Дата

(по факту)

1 четверть - 24 ч

1

Экскурсия на цветник и участок.

1




2

Осенняя обработка цветника и участка.

1




3

Альбом «Сад и огород». Составление заявки и плана работы.

1




4

Изготовление альбома «Сад и огород»/

1




5

Составление отчета о проделанной работе

1




6

Панорама «Спортивная площадка». Работа над новыми словами. Составление заявки и плана..

1




7

Панорама «Спортивная площадка» Практическая работа

1




8

Панорама «Спортивная площадка». Практическая работа. Отчет.

1




9

Коллекция листьев, плодов, семян. Беседа Написание заявки.

1




10

«Коллекция листьев, плодов» Практическая работа

1




11

Макет «Город» План и заявка. .

1




12

Макет «Город». Выполнение работы.

1




13

Макет «Город» Написание отчёта.

1




14

План города. Экскурсия. Составление плана работы, заявки.

1




15

План города. Практическая работа. Отчет

1




16

Модель термометра. Беседа. Составление плана работы. Практическая работа

1




17

Модель термометра. Практическая работа. Отчет

1




18

Макет «Село» Беседа Составление плана

1




19

Макет «Село» Практическая работа.

1




20

Макет «Село». Написание отчёта.

1




21

Сельскохозяйственная машина. Вводная беседа. План Заявка

1




22

Сельскохозяйственная машина. Практическая работа

1




23

Сельскохозяйственная машина. Практическая работа

1




24

Сельскохозяйственная машина. Отчет

1




2 четверть - 24 ч

25

Альбом «Лес и поле». Беседа, словарная работа. Составление плана работы.

1




26

Альбом «Лес и поле». Составление заявки. Подготовка деталей

1




27

Изготовление альбома «Лес и поле»

1




28

Альбом «Лес и поле». Составление отчета о проделанной работе. Дидактическая игра

1




29

Макет «Шоссейная дорога». Беседа по теме, словарная работа. Экскурсия. Cоставление заявки.

1




30

Макет «Шоссейная дорога». Составление плана работы

1




31

Макет «Шоссейная дорога» Изготовление макета по плану.

1




32

Макет «Шоссейная дорога». Изготовление макета по плану.

1




33

Макет «Шоссейная дорога». Отчет.

1




34

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Беседа по теме Заявка

1




35

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». План.

1




36

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа.

1




37

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа.

1




38

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Составление отчета.

1




39

Семафор. Беседа.

1




40-42

Семафор. Изготовление из железного конструктора.

3




43

Семафор. Отчет о работе.

1




44

Театральные маски, шапочки, игрушки. Знакомство со сложным планом

1




45-47

Изготовление масок, игрушек по плану.

1




48

Театральные маски, шапочки, игрушки. Описание игрушки

1




3 четверть – 30 ч


49

Настенный календарь со знаменательными датами. Беседа. План работы.

1




50,

51

Изготовление настенного календаря со знаменательными датами.

2




52

Отчет о работе.

1




53

Танк (ракета) по выбору. Беседа План работы.

1




54

Танк (ракета) по выбору. Работа с конструктором.

1




55

Танк (ракета) по выбору. Работа с конструктором.

1




56

Отличительные повязки. Беседа. Словарная работа. Заявка.

1




57,58

Отличительные повязки. План. Практическая работа.

2




59

Отличительные повязки. Описание работы. Отчет.

1




60

План класса. Знакомство с планом.

1




61

Изображение класса на плане.

1




62

План класса. Вычерчивание.

1




63

Арифметическое лото. Составление плана.

1




64

Изготовление карточек для арифметического лото.

1




65

Подарок маме к 8 марта. Беседа. Составление плана.

1




66

Подарок маме к 8 марта. Практическая работа. Отчет.

1




67

Макет «Река и сооружения на ней». Беседа. План работы.

1




68,69

Изготовление макета «Река и сооружения на ней».

2




70

Макет «Река и сооружения на ней». Описание работы.

1




71

План аэропорта. Изображение аэропорта на плане.

1




72

План аэропорта. Выполнение работы, описание.

1




73

Самолет. Составление заявки. Составление плана.

1




74,75

Самолет. Изготовление из деталей конструктора.

2




76

Составление отчета по изготовлению самолета.

1




77

Аппликация «4 желания». Беседа. Составление плана.

1




78

Аппликация «4 желания». Практическая работа. Отчет.

1




4 четверть – 24 ч


79

Таблица «Транспорт». Беседа. Составление плана работы и заявки.

1




80,81

Таблица «Транспорт». Изготовление таблицы «Транспорт». Отчет.

2




82

Мешок для обуви из ткани. Беседа. Чтение текста. Составление заявки и плана. .

1




83,84

Мешок для обуви. Практическая часть.

2




85

Мешок для обуви. Отчет.

1




86

Панорама «Весна в поле». Беседа по теме.

1




87

Панорама «Весна в поле». Составление плана.

1




88

Панорама «Весна в поле». Изготовление панорамы.

1




89

Панорама «Весна в поле». Составление отчета.

1




90

План местности. Беседа о местности. Знакомство с условными знаками

1




91

План местности. Составление плана работы.

1




92

План местности. Зарисовка плана местности.

1




93

Составление отчета о проделанной работе.

1




94

Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Беседа.

1




95

Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. План. Заявка.

1




96,97

Составление коллекции цветов, цветущих деревьев и кустов. Отчет.

2




98

Промежуточная аттестация.

1




99

Масштаб.

1




100

Работа на пришкольном участке. Экскурсия. Беседа.

1




101,

102

Работа на пришкольном участке. Посев семян. Рыхление приствольных кругов. Отчет о работе.

2




Всего:

102 ч







Учебно-методическое обеспечение

1. Зыкова Т.С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. Приложение к учебнику «Развитие речи» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / Л.И. Руленкова, Т.С. Зыкова. – М.: Просвещение, 2006.

2. Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / М.А. Зыкова, Т.С. Зыкова. – М.:Академия, 2002.

3. Красильникова О. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие / Г. А. Киреева., О.А. Красильникова. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида – М.: Просвещение, 2003.


Электронные образовательные ресурсы

1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25

2. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные книги и презентации

4. http://www.uchportal.ru/load/ - учительский портал.

5. http://www.openclass.ru/weblinks/ - открытый класс.

6. http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!