Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение»
для обучающихся 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
для глухих обучающихся (вариант 2)
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель: Кириллова О.А.
учитель начальных классов
Биробиджан, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Предметно-практическое обучение» для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2024 – 2025 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида – М.: Просвещение, 2003.
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
При разработке содержания рабочей программы для 3 класса использовалась авторская программа «Предметно-практическое обучение» Зыковой Т.С. и Зыковой М.А: М. Просвещение, 2005.
«Предметно-практическое обучение» – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно, создающий условия для целенаправленного общего и речевого развития глухих школьников. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность.
Цель изучения данного предмета – целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников, через приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями и умениями, создающими основу для успешного овладения детьми учебным материалом и способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.
Задачи ППО:
- формирование житейских понятий;
- развитие мышления глухих школьников;
- развитие разговорной и монологической речи; совершенствование предметно-практическое деятельности (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание школьников.
Воспитательный потенциал предмета «Предметно-практическое обучение» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета\
Личностные результаты:
- понимать свою социальную роль ученика;
- принимать и выполнять правила школьной жизни;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе
- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
- оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- соблюдать правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.);
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Планируемые предметные результаты обучения на конец 3 класса.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться речью как средством общения в коллективной предметно-практической деятельности;
- участвовать в коллективной работе группы учеников;
- отчитываться о своей работе;
- составлять сложный план изготовления изделия (с помощью учителя), краткий и пооперационный (самостоятельно);
- составлять коллективную и индивидуальную заявки;
- изготовлять изделие по образцу, рисунку, готовому чертежу, по представлению;
- соблюдать порядок на рабочем месте и правила техники безопасности;
- хронометрировать время изготовления изделия, детали;
-распознавать семена и всходы выращиваемых растений;
- выращивать рассаду, производить пикировку;
- готовить почву для высадки рассады;
- производить посев семян с учётом глубины их заделки в почву.
Учащиеся должны знать:
- слова, обозначающие понятия и представления, указанные в программе;
- названия выращиваемых растений, сельскохозяйственных машин, инвентаря;
- способ размножения растений черенками;
- причины выращивания растений рассадным способом;
- назначение теплиц, парников.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практическое деятельности: аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др, В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.
Эффективность и качество обучения обеспечиваются чётким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи, а также благодаря связи ППО с другими предметами учебного плана, систематической работе по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии.
В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определённого возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.
ППО включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.
Речевая деятельность
Потребность в речи. Словесная речь – средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.
Житейские понятия
Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.
Интеллектуальные умения
Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.
Трудовые умения и навыки
Общетрудовые умения: определение цели труда (своего коллективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления деталей; планирование порядка выполнения действий; разметка детали на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приёмы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.
Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени.
Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы учеников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива в общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.
Воспитание
Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.
Содержание учебного предмета
В программу вошли следующие разделы:
- Работа с планом.
- Аппликационные работы.
- Моделирование и конструирование.
- Работа с разными материалами.
- Работа с тканью.
- Работа на пришкольном участке.
В разделе «Работа с планом» у глухих учащихся формируются представления о вариативности высказываний. Обучающиеся практически овладевают структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.
Раздел «Аппликационные работы» дает знания о форме, величине предметов, пространственных, количественных, относительных, временных, природоведческих понятиях.
Раздел «Моделирование и конструирование» позволяет научить определению цели труда (своего, коллективного); осуществить подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; учит овладению видами соединений и способами скрепления деталей; сборке, монтажу.
При изучении раздела «Работа с разными материалами» обучающиеся знакомятся с выделением признаков конкретных предметов; различением предметов по цвету, величине; сравнением предметов с выделением сходства и различий; выделением групп сходных предметов и называние их; узнаванием предметов по описаниям; установлением причинно-следственных связей; определением продолжительности действий.
«Работа с тканью» - раздел, в котором обучающиеся получают представления о планировании порядка выполнения действий; разметке детали на материале; изготовлении изделий; обработке материалов; отделке; приемах работы инструментами; контроле, обнаружении, исправлении ошибок.
Раздел «Работа на пришкольном участке» дает знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, воздействии человека на природу, о рациональном природопользовании. Дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность
Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Предметно-практическое обучение» в 3 классе отводится 3 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 102 часа ( 34 учебные недели ).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | |
1 | Работа с планом. | 9 | |
2 | Аппликационные работы. | 6 | |
3 | Моделирование и конструирование из бумаги, картона, деталей металлического конструктора. | 46 | |
4 | Работа с разными материалами (модели, макеты, коллекции). | 24 | |
5 | Работа с тканью. | 8 | |
6 | Работа на пришкольном участке. | 9 | |
Всего: | 102 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов и тем. | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
1 четверть - 24 ч |
1 | Экскурсия на цветник и участок. | 1 | | | |
2 | Осенняя обработка цветника и участка. | 1 | | | |
3 | Альбом «Сад и огород». Составление заявки и плана работы. | 1 | | | |
4 | Изготовление альбома «Сад и огород»/ | 1 | | | |
5 | Составление отчета о проделанной работе | 1 | | | |
6 | Панорама «Спортивная площадка». Работа над новыми словами. Составление заявки и плана.. | 1 | | | |
7 | Панорама «Спортивная площадка» Практическая работа | 1 | | | |
8 | Панорама «Спортивная площадка». Практическая работа. Отчет. | 1 | | | |
9 | Коллекция листьев, плодов, семян. Беседа Написание заявки. | 1 | | | |
10 | «Коллекция листьев, плодов» Практическая работа | 1 | | | |
11 | Макет «Город» План и заявка. . | 1 | | | |
12 | Макет «Город». Выполнение работы. | 1 | | | |
13 | Макет «Город» Написание отчёта. | 1 | | | |
14 | План города. Экскурсия. Составление плана работы, заявки. | 1 | | | |
15 | План города. Практическая работа. Отчет | 1 | | | |
16 | Модель термометра. Беседа. Составление плана работы. Практическая работа | 1 | | | |
17 | Модель термометра. Практическая работа. Отчет | 1 | | | |
18 | Макет «Село» Беседа Составление плана | 1 | | | |
19 | Макет «Село» Практическая работа. | 1 | | | |
20 | Макет «Село». Написание отчёта. | 1 | | | |
21 | Сельскохозяйственная машина. Вводная беседа. План Заявка | 1 | | | |
22 | Сельскохозяйственная машина. Практическая работа | 1 | | | |
23 | Сельскохозяйственная машина. Практическая работа | 1 | | | |
24 | Сельскохозяйственная машина. Отчет | 1 | | | |
2 четверть - 24 ч |
25 | Альбом «Лес и поле». Беседа, словарная работа. Составление плана работы. | 1 | | | |
26 | Альбом «Лес и поле». Составление заявки. Подготовка деталей | 1 | | | |
27 | Изготовление альбома «Лес и поле» | 1 | | | |
28 | Альбом «Лес и поле». Составление отчета о проделанной работе. Дидактическая игра | 1 | | | |
29 | Макет «Шоссейная дорога». Беседа по теме, словарная работа. Экскурсия. Cоставление заявки. | 1 | | | |
30 | Макет «Шоссейная дорога». Составление плана работы | 1 | | | |
31 | Макет «Шоссейная дорога» Изготовление макета по плану. | 1 | | | |
32 | Макет «Шоссейная дорога». Изготовление макета по плану. | 1 | | | |
33 | Макет «Шоссейная дорога». Отчет. | 1 | | | |
34 | Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Беседа по теме Заявка | 1 | | | |
35 | Макет «Железная дорога и сооружения на ней». План. | 1 | | | |
36 | Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа. | 1 | | | |
37 | Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа. | 1 | | | |
38 | Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Составление отчета. | 1 | | | |
39 | Семафор. Беседа. | 1 | | | |
40-42 | Семафор. Изготовление из железного конструктора. | 3 | | | |
43 | Семафор. Отчет о работе. | 1 | | | |
44 | Театральные маски, шапочки, игрушки. Знакомство со сложным планом | 1 | | | |
45-47 | Изготовление масок, игрушек по плану. | 1 | | | |
48 | Театральные маски, шапочки, игрушки. Описание игрушки | 1 | | | |
3 четверть – 30 ч | |
49 | Настенный календарь со знаменательными датами. Беседа. План работы. | 1 | | | |
50, 51 | Изготовление настенного календаря со знаменательными датами. | 2 | | | |
52 | Отчет о работе. | 1 | | | |
53 | Танк (ракета) по выбору. Беседа План работы. | 1 | | | |
54 | Танк (ракета) по выбору. Работа с конструктором. | 1 | | | |
55 | Танк (ракета) по выбору. Работа с конструктором. | 1 | | | |
56 | Отличительные повязки. Беседа. Словарная работа. Заявка. | 1 | | | |
57,58 | Отличительные повязки. План. Практическая работа. | 2 | | | |
59 | Отличительные повязки. Описание работы. Отчет. | 1 | | | |
60 | План класса. Знакомство с планом. | 1 | | | |
61 | Изображение класса на плане. | 1 | | | |
62 | План класса. Вычерчивание. | 1 | | | |
63 | Арифметическое лото. Составление плана. | 1 | | | |
64 | Изготовление карточек для арифметического лото. | 1 | | | |
65 | Подарок маме к 8 марта. Беседа. Составление плана. | 1 | | | |
66 | Подарок маме к 8 марта. Практическая работа. Отчет. | 1 | | | |
67 | Макет «Река и сооружения на ней». Беседа. План работы. | 1 | | | |
68,69 | Изготовление макета «Река и сооружения на ней». | 2 | | | |
70 | Макет «Река и сооружения на ней». Описание работы. | 1 | | | |
71 | План аэропорта. Изображение аэропорта на плане. | 1 | | | |
72 | План аэропорта. Выполнение работы, описание. | 1 | | | |
73 | Самолет. Составление заявки. Составление плана. | 1 | | | |
74,75 | Самолет. Изготовление из деталей конструктора. | 2 | | | |
76 | Составление отчета по изготовлению самолета. | 1 | | | |
77 | Аппликация «4 желания». Беседа. Составление плана. | 1 | | | |
78 | Аппликация «4 желания». Практическая работа. Отчет. | 1 | | | |
4 четверть – 24 ч | |
79 | Таблица «Транспорт». Беседа. Составление плана работы и заявки. | 1 | | | |
80,81 | Таблица «Транспорт». Изготовление таблицы «Транспорт». Отчет. | 2 | | | |
82 | Мешок для обуви из ткани. Беседа. Чтение текста. Составление заявки и плана. . | 1 | | | |
83,84 | Мешок для обуви. Практическая часть. | 2 | | | |
85 | Мешок для обуви. Отчет. | 1 | | | |
86 | Панорама «Весна в поле». Беседа по теме. | 1 | | | |
87 | Панорама «Весна в поле». Составление плана. | 1 | | | |
88 | Панорама «Весна в поле». Изготовление панорамы. | 1 | | | |
89 | Панорама «Весна в поле». Составление отчета. | 1 | | | |
90 | План местности. Беседа о местности. Знакомство с условными знаками | 1 | | | |
91 | План местности. Составление плана работы. | 1 | | | |
92 | План местности. Зарисовка плана местности. | 1 | | | |
93 | Составление отчета о проделанной работе. | 1 | | | |
94 | Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Беседа. | 1 | | | |
95 | Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. План. Заявка. | 1 | | | |
96,97 | Составление коллекции цветов, цветущих деревьев и кустов. Отчет. | 2 | | | |
98 | Промежуточная аттестация. | 1 | | | |
99 | Масштаб. | 1 | | | |
100 | Работа на пришкольном участке. Экскурсия. Беседа. | 1 | | | |
101, 102 | Работа на пришкольном участке. Посев семян. Рыхление приствольных кругов. Отчет о работе. | 2 | | | |
Всего: | 102 ч | | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Зыкова Т.С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. Приложение к учебнику «Развитие речи» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / Л.И. Руленкова, Т.С. Зыкова. – М.: Просвещение, 2006.
2. Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / М.А. Зыкова, Т.С. Зыкова. – М.:Академия, 2002.
3. Красильникова О. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие / Г. А. Киреева., О.А. Красильникова. – СПб.: КАРО, 2005.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида – М.: Просвещение, 2003.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25
2. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные книги и презентации
4. http://www.uchportal.ru/load/ - учительский портал.
5. http://www.openclass.ru/weblinks/ - открытый класс.
6. http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.