СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Предшкола нового поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе пособий УМК ПНШ для подготовки к школе. Срок реализации 2 года. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Предшкола нового поколения"»

Содержание дошкольного образования Содержание дошкольного образования

согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» должно соответствовать таким направлениям развития детей старшего дошкольного возраста, как физическое, познавательно-речевое, социально-личностное,художественно-эстетическое.

Физическое развитие и здоровье

Основные цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре. В сфере физического развития дошкольника взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни :бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками. Необходимо создавать условия для совершенствования двигательной активности ребенка, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, поддерживать интерес к энергичным играм, занятиям на спортивных снарядах. Важно, чтобы дошкольники упражнялись в беге, прыжках, лазании, метании и т. д.

Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребенка (нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров), моторикой (особенно развитием мелких движений кистей руки пальцев), зрительно-двигательной координацией; состоянием зрения и слуха, состоянием нервной системы ребенка (степенью ее возбудимости и уравновешенности).Общее состояние здоровья — один из основных показателей физической готовности ребенка к обучению в школе.

Познавательно-речевое развитие

Основные цели: формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.

В этой области дошкольного образования происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций. Формируются общие представления ребенка об окружающем его мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии.

На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из основных условий познания. Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:

— опору на природную детскую любознательность;

— поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений,

самостоятельных умозаключений;

— опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение, игровая деятельность;

— организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

— опору на совместную деятельность детей и взрослых.

Информация для познавательно-речевого развития предоставляется детям в интегрированном виде из разных областей культуры: речевой и языковой, из мира искусств, общественной жизни человека, его здоровья и экологии, математики и естественных наук, ОБЖ и гигиены и пр.

Познавательно-речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.

Интеллектуальная готовность — это прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления (однако в основном мышление дошкольника остается образным опирающимся на реальные действия с предметами или их заместителями), а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.

Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.

Познавательно-речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности. Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических ,интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Социально-личностное развитие

Основные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

В этой области образования происходит развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, формирование положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру.

Образование, направленное на социально-личностное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:

— создание условий для появления нравственных основ патриотических чувств (первоначальные представления о России — стране, в которой он живет, о столице России — Москве ,о малой родине, о родной природе и др.);

— воспитание доброжелательного отношения к окружающим, воспитание уважения прав сверстников, умения сотрудничать с ними;

— формирование положительного отношения к себе (уверенность в своих возможностях,осознание своих прав и свобод не в ущерб окружающим сверстникам, осознание ценности сотрудничества с другими людьми);

— формирование культуры поведения (правила поведения в общественном месте, правила вежливости, правила приличия);

– формирование у ребенка внутренней позиции будущего школьника;

— формирование умений работать по правилу, по образцу, точно выполнять инструкции, контролировать процесс и результат деятельности.

Социально-личностная готовность ребенка к школе включает в себя сформированность нравственных и коммуникативных способностей ребенка.

Личностная готовность ребенка к школе характеризуется, прежде всего, готовностью ребенка (сформированностью внутренней позиции) к принятию новой социальной роли— роли ШКОЛЬНИКА, имеющего круг прав и обязанностей.

В социально-личностной готовности ребенка к школе главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.

Наличие у ребенка мотивов учения — одно из важнейших условий его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов являются, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Формирование произвольного поведения связано с развитием регулятивных универсальных учебных действий.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату;

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Таким образом, целесообразно оценивать готовность ребенка к поступлению в школу не столько на основе умений чтения, письма, счета, сколько на уровне сформированности внутренней позиции школьника, произвольного поведения и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие

Основные цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; содействие художественно-эстетическому развитию детей, удовлетворение потребности

детей в творческом самовыражении. В дошкольном возрасте возникают интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении,инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусств, в том числе народным творчеством.

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольный период, предполагает создание следующих условий:

— обогащение сенсорного и чувственного опыта ребенка во всех видах творческой деятельности

— организацию образовательной среды, стимулирующей изобразительные виды деятельности (рисование, раскраска, лепка, художественное конструирование и пр.);

— предоставление ребенку возможности выбора деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

— поддержка детской инициативы, поощрение, стимулирование творческих замыслов ребенка;

— формирование первоначальных представлений об изобразительном искусстве.

Художественно-эстетическое развитие определяет готовность ребенка к различным видам художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликации, конструирование), вызывает интерес и сопереживание тому, что передано в высокохудожественных произведениях средствами изобразительного искусства, формирует потребность совместной творческой деятельности.

Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.





















Распределение часов по образовательным областям

при режиме работы один раз в неделю по три занятия в день на базе образовательного учреждения в течение 2014- 2015учебного года


Совокупность направлений развития ребенка(образовательные области, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей)

Виды детской деятельности

Название пособий

Кол-во

занятий

Всего

часов



1

«Социализация»

«Чтение художественной

литературы» «Коммуникация»

«Познание» «Художественное

творчество»

«Труд»

Двигательная1

Игровая

Восприятие художественной литературы

Познавательно-

исследовательская

Продуктивная

Музыкально-

художественная

«Друзья Кронтика учатся читать». Книга и тетрадь для работы взрослыми с детьми

16





36

«Кронтик осваивает звуки». Книга и тетрадь для работы взрослых с детьми

20




2

«Социализация»

«Чтение художественной

литературы» «Коммуникация»

«Познание» «Художественное

творчество»

«Труд»

Двигательная1

Игровая

Восприятие художественной литературы

Познавательно-

исследовательская

Продуктивная

Музыкально-

художественная

Кронтик учится считать

30




30

Кронтик учится записывать числа



3

«Социализация»

«Чтение художественной

литературы» «Коммуникация»

«Познание» «Художественное

творчество»

«Труд»

Двигательная

Игровая

Восприятие художественной литературы

Познавательно-

исследовательская

Продуктивная

Музыкально-

художественная

Маша и Миша изучают

окружающий мир

12

12


Итого: 78
















ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ И

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Авторы:

Р.Г. Чуракова — к.п.н., доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО МО РФ.

О.А. Захарова — к. физ-мат. н., руководитель методической службы дошкольного и начального образования при издательстве Академкнига/Учебник.

Л.Г. Кудрова — к.п.н., директор Троицкой начальной школы Московской области, консультант по дошкольному образованию при управлении образования г. Троицка.

Предпосылки формирования элементарных математических представлений

Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует

считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.

Сенсорный опыт детей — зрительный (узнавание объекта по его изображению; выделение изображения объекта из общего фона, достраивание зрительного образа объекта),

координационный в пространстве и во времени (ориентация относительно себя, другого, ориентация в направлениях, ориентация во временных отношениях); цветовой (узнавание

цвета и различение цветов).

К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.

Классификация (распределение — объединение объектов по группам) — анализ (выделение признаков объекта); сравнение (сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение (выделение общего признака у ряда объектов); синтез (объединение объектов

в группу по выделенному признаку).

Сериация — установление последовательных взаимосвязей (определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).Уровни сложности логических операций:а) самостоятельно; б) с помощью сверстников,

взрослых:

— классификация: по количеству объектов 2 — 4; по количеству признаков — от 1 до 3;

— сериация: по количеству объектов — не более 3.

Программа дочислового периода обучения математике

Формирование представлений о количестве

Классификация множеств объектов по количеству объектов (один, много, ни одного).

Виды преобразований основных объектов:

— инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметричное

отображение, подобие и их композиции;

— преобразование количества: инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

Способы сравнения: на глаз; наложение(непосредственное сравнение); перенос (опосредованное сравнение, сравнение через третий элемент); взаимно однозначное соответствие(сравнение посредством установления пар).

Способы измерения: сравнение через установление отношения величины с выбранной меркой (введение этого способа сравнения позволит перейти к числовому периоду обучения).

Способы описания (представления) результатов сравнения: равенство (столько же, такой же длины и др., такой же формы); неравенство (больше — меньше, длиннее — короче и др., разной формы); установление последовательности (мало, больше, еще больше; самый короткий, длиннее, самый длинный и др.)

Развитие представлений о количестве:количество как характеристика множества предметов.

Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).

Сравнение двух множеств предметов по количеству (больше, меньше, столько же) различными способами (наложением; установлением взаимно однозначного соответствия).

Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

Развитие представлений о форме

Форма как характеристика предметов окружающего мира.

Сравнение предметов по форме (одинаковые — разные) различными способами (на глаз,наложением, переносом).

Выделение геометрических форм (пространственные (объемные), плоские, линейные).

Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).

Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, круг).

Построение геометрических фигур с помощью лекал.

Знакомство с линейными геометрическими фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга,точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.Преобразования геометрических фигур

(сдвиг, вращение, симметричное отображение,подобие и их композиции).

Сравнение форм геометрических фигур(сохраняется — изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Развитие представлений о непрерывных величинах

Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина, ширина, высота —количество места, занимаемого вдоль прямой;площадь — количество места, занимаемого на плоскости; объем — количество места, занимаемого в пространстве).Величины как характеристики геометрических фигур (длина, площадь, объем).Сравнение двух предметов — геометрических фигур по длине, ширине, высоте (длиннее —

короче, шире — уже, выше — ниже) различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Сравнение трех предметов — геометрических фигур по длине, ширине, высоте (установление двойных неравенств и последовательностей) различными способами.

Сравнение двух предметов — геометрических фигур по площади (больше места на плоскости

— меньше места на плоскости) различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Сравнение двух предметов — геометрических фигур по объему (больше места в пространстве — меньше места в пространстве) различными способами (на глаз).

Сравнение предметов — геометрических фигур по величине (сохраняется — изменяется)под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).

Содержание числового периода обучения математике

Основные объекты: числа, действия над числами (сложение, вычитание).

Представление о числах (от 1 до 5, от 5 до10): количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.

Представление о ряде чисел (от 1 до 10):упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду порядковые числительные (первый — пятый).

Действия над числами (от 1 до 5): понятие арифметического действия; действие сложения как объединение множеств; действие вычитания как изъятие подмножества из множества.

Программа числового периода обучения математике

Формирование представления о числах.

Числа от 1 до 5

Классификация множеств по количеству элементов. Равноэлементные множества.Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества.

Способы записи числа: точечная и цифровая.

Числовой ряд. Числа от 1 до 10

Число как результат измерения величины. Сравнение величин на основе измерения.Упорядоченность числового ряда. Положение числа в ряду и порядковые числительные (пер-

вый — десятый).

Действия над числами

Понятие арифметического действия как неинвариантного преобразования множества.Действие сложения как объединение множеств.Действие вычитания как изъятие подмножества из множества. Число как результат сложения единиц. Получение последующего (предыдущего) числа как результат действия сложения (вычитания) числа с единицей.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5 Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3.Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2,3, 4, 5.

Методические указания

Математическое развитие дошкольника направлено на формирование у ребенка таких математических представлений, которые помогут ему видеть окружающие его предметы, процессы и явления в количественном и пространственном отношениях. В этот период освоение начальных математических знаний служит основой для изучения окружающего мира, формирует способности к продолжительной умственной деятельности, способствует становлению логического мышления, пространственного воображения, что так необходимо для художественно-эстетического развития ребенка.

Началом дочисловых представлений детей является процесс выделения из группы предметов отдельного предмета, который ребенок может назвать словами один, одно, одна(один стол, одно яблоко, одна ложка); составления из отдельных предметов группы предметов, которую ребенок может назвать словом много; понимания того, что отсутствие предметов обозначается словами ни одного предмета. Элементарные дочисловые представления о количестве (один, много, ни одного) позволяют задать ребенку вопрос: «Сколько предметов»? (Не умея считать, ребенок может ответить: «Один предмет, много предметов, ни

одного предмета»). В дальнейшем можно учить детей проводить сравнение по количеству, используя понятия больше, меньше, равно. На вопросы: где предметов больше? Где предметов меньше? А где поровну? — целесообразно добиваться развернутых ответов. Соединяя в пары пуговицы и счетные палочки или «стулья с гостями», ребенок без счета предметов сможет ответить, что пуговиц меньше, чем палочек, а стульев столько, сколько гостей. Сравнивая группы предметов приемом соединения их в пары, ребенок закрепляет понятия количественных отношений -больше, меньше, поровну, — учится выравнивать их, дорисовывая (докладывая) недостающие предметы. Необходимо предложить ребенку два способа уравнивания неравных групп предметов: добавляя предмет к группе с меньшим количеством предметов или убирая из группы с большим количеством предметов «лишний» предмет.Практически это дочисловые представления

ребенка о количестве.

Формирование представлений ребенка о величине (размере) предметов целесообразно проводить в условиях совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми.

В математике величиной называется такая характеристика множества, в отношении которой устанавливаются критерии сравнения:больше, меньше, равно. В процессе наблюдений, исследований, проведения опытов взрослый создает условия для сравнения —большого с маленьким, длинного с коротким,

широкого с узким, высокого с низким, глубокого с мелким, тонкого с толстым. Важно, чтобы ребенок сам озвучивал результаты сравнения (длинный — длиннее, самый длинный; тонкий — тоньше, самый тонкий; толстый, толще,самый толстый и т. д.).

Сравнение предметов по величине (размеру) в условиях проведения опытов и наблюдений, азатем опосредованно — с помощью наглядных средств (иллюстраций), позволяет дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания о величине (размере) предметов.

Точкой отсчета осознанных представлений ребенка о положении предметов в пространстве должен стать сам ребенок. Необходимо закрепить первоначальные умения ребенка определять направления относительно себя: спереди — сзади, справа — слева, вверху —внизу. Затем точкой отсчета пространственных направлений становится посторонний предмет,например, стол или стул (около стола, слева,справа от стола; впереди, позади стула).Совершенствовать умения правильно описывать пространственное расположение предметов друг относительно друга помогут иллюстрации учебника. Точкой отсчета направления может стать любой предмет на картинке.

Важно, чтобы ребенок пользовался словами,определяющими расположение предметов друг относительно друга с опорой на конкретную точку отсчета (Елиса стоит справа от Кронтика, а слева от Кронтика находится

Волчаня. Кронтик — точка отсчета).Необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги в клетку и линейку. Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов начинается с осознания ребенком того, что каждыйпредмет окружающего мира имеет свою форму,которую он не изменяет при перемещении в пространстве. Из всего многообразия предметов выделяются те, которые имеют одинаковую форму.

Ознакомление детей с моделями шара,цилиндра, конуса, призмы, пирамиды целесообразно проводить путем демонстрации соответствующих моделей и предметов — треугольная призма и точилка в форме треугольной призмы, прямоугольная призма и ластик в форме прямоугольной призмы, цилиндр и пенал в форме цилиндра и т. д.

Далее дети усваивают очень небольшой объем сведений, касающихся линейных и плоских геометрических фигур. Например, учатся различать и называть кривую и прямую линии ,многоугольник и круг, выделять из многоугольников треугольники и четырехугольники, из четырехугольников прямоугольники.

Усваивая на интуитивном уровне логические взаимоотношения между геометрическими понятиями, а также те действия, которые с ними можно совершать, ребенок начинает понимать, что геометрическая фигура (как

мячик или книга) не изменяет свою форму при повороте на плоскости (прямоугольник остается прямоугольником, а круг — кругом).

Формирование представлений о количестве начинается со знакомства детей с операцией счета (затем и измерения).

Число один как количественный признак единичности. Примеры объектов, обладающих этим признаком (одно солнце, одна луна, один нос на лице человека). Запись числа с помощью одной точки, палочки, затем цифры 1.

Порядковое числительное — первый.

Пара предметов. Число два как количественная характеристика пары предметов (пара рук, пара ног, пара чулок, пара носков, пара варежек). Запись числа два с помощью двух точек, двух палочек, затем цифры 2. Порядковое числительное — второй. Пара предметов и число два как одна и та же количественная характеристика любых двух, а не только парных, предметов (двух колес двухколесного велосипеда,двух друзей — Кронтика и Кота и т. д.).

Число три как количественная характеристика трех предметов (трех колес детского трехколесного велосипеда, трех голов Змея-Горыныча, трех героев из сказки про Кронтика).

Запись числа три с помощью трех точек, трех палочек, затем цифры 3. Порядковое числительное — третий.

Число четыре как количественная характеристика двух пар. Запись числа с помощью двух пар точек, двух пар палочек, затем цифры 4. Порядковое числительное — четвертый. Число четыре как количественная характеристика четырех предметов (четырех колес детского четырехколесного велосипеда, четырех колес болида, четырех друзей).

Число пять как количественная характеристика пяти предметов (например, пяти пальцев руки). Запись числа пять с помощью пяти точек, пяти палочек, затем цифры 5. Порядковое числительное — пятый.

Независимость числа предметов от их величины, расстояния между ними, их расположения и направления счета.

Знакомство с цифрами продолжается и с помощью рисования, техники плоскостного конструирования и лепки цифр.

Необходимо обеспечить запоминание порядка следования чисел натурального ряда,операции пересчета и отсчета предметов в пределах 5 (10).

В процессе практических опытов даются представления об алгоритме операции измерения: использование единицы измерения (цветная мерка, длина скакалки, килограмм), прибора (весы, метровая линейка). Целесообразно познакомить детей с ситуациями, когда можно применить и пересчет, и измерение (яблоки можно пересчитать и взвесить), а когда только измерение (сахарный песок только взвешивают).

Сравнение по количеству на основании операций счета (группировки по парам) предусматривает развернутые ответы детей с использованием понятий «больше, меньше, равно».

Формирование представлений о ряде чисел в пределах 10 предполагает, что дети поймут основную закономерность построения этого ряда: каждое следующее по порядку число больше предыдущего на одну единицу (каждое предыдущее по порядку число меньше следующего на единицу).

Целесообразно сформировать навык не только прямого, но и обратного счета в пределах первого десятка, а также счет через один (два, три).

Формирование представлений о преобразованиях количества ограничивается знакомством детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка. Важно осознание детьми связи между действиями и характером изменения количества (его уменьшение или увеличение).

Например.

Прибавление числа 1 — это переход к следующему числу: 1+1, 2+1, 3+1, 4+1.

Прибавление числа 2 — это двукратное последовательное прибавление числа 1:

1+2=1+1+1; 2+2=2+1+1; 3+2=3+1+1.

Прибавление числа 3 — это последовательное прибавление трех единиц: 1+3=1+1+1+1;

2+3=2+1+1+1.

Через действие сложения детям даются первые представления об аддитивном составе

чисел 2, 3, 4, 5: число 2 — это сумма двух единиц (2=1+1).

Число 3 — это сумма трех единиц или числа два и числа один (3=1+1+1; 3 =2+1).

Число 4 — это сумма четырех единиц или числа три и числа один и т. д. (4=1+1+1+1;

4=3+1; 4=2+2).

Число 5 — это сумма пяти единиц или числа четыре и числа один и т.д. (5=1+1+1+1+1;

5=4+1, 5=3+2…).

Первые математические задачи должны быть представлены простыми задачами на сложение и вычитание в пределах 10, ответ которых может быть вычислен в уме. Основная их цель — выбор и обоснование действия (сложения или вычитания), а не вычисления.

В условиях формирования сенсорных эталонов и элементарных математических представлений закрепляются понимание и употребление слов, обозначающих цвет предмета, включая

основные названия цветов и оттенков.


БАЗОВЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Формирование предпосылок познавательных УУД:

— классификация — объединение по группам;

— анализ — выделение признака из целого объекта (например, предмет круглый, большой,объемный и т. д.);

— сравнение — выделение признака из ряда предметов, (например, умение сравнивать предметы по форме, выделять знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира);

— обобщение — выделение общего признака из ряда объектов (например, умение найти признак, выделяющий треугольники из множества многоугольников);

— синтез — объединение в группы по одному (двум) признакам (например, объединение в

группы монет одного достоинства);

— сериация (установление последовательных взаимосвязей) — умение видеть и называть соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

— ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет;

— ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

— определение временных отношений (день, месяц, год);

— определение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,белый, черный, коричневый);

— умение использовать в речи понятия:«сначала», «потом», «до», «после», «раньше»,«позже», «в одно и то же время».


Представления о числах и цифрах ,арифметических действиях, операции измерения

Дети могут:

— оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределахдесяти;

— вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

— показывать знание способов записи числа(точкой, точками, цифрой);

— раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;

— производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

– осуществлять набор и размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.

Представления о форме

Дети умеют:

— сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные) разными способами (на глаз и наложением);

— узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал круг), линейные геометрические фигуры (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка).






























Тематическое планирование при режиме работы один раз в неделю

Необходимые учебные пособия:

[1] Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать (Книга для работы взрослых с детьми).

[2] Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать (Тетрадь для работы взрослых с детьми).

[3] О.А. Захарова. Учимся записывать числа (Тетрадь для работы взрослых с детьми).


Номер и содержание занятия


Номер темы

и тема учебного

пособия


Номер

пособия

и страни-

цы (номер

задания)

1. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (над,

в, под, выше чем, внутри замкнутой линии). Порядок расположения пред-

метов (следующий, последний, между). Порядковое числительное (первый).

Направление движения (снизу вверх). Временные интервалы (сегодня, т. е.

текущий день). Выделение предметов по цвету. Выделение из множества

одного предмета, выделение пустого множества (отсутствие предметов).

Количественное отношение множеств (сколько — столько). Сравнение пред-

метов по величине без измерения. Формирование УУД: работа со словари-

ком: число один и его обозначения; порядковое числительное (первый). Игра

«Выставка рисунков в подарок Кронтику».

1. День рождения

Кронтика

[1] 3;

[2] 3;

2. Друзья решили

подарить Кронтику

свои рисунки


[1] 4 — 5;

[2] 4 — 5;

2. Выделение предметов по цвету. Выделение из множества отдельного,

одного предмета, пустого множества. Порядок расположения предметов

(первый, следующий, последний). Сравнение предметов по величине

без измерения (одно вмещает другое). Временные отношения (раньше,

позже, последнее событие). Формирование УУД: выделение основа-

ния для определения «лишний» предмет. Игра с матрешками «Поставь матрешки по росту»

3. Друзья делают

Кронтику подарки

[1] 6 — 7;

[2] 6 — 7;

3. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости

(на, под, между). Направление движения (вперед, направо, налево).

Ориентирование на плоскости (левая и правая стороны). Выделение

предметов по цвету. Порядковый счет (первый). Пара предметов как

количественная характеристика множества из двух предметов. Число два

как количественная характеристика парных предметов. Цифра как обо-

значение числа (1 как обозначение числа один, 2 как обозначение числа

два). Порядковое числительное (второй). Направление движения (слева

направо). Порядок расположения предметов (следующая страница; чере-

дование предметов). Пропедевтика числа три.

Формирование УУД: выделение основания для определения «лишний» предмет.

4. Найдет ли

Кронтик свой

мобильный теле-

фон?

[1] 8 — 9;

[2] 8 — 9;

5. Кронтик

приглашает

друзей в гости

[1] 10 — 11;

[2] 10 — 11;

[3] 4 — 5;

4. Пара предметов как количественная характеристика множества из двух

предметов. Порядковый счет (третий, четвертый). Число три как количе-

ственная характеристика определенного множества предметов. Цифра 3

как обозначение числа три. Пропись цифры 1. Формирование УУД: выде-

ление основания для определения «лишний» предмет. Работа со словари-

ком: число три и его обозначение. Игра «Катаемся на велосипедах, соблю-

дая правила дорожного движения»

6. Киссия успокаи-

вает огорченного

Кронтика

[1] 12 — 13;

[2] 12 — 13;

[3] 6 — 7;

5. Число четыре как количественная характеристика двух пар предметов.

Число пять как количественная характеристика определенного множества

предметов. Порядковые числительные (четвертый, пятый). Счет до пяти.

Направление движения (справа налево, слева направо). Работа со слова-

риком: число четыре и его обозначение. Игра в прятки

7. Болид и игра в

прятки

[1] 14 — 15;

[2] 14 — 15;

[5] 9 — 13;

6. Число пять как количественная характеристика определенного мно-

жества предметов (в конкретном случае — множество пальцев на одной

руке). Направление движения (вверх). Порядковые числительные (первый,

второй, третий, четвертый, пятый). Правая и левая рука. Цифра 5 как обо-

значение числа пять. Счет до пяти. Повторение чисел два и три. Прописи:

написание цифр 2 и 3. Формирование УУД: работа со словариком: поряд-

ковое числительное (пятый). Игра в прятки

8. Никто не может

найти Кота

[1] 16 — 17;

[2] 16 — 17;

[3] 8, 15;

7. Счет до пяти. Цифра как обозначение числа — сопоставление чисел с

цифрами, их обозначающими. Порядок расположения предметов (преды-

дущая и следующая бусинки). Выделение предметов по цвету (красный,

синий, желтый, зеленый). Игра «Считаем ладошками»

9. Загадки


[1] 18 — 19;

[2] 18 — 19;

[3] 16 (25);

8. Независимость количества предметов от их расположения на плоскости.

Определение количества предметов в одном из множеств на основе срав-

нения его с равноэлементным множеством. Составление пар предметов

как механизм определения равного (неравного) количественного отноше-

ния множеств. Формирование УУД: уравнивание неравных групп предметов

путем добавления предметов к меньшей группе.

Игра «Колечко»

10. Загадки про

пуговицы

[1] 20 — 21;

[2] 20 — 21;

[5] 21, 23;

9. Определение количества предметов в одном из множеств на основе его

сравнения с другим равноэлементным множеством. Порядковые числи-

тельные (первый, второй, третий, четвертый, пятый). Сравнение предметов

по величине без измерения (шире — уже; такой же длины; короткий —

длинный, широкий — узкий). Выделение предметов по цвету

11. Киссия спешит

на помощь

[1] 22 — 23;

[2] 22 — 23;

[3] 25 (43);

10. Порядковое числительное (третий). Мера. Сравнение длин с помощью

меры. Направление движения (слева направо, справа налево). Порядок

расположения предметов (предыдущий, следующий). Правая и левая рука.

Ориентирование (слева и справа от предмета). Выделение предметов по

цвету. Формирование УУД: независимость количества предметов от их

расположения на плоскости. Игра со скакалками «Не задень веревочку»

12. Миша

измеряет длину

ленточки Кота

длиной своей

скакалки

[1] 24 — 25;

[2] 24 — 25;

11. Меры измерений (синяя скакалка, голубая ленточка; высота стула).

Измерение одной и той же длины разными мерами. Сравнение высо-

ты чайного столика и рабочего стола с помощью мерки — высоты стула

(содержание повышенной трудности). Ориентирование (на плоскости —

левая часть, правая часть). Ориентирование относительно другого

(слева и справа от предмета). Формирование УУД: независимость длины

(высоты) предмета от меры (мерок разной длины). Игра «Поздоровайся

с другом»

13. Спор друзей

[1] 26 — 27;

[2] 26 — 27;

12. Пара предметов как количественная характеристика множества из двух

предметов. Предшествование и следование (число два как число, предше-

ствующее числу три). Введение первого математического действия —

действия сложения чисел (без записи действия сложения): один и еще

один — это два (содержание базового уровня трудности); одна пара и еще

одна пара — две пары (содержание повышенной трудности). Число два

как результат действия сложения двух единиц: 1+1=2. Ориентирование на

плоскости (левая и правая части). Правая и левая нога. Прописи: написа-

ние цифр 1, 2, 3, 4, 5

14. Сколько у

Миши ног?

[1] 28 — 29;

[2] 28 — 29;

[3] 16 (26);

13. Предшествование и следование (число пять как число, следующее за

числом четыре; число четыре как число, предшествующее числу пять).

Алгоритм сложения чисел (один, два, три, четыре) с числом один как пере-

ход к следующему числу (два, три, четыре, пять). Формирование УУД:

выделение основания для определения «лишнего» предмета. Работа со

словариком: число четыре и его обозначения

15. Миша учит

Кота действию

сложения чисел

[1] 30 — 31;

[2] 30 — 31;

[3] 35(63);

45 (83);

14. Предшествование и следование (число два как число, предшествую-

щее числу три; число четыре как число, следующее за числом три). Число

три как результат действия сложения числа два с числом один. Число три

как результат действия сложения трех единиц (запись действия сложения:

2+1=3, 1+1+1=3). Ориентирование (относительно другого — слева от ска-

мейки, справа от скамейки). Количественные отношения множеств (сколь-

ко — столько: сколько хвостов — столько точек, сколько кубиков — столько

точек). Прописи: написание цифры 5

16. Три никому не

нужных хвоста

[1] 32 –33;

[2] 32 — 33;

[3] 33;

15. Предшествование и следование (число четыре как число, следующее за

числом три). Обозначение числа четыре цифрой 4 или четырьмя точками.

Число четыре как результат действия сложения четырех единиц (запись

действия сложения: 1+1+1+1=4). Направление движения (от ... — к ...).

Порядковые числительные (первый, второй, третий, четвертый). Пара

предметов как количественная характеристика множества из двух предме-

тов. Прописи: обведение цифр 3 и 4 простым карандашом

17. Чаепитие

[1] 34 — 35;

[2] 34 — 35;

16. Названия пальцев руки — большой, указательный, средний, безымян-

ный, мизинец. Решение логической задачи. Установление отношения

«всего». Счет от одного до пяти. Ориентирование относительно другого

(справа и слева от предмета, за предметом и т. д.). Левая и правая рука.

Прописи: обведение цифры 5 простым карандашом. Игра «Кто быстрее»

(последовательное соединение пальцев правой и левой руки: указатель-

ных, больших, средних, безымянных, мизинцев, и в обратном порядке —

мизинцев…)

18. Зачем же тогда

указательный

палец?

[1] 36 — 37;

[2] 36 — 37;

17. Цифра 4 как обозначение числа четыре. Предшествование и следование

(число пять как число, следующее за числом четыре). Цифра 5 как обозна-

чение числа пять. Число пять как результат действия сложения пяти единиц

(запись действия сложения: 1+1+1+1+1=5). Правая и левая рука. Названия

пальцев руки. Установление взаимоотношений между окружающими (все

вместе). Прописи: обведение цифр 3, 4, 5 простым карандашом. Игра

«Поздоровайся с другом!»

19. А сколько

когтей на лапе

у Кота?

[1] 38 — 39;

[2] 38 — 39;

18. Цифра 5 как обозначение числа пять. Счет чисел в обратном порядке

(от пяти до одного). Предшествование и следование (число четыре как

число, предшествующее числу пять; число три как число, предшествующее

числу четыре). Алгоритм вычитания числа один (в конкретном случае — из

числа пять) как переход к предшествующему числу. Игра в классики (дети

прыгают по клеточкам и считают числа от одного до пяти в прямом и обрат-

ном порядке)

20. Кронтик

прыгает с кубика

на кубик

[1] 40 — 41;

[2] 40 — 41;

19. Действие сложения числа один с числом два как последовательное

двукратное прибавление числа один к этому числу (запись действия сло-

жения: 1+2=1+1+1). Ориентирование на плоскости (слева и справа от

нарисованного предмета). Цвета: красный, зеленый, коричневый

21. Единороги


[1] 42 — 43;

[2] 42 — 43;

20. Действие сложения числа (в конкретном случае — числа два) с числом

два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому

числу (запись действия сложения: 2+2=2+1+1). Предшествование и следо-

вание (число три как число, следующее за числом два; число четыре как

число, следующее за числом три; число три как число, предшествующее

числу четыре). Дополнительные задания (пропедевтика решения задач)

22. Пешеходная

дорожка


[1] 44 — 45;

[2] 44 — 45;

21.Число три как сумма трех единиц (каждый из трех друзей поймал

по одному карасю). Цифра 5 как обозначение числа пять. Число пять

как результат действия сложения числа четыре и числа один. Первое

представление об условии и требовании задачи. Формирование УУД:

определение количества предметов в одном из множеств на основе

сравнения его с равноэлементным множеством (ответ на вопрос: хва-

тит ли удочек на всех друзей?); выделение основания для определения

«лишний» предмет


23. Рыбалка


[1] 46 — 47;

[2] 46 — 47;

22. Порядковый счет (четвертый и пятый). Цифра 5 как обозначение числа

пять. Предшествование и следование (число четыре как число, следую-

щее за числом три; число пять как число, следующее за числом четыре).

Действие сложения числа (в конкретном случае числа три) с числом два

как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу

(запись действия сложения: 3+2=3+1+1). Направление движения (слева

направо). Игра с правилами «В чьей команде меньше мячей»


24. На кого оби-

делся Кот?


[1] 48 — 49;

[2] 48 — 49;

[3] 33;

23. Цифра 4 как обозначение числа четыре. Действие вычитания единицы

из числа четыре как получение предыдущего числа — числа три. Действие

вычитания единицы из числа пять как получение предыдущего числа —

числа четыре. Взаимное расположение предметов в пространстве и на

плоскости (сверху, над, выше). Направление движения (сверху вниз). Игра

с правилами «В чьей команде меньше мячей»


25. Без Кота

играть скучно


[1] 50 — 51;

[2] 50 — 51;

24. Счет через один (от одного до пяти). Счет в обратном порядке

через один (от пяти до одного). Вычитание единицы из числа четыре

(запись действия вычитания: 4–1=3). Вычитание единицы из числа пять

(запись действия вычитания: 5–1= 4). Временные отношения (следую-

щий день). Направление движения (слева направо, справа налево).

Игра в классики


26. Игра в клас-

сики

[


1] 52 — 53;

[2] 52 — 53

[5] 45;

25. Порядковый счет (первый, четвертый, шестой, седьмой).

Предшествование и следование (число семь как число, следующее за

числом шесть).Число шесть как результат действия сложения чисел пять

и один (запись действия сложения: 5+1=6). Формирование УУД: работа

со словариком: числа шесть и семь и их обозначения; порядковый счет

(шестой, седьмой). Прописи: написание цифр 6 и 7. Игра «Ручеек»


27. Новые друзья


[1] 54 — 55;

[2] 54 — 55;

[5] 35 — 37;

26. Число восемь как результат действия сложения числа семь и числа

один. Запись действия сложения: 7+1=8. Число девять как результат дей-

ствия сложения числа восемь и числа один (запись действия сложения:

7+1=8). Число десять как результат сложения числа восемь и двух единиц

(запись действия сложения: 8+1+1=10). Порядковый счет (девятый и деся-

тый предметы). Счет до десяти в прямом и обратном порядке. Порядок

расположения предметов (последний предмет). Работа со словариком:

числа восемь и девять и их обозначения. Игра «Ищем десять пуговиц».

Прописи: написание цифры 8


28. Котюшины

бусы


[1] 56 — 57;

[2] 56 — 57;

[5] 25 — 28;

27. Счет до десяти. Обозначение числа десять цифрами 1 и 0. Число десять

как результат действия сложения чисел пять и еще пять (запись действия

сложения: 5+5=10). Счет в прямом и обратном порядке от одного до десяти

через один. Формирование УУД: работа со словариком: порядковый счет

(девятый). Прописи: написание цифр числа десять (10). Игра «Ниточка и

иголочка»


29. Котюша учит-

ся считать до

десяти


[1] 58 — 59;

[2] 59 — 59;

[5] 30 — 31;

28. Счет до десяти. Число десять как результат действия сложения чисел

пять и еще пять (запись действия сложения: 5+5=10). Формирование УУД:

работа со словариком: порядковый счет (десятый). Игра «Пятнашки»


30. На двух руках

десять пальцев


[1] 60 — 61;

[2] 60 — 61;

29. Независимость количества предметов от их расположения на плоскости.

Установление равенства количества предметов в первом и втором множе-

стве посредством составления пар. Определение номера прикрытой страни-

цы книги (задание повышенной сложности). Игра «А где матрешек больше?»


31. Миша тоже

показывает фокус


[1] 62– 63;

[2] 62 — 63;

30. Резервный урок
















ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Авторы:

О.Н. Федотова — к.п.н., доцент.

А.К. Сундукова — к.филос.наук, доцент,декан ф-та дошкольного и начального образования РОИПК и ПРО.

Л.Г. Кудрова — к.п.н., директор Троицкой начальной школы Московской области.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области — знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих ребенку возможность обучения в начальной школе.

Специфика этой предметной области в том, что она имеет интегрированный характер, соединяющий в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и ОБЖ.

В «Окружающем мире» заложена содержательная основа для широкой реализации взаимосвязей таких образовательных областей, как развитие связной речи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа), художественная литература, основы математических представлений, природоведение, технология, физическая культура, изобразительное искусство, музыка и др.

Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательных областей при знакомстве детей с окружающим миром создают условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

С этой целью необходимо:

— давать детям первоначальные представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символике, о столице России

— Москве и ее достопримечательностях;

— воспитывать уважение к малой родине, знакомить с понятиями «мой город» (поселок, село, деревня), «мой край»;

— закладывать интерес к достопримечательностям родного края; поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, интерес к истории семьи, профессиям родителей и близких людей;

— вызывать интерес к обучению в школе, к школьной жизни, желание пойти в школу.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Источники получения знаний об окружающем мире

Органы чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа.

Исследование предметов с помощью органов чувств. Определение запаха, вкуса, цвета, источника звука, анализ своих тактильных ощущений(теплый или холодный предмет и т. д.)

Изучение свойств воды и воздуха.

Определение свойств воды (вода не имеет вкуса, запаха, цвета, вода растворяет соль и сахар, не растворяет речные камешки, ракушки и т. д.).

Определение свойств воздуха (воздух окружает человека со всех сторон, воздух не имеет запаха; воздух прозрачен и бесцветен, а потому невидим). Воздух может приходить в движение(ветер). Эксперименты, опыты, наблюдения.

ОБЖ

Обучение детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии и домашнего адреса, имен родителей; умение набрать телефонный номер службы спасения, связаться с родителя-

ми). Правила безопасного поведения на кухне, в ванной комнате (осторожное обращение с емкостями, содержащими жидкости). Правила безопасного поведения при обращении с острыми предметами. Правила безопасного поведения

на улице (мячик на проезжей части дороги, правила перехода через дорогу, встреча с собакой на поводке, но без намордника или бездомными животными и т. д.). Правила гигиены. Правила поведения при обнаружении запаха дыма и газа.

Собеседование с родителями по основным правилам ОБЖ: при переходе улицы с ребенком дошкольного возраста его держат за руку;ребенок дошкольного возраста не может находиться один без присмотра взрослых (на улице,в лифте, во дворе, в общественном транспорте); длительный просмотр телепередач и видеофильмов, продолжительных компьютерных игр негативно влияет на здоровье детей и т. д.

Учимся работать с бумагой

Учимся сгибать, складывать, сминать, склеивать работы: делаем и оформляем книжку-малышку

«Кронтик в гостях у лягушонка», делаем и оформляем вертушку для определения наличия ветра.

Дошкольник, его семья

Домашний адрес, телефон, имя ребенка, имя и отчество родителей. Труд взрослых. Семейный альбом, ближайшие родственники (разных поколений), традиции семьи. Профессии родителей и родственников.

Живая природа Земли

Растения — часть живой природы (в книге «Кронтик учится рисовать фигуры»).

Знакомство с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками и травами.

Различение деревьев по форме листьев(лиственные и хвойные деревья). Форма листа липы, клена, березы, дуба. Различие листьев-хвоинок у ели, сосны и лиственницы. Кустарники — ягодные, лекарственные,

декоративные. Примеры ягодных, лекарственных, декоративных кустарников.

Злаковые культуры — пшеница, рожь, просо и рис.

Травянистые растения — крапива, чертополох, ромашка, одуванчик и подорожник.

Знакомство с организацией коллекций живых растений (ботанический сад) и сухих растений (гербарий).

Животные — часть живой природы.

Животные — насекомые, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Признаки, отличающие домашних животных от диких. Домашние любимцы (кошки, собаки, хомячки, птицы и др.). Уход за домашними животными.

Наша родина — Россия. Родной край как часть великой Родины — России.

Наша Родина — Россия. Москва — столица России. Достопримечательности столицы: Красная площадь, Кремль, башни Кремля, Спасская башня, Кремлевские куранты. Государственные праздники: 9 мая — День Победы, 8 марта — Международный женский день.

Родной край как часть великой Родины —России. Достопримечательности родного края.

Времена года (сезонные изменения) —весна, лето, осень, зима. Формирование умения узнавать время по часам.

БАЗОВЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предпосылки универсальных учебных действий:

— ребенок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;

— обучен отвечать на вопросы, может обсуждать со взрослым возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как? зачем? почему?);

— отвечает на вопросы (о себе, о своей семье, о предпочтениях и т. д.);

— по указанию взрослого переделывает работу (перерисовывает, перекрашивает, переставляет и т. д.), если допущена ошибка;

— способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор (рисование, игра, пение, танец, обсуждение сказки и т. д.);

— участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых ситуациях;

— действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.

Интегративные знания и умения

Ребенок должен знать (уметь назвать, использовать знания в практической деятельности или соблюдать изученные правила):

— свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;

— название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома и квартиры;

— название своего государства (Россия),столицы (Москва);

— основные государственные праздники;

— узнавать государственную символику России (флаг, герб, гимн);

— знать виды городского транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус);

— называть органы чувств (нос, глаза, уши, язык, кожа) и их функции (чувствуем запах, вкус, тепло, холод, шероховатость, мягкость, шелковистость, видим, слышим);

— знать свойства воды (чистая вода без вкусна, не имеет запаха и цвета) и воздуха(чистый воздух не имеет запаха);

— знать правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате (обращение с емкостями, содержащими жидкость),правила поведения при появлении задымленности или запаха газа; правила гигиены;

— приводить примеры некоторых растений(представителей деревьев, кустарников, трав);

— приводить примеры домашних и диких животных (представителей насекомых, зверей, птиц), знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних; чувствовать ответственность за домашних животных, если

они имеются в доме;

— узнавать время по часам, если минутная стрелка на двенадцати;

— называть время года.


Тематическое планирование

1. Знакомство с героями учебного комплекта (Машей и Мишей). ОБЖ

(знание своего имени, фамилии и домашнего адреса). Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос).

Формируемые УУД: умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений: как? почему?

1. А сколько

тебе лет?


[1] 3

2. Маша, Миша и

пирожки


[1] 4 — 5

2. Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза,

уши, нос, язык, кожа). Правила гигиены (мытье рук перед приемом пищи).

Формируемые УУД: способность следовать инструкции взрослого при

соблюдении правил гигиены

3. «Брр!» —

сказала Маша


[1] 6 — 7;

[2] 3

3. Проведение опытов с помощью органов чувств (определение с помощью

языка раствора воды с сахаром (солью), кожи рук — теплого и холодного

предмета). Формируемые УУД: умение обсуждать со взрослыми и сверстниками результаты опытов; способность следовать инструкциям взрослого при выполнении заданий в тетради


5. Дедушка зага-

дывает загадки


[1] 10 — 11;

[2] 5

4. Проведение опытов (исследование предметов с помощью органов

чувств: определение предметов на ощупь, определение источника звука).

Формируемые УУД: способность следовать инструкциям взрослого при

проведении опытов; умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых

явлений: как? почему?


6. Почему Маша

обиделась на

Мишу?


[1] 12 — 13;

[2] 6

5. Выделение предметов по цвету. Сравнение предметов по величине без

их измерения. Проведение опытов (исследование предметов с помощью

органов чувств: определение запаха и цвета). Формируемые УУД: навык

групповой работы при проведении опытов; способность находить отличи-

тельные признаки в иллюстрациях

7. Определяем

запахи и цвет


[1] 14 — 15;

[2] 7

6. ОБЖ (правила безопасного поведения на тротуаре и при переходе

улицы). Формируемые УУД (способность обсуждать со взрослыми и соблюдать в жизни правила безопасного поведения на улице (переход проезжей части, поведение на пешеходной части дороги); способность выполнить инструкцию взрослого при выполнении заданий в тетради.

Проведение игры «Соблюдай правила при переходе проезжей части улицы»


10. Твоя безопасность на улице


[1] 20 — 21;

[2] 10 — 11

7. Формируемые УУД: способность составлять рассказ по сюжетным

картинкам с правильной последовательностью, способность выполнять задания по словесной инструкции взрослого, воспроизводить образец, сравнивать результат работы с образцом. Формирование навыков художественного труда — раскраска, приемы работы с бумагой (складывание, изготовление обрывных деталей); приемы работы с ножницами и

клеем

15. Книжка-

малышка

«Кронтик

в гостях у

лягушонка»


[1] 30 — 31

16. Делаем и

оформляем

книжку-малышку


[1] 32;

[2] 29 –30

8. Знакомство с новыми понятиями и терминами (профессии взрослых).

Воспитание интереса к истории семьи. Формирование навыков художественного труда (в конкретном случае — оформление страниц семейного

альбома фотографиями и рисунками.

Игра «Выставка рисунков»

18. Семья

Ивановых


[1] 34 — 35;

[2] 12 — 13

9. Знакомство с новыми понятиями и терминами (профессиональная деятельность человека — профессии взрослых). 8 марта — Международный

женский день. Формируемые УУД: способность обсуждать со взрослыми и

сверстниками профессии родителей


19. Мамы разные

нужны…


[1] 36 — 37

10. Знакомство с новыми понятиями и терминами (профессиональная

деятельность человека — ветеринар; признаки, отличающие домашних

животных от диких; представители домашних животных среди зверей, птиц

и насекомых; признаки диких животных, отличающие их от домашних; представители диких животных среди зверей и птиц). Формирование навыков

художественного труда (в конкретном случае — оформление страниц альбома фотографиями и рисунками любимых животных). Формируемые УУД:

умение рассказать о своем любимом животном

20. Добрый док-

тор Айболит!


[1] 38 –39;

[2] 14 — 15

23. Дикие

животные


[1] 44 — 45;

[2] 17

11. Знакомство с новыми понятиями (времена года: весна, лето, осень,

зима). Праздничные дни: 1 сентября — начало нового учебного года;

8 марта — Международный женский день

26. Времена года


[1] 50 — 51;

[2] 20

12. Формирование нравственных основ патриотических чувств (названия нашей страны — Россия; Москва — столица России; главная площадь страны — Красная площадь; Московский кремль; Спасская башня;

Кремлевские куранты; парады на Красной площади в честь Дня Победы.

9 мая — День Победы). Формируемые УДД: способность обсуждать со взрослыми серьезные темы, связанные с достопримечательностями столицы России

28. Москва —

столица нашей

Родины


[1] 54 — 55;

[2] 22 — 23

29. Красная

площадь


[1] 56 — 57
























































ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НАЧАЛАМ

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, 36 часа:

Авторы: И.С. Рукавишников, д.ф.н., проф.;

Л.В. Харазова, к.б.н.; Т.Г. Раджувейт, к.п.н.

Необходимые учебные пособия:

[1]. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт

«Друзья Кронтика учатся читать». Книга для

работы взрослых с детьми.

[2]. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт

«Кронтик осваивает звуки». Книга для работы

взрослых с детьми.

[3]. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт

« Учимся писать буквы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка дошкольников к чтению и письму

Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребенка и взрослого в разных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, раз-

витие пространственных ориентиров и тонкой(мелкой) моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса.

А также практическое освоение звуков русского языка с разными целями:

а) с целью последующего чтения (поскольку процесс чтения связан с декодированием напечатанных, то есть представленных в буквенном виде, слов в их звуковые эквиваленты);

б) с целью последующего письма (поскольку процесс письма связан с кодированием звукового образа слова в его письменный эквивалент).

Какова логика освоения звуков с целью последующего чтения?

На первом шаге знакомства с конкретным звуком ребенок слышит этот звук неоднократно. Звук предъявляется ребенку как самостоятельная единица, имеющая собственное значение: с разными интонациями, иногда в разных контекстах, иногда в аналогичных, близких контекстах. Иногда этот звук специально «нагнетается», то есть зачитываемые ребенку предложения состоят из слов, в которых этот звук частотно представлен и как бы «высовывается» из них, становится хорошо различимым, а затем (на втором шаге) дошкольник знакомится

с тем, как этот звук может быть записан в виде буквы, как он оформляется в напечатанном виде. На этом втором шаге — при знакомстве с буквенным выражением звука, имеющего для ребенка определенный смысл, — его буквенный символ начинает наполняться для ребенка уже освоенным звуковым содержанием.

В ситуации обучения чтению посредством использования открытого слога логика освоения звуков и соответствующих им буквенных обозначений остается прежней: ребенок на слух знакомится со звуками, входящими в открытый слог, и со звуковым обликом слога в целом(каждый открытый слог в начале обучения чтению также обладает для ребенка смыслом, равным смыслу целого слова), а затем видит этот слог в буквенном оформлении, то есть напечатанным в книге. На втором шаге ребенок «озвучивает» опознанный им слог, то есть читает его.

На самом начальном этапе обучения чтению каждый осваиваемый ребенком звук наполнен для него конкретным смыслом, точно так же и за каждым слогом стоит определенный смысл(БЕ-БЕ: так обычно говорит барашек; БО-БО: так

барашек жалуется на царапину; БА-БА: так барашек зовет свою бабушку; БИ-БИ: так он сигналит игрушечной машинкой и т. д.). Ребенок сначала осваивает первую слоговую модель «буква согласного (точнее, конечно, было бы сказать

«твердая и мягкая пара согласных») + буква гласного», в которой первая остается неизменной, а вторая меняется. Например, в случае с МА, МО,

МУ, МЕ, МЫ, МИ буква М, обозначающая пару согласных звуков [м] и [м’], будет оставаться во всех слогах одной и той же. Вслед за освоением

первой слоговой модели ребенок осваивает вторую слоговую модель с другой буквой согласного — например, БА, БО, БУ, БЕ, БЫ, БИ. После того как этот алгоритм усвоен и отработан на двух графических моделях, сформированный

навык переносится на другие сочетания букв.Необходимо отметить, что за каждым слогом закрепляется значение самостоятельного слова только в период освоения двух первых базовых графических моделей (МА, МО, МУ, МЕ, МИ… и

БА, БО, БУ, БЕ, БЫ, БИ…). Это делается для того,чтобы поддержать мотив чтения ребенка и сделать прочитывание самых первых слогов не бессмысленным. В дальнейшем, по мере накопления тот же слог может являться частью самых разных слов. Например, слог КО: КО-ЗЫ, КО-НИ,КО-ШКИ. Или РО: СО-РО-КИ, ВО-РО-НЫ.

Какова логика освоения звуков с целью последующего письма?

Программа ориентирована на постоянную тренировку фонематического слуха дошкольника, поскольку именно развитый фонематический слух позволяет дошкольнику осознавать связь между звуком и обозначающей его буквой, которую необходимо не только опознать,но и написать, воспроизвести. Поэтому специально организованная работа по различению на слух и произнесению звуков обязательно сопровождается «письменными» упражнениями, связанными не просто с рассматриванием букв, которыми обозначаются изучаемые звуки, но и с воспроизведением их с помощью пишущего средства. Это значит, что цепочка,

начатая с различения звука на слух и воспроизведения его в речи,заканчивается установлением связи этого звука с буквой и освоением ее графического образа. Таким образом, к слуховому и мышечному (связанному с речедвигательным аппаратом) анализаторам подключаются еще зрительный и моторный. Итак,

осознание связи между звуком и буквой важно не только для формирования навыков чтения,но и для формирования графического навыка письма. Дошкольник, знающий буквы и обладающий развитым фонематическим слухом, в состоянии не только написать букву, копируя образец, но и правильно написать(«напечатать») короткие слова, воспринятые на слух,если, конечно, все фонемы в них стоят в сильной позиции. Это в перспективе развития фонематического восприятия дошкольника является важным умением, хотя на той стадии освоения письма, которой мы занимаемся в предшколе(письмо как «печатание»), главное назначение письма в другом: письмо является моторным способом запоминания начертаний букв и способом различения их отдельных конструктивных элементов (повторяющихся в других знаках).Более того, это значение письма как моторного тренажера выходит далеко за рамки формирования графического навыка. Тренировка движений пальцев рук является одним из требований подготовки ребенка к активной речи. Фундаментальность этого требования связана с открытием, сделанным канадскими учеными У. Пенфилдом, Г. Джаспером, Л. Робертсоном,которые составили карту речевых зон коры головного мозга. Карта убеждает в том, что треть всей площади двигательной проекции занимает проекция КИСТИ РУКИ, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Именно величина проекции КИСТИ и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка

общей моторики. Эту позицию разделяют и русские исследователи: М. Кольцова, Л. Фомина. На большом экспериментальном материале Л.Фомина доказала, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Как пишет М. Кольцова, «до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся».Данная программа предполагает, что дошкольник каждую изучаемую букву прописывает неоднократно, используя сначала указательный палец ведущей руки (обводя буквы в книге по стрелкам), а затем пишущее средство (обводя карандашом или ручкой в тетради).Важность первого этапа (прописей указательным пальцем) связана с тем, что ребенок обводит контур буквы, не делая при этом больших пауз между отдельными двигательными актами

(что обеспечивает моторное запоминание образа буквы как целого), тогда как при обведении буквы с помощью пишущего средства ребенок делает достаточно большие паузы между написанием ее элементов, что «разваливает» целостный образ буквы в его сознании. Почему на ступени предшкольного образования целесообразнее заниматься «печатанием» букв, чем прописью, то есть письменными буквами? Несмотря на то что в 6 лет детям с нормальным развитием доступны любые графические движения (штрихи и линии), целенаправленным

освоением написания письменных букв они заниматься пока не готовы. Не случайно в 1-м классе на формирование графического навыка отводится три учебные четверти, то есть весь период обучения грамоте. Физиологами доказано, что только к концу 4-го года жизни ребенок начинает четко чувствовать параллельность вертикальных линий, в 5 лет – горизонтальных линий и только в 6 лет – наклонных (причем, когда ребенок устает, он как бы опускается на одну возрастную ступень ниже). От детей 6 лет трудно добиться параллельности наклонных линий (а именно это необходимо для написания письменных букв),

если не посвящать этому большой отрезок времени. А такую возможность дает только период школьной подготовки. Отсутствие же систематических занятий прописями приводит к закреплению неверной траектории движений и неправильной конфигурации букв.Порядок введения звуков связан с необходимостью решать две задачи: формирование фонетических средств языка и обучение слоговому чтению. Они решаются сначала на материале тех звуков, которые наиболее хорошо произносятся и усваиваются даже детьми с нарушениями фонематического восприятия и общим недоразвитием речи. Это ГЛАСНЫЕ [у], [а], [о],[и], [ы] и СОГЛАСНЫЕ раннего онтогенеза [м],[б], [п] и [г], [х], [к], а чуть позже [н], [в], [ф].Фонетическая интрига, цель которой каким-то образом содержательно мотивировать каждый вводимый звук («муканье» и «меканье», «беканье», жужжание и зудение, свист, шипение и т. д.)следует логике восприятия звуков детьми.В первичном чтении участвуют сначала те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка(например: [м], [н], [п], [т]). Специально организована работа по различению на слух и произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]), сонорных ([р], [л]). В ходе занятий чтение простейшего (открытого из двух букв) слога сочетается с упражнениями в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (пары по звонкости-глухости, мягкости-твердости, пары свистящий-шипящий ([с]-[ш], [з]-[ж]) и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

2. Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова.

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков:свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч],[щ]), сонорных ([р],[л]).

3. Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).

4. Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;

в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными (с синхронным повторением первой модели);

г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоенных прямых открытых слогов;

д) чтение открытых слогов с использованием все новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введенной согласной через звукоподражание).

Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребенка к чтению,могут быть сформулированы как:

— пространственно-инструментальная (формировать умение ориентироваться в книге и на странице — находить нужную иллюстрацию,текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки,слова, слога, буквы; формирование механизма контекстного прогнозирования (пролепса)как основного механизма, необходимого для чтения (прогнозирование продолжения слова,сочетания слов, предложения);

— фонетическая (учить ребенка слышать,различать и произносить изучаемые звуки; развивать его речеслуховой анализатор, отвечающий за правильное восприятие и представление звуков в сознании; помочь формированию

его речедвигательного анализатора, отвечающего за правильное воспроизведение звуков);

— фрагментарно-знаковая (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);

— предметно-символическая (научить понимать различие между предметом и словом названием этого предмета);

— аналитико-синтетическая (добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога).

БАЗОВЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предпосылки универсальных учебных действий

С помощью системы пособий дошкольник научится:

— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

— понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;

— ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

— пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами,

указателями, фишками, лупой и т. д.);

— правильно держать орудие письма;

— выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями и инструментами);

— обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

— по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.).

Интегративные знания и умения

Ребенок будет способен:

— слышать, различать и произносить изучаемые звуки;

— иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребенка;

— понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;

— сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);

— узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;

— ориентироваться в книге и на странице:находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;

— пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога,буквы или детали картины;

— менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;

— различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;

— различать предмет и слово-название предмета;

— членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);

— различать звуки разного качества.
































Тематическое планирование к пособию

«Друзья Кронтика учатся читать»

(Книга для работы взрослых с детьми)

(16 занятий по 30 минут)


занятия



Тема и содержание занятия


Страницы



1

Глава 1. Про звук У и про раннее детство Маленькой Коровы

На с. 8 читаем до слов: «Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»


С. 3 — 8


2

На с.8 начинаем со слов: «Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот

так: «О!»


С. 8 — 12


3


С. 13 — 17


4

Глава 2. Маленькая Корова учит читать Маленького Барана

С. 18 — 21


5


С. 22 — 26

6

Глава 3. Мумука слушает музыку луга и леса

С. 27 — 31

7


С. 32 — 36

8

Глава 4. Ночные и утренние звуки

С. 37 — 42

9

Глава 5. У Мумуки появляется новый ученик – Рыжий Бычок

С. 43 — 50

10

Глава 6. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком

Читаем до слов: «Наблюдая за котёнком Рыжиком…» на с. 55.

С. 51 — 55

11

Возвращаемся на с. 54 и начинаем со слов: «Но изредка Жучка лаяла совсем

по-другому».


С. 54 — 58




12

Глава 7. Миша вышел во двор

Читаем до слов: «Прочитай, как Миша зовет Рыжика!» на с. 63



С. 59 — 63



13

Возвращаемся к началу с. 63


С. 63 — 66




14


Глава 8. Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким

Читаем до слов: «Что же он? Ничего нормально сказать не может?»




С. 67 — 72




15

Возвращаемся к началу с. 72


С. 72 — 77


16

Глава 9. Первый урок, который Мумука дала Мише


С. 78 — 81




Глава 10. Ещё одна глава про звук У


С. 82 — 85






Тематическое планирование к пособию

«Кронтик осваивает звуки»

(Книга для работы взрослых с детьми)

(20 занятий по 30 минут)


№ занятия ,Тема занятия


Страницы

1 Глава 1. Мумука ведёт своих друзей в Музейный Дом Волшебного Леса

(до отметки «Конец занятия»)


2 Глава 2. Так много птиц в одном месте!


3 (до отметки «Конец занятия»)


4 Глава 3. Ну и зачем нам речь?


5 Глава 4. Все должны спастись! (до начала главы 5)


6 Глава 5. Мишка рассматривает животных


7 Глава 6. Волли Волкович придумал игру


8 Глава 7. Друзья учат Кронтика различать звуки


9 Глава 8. Кронтика тренируют Лягушка и Ворона


10 Глава 9. КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнатой и КУ-КУ-кухней


11


12 Глава 10. Почему жуки ищут жабу? (до отметки «Конец занятия»)


13


14 Глава 11. Елиса пришла!


15 Глава 12. Вот это картины! И с гранатом… и с ящерицей!


16 Глава 13. Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы


17 Глава 14. Кронтик и Елиса соревнуются


18 Глава 15. Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса?


19 Глава 16. Кронтик выбирает картину, где всех по двое


20 Глава 17. Кто же победит: Кронтик или Елиса?

С. 3 — 10




С. 10 — 13


С. 14 — 18


С. 18 — 23


С. 24 — 29


С. 29 — 35


С. 36 — 41


С. 42 — 48


С. 49 — 55


С. 56 — 61


С. 62 — 67


С. 68 — 74


С. 74 — 79


С. 80 — 84


С. 85 — 89


С. 90 — 95



С. 96 — 100


С. 101 —104


С. 105 —109


С. 110 —115





Предшкола нового поколения





КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ОСНОВЫ

И ПРОГРАММЫ

( дошкольников 5-7 лет)













2013-2015 учебный год