СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  естественнонаучной направленности "ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ" Возраст учащихся: 7-8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ"»

8



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

«Минская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского»









ТОЧКА РОСТА






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

"ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ"

Возраст учащихся: 7-8 класс





















Пояснительная записка


Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ" на базе "Точки Роста"предназначена для работы с детьми 7-8 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

а) непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
б) развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; 
в) системности организации учебно-воспитательного процесса;
г) раскрытия способностей и поддержки одаренности детей.

Цели: развитие познавательной сферы учащихся; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества.

  2. Научить детей вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

  3. Развитие способности понимать других людей.

  4. Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.

  5. Развитие произвольной сферы учащихся.

  6. Развитие творческого воображения.

  7. Развитие эмоциональной сферы учащихся; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

  8. Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ"организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: групповые и индивидуальные занятия. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение ребятами новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки. Основные виды творческих работ – это исследовательские работы на различные темы. 

На курс отводится 1 час в неделю в год.

В результате изучения курса учащиеся могут научиться:

– основам информационных технологий;
– основам исследовательской деятельности;
– аналитически мыслить;
– вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
– основам оформления работ.




Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности


В результате изучения курса “Проектная мастерская” обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

- научатся

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.



Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.



Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Школьник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.




Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Школьник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема занятий

Кол-во занятий

Срок

1

Что такое проект. Виды проектов.

1



2

Что такое исследование

1



3

Понятийный аппарат исследования

1



4

Информационные источники.

1



5

Методы исследования.

1



6

Что такое эксперимент. 

1



7

Эксперименты с реальными объектами.

1



8

Наблюдение и наблюдательность. 

1



9

Как выбрать тему исследования.

1



10

Цели и задачи исследования.

1



11

Учимся задавать вопросы. 

1



12

Учимся вырабатывать гипотезы. 

1



13

План исследования.

1



14

Тренировочное занятие по методике проведения коллективных исследований

1



15

Учимся выделять главное и второстепенное. 

1



16

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

1



17

Сбор материала для исследования.

1



18

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1



19-20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2



21

Обобщение полученных знаний.

1



22

Как сделать сообщение о результатах исследования

1



23-25

Индивидуальные консультации по исследовательским проектам

3



26

Как подготовиться к защите.

1



27

Индивидуальные консультации по исследовательским проектам

1



28

Подготовка к защите исследовательских проектов.

1



29-30

Презентация исследовательской работы.

2



31

Подведение результатов. Умение видеть и исправлять ошибки.

1



32

Обобщение полученных знаний

1



33

Что и как можно исследовать во время каникул?

1



34

Подведение итогов.

1














 Содержание программы


1. Введение (1ч)

1. Что такое проект.-1ч

Цель: Знакомство с понятием “проект”; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся.

2. Учимся делать проект (5ч)

2. Что такое исследование - 4ч

Цель: совершенствовать представление обучающихся о научном исследовании, пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое; формировать представление о методах исследования, развитие исследовательских умений

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

3. Что такое эксперимент - 5 ч

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами

4. Учимся вырабатывать гипотезы5 ч

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы, знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Выполнение задач на поиск закономерностей. Общий подбор гипотез к проблеме. Практическая работа по организации исследования «Как составить план работы».

5. Источники информации – 2 ч

Цель: знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

6. Работа по планированию и проведению самостоятельных исследований – 7 ч

Цель: развитие у учащихся уровня поисковой активности, логического мышления, оригинальности, гибкости и продуктивности мышления; способности ассоциировать предметы; развитие качеств психосоциальной сферы

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов, «Как узнать что-то новое самому». Составление плана исследования. Самостоятельная исследовательская практика.

7. Как подготовить защиту исследовательской работы – 3 ч

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Учимся пользоваться мимикой и жестами. Культура выступления. Культура внешнего вида. Что такое ораторское мастерство. Как эффектно начать своё выступление.

8. Презентация результатов исследования. – 3 ч

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления), презентация продуктов деятельности

Оформление исследовательских работ. Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Умение видеть и исправлять ошибки.


3. Заключение

9. Что мы узнали и чему научились за курс – 3 ч

Цель: систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Мы - проектируем”.

Рефлексия проведенной работы за курс. Отбор лучших работ. Рекомендации для выступлений на конференции.




Литература


  1. 1 Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

  5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

  6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.


Электронные ресурсы


  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  5. «Внеурочная деятельность школьников» [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/