СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа проектно – исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах» общеинтеллектуальное направление

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа проектно – исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах» общеинтеллектуальное направление»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1 имени А.С.Пушкина г. Томска


Рабочая программа проектно – исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах» общеинтеллектуальное направление


34 часа




Томск - 2018


Автор-составитель:

Смородинина Е.Э., учитель истории






















Содержание


  1. Паспорт программы проектно - исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах»

  • Актуальность;

  • Новизна;

  • Потенциал программы: мотивирующий, развивающий, здоровьесберегающий;

  • Цели и задачи программы;

  • Основные индикаторы, показатели программы;

  • Ожидаемые результаты;

  • Пояснительная записка программы проктно - исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах»

  • Нормативно-правовое обеспечение;

  • Общая характеристика проектно – исследовательской деятельности на ступени основного общего образования;

  • Личностные, предметные и метапредметные результаты;

  • Результаты проектно – исследовательской деятельности по курсу «История в лицах»

  • Методы и приемы обучения, воспитания и развития;

  • Формы проведения занятий;

  • Структура образовательного процесса

  • Содержание программы внеурочной деятельности;

  • Формы учета и контроля знаний и умений;

  1. Тематический план программы проектно - исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах»

  2. Результаты обучения и освоения содержания курса программы проктно - исследовательской деятельности по истории «История в лицах»

  3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы проектно - исследовательской деятельности

  4. Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся, интернет-ресурсы.


















Паспорт программы проектно - исследовательской деятельности

по истории 5 класс «История в лицах»


Наименование программы- Программа проектно – исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах».

Разработчик программыСмородинина Евгения Эдуардовна, учитель истории, обществознания, права МАОУ лицей №1 имени А.С.Пушкина г. Томска

Актуальность программы - В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Новизна программы - Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают новые требования к подготовке выпускников школы. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Особенностью данной программы является направленность на формирование универсальных учебных действий у учащихся, которые определены и прописаны в календарно-тематическом плане программы.

Потенициал программы

Мотивирующий

  • удовлетворение личных познавательных интересов;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • повышение учебной мотивации учащихся, через вовлечение в активную познавательную деятельность.

Развивающий

  • развитие мотивации к дальнейшему изучению истории Отечества и Всеобщей истории;

  • развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения историческим мышлением;

  • приобщение детей к новому социальному опыту за счет углубления знаний и решения познавательных задач по истории;

  • формирование универсальные исторические понятия.

Здоровьесберегающий

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • обеспечение психологического климата во время занятий;

  • обеспечение гигиенических условий в помещении для занятий;

  • использование методов, способствующих повышению двигательной активности;

  • использование ЗСТ во время занятий.

Цель и задачи программы

Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

  • повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

  • активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;

  • сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира;

  • развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;

  • развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.

Основные индикативные показатели программы

Мотивационно – целевой

  • Общая и качественная успеваемость по предмету;

  • участие в олимпиадах, НПК

  • занятие в ОДО по истории.

Когнитивный

  • сформированность универсальных учебных действий:

  • умение работать с дополнительными источниками; умение планировать работу; рационально организовывать её выполнение; осуществленть самоконтроль; умение работать в заданном темпе; уровень развития мыслительных операций;

  • сформированность специальных умений по истории;

  • сформированность умений работать: индивидуально, коллективно;

  • уровень понимания материала;

  • интерес к содержанию усвоенных знаний; интерес к самому процессу учебной деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений

Деятельностно - практический

  • инициативность;

  • способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы.

  • способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников внеучебной деятельности.

  • способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков;

  • самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач;

  • умения выполнять сложные задания;

  • способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищу;

  • стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами

Эмоционально – волевой

  • способность к преодолению познавательных интересов;

  • стремление к лидерству, интерес к деятельности;

  • эмоциональные переживания;

  • наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;

  • наличие установки на творчество.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «История в лицах» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации проектно - исследовательской деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.

Педагогическая целесообразность данной программы проектно – исследовательской деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:

  • возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

  • этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);

  • этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).

Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.

Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.


Программа проектно – исследовательской деятельности по истории разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2010 год);

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по истории

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

  • идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Содержание программы «История в лицах» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы лицея. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. В лицее обучение истории на ступени основного общего образования ведётся по предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012. Данные программы напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа состоит из 34 часов, 1 раз в неделю по одному часу, рассчитана на учащихся 11-13 лет. Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).


Общая характеристика проектно - исследовательской деятельности на ступени основного общего образования

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению проектно - исследовательской деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.

Цели и задачи проектно – исследовательской деятельности:

Цель данной программы:

  • формирование навыков и умений исследовательской деятельности;

Задачи:

  • воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;

  • выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;

  • способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности

  • привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края;

  • повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;

  • знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.

  • уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;

  • владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;

  • иметь опыт исследовательской работы.

Новизна программы

На страницах журналов, газет, с экранов телевидения вновь зазвучала тема Родины, возрождается интерес к её прошлому, по-новому рассматриваются многие факты. Страна не забыла своих героев, не забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью. В немалой степени ответственность за сохранение нашей исторической памяти лежит и на современных программах, которые все более пристальное внимание уделяют таким темам, как “Куликовская битва ”, “Княгиня Ольга” и т. д. Ведь именно эти уроки дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. При этом стоит напомнить слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”. Данный курс акцентирует внимание именно на патриотическое воспитание, используя методы проектной деятельности.



Содержание программы проектно - исследовательской деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Особое внимание при организации проектно - исследовательской деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:

  • формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  • определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения;

  •  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  •  смысловое чтение;

  •  умение организовывать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:

  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

  • освоение приемов установления причинно-следственных связей;

  • умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;

  • предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван Грозный и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

  • выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, выявлять гуманистические нравственные ценности;

  • давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Ледовое побоище, Александр Невский), установлению тех или иных порядков (Ярослав Мудрый);

  • определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи монголо – татарского нашествия.

Результаты проектно – исследовательской деятельности по курсу «История в лицах»

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение лицеистом исторических знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, рассказ, сообщение, продуктивные игры

Второй уровень результатов

Получение лицеистом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, знания, труд, культура, толерантность, закон, народ), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии лицеистов между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), написание очерков и статей в лицейский пресс-центр, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс правовых знаний на уровне лицея

Третий уровень результатов

Получение лицеистом опыта самостоятельного исторического мышления в открытом социуме, за пределами дружественной среды лицея, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии лицеиста с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, «круглые столы», работа с историческими источниками, документами.


Методы и приемы обучения, воспитания и развития

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Драматизация во проектно - исследовательской деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории России. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.

Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.



Формы проведения занятий

Проектно - исследовательская деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.



Структура образовательного процесса:

    1. Лекции (урок, рассказ, беседа). 
      2.  Семинары.
      3.  Дискуссии, деловые игры, театрализованные представления.
      4.  Индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и ее защита.
      5.  Просмотр кинофильмов по темам



По доминирующей деятельности учащихся их в курсе проектно – исследовательской деятельность «История в лицах» акцентируется внимание на следующие проекты:

  • Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований (роль личности));

  • Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видео­фильм, экспедиция, реферат и т.д.);

  • Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая (театрализация события);

  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении, личности);

  • Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников (макет события));

Ученическая проектно-исследовательская деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:

  • активное познание, поиск, исследование;

  • комплексный характер;

  • творческий характер;

  • учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;

  • личностная или социальная значимость проекта;

  • проблемный характер;

  • вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;

  • воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;

  • планомерность, последовательность, технологичность процесса;

  • самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;

  • сотрудничество с учителем и его координирующая роль;

  • авторское решение, авторская доказательная позиция;

  • защита проекта и его общественная оценка.

Каждый раздел занятий с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:

1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.

2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.

3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.

Алгоритм учебного проектно – исследовательской деятельности может быть раскрыт и таким образом:

  1. Подготовка к работе над проектом.

  2. Выбор проблемы.

  3. Сбор информации.

  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

  5. Реализация плана действий команд.

  6. Подготовка к защите проекта.

  • Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).

  • Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).

  • Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)

  • Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

  1. Презентация проекта.

  2. Рефлексия (анализ).

Учитель истории должен понимать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах. Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:

  • степень усвоения учениками учебного материала;

  • пробелы в знаниях и умениях лицеистов;

  • правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;

  • применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектно – исследовательской деятельности деятельности.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания  из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной деятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

  •  умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

7. Презентационные умения и навыки:

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • навыки монологической речи;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.



Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).



Содержание исследовательской работы

    1. Ведение.

Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

  • прямая речь;

  • слова автора проекта;

  • в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение.

Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность.

Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы.

Таким образом, под проектно – исследовательской деятельностью подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

.

Содержание программы проектно - исследовательской деятельности

Введение (4 часа) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Что такое проектно – исследовательская деятельность? Классификация проектов.

Тема № 1. (4 часов) Древняя Русь.

Реформаторы Древней Руси. Княгиня Ольга «хитрая, мудрая». Владимир Святославич. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Святослав Игоревич. Антоний Печерский. Феодосий Печерский. Нестор.

Тема № 2 (4 часа) Русь удельная

Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое гнездо. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Евпатий Коловрат.

Тема № 3 (4часов) Объединение Руси вокруг Москвы

Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Дмитрий Донской (1350 - 1389). Строительство Кремля. Борьба с Ордой. Набег Тохтамыша. Иван III. Свержение ордынского ига. Судебник. Митрополит Петр. С. Радонежский и А.Рублев. Ослябя и Пересвет. «Житие».

Тема № 4 (4 часа) Россия XVI века

«Избранная рада». Реформы. А.Ф. Адашев. Сильвестр. Опричнина. Григорий Скуратов. Иван Грозный. Начало освоения Сибири. Строгановы. Ермак Тимофеевич.

Тема № 5 (4 часов) Россия периода Смуты

Правители эпохи. Б. Годунов. Лжедмитрий I. Юрий (Григорий) Отрепьев. В. Шуйский. К. Минин. Д.М. Пожарский. Иван Сусанин.

Тема № 6 (4 часа) Первые Романовы

Михаил Федорович (1596 - 1645). Алексей Михайлович (1629 - 1676). А.Л. Ордин -

Нащокин (1607(?) - 1680).. Никон. Аввакум. Феодосия Морозова.

Выступления и защита проектов (6 часов)

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов

Введение

4

Тема 1. Древняя Русь

4

Тема 2. Русь удельная

4

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы

4

Тема 4. Россия в XVI веке

4

Тема 5. Россия в период Смуты

4

Тема 6. Первые Романовы

4

Выступления и защита проектов

6

Итого:

34

Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в форме защиты проектов (выступления, организация конкурсов, постановок, составление и решение кроссвордов и ребусов), выполнение творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде выставки работ или презентации проекта.

Тематический план программы проектно – исследовательской деятельности по истории 5 класс «История в лицах»


п/п

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Универсальные учебные действия

Формы занятий

Введение в историю (5 часов)


1-4

Введение


4

  • Составление схемы «Главные вопросы историка»;

  • Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины»;

  • Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»;

  • Решение познавательных задач «Историческая хронология»;

  • Проекты «История в названиях городов и улиц», «Мое имя».


Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-поиск и выделение информации;

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под понятие, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

урок, игра, исследование, дискуссия,

беседа, проекты

Древняя Русь. (6 часов)


5-8

Древняя Русь.

4

  • Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании отрывков из «Повести временных лет».

  • Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

  • Составлять характеристики Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

  • Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

  • Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город»

  • Выступление с докладами;


Регулятивные УУД

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные УУД

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные УУД

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные УУД:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

урок, игры - путешествия, проекты, исследования, конкурсы

Русь удельная (4 часа)


9-12

Русь удельная

4

  • Участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород»

  • Изучать материалы о походах завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

  • Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.

  • Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище, используя материалы учебника, отрывков летописей и картосхем.

  • Составлять характеристику Александра Невского

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-поиск и выделение информации;

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под понятие, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

урок, беседа, кинотеатр, игры, проекты, исследования, конкурсы, круглые столы, дебаты.

Объединение Руси вокруг Москвы(5 часов)


13-16

Объединение Руси вокруг Москвы

5

  • Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

  • Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

  • Рассказывать о Куликовской битве, используя различные источники и карту.

  • Раскрывать значение Куликовской битвы.

  • Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Регулятивные УУД

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные УУД

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные УУД

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные УУД:

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

урок, беседа, кинотеатр, игры, проекты, исследования, дебаты. дискуссии

Россия XVI века (4 часа)


17-20

Россия XVI века

4

  • Изучать документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

  • Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа разных документов.

  • Составлять характеристику Ивана Грозного.

  • Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов про Ивана Грозного, обмениваться мнениями о нем как правителе и человеке.

  • Использовать карту для характеристики роста территории Московского государства.

Регулятивные УУД

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные УУД

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

урок, кинотеатр, путешествия, проекты, исследования, дискуссии, соревнования

Россия периода Смуты (5 часов)


21-24

Россия периода Смуты

4

  • Характеризовать личности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Н.Минина и Д.Пожарского и давать им оценку

  • Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».

  • Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.

  • Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия Смуты для российского государства

Регулятивные УУД

ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные УУД

  • умение проводить наблюдение, эксперимент, простейший опыт, проект, учебное исследование под руководством учителя;

  • умение работать с информацией: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, структурировать информацию, выделять главное и второстепенное;

  • умение работать с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение);

  • умение работать с метафорами;

  • умение давать определение понятиям;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, родовидовых отношений, обобщать понятия;

  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • умение анализировать полученные результаты и применять их к новым ситуациям.

Коммуникативные УУД

  • умение распределять роли в ходе выполнения группового проекта, координировать свои действия с действиями одноклассников в ходе решения единой проблемы;

  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнёров, уметь убеждать;

  • умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умение осуществлять само- и взаимоконтроль.

Личностные УУД:

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

урок, беседа, кинотеатр, путешествия, проекты, исследования, круглые столы, соревнования

Первые Романовы(4 часа)


25-28

Первые Романовы

4

  • Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича

  • Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума

  • Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

  • Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения). 

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

урок, беседа, игры, проекты, исследования, дебаты.

Основные итоги, характерные черты развития Русского государства (1 час)


29-34

Выступления и защита проектов

6

  • Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений отдельных представителей отечественной истории, характеризовать общие черты и особенности исторического развития, формулировать и обосновывать выводы;

  • Защита проектов

Регулятивные УУД

учитывают установ­ленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД

  • умение структурировать материал; умение выбрать оптимальную форму презентации образовательного продукта; умение использовать ИКТ для защиты полученного образовательного продукта.

  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные УУД

  • умение выражать и доказывать свою позицию, объяснять, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • умение формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владение устной и письменной речью, умение строить монологическое контекстное высказывание;

  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Личностные УУД:

Выражают аде­кватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устой­чивую учебно- познавательную мотивацию учения

беседа, путешествия, проекты, исследования
















Результаты обучения и освоения содержания курса программы проектно – исследовательской деятельности по истории «История в лицах»:

  • сформированы когнитивные и коммуникативные компетенции через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

  • осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства;

  • понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • Владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

  • сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

  • сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • понимать на слух речь учителя, одноклассников;

    • понимать смысл адаптированного текста;

  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

    • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

  • инсценировать исторические сюжеты;

    • передавать историческую информацию в виде художественных образов;

    • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

  • приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;

  • получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);

  • получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантное отношение к истории других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

  • творчество.







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы проектно – исследовательской деятельности

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер учителя

  • Лицензионное программное обеспечение

  • Телевизор

  • DVD-VHS-плеер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

Печатные средства обучения

  • Портреты историков

  • Лента времени

  • Демонстрационные карты

  • Картины, таблицы, схемы

  • Стандарт основного общего образования

  • Раздаточный материал по истории

  • Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь)

  • Научная, научно-популярная литература по курсу Истории Древнего мира

Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия

  • Учебные CD-ROM по истории

  • Фильмы на DVD/CD

  • МФУ (лазерный принтер-сканер-копир)

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории

Другое

  • Выход в интернет

  • Картотека методической литературы


Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся

  1. Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. Краснодарский НМЦ.

  2. Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – М.,2011.

  4. Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.

  5. Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.

  6. Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.

  7. Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.

  8. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.

  9. Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006.

  10. Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.

  11. Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.

  12. Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.

  13. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони-Старший Ж. – М., 2007.

  14. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.

  15. Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008.

  16. .Златоструй. Письменные источники.- М., 2010.

  17. Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками.- М., 2010.

  18. Рогов А.Д., Липко Г.М. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и Средних веков.- М., 2009.

  19. 100 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие// под общей редакцией А.Н.Алексашкиной.- М., 2011.


Интернет-ресурсы

1. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru

2.Древний мир htt://www.ancient.ru/

3.Древняя Греция http://ellada/spb.ru/

4.Древний Рим http://ancientrome.ru/

5.История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru

6.Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru

7.Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru