Рабочая программа профессионального модуля разработанный на основе ФГОС по специальности «Парикмахер» 43.01.02
Программа профессионального модуля– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
выполнения мытья и массажа головы, классических и салонных стрижек (женских, мужских), укладок, бритья головы и лица;
выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.
выполнять все виды стрижек и укладок в соответствии с инструкционно-технологической картой;
выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
нормы расхода препаратов. Времени на выполнение работ;
учебной практики - ____и производственной практики – _____часов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «выполнение стрижек и укладок», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел ПМ 1. Выполнение укладок волос | | 60 |
Введение | Содержание | |
1 | Общие сведения о предмете; его задачи. Сфера услуг в России, ее задачи. Предприятия сферы услуг, специфика их деятельности. Виды услуг, предоставляемых парикмахерскими, основные и дополнительные услуги. Формы обслуживания. Характеристика труда парикмахера; творческие аспекты профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества. Значение культуры обслуживания. Особенности работы в специализированных предприятиях, специализированных залах парикмахерской. Перспективы профессионального роста парикмахера. Значение уровня профессионального мастерства. Общие сведения из истории прически. Особенности современных причесок. | |
Тема 1.1. Общие правила обслуживания посетителей | Содержание | |
1 | Виды и типы парикмахерских. Мужские, женские, смешанные. Салоны-люкс, салоны-парикмахерские, парикмахерские. | |
2 | Оборудование рабочего места парикмахера. Требования к размещению оборудования. Размещение инструментов и приспособлений. |
3 | Подготовительные работы. Подготовка рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов. Мытьё рук, дезинфекция инструментов. |
4 | Заключительные работы. Вычесывание остриженных волос, оформление карточки клиента, наведение порядка на рабочем месте. |
Тема 1.2. Аппаратура, инструменты и приспособления для парикмахерских работ. | Содержание | |
1 | Аппараты парикмахерской. Аппараты для сушки волос; конструкция, принцип действия, правила пользования. Электроаппаратура для термической завивки волос; устройство, правила применения. | |
2 | Инструменты для расчесывания. Расчески, щетки; их виды и назначение. |
3 | Инструменты для стрижки и бритья.Режущий инструмент (ножницы, бритвы); их виды, назначение; основные приемы работы. Правила определения качества заточки. Способы правки бритв. Машинки электрические; конструкция, принцип действия. Простые неисправности и способы их устранения. Приемы работы электрической машинкой. Правила замены съемных ножей. |
4 | Инструменты для укладки волос. Щипцы электрические; их виды, назначение и правила пользования. Инструмент для термической завивки волос; его разновидности и приемы работы. Бигуди их виды, применение. Зажимы, назначение. Приспособления, используемые при стрижке и укладке волос. |
5 | Приспособления для парикмахерских работ. Зажимы, назначение. Приспособления, используемые при стрижке и укладке волос. Правила содержания и дезинфицирования инструмента, приспособлений. Требования безопасности труда. |
6 | Парикмахерское белье. Виды белья, назначение, правила использования. Требования к белью, условия хранения. |
Практические занятия | |
1 | Освоение основных приемов работы режущим инструментом. | |
2 | Освоение основных и вспомогательных приемов держания и работы расчесок. |
3 | Освоение работы электрической машинкой; замены съемных ножей. |
4 | Освоение работы со щипцами, профессиональным феном для укладки волос. |
5 | Освоение работы аппаратуры, используемой для укладки волос. |
Тема 1.3. Технология мытья и массажа головы. | Содержание | |
1 | Мытье головы. Общая характеристика мытья головы; ее цели и значение. Подготовительные работы при мытье головы. Сущность гигиенического и лечебно-профилактического мытья головы. Требования к воде для мытья головы. Операции и виды работ при мытье головы; их последовательность. Правила применения моющих средств с учетом их назначения и влияния на кожу и волосы, индивидуальный подбор. Особенности мытья головы с применением средств специального назначения: растительные средства, бальзамы, эмульсии, лечебные препараты и др. | |
2 | Расчесывание волос. Задачи и цели расчесывания. Технология выполнения расчесывания спутанных волос. |
3 | Массаж головы. Назначение массажа головы. Показания и противопоказания к массажу. Методы выполнения массажа. |
4 | Сушка волос. Методы сушки волос. Технологический режим сушки волос. Основные правила и приемы расчесывание волос. |
Практические занятия | |
1 | Освоение технологий гигиенического мытья головы; сушки и расчесывания волос. | |
2 | Освоение технологии лечебно - профилактического мытья головы; сушка и расчесывание. |
3 | Освоение навыков применения средств для ухода за волосами. |
4 | Освоение технологии выполнения массажа головы. |
Тема 1.4. Методы укладки и завивки волос | Содержание | |
1 | Общее понятие об укладке волос. Элементы прически: пробор, крон, волна, локон. Факторы, влияющие на сохранность прически. Способы укладки волос. | |
2 | Укладка волос феном. Назначение и применение метода укладки волос феном. Требование к волосам. Основные этапы обработки волос. Значение и правила применения специальных средств для укладки. Технология укладки волос феном. |
3 | Метод горячей завивки волос. Требования к щипцам. Завивка локонов. Завивка волос волнами. Факторы, обеспечивающие качественную завивку. Завивка парика. Методы завивки с учетом формы прически и элементов, составляющих прическу. Технологические особенности процесса завивки парика, влияющие на качество прически. |
4 | Завивка и укладка с применением бигуди и зажимов. Способы накрутки волос. Назначение и правила применения зажимов. Зависимость применения бигуди от модели прически. Метод закручивания волос в плоские колечки. Методы оформления силуэта и формы прически: начесывание, тупирование и др. |
5 | Укладка волос холодным способом. Требования к волосам. Общие приемы холодной укладки. Правила применения специальных составов. Способы сохранения формы и оформления причесок. |
6 | Декоративное оформление уложенных волос в прическу. |
Практические занятия | |
1 | Освоение навыков укладки волос феном различными способами. | |
2 | Освоение приемов укладки волос феном различных участков головы с использованием щетки, расчески и без них. |
3 | Освоение навыков выполнения элементов прически: пробор, волна , крон, локон. |
4 | Освоение технологии укладки волос холодным способом: укладка в прическу без пробора; с прямым, косым пробором и др.; последовательность обработки волос, технологические приемы. |
5 | Освоение технологических приемов укладки волос щипцами. |
6 | Освоение приемов накручивания волос на бигуди и зажимы. |
7 | Освоение технологических способов завивки волос с учетом модели прически; вариантов сочетания способов накручивания волос. |
8 | Освоение технологии укладки завитых волос в прическу. |
9 | Освоение приемов декоративного оформления модельных причесок. |
| Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетности и подготовка к их защите. Самостоятельное изучение правил выполнения укладок волос с применением различных инструментов и различными способами. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Способы оформления прически, выполненной холодным способом. Характерные особенности повседневных и вечерних причесок. Варианты различных методов укладок для длинных волос. | |
Раздел ПМ 2. Выполнение стрижек волос | | |
Тема 2.1. Фасоны и виды стрижек | Содержание | |
1 | Основные факторы, влияющие на выбор стрижки. Подбор стрижки в соответствии с индивидуальными особенностями клиента. | |
2 | Фасоны и виды стрижек. Влияние появления современных инструментов и веяний моды на фасон стрижки. |
3 | Разновидности стрижек. Простые, модельные, моделирующие, комбинированные стрижки. |
4 | Деление волосяного покрова на зоны. Основные зоны: фронтальная, затылочная. Проборы, выполняемые при делении на зоны. |
5 | Форма стрижки. Монолитная (массивная), градуированная, каскадная (прогрессивная), равномерная. |
6 | Силуэт стрижки. Наружный контур прически, определяющий её форму. |
7 | Структура стрижки. Распределение длины волос в различных зонах волосяного покрова головы. |
8 | Линия стрижки. Углы среза, оттяжки, отчёса. Контрольная прядь. Горизонтальные, вертикальные, диагональные линии стрижки. |
9 | Виды среза. Прямой, острый срез. Внутренний, внешний срез. Скользящий срез слайсинг, точечный срез пойнткат. Зубчатый срез пойнтинг. |
Практические занятия | |
1 | Освоение приемов деления волосяного покрова головы на зоны. | |
2 | Освоение приемов выделения проборов. |
3 | Овладение приемами выполнения срезов прямыми и филировочными ножницами. |
Тема 2.2. Операции стрижки | Содержание | |
1 | Сведение волос «на нет». Способы стрижки машинкой с применением насадок и без насадок. Сведение на «нет» первым способом (без расчески) и вторым способом (с расческой). | |
2 | Сведение волос «на нет». Зона сведения «на нет» и форма стрижки. Величина зоны сведения «на нет» в зависимости от длины волос теменной зоны. |
3 | Тушевка. Операция плавного перехода в длине волос. Инструменты, технология выполнения. |
4 | Филировка. Назначение, виды, способы. Прикорневая филировка, филировка по всей длине пряди, на концах. |
5 | Филировка. Способы филировки простой и филировочной бритвой. |
6 | Окантовка. Назначение, виды. Окантовка челки. |
7 | Окантовка. Назначение, виды. Окантовка висков. |
8 | Окантовка. Назначение, виды. Окантовка шеи. |
9 | Снятие на пальцах. Технология выполнения операции стрижки снятие на пальцах. |
10 | Схема стрижки. Параметры, отражающиеся в схеме стрижки: поверхность головы, деление на зоны, углы оттяжки, линия среза, порядок выполнения, инструменты. |
Практические занятия | |
1 | Отработка навыков выполнения операции стрижки сведение волос «на нет». | |
2 | Отработка навыков выполнения операции стрижки тушевка. |
3 | Отработка навыков выполнения операции стрижки филировка. |
4 | Отработка навыков выполнения операции стрижки окантовка челки, окантовка висков. |
5 | Отработка навыков выполнения операции стрижки окантовка шеи. |
6 | Отработка навыков выполнения операции стрижки снятие на пальцах. |
7 | Отработка навыков выполнения технического рисунка стрижки – схемы. |
Тема 2.3. Методы стрижки. | Содержание | |
1 | Метод прядь на прядь. При стрижке массивных форм, при контрастной стрижке для создания массивной формы. Угол оттяжки 00, линия среза параллельна пробору. | |
2 | Метод прядь за прядью. Каждая последующая прядь стрижется по предыдущей, являющейся для неё контрольной. Угол подъема 90. Срез прямой, пойнтинг, пойнкат. |
3 | Метод ступенчатой стрижки. Стрижка каждой последующей пряди с увеличением угла оттяжки пряди. |
4 | Метод свободной руки. Стрижка бритвой и при выполнении скользящего среза слайсинг. |
5 | Градуирование горизонтальными проборами с изменением угла оттяжки. Метод ступенчатой стрижки. |
6 | Градуирование вертикальными проборами с изменением угла среза. Непараллельная постановка пальцев позволяет выбрать различные углы среза. |
7 | Градуирование вертикальными проборами с изменением угла отчёса прядей. Применяется при выполнении модельных стрижек с изменением объёма фронтальной и затылочной зон. |
8 | Градуирование вертикальными проборами с изменением угла оттяжки (подъёма) прядей. Оттяжка прядей вверх или вниз. Метод стрижки прядь за прядью. |
Практические занятия | |
1 | Отработка навыков выполнения стрижки волос методом прядь на прядь. | |
2 | Отработка навыков выполнения стрижки волос методом прядь за прядью. |
3 | Отработка навыков выполнения стрижки волос методом ступенчатой стрижки. |
4 | Отработка навыков выполнения стрижки волос методом свободной руки. |
5 | Отработка навыков градуирования горизонтальными проборами с изменением угла оттяжки пряди. |
6 | Отработка навыков градуирования вертикальными проборами с изменением угла среза. |
7 | Отработка навыков градуирования вертикальными проборами с изменением угла отчёса прядей. |
8 | Отработка навыков градуирования вертикальными проборами с изменением угла оттяжки (подъёма) прядей. |
Тема 2.4. Технология выполнения классических стрижек волос. | Содержание | |
1 | Технология выполнения базовой стрижки «Простая» для волос равной длины по всей поверхности головы. КП переходит с пряди на прядь, угол оттяжки КП 90, проборы горизонтальные, метод стрижки прядь за прядью, структура – все волосы одинаковой длины, форма – повторяет форму головы, силуэт равномерный. | |
2 | Технология выполнения базовой стрижки «Каре». КП у краевой линии роста волос на шее, угол оттяжки КП 0, проборы горизонтальные, метод стрижки прядь на прядь, структура – самые короткие волосы КП, постепенно длина увеличивается к теменной зоне, форма монолитная, силуэт трапеция. |
3 | Технология выполнения базовой стрижки «Каскад». КП – прядь на макушке толщиной 1,5 на 1,5 см, угол оттяжки КП 90, остальные волосы попрядно подтягиваются к КП и подстригаются до её длины, метод стрижки прядь за прядью, структура – самые короткие волосы – КП, постепенно удлиняются к периферийным зонам, силуэт – вытянутый овал, форма прогрессивная. |
4 | Технология выполнения базовых стрижек «Шарм» и «Итальянка». Проборы вертикальные, угол оттяжки 90 , КП выделяется вертикальными проборами от середины лба до середины шеи. Метод стрижки – прядь за прядью, градуирование вертикальными проборами с изменением угла среза пряди, форма для «Шарма» градуированная, для «Итальянки» прогрессивная, силуэт расширенный сверху овал, для «Итальянки» вытянутый овал. Структура удлинение от затылка ко лбу и от лба к затылку, соответственно. |
Практические занятия | |
1 | Отработка навыков выполнения стрижки «Простая». | |
2 | Отработка навыков выполнения стрижки «Каре». |
3 | Отработка навыков выполнения стрижки «Каскад». |
4 | Отработка навыков выполнения стрижки «Шарм». |
5 | Отработка навыков выполнения стрижки «Шарм». |
Тема 2.5. Технология выполнения салонных стрижек (модельных) | Содержание | |
1 | Технология выполнения мужских стрижек типа «Канадка». Стрижки «Бокс», «Полубокс», «Полька», «Канадка». Длина волос при выполнении стрижек типа «Канадка». | |
2 | Технология выполнения пластических стрижек. |
3 | Технология выполнения асимметричных стрижек. |
4 | Технология выполнения креативных стрижек. |
5 | Технология выполнения стрижек методом блоков. |
6 | Технология выполнения моделирующих стрижек. Стрижки на основе базовых стрижек с учетом индивидуальных особенностей клиента. |
7 | Технология выполнения комбинированных стрижек. Стрижки, сочитающие технологии 2-3 базовых. |
8 | Выполнение современных стрижек по технологиям ведущих парикмахерских школ. |
| Практические занятия | |
1 | Отработка навыков выполнения мужских стрижек типа «Канадка». | |
2 | Отработка навыков выполнения пластических стрижек на коротких волосах. |
3 | Отработка навыков выполнения пластических стрижек на волосах средней длины. |
4 | Отработка навыков выполнения асимметричных стрижек на коротких волосах. |
5 | Отработка навыков выполнения асимметричных стрижек на волосах средней длины. |
6 | Отработка навыков выполнения креативных стрижек. |
7 | Отработка навыков выполнения стрижек методом блоков. |
8 | Отработка навыков выполнения моделирующих стрижек. |
9 | Отработка навыков выполнения комбинированных стрижек. |
10 | Отработка навыков выполнения стрижек по технологиям ведущих парикмахерских школ. |
Тема 2.5. Технология выполнения бритья и стрижки усов и бороды | Содержание | |
1 | Виды, формы усов и бороды; традиционные и современные модели. Технологическая последовательность и приемы стрижки усов, бороды с учетом модели. | |
2 | Технология выполнения бритья лица и головы. |
Практические занятия | |
1 | Отработка навыков стрижки усов и бороды, бритья лица и головы. | |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: - организация рабочего места; - выполнение подготовительных и заключительных работ при оказании услуг по стрижке и укладке волос; - выполнение гигиенического и лечебно – профилактического мытья головы мытья головы; - выполнение массажа головы; - выполнение классических женских, мужских и детских стрижек; -выполнение современных стрижек по технологиям ведущих фирм и школ; - выполнение коррекции стрижек; - выполнение укладок волос различными способами - выполнение коррекции укладок. | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов для изучения предметов общепрофессионального и профессионального цикла; мастерских для проведения учебной практики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место преподавателя и рабочие места для обучающихся, шкафы для учебно-методической документации, дидактического материала и наглядных пособий.
Технические средства обучения: персональный компьютер, современные технические и мультимедийные средства обучения с комплектом лицензионного программного обеспечения, телевизор, видеомагнитофон, DWD.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: парикмахерские кресла, зеркала, столики для инструментов и препаратов, мойки для мытья волос, сушуары, стерилизаторы, бактерицидные лампы, климазон, кондиционер, водонагревателы, профессиональные препараты,муляжи.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест проводится в соответствии нормативами по оснащению парикмахерских.
учебник, изд. ПрофОбрИздат, 2014 г., 144 стр.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Стрижки и укладки» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля по профессии «парикмахер».
При изучении профессионального модуля обучающимся оказываются консультации.
Изучению модуля ПМ.01 Стрижки и укладки должно предшествовать освоение следующих дисциплин и модулей:
Требования к квалификации преподавателей, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
Требования к квалификации мастеров производственного обучения, осуществляющих руководство практикой:
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии : изучение спец. литературы, участие в конкурсах проф. мастерства, подготовка и выступление на семинарах (конференциях) | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - нахождение и применение выхода из сложившейся рабочей ситуации - демонстрация навыков нахождения ошибок, способов их устранения и ответственности за результаты своей работы | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельных заниятий при изучении профессионального модуля | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - анализ инноваций в области разработки технологических приемов и операций при создании новых форм и элементов при оформлении прически. | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности | - соблюдение техники безопасности | Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |