Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА |
| |
| приказом директора ГПОУ ЯНАО |
| «Надымский профессиональный колледж» |
| от 31.05.2018 г. № 46-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПМ.02 Разработка технологических процессов и проектирование изделий
МДК.02.02 Основы проектирования технологических процессов
по специальности 22.02.06 Сварочное производство
г. Надым, 2018
Программа междисциплинарного курса ПМ.02 Разработка технологических процессов и проектирование изделий разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2014 г. № 360, профессионального стандарта "Сварщик" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 г. N 389) в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Организация – разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Сазонов О.И. преподаватель предметов профессионального цикла ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
машиностроения и технологии материалов
протокол № 5
«24» 05 2018г.
Руководитель УМО
______________
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «30» мая 2018 г.
Председатель НМС:
_____________
Содержание
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 9
3. СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДЫ ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 18
1. паспорт ПРОГРАММЫ
междисциплинарного курса
МДК.02.02 Основы проектирования технологических процессов
ПМ.02 Разработка технологических процессов и проектирование изделий
1.1. Область применения программы
Программа междисциплинарного курса – является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка технологических процессов и проектирование изделий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять расчёты и конструирование сварных соединений и конструкций.
ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно компьютерных технологий.
1.2. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения расчетов и конструирование сварных соединений и конструкций; проектирования технологических процессов производства сварных конструкций с заданными свойствами; осуществления технико-экономического обоснования выбранного технологического процесса; оформления конструкторской, технологической и технической документации; разработки и оформления графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий;
уметь:
- пользоваться нормативной и справочной литературой для производства сварных изделий с заданными свойствами;
- составлять схемы основных сварных соединений;
- проектировать различные виды сварных швов;
- составлять конструктивные схемы металлических конструкций различного назначения;
- производить обоснованный выбор металла для различных металлоконструкций;
- производить расчеты сварных соединений на различные виды нагрузки;
- разрабатывать маршрутные и операционные технологические процессы; выбирать технологическую схему обработки;
- проводить технико-экономическое сравнение вариантов технологического процесса;
знать:
- основы проектирования технологических процессов и технологической оснастки для сварки, пайки и обработки металлов;
- правила разработки и оформления технического задания на проектирование технологической оснастки;
- методику прочностных расчетов сварных конструкций общего назначения;
- закономерности взаимосвязи эксплуатационных характеристик свариваемых материалов с их составом, состоянием, технологическими режимами, условиями эксплуатации сварных конструкций;
- методы обеспечения экономичности и безопасности процессов сварки и обработки материалов;
- классификацию сварных конструкций;
- типы и виды сварных соединений и сварных швов;
- классификацию нагрузок на сварные соединения;
- состав Единой системы технологической документации;
- методику расчета и проектирования единичных и унифицированных технологических процессов;
- основы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
1.3. Цели и задачи по выполнению трудовых функций по профессии «Сварочное производство»
Обучающийся в результате освоения междисциплинарного курса МДК.02.02 Основы проектирования технологических процессов будет профессионально готов к деятельности по следующему виду: Организация и планирование сварочного производства
Трудовые действия | - Ознакомление с конструкторской и производственно-технологической документацией по сварке; - Проверка работоспособности и исправности сварочного оборудования; - Зачистка ручным или механизированным инструментом элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку; - Выбор пространственного положения сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей); - Сборка элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений; - Сборка элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку на прихватках; - Контроль с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных с применением сборочных приспособлений элементов конструкции (изделия, узлы, детали) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке; - Контроль с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных на прихватках элементов конструкции (изделия, узлы, детали) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке; - Зачистка ручным или механизированным инструментом сварных швов после сварки; - Удаление ручным или механизированным инструментом поверхностных дефектов (поры, шлаковые включения, подрезы, брызги металла, наплывы и т.д.). |
Необходимые умения | - Выбирать пространственное положение сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей); - Применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; - Использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистки сварных швов и удаления поверхностных дефектов после сварки; - Использовать измерительный инструмент для контроля собранных элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно - технологической документации по сварке; - Пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения данной трудовой функции. |
Необходимые знания | - Основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; - Правила подготовки кромок изделий под сварку; - Основные группы и марки свариваемых материалов; - Сварочные (наплавочные) материалы; - Устройство сварочного и вспомогательного оборудования, назначение и условия работы контрольно-измерительных приборов, правила их эксплуатации и область применения; - Правила сборки элементов конструкции под сварку; - Виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки; - Способы устранения дефектов сварных швов; - Правила технической эксплуатации электроустановок; - Нормы и правила пожарной безопасности при проведении сварочных работ; - Правила по охране труда, в том числе на рабочем месте. |
Другие характеристики | Характеристики выполняемых работ: - прихватка элементов конструкций РД во всех пространственных положениях сварного шва, кроме потолочного; - РД в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва простых деталей из углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, предназначенных для работы под статическими нагрузками; - наплавка простых деталей, изношенных простых инструментов из углеродистых и конструкционных сталей; - устранение наружных дефектов зачисткой и сваркой (пор, шлаковых включений, подрезов, наплывов и т.д., кроме трещин); - дуговая резка простых деталей. Рекомендуемое наименование профессии: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. Наименование квалификационного сертификата, выдаваемого по данной трудовой функции: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, 2-й квалификационный уровень |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 246 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 164 часов, из них:
лекции -128 часов;
практические занятия -36 часов.
самостоятельная работа – 82 часов
2. результаты освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Результатом освоения программы междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами |
ПК 2.2 | Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций |
ПК 2.3 | Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса |
ПК 2.4 | Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию |
ПК 2.5 | Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
3. Структура и содержание междисциплинарного курса.
3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН междисциплинарного курса.
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов междисциплинарного курса | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 2.1 - ПК 2.5 ОК 2 – 6, 8 | МДК.02.02 Основы проектирования технологических процессов | 246 | 164 | 36 | 82 | - | - |
| Всего: | 246 | 164 | 36 | 82 | - | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.02)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект (уровень освоения) | Объем часов | Компетенции | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
МДК.02.02. Основы проектирования технологических процессов | | 246 | | |
Тема 1.1. Технология изготовления сварных конструкций | Содержание учебного материала | 46 | | |
1. | Технологический процесс изготовления деталей. Конструктивные особенности детали и условия её эксплуатации. Технические требования на изготовление детали. Анализ технологичности конструкции детали. Выбор способа получения заготовки. Анализ существующего или типового технологического процесса. | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 2 |
2. | Технологичность конструкций изделий. Количественные и качественные показатели. Повышение технологичности конфигурации изделий. | 2 | ОК 2, ПК 2.3 | 2 |
3. | Производственный и технологический процессы. Структура производственного процесса. Единичный, типовой и групповой технологический процессы. | 2 | ОК 4, ПК 2.4 | 2 |
4. | Проектирование технологических процессов. Анализ исходных данных. Поиск аналогов технологического процесса изготовления сварных конструкций. | 2 | ОК 8, ПК 2.4 | 2 |
5. | Составление технологического маршрута обработки. Выбор маршрутов обработки отдельных поверхностей. Формирование технологического маршрута изготовления сварных конструкций. План изготовления деталей. | 2 | ОК 3, ПК 2.4 | 2 |
6. | Разработка технологических операций. Структура технологической операции. Выбор средств технологического оснащения. Расчет операционных размеров. | 2 | ОК 5, ПК 2.3 | 2 |
7. | Выбор оптимального варианта технологического процесса. Нормирование технологического процесса. Оформление технологического процесса. | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 2 |
8. | Заготовительные операции. Правка. Разметка. Резка и обработка кромок. Гибка | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 2 |
| 9. | Сборочно-сварочные операции и проектирование приспособлений. Сборочные операции. Схема процесса проектирования сборочно-сварочных приспособлений. | 4 | ОК 2, ПК 2.3 | 2 |
10. | Балки. Типы балок. Статические схемы балок. Компоновка балочных конструкций. Типы сопряжений балок. Настилы балочных клеток. Прокатные балки. Составные балки. | 4 | ОК 4, ПК 2.4 | 2 |
11. | Рамы. Основные требования. Рамные конструкции. Статические и конструктивные схемы рам. Последовательность сборочно-сварочных операций при изготовлении рамы. | 2 | ОК 8, ПК 2.4 | 2 |
12. | Решетчатые конструкции. Назначение решетчатых конструкций. Решетчатые конструкции из сборных элементов. Варианты решетчатых конструкций. | 2 | ОК 5, ПК 2.4 | 2 |
13. | Негабаритные емкости и сооружения. Емкости и сооружения больших размеров. Установки для сборки и сварки полотнищ. Расположение соединений и последовательность сварки на двухъярусной установке. Сборка сферического резервуара. | 2 | ОК 4, ПК 2.4 | 2 |
14. | Сосуды, работающие под давлением. Общие технические требования. Использование. Требования к оснащению. Крупносерийное и серийное производство. Сосуды со стенками из листов средней толщины. Толстостенные сосуды. Конструкция многослойного сосуда. | 4 | ОК 3, ПК 2.4 | 2 |
15. | Сварные трубы. Использование дуговой сварки под флюсом. Выполнение наружного шва трубы на стане проходного типа. Устройство для сборки трубы. Стан для изготовления трубы из ленты спиральным швом. | 4 | ОК 2, ПК 2.4 | 2 |
16. | Трубопроводы. Виды и категории. Основные элементы трубопроводов. Механизированная линия для сварки поворотных стыковых труб. Схема сборки и сварки магистр-го трубопровода. | 4 | ОК 4, ПК 2.4 | 2 |
17. | Корпусные листовые конструкции. Виды корпусных листовых конструкций. Материалы для корпусных листовых конструкций. Конструктивные элементы корпуса. | 2 | ОК 2, ПК 2.4 | 2 |
18. | Сварные детали машин. Мелкосерийное производство деталей тяжелого и энергетического машиностроения. Серийное и крупносерийное производство деталей общего машиностроения. Сварка деталей приборов. | 2 | ОК 8, ПК 2.3 | 2 |
| Практические занятия | 16 | | |
Практическое занятие 1 Схема расчета балок | 2 | ОК 6, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 2 Схема расчета рамок | 2 | ОК 6, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 3 Схема расчета решетчатых конструкций | 2 | ОК 6, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 4 Схема расчета негабаритных емкостей и сооружений | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 5 Схема расчета сосудов, работающих под давлением | 2 | ОК 6, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 6 Схема расчета трубопроводов | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 7 Схема расчета корпусных листовых конструкций | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 3 |
Практическое занятие 8 Схема расчета трубопроводов | 2 | ОК 5, ПК 2.3 | 3 |
Тема 1.2. Особенности проектирования сварных конструкций | Содержание учебного материала | 20 | | |
1. | Технология изготовления сварных конструкций. История развития металлических конструкций. Основные требования к проектированию сварных конструкций. Работа стали при различных силовых воздействиях. Работа стали на растяжение, сжатие. Прочность и устойчивость. Технологические процессы. | 4 | ОК 2, ПК 2.5 | 2 |
2. | Тонкостенные сосуды, работающие под внутренним давлением. Назначение и условия работы. Выбор материала. Конструктивное оформление и схема расчета. Конструктивное оформление и технологичность. | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 2 |
3. | Котлы и толстостенные сосуды. Назначение и условия работы. Выбор материала. Основные положения расчета. Конструктивное оформление и технологичность. | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 2 |
4. | Химическая аппаратура. Назначение и условия работы. Выбор материала. Характерные конструкции и данные для расчета. Особенности технологии сварки и конструктивное оформление. | 2 | ОК 2, ПК 2.4 | 2 |
5. | Подъемно-транспортные машины. Назначение и условия работы. Выбор материала. Конструктивное оформление и схема расчета. Конструкция сварных узлов и технологичность. | 2 | ОК 8, ПК 2.4 | 2 |
6. | Станины и основания. Назначение и условия работы. Выбор материала. Конструктивное оформление и схема расчета. Технология сварки. | 2 | ОК 2, ПК 2.4 | 2 |
7. | Паровые и газовые турбины. Условия работы и типы конструкций. Выбор материала. Схемы расчета. Конструктивное оформление и технология изготовления. | 2 | ОК 3, ПК 2.4 | 2 |
8. | Гидравлические турбины. Назначение и условия работы. Выбор материалов и техники сварки. Конструктивное оформление и технология изготовления. | 2 | ОК 5, ПК 2.4 | 2 |
9. | Вагоны. Назначение и условия работы. Конструктивная схема и методы расчета. Конструктивное оформление и технологичность. | 2 | ОК 3, ПК 2.4 | 2 |
| Практические занятия | 10 | | |
Практическое занятие 9 Разработка технологического процесса изготовления стоек | 2 | ОК 5, ПК 2.5 | 3 |
Практическое занятие 10 Разработка технологического процесса изготовления конструкций блочного типа | 2 | ОК 4, ПК 2.5 | 3 |
Практическое занятие 11 Разработка технологического процесса изготовления сварных рам | 2 | ОК 3, ПК 2.5 | 3 |
Практическое занятие 12 Разработка технологического процесса изготовления решетчатых конструкций | 2 | ОК 4, ПК 2.5 | 3 |
Практическое занятие 13 Разработка технологического процесса изготовления негабаритных емкостей и сооружений | 2 | ОК 6, ПК 2.4 | 3 |
Тема 1.3. Проектирование технологических процессов сварных конструкций | Содержание учебного материала | 14 | | |
1. | Технологический процесс проектирования балки. Определение расчетных усилий в балках. Расчет жесткости и прочности. Общая и местная устойчивость. Расчет и конструирование балок. | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 2 |
2. | Технологический процесс проектирования стоек. Устойчивость стоек со сплошными поперечными сечениями. Соединительные элементы. Стыки. Примеры стоек. Расчет и проектирование стоек. | 2 | ОК 2, ПК 2.3 | 2 |
3. | Технологический процесс проектирования конструкций балочного типа. Изготовление балок двутаврового сечения. Проектирование оснастки поточной линии сборки и сварки двутавровых балок. Изготовление конструктивных элементов двутаврового сечения. Изготовление балок коробчатого сечения. Расчет и проектирование балок. | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 2 |
4. | Технологический процесс проектирования сварных рам. Типы соединений элементов рамы. Соединение балок в рамах с дополнительными усилениями. Соединения балок со стойками. Расчет и проектирование рам. | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 2 |
5. | Технологический процесс проектирования решетчатых конструкций. Определение нагрузок и усилий стержней. Линии влияния усилий стержней. Поперечные сечения стержней. Узлы ферм. Специальные конструкции ферм. Стыковые соединения поясов. Расчет и проектирование решетчатых конструкций. | 2 | ОК 8, ПК 2.3 | 2 |
6. | Расчет и конструирование ферм. Сварные легкие прутковые фермы. Расчет алюминиевой фермы. Расчет стальной фермы. Расчет кранового моста. Проектирование решетчатых конструкций. | 2 | ОК 2, ПК 2.4 | 2 |
7. | Расчет и конструирование листовых конструкций. Вертикальные цилиндрические резервуары. Покрытия цилиндрических резервуаров. Местные напряжения в листовых конструкциях. Технологический процесс проектирования листовых конструкций. | 2 | ОК 4, ПК 2.4 | 2 |
Практические занятия | 10 | | |
Практическое занятие 14 Разработка технологического процесса изготовления сосудов, работающих под давлением | 2 | ОК 4, ПК 2.4 | 3 |
Практическое занятие 15 Разработка технологического процесса изготовления сварных труб | 2 | ОК 6, ПК 2.4 | 3 |
Практическое занятие 16 Разработка технологического процесса изготовления сварных трубопроводов | 2 | ОК 6, ПК 2.4 | 3 |
Практическое занятие 17 Разработка технологического процесса изготовления корпусных листовых конструкций | 2 | ОК 2, ПК 2.4 | 3 |
Практическое занятие 18 Разработка технологического процесса изготовления сварных деталей машин | 2 | ОК 3, ПК 2.4 | 3 |
Тема 1.4. Проектирование технологических процессов сварных конструкций | Содержание учебного материала | 16 | | |
1. | Технологический процесс проектирования котлов и сосудов, работающих под давлением. Механизация и автоматизация сборочно-сварочных операций. Особенности проектирования тонкостенных сосудов из алюминиевых и титановых сплавов и высокопрочных сталей. Сборка продольных и кольцевых стыков толстостенных сосудов. Особенности выполнения швов сваркой под флюсом. Проектирование котлов и сосудов, работающих под давлением. | 4 | ОК 5, ПК 2.5 | 2 |
2. | Технологический процесс проектирования сварных труб. Проектирование труб для магистральных трубопроводов с прямыми и спиральными швами. Обработка кромок, формовка трубы, сборка и сварка стыков, калибровка, опрессовка и контроль качества сварных швов. Поточные линии изготовления труб с монолитной стенкой, двухслойных и многослойных труб. Процесс проектирования сварных труб. | 4 | ОК 5, ПК 2.5 | 2 |
3. | Технологический процесс проектирования трубопроводов. Проектирование магистральных трубопроводов. Секционный метод укладки трубопровода. Сварка труб в плети на полевых базах. Автоматическая дуговая сварка неповоротных стыков трубопроводов. Контактная сварка неповоротных стыков труб. Сборка и сварка узлов технологических трубопроводов в заготовительных цехах. | 4 | ОК 4, ПК 2.4 | 2 |
4. | Технологический процесс проектирования негабаритных емкостей и сооружений. Метод рулонирования листовых конструкций и особенности его применения. Схема и организация работы стенда механизированной сборки, сварки, контроля и сворачивания полотнищ. Монтаж конструкций из рулонированных элементов. Проектирование негабаритных емкостей и сооружений. | 2 | ОК 8, ПК 2.4 | 2 |
5. | Технологический процесс проектирования сварных деталей машин. Примеры проектирования крупных деталей тяжелого и энергетического машиностроения в условиях мелкосерийного производства. Членение деталей на заготовки и методы их получения. Выбор метода сварки и последовательность выполнения сборочно- сварочных операций. Термическая обработка при изготовлении крупных деталей машин. Изготовление деталей машиностроения в условиях серийного и крупносерийного производства. | 2 | ОК 8, ПК 2.4 | 2 |
Тема 1.5. Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса | Содержание учебного материала | 14 | | |
1. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления балок. Обоснование: совершенствования технологии и характеристики типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико-экономические показатели проекта. | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 2 |
2. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления конструкций блочного типа. Обоснование совершенствования технологии и характеристика типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико-экономические показатели проекта. | 2 | ОК 2, ПК 2.3 | 2 |
3. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления сварных рам. Обоснование совершенствования технологии. Обоснование и характеристика типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико-экономические показатели проекта. | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 2 |
4. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления негабаритных емкостей и сооружений. Обоснование совершенствования технологии. Обоснование и характеристика типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико-экономические показатели проекта. | 2 | ОК 3, ПК 2.3 | 2 |
5. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления сварных труб. Обоснование совершенствования технологии. Обоснование и характеристика типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико-экономические показатели проекта. | 2 | ОК 4, ПК 2.3 | 2 |
6. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления корпусных листовых конструкций. Обоснование совершенствования технологии. Обоснование и характеристика типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико - экономические показатели проекта. | 2 | ОК 2, ПК 2.3 | 2 |
7. | Технико-экономическое обоснование проектирования технологического процесса изготовления сварных деталей машин. Обоснование совершенствования технологии. Обоснование и характеристика типа производства. Определение потребности в оборудовании. Экономическое обоснование технических решений предлагаемых в проекте. Технико-экономические показатели проекта. | 2 | ОК 2, ПК 2.3 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении МДК.02.02. Систематическая проработка учебной и технической литературы. Подготовка докладов, рефератов, презентаций, проектов для упорядочения полученных знаний. Задание выдается индивидуально. | 82 | | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Технологический процесс изготовления сварных конструкций. Типы сварных конструкций. Создание сварной конструкции при помощи компьютерных программ. Особенности работы сварных соединений под нагрузкой. Принципы расчета и допускаемые напряжения в сварных соединениях. Приемы выполнения стыковых балок. Технологический процесс ремонта сваркой тележки. Технологический процесс изготовления резервуаров. Технико-экономическое обоснование проектирования сварных деталей машин. | | | |
Итого по МДК | 246 | | |
В том числе: | | | |
теоретическое обучение | 100 | | |
практические занятия | 36 | | |
самостоятельная работа | 82 | | |
Примечание:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
уровень – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
уровень – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 уровень – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
4.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Специальных дисциплин»;
Мастерских «Слесарная», «Сварочная»; полигона «Сварочный».
Оборудование учебного кабинета «Специальных дисциплин»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов, методических
рекомендаций и разработок;
- макеты (в разрезе) газовых баллонов, газовых редукторов, шлангов (рукавов), вентилей, ацетиленовых генераторов, предохранительных затворов и т.д.;
- типовые стенды, плакаты.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- экран;
- комплект видеофильмов.
Оборудование мастерских.
Слесарной:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- набор слесарных и измерительных инструментов;
- приспособления для правки и рихтовки;
- средства индивидуальной и коллективной защиты;
- инструмент для ручной и механизированной обработки металла;
- набор плакатов;
- техническая документация на различные виды обработки металла;
- журнал инструктажа по безопасным условиям труда при выполнении
слесарных работ.
Сварочной:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- сборочно-сварочные приспособления;
- сварочные посты ручной дуговой сварки переменного тока;
- универсальные и специальные приспособления;
- технологическая документация;
- оборудование и оснастка для выполнения сборочно-сварочных работ;
- электроды для сварки;
- контрольно-измерительный инструмент и шаблоны;
- слесарный инструмент электросварщика;
- плакаты;
- журнал инструктажа по безопасным условиям труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
- средства коллективной и индивидуальной защиты.
4.2. информационное обеспечение ОБУЧЕНИЯ.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
- Галушкина В.Н. Технология производства сварных конструкций: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2015;
- Лаврешин С.А. Производственное обучение газосварщиков: учеб. Пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия»,2015;
- Овчинников В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2014;
- Покровский Б.С. Слесарное дело: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
- Чернышов Г.Г. Сварочное дело. Сварка и резка металлов: учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2015г;
- Чернышов Г.Г. Основы теории сварки и термической резки металла: учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2014г;
- Юхин Н.А. Газосварщик: учеб, пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2015;
- Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: Учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2015
- Носенко Н.Г. Сварщик. Электрогазосварщик. Итоговая аттестация – Ростов н /Д: Феникс, 2014 – (Начальное профессиональное образование);
- В.И. Маслов «Сварочные работы» Учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2015г;
- Банников Е.А. Сварочные работы: современное оборудование и технология работ – М.: АСТ: Астрель, 2014. – (Самоучитель);
- - Покровский Б.С. Слесарно-сборочные работы: Учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2015;
- Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2014;
- Сварочное производство «Ежемесячный научно технический и производственный журнал», - М.: № 1-6, 2017-2018.
| Интернет – ресурс: - www.svarka-reska.ru - www.svarka.net - www· prosvarky.ru - websvarka.ru |
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием освоения междисциплинарного курса является изучение дисциплин общеобразовательного цикла: «Основы инженерной графики»; «Основы электротехники»; «Основы материаловедения»; «Допуски и технические измерения»; «Основы экономики»; «Безопасность жизнедеятельности».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требование к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу «Основы технологии сварки и сварочное оборудование»: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общеобразовательных дисциплин: «Основы инженерной графики», «Основы электротехники», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности» «Основы технологии сварки и сварочное оборудование»;
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. | - точность чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. | Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам, проверочных работ по учебной практике. Зачеты по учебной и производственной практике. |
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. | -точность и обоснованность использования конструкторской, нормативно-технической и производственно-технологической документации по сварке. |
ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность проверки оснащенности, работоспособности, исправности и осуществления настройки оборудования поста для различных способов сварки. |
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность определения видов и способов подготовки и проверки сварочных материалов для различных способов сварки. |
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность определения видов и способов выполнения сборки и подготовки элементов конструкции под сварку. |
ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность проведения контроля подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. | Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам, проверочных работ по учебной практике. Зачеты по учебной и производственной практике. |
ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла; - правильность выбора предварительного и сопутствующего подогрева металла. |
ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность определения видов и способов выполнения зачистки и удаления поверхностных дефектов сварных швов после сварки; - правильность выполнения и удаления поверхностных дефектов сварных швов после сварки. |
ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. | -организация рабочего места; -соблюдение требований безопасности труда; - точность и обоснованность определения видов и способов проведения контроля сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке; - правильность выполнения контроля сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - явно выраженный интерес к профессии; - демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики; - результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. | - наблюдение и оценка участия в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, участие в профессиональных конкурсах, портфолио достижений. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - рациональность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач и ситуаций; - точность, правильность и полнота решений профессиональных задач. | - наблюдение и оценка организации рабочего места в процессе выполнения практических работ на учебной и производственной практике. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - обоснованный выбор форм контроля и качества выполнения своей работы; -положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы; - оценка результатов работы. | - наблюдение и оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - умение пользоваться основной и дополнительной литературой; -оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; - владение различными способами поиска информации; - адекватность оценки полезности информации; - используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития; - самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач. | - наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в области подготовительно-сварочных работ в процессе учебной и производственной практик, выполнения квалификационного экзамена, ПЭР. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения - эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде; - соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; - соблюдение принципов профессиональной этики. | - наблюдение и оценка коммуникабельности. |
7