СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Паспорт рабочей программы профессионального модуля | 3 |
Результаты освоения профессионального модуля | 4 |
Структура и содержание профессионального модуля | 5 |
Условия реализации профессионального модуля | 9 |
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 12 |
1. Паспорт программы профессионального модуля
ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Токарь»
1.1 Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 350, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – Выполнение работ по профессии «Токарь» – и соответствующих общих и профессиональных компетенций (ПК):
1. Выбирать метод получения заготовок и способ их базирования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения работ на станках токарной группы;
уметь:
- определять виды и способы получения заготовок;
- рассчитывать величину припусков и размеров заготовок;
- рассчитывать основные элементы режимов резания при точении.
знать:
- об основных способах получения заготовок;
- методику выбора рационального способа изготовления заготовки для токарной обработки;
- методику расчета элементов режимов резания при токарной обработке;
- нормативные документы по стандартизации, справочную литературу и другие информационные источники для проектирования заготовок.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 564 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 32 часа;
учебной практики практики – 468 часов.
2.Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Выполнение работ по профессии «Токарь», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.2 | Выбирать метод получения заготовок и способ их базирования. |
3. Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Токарь»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка теории и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоя тельная работа обучающе гося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (предусмотрена концентрированная, практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.2. | Раздел 1 Обработка на токарных станках | 96 | 64 | 30 | 32 | | |
| Учебная практика | 468 | | 468 | |
| Всего: | 564 | 64 | 30 | 32 | | |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04 Выполнение работ по профессии «Токарь»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, выпускная письменная экзаменационная работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 04.01 Раздел 1 Обработка на токарных станках | | 96 | |
Тема 1.1 Общие сведения о методах получения заготовок. Способы базирования заготовок | Содержание учебного материала | |
1 | Введение. Общие сведения о методах получения заготовок. Способы базирования заготовок | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы | 4 | 3 |
Тема 1.2 Заготовки для токарной обработки, полученные обработкой давлением | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Сущность обработки металлов давлением | 2 | 2 |
2 | Получение заготовок прокаткой | 2 | 2 |
3 | Получение заготовок прессованием и волочением | 2 | 2 |
4 | Получение заготовок ковкой и горячей объемной штамповкой | 4 | 2 |
Практические занятия: | 12 | |
Практическая работа № 1 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала при прокатке. | 4 | 3 |
Практическая работа № 2 Выполнение чертежа заготовки из проката | 2 |
Практическая работа № 3 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала при штамповке | 4 |
Практическая работа № 4 Выполнение чертежа заготовки при штамповке | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление практической работы, подготовка к ее защите. Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы « Обработка металлов давлением» | 12 | |
Тема 1.3 Заготовки для токарной обработки, полученные литьем | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Литейное производство. Литейные формы и их основные элементы. | 2 | 2 |
2 | Изготовление литых заготовок с использованием одноразовых и многоразовых форм. Контрольная работа | 2 | 2 |
| Практические занятия: | 4 | |
Практическая работа № 5 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала при литье. | 2 | |
Практическая работа № 6 Выполнение чертежа заготовки полученной литьем. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | 3 |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление практической работы, подготовка к ее защите. Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы «Литые заготовки» | 8 |
Тема 1.4 Технология работ на станках токарной группы | Содержание учебного материала | 18 | |
1 | Виды работ и назначение разных типов станков токарной группы, их технические характеристики. | 2 | 2 |
2 | Элементы режимов резания при обработке на токарных станках | 2 |
3 | Геометрия резцов, поверхности и углы резцов. Заточка резцов и способы проверки заточки. | 2 |
4 | Технология обработки наружных цилиндрических поверхностей. | 2 |
5 | Технология обработки внутренних цилиндрических поверхностей. | |
6 | Нарезания крепежной резьбы и резьбы движения. | 2 |
7 | Обработка конусных и фасонных поверхностей | 2 |
8 | Обработка поверхностей со сложной установкой | 2 |
9 | Накатка и отделка поверхностей. Контрольная работа | 2 |
Практические занятия | 14 | 3 |
Практическая работа № 7 Разбор конструкторской и технологической документации | 2 |
Практическая работа № 8 Решение задач по определению режимов резания | 2 |
Практическая работа № 9 Расчет режимов резания для станков токарной группы | 2 |
Практическая работа № 10 Определение частоты вращения шпинделя по заданной скорости резания. Выбор количества переходов, глубины резания для конкретных условий обработки | 2 |
Практическая работа № 11 Определение по таблицам диаметра стержня и отверстия для нарезания резьбы метчиками и плашками в зависимости от обрабатываемого материала | 2 |
Практическая работа № 12 Расчет конусности и уклона. Подбор инструмента и приспособления для обработки конических поверхностей заданных параметров | 2 |
Практическая работа № 13 Разработка технологии обработки детали типа «палец» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы «Обработка заготовок резанием» | 8 | 3 |
Учебная практика. Виды работ Установка заготовки в приспособлении; Установка и закрепление инструмента; Продольное точение; Поперечное точение; Нарезание резьбы; Центрование заготовок; Снятие заусенцев; Плоскостная разметка; Резка металла; Опиливание поверхностей. | 540 | |
Всего | 605 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. Условия реализации программы профессионального модуля
4.1. Материально-техническое обеспечение Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Инженерная графика. Процессы формообразования и инструменты».
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся
– рабочее место преподавателя
– методические рекомендации по выполнению практических работ
– учебно-наглядные пособия: справочная и учебная литература
Технические средства обучения:
– персональный компьютер Intel(R) Pentium (R) Dual– Core CPU E5400 @2.70GHz 2.70GHz ОЗУ 1,00ГБ с лицензионным программным обеспечение Windows 7 Максимальная, MicrosoftOffice 2007; мультимедийный проектор NEC; экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Багдасарова Т.А. Токарь – универсал. – М.: Академия, 2013. – 290 с.
2. Багдасарова Т.А. Выполнение работ по профессии «Токарь»: учебное пособие – М.: Академия, 2016. - 176 с.
3. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения : в 2 ч. — Ч. 1 : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования— М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с.
4. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения : в 2 ч. — Ч. 2 : учебник для студ. учреждений сред. проф. образованя. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 432 с.
Дополнительные источники:
5. Черпаков Б.И. Альперович Т.А. Книга для станочника: учебник – М.: Академия, 2000. – 336 с.
6. Схиртладзе А.Г., В. П. Борискин В.П., А. В. Макаров А.В. – Проектирование и производство заготовок: учебник для вузов – Старый Оскол : ТНТ, 2008 . – 448 с. 4. В.В. Данилевский В.В. Технология машиностроения.- М.: Высшая школа, 1984. – 416 с.
7. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 1/Подред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. — М.: Машиностроение, 1986 - 656 с, ил.
8. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 /Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова.— М.: Машиностроение, 1985. - 496 с, ил.
Интернет - ресурсы:
1. Чудаков Е.А. Энциклопедический справочник по [Электронный ресурс] URL: машиностроению.http://fondknig.com/books/science_education/161244-jenciklopedicheskijj_spravochnik_po_mashinostroeni
2. Ящерицын П.И., Еременко М.А., Жигалко Н.И. Основы резания металлов и режущий инструмент. [Электронный ресурс] URL: http://razym.ru/tehnicheskaya/mashinostroenie/112733-yaschericyn-pi-i-dr-osnovy-rezaniya-materialov-i-rezh
3. Барановский Ю.В Режимы резания металлов. Справочник. [Электронный ресурс] URL: http://www.booksgid.com/technology/7856-baranovskijj-ju.v-rezhimy-rezanija.html
4. Журнал «Вестник машиностроения» [Электронный ресурс] URL: http://www.miramerbeach/com/vestnik-mashinostroeniea-zhumal/html
5.Журнал «Машиностроитель» [Электронный ресурс] URL: http://lib.pstu.ac.ru/readers/exhibitions/2010/machine/index.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Основная профессиональная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по учебным дисциплинам: «Процессы формообразования и инструменты», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технология машиностроения». Реализация основных профессиональных образовательных программ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.
Распределение учебного времени регламентируется расписанием основных занятий.
В преподавании используются активные формы обучения ( уроки обобщения и применения знаний, практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа, учебная практика), задания, выполняемые обучающимися на практических занятиях, носят междисциплинарный характер.
Текущий контроль знаний (умений, навыков) проводятся в форме устных ответов, защиты практических работ.
Реализация программы модуля предполагает выполнение обучающимися практических работ.
При проведении практических занятий и учебной практики проводится деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек, что способствует индивидуализации обучения, повышению качества обучения.
Освоение программы модуля базируется на изучении дисциплин профессионального цикла: «Материаловедение». «Инженерная графика», «Техническая механика», «Процессы формообразования и инструменты», «Метрология, стандартизация и сертификация».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих должностям служащих».
- преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав:
- специалисты с высшим профессиональным образованием технического профиля– преподаватели междисциплинарных курсов и профессиональных дисциплин: «Материаловедение»; «Инженерная графика»; «Техническая механика»; «Процессы формообразования»; «Метрология, стандартизация и сертификация».
- преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и способ их базирования. | Определение видов и способов получения заготовок, величины припусков и размеров заготовок, коэффициента использования материала. Определение способа базирования заготовок. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Проявление активности при посещении учебных занятий, производственной практики. Полнота и качество подготовки отчета по производственной практике; активность обучения. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Определение видов и способов получения заготовок, величины припусков и размеров заготовок, коэффициента использования материала Определение способа базирования заготовок | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность. | Выполнение производственных заданий по определению видов и способов получения заготовок; Выполнение работы на различных видах токарных станков. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Анализ выбора способа получения заготовки. Выполнение обработки наружных поверхностей деталей на токарных станках. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Использование интернет - ресурсов, ресурсов библиотек , в том числе электронных, владение навыками работы в редакторе Power Point при подготовке электронных презентаций собственных ответов и выступлений для анализа и применения необходимой информации в профессиональной деятельности. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Корректное взаимодействие с обучающимися, педагогами, мастерами в ходе освоения профессионального модуля; Успешное взаимодействие при работе в парах, малых группах; | Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявление лидерских качеств, активность при выполнении и защите групповых заданий. | Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации. | Умение эффективно организовывать самостоятельную (внеаудиторную) работу по соответствующей тематике. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Определять виды и способы получения заготовок; Выполнять работы на различных видах токарных станков. | Оценка выполнения практических работ. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ. |
*
4