СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии "Токарь" для специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом  по специальности  15.02.08 Технология машиностроения, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля  2014 г. № 350, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – Выполнение работ по профессии «Токарь» – и  соответствующих общих и  профессиональных компетенций (ПК)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии "Токарь" для специальности 15.02.08 Технология машиностроения»


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

3

  1. Результаты освоения профессионального модуля

4

  1. Структура и содержание профессионального модуля

5

  1. Условия реализации профессионального модуля

9

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

12
































1. Паспорт программы профессионального модуля

ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Токарь»


1.1 Область применения рабочей программы

Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 350, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – Выполнение работ по профессии «Токарь» – и соответствующих общих и профессиональных компетенций (ПК):

1. Выбирать метод получения заготовок и способ их базирования.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- выполнения работ на станках токарной группы;

уметь:

- определять виды и способы получения заготовок;

- рассчитывать величину припусков и размеров заготовок;

- рассчитывать основные элементы режимов резания при точении.

знать:

- об основных способах получения заготовок;

- методику выбора рационального способа изготовления заготовки для токарной обработки;

- методику расчета элементов режимов резания при токарной обработке;

- нормативные документы по стандартизации, справочную литературу и другие информационные источники для проектирования заготовок.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 564 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 32 часа;

учебной практики практики – 468 часов.

2.Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Выполнение работ по профессии «Токарь», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2

Выбирать метод получения заготовок и способ их базирования.









3. Структура и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Токарь»


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка теории и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоя

тельная работа обучающе

гося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(предусмотрена концентрированная, практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.2.

Раздел 1

Обработка на токарных станках

96

64

30

32




Учебная практика

468


468



Всего:

564

64

30

32



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04 Выполнение работ по профессии «Токарь»


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, выпускная письменная экзаменационная работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 04.01

Раздел 1

Обработка на токарных станках


96


Тема 1.1

Общие сведения о методах получения заготовок. Способы базирования заготовок

Содержание учебного материала


1

Введение. Общие сведения о методах получения заготовок. Способы базирования заготовок

2

2

Самостоятельная работа обучающихся



Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы


4

3

Тема 1.2

Заготовки для токарной обработки, полученные обработкой давлением

Содержание учебного материала

10


1

Сущность обработки металлов давлением

2

2

2

Получение заготовок прокаткой

2

2

3

Получение заготовок прессованием и волочением

2

2

4

Получение заготовок ковкой и горячей объемной штамповкой

4

2

Практические занятия:

12


Практическая работа № 1 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала при прокатке.

4

3

Практическая работа № 2 Выполнение чертежа заготовки из проката

2

Практическая работа № 3 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала при штамповке

4

Практическая работа № 4 Выполнение чертежа заготовки при штамповке

2


Самостоятельная работа обучающихся



Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

« Обработка металлов давлением»

12


Тема 1.3

Заготовки для токарной обработки, полученные литьем



Содержание учебного материала

4


1

Литейное производство. Литейные формы и их основные элементы.


2

2


2

Изготовление литых заготовок с использованием одноразовых и многоразовых форм. Контрольная работа

2

2




Практические занятия:

4


Практическая работа № 5 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала при литье.

2


Практическая работа № 6 Выполнение чертежа заготовки полученной литьем.

2

Самостоятельная работа обучающихся




3

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление практической работы, подготовка к ее защите. Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы «Литые заготовки»

8

Тема 1.4

Технология работ на станках токарной группы

Содержание учебного материала

18


1

Виды работ и назначение разных типов станков токарной группы, их технические характеристики.

2

2


2

Элементы режимов резания при обработке на токарных станках

2

3

Геометрия резцов, поверхности и углы резцов. Заточка резцов и способы проверки заточки.

2

4

Технология обработки наружных цилиндрических поверхностей.

2

5

Технология обработки внутренних цилиндрических поверхностей.


6

Нарезания крепежной резьбы и резьбы движения.

2

7

Обработка конусных и фасонных поверхностей

2

8

Обработка поверхностей со сложной установкой

2

9

Накатка и отделка поверхностей. Контрольная работа

2

Практические занятия

14

3

Практическая работа № 7 Разбор конструкторской и технологической документации

2

Практическая работа № 8 Решение задач по определению режимов резания

2

Практическая работа № 9 Расчет режимов резания для станков токарной группы

2

Практическая работа № 10 Определение частоты вращения шпинделя по заданной скорости резания. Выбор количества переходов, глубины резания для конкретных условий обработки

2

Практическая работа № 11 Определение по таблицам диаметра стержня и отверстия для нарезания резьбы метчиками и плашками в зависимости от обрабатываемого материала

2

Практическая работа № 12 Расчет конусности и уклона. Подбор инструмента и приспособления для обработки конических поверхностей заданных параметров

2

Практическая работа № 13 Разработка технологии обработки детали типа «палец»

2

Самостоятельная работа обучающихся


Проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

«Обработка заготовок резанием»

8

3

Учебная практика. Виды работ

Установка заготовки в приспособлении;

Установка и закрепление инструмента;

Продольное точение;

Поперечное точение;

Нарезание резьбы;

Центрование заготовок;

Снятие заусенцев;

Плоскостная разметка;

Резка металла;

Опиливание поверхностей.

540


Всего

605


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. Условия реализации программы профессионального модуля


4.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Инженерная графика. Процессы формообразования и инструменты».

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся

– рабочее место преподавателя

– методические рекомендации по выполнению практических работ

– учебно-наглядные пособия: справочная и учебная литература

Технические средства обучения:

– персональный компьютер Intel(R) Pentium (R) Dual– Core CPU E5400 @2.70GHz 2.70GHz ОЗУ 1,00ГБ с лицензионным программным обеспечение Windows 7 Максимальная, MicrosoftOffice 2007; мультимедийный проектор NEC; экран.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Багдасарова Т.А. Токарь – универсал. – М.: Академия, 2013. – 290 с.

2. Багдасарова Т.А. Выполнение работ по профессии «Токарь»: учебное пособие – М.: Академия, 2016. - 176 с.

3. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения : в 2 ч. — Ч. 1 : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования— М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с.

4. Новиков В.Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения : в 2 ч. — Ч. 2 : учебник для студ. учреждений сред. проф. образованя. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 432 с.


Дополнительные источники:

5. Черпаков Б.И. Альперович Т.А. Книга для станочника: учебник – М.: Академия, 2000. – 336 с.

6. Схиртладзе А.Г., В. П. Борискин В.П., А. В. Макаров А.В. – Проектирование и производство заготовок: учебник для вузов – Старый Оскол : ТНТ, 2008 . – 448 с. 4. В.В. Данилевский В.В. Технология машиностроения.- М.: Высшая школа, 1984. – 416 с.

7. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 1/Подред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. — М.: Машиностроение, 1986 - 656 с, ил.

8. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 /Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова.— М.: Машиностроение, 1985. - 496 с, ил.

Интернет - ресурсы:

1. Чудаков Е.А. Энциклопедический справочник по [Электронный ресурс] URL: машиностроению.http://fondknig.com/books/science_education/161244-jenciklopedicheskijj_spravochnik_po_mashinostroeni

2. Ящерицын П.И., Еременко М.А., Жигалко Н.И. Основы резания металлов и режущий инструмент. [Электронный ресурс] URL: http://razym.ru/tehnicheskaya/mashinostroenie/112733-yaschericyn-pi-i-dr-osnovy-rezaniya-materialov-i-rezh

3. Барановский Ю.В Режимы резания металлов. Справочник. [Электронный ресурс] URL: http://www.booksgid.com/technology/7856-baranovskijj-ju.v-rezhimy-rezanija.html

4. Журнал «Вестник машиностроения» [Электронный ресурс] URL: http://www.miramerbeach/com/vestnik-mashinostroeniea-zhumal/html

5.Журнал «Машиностроитель» [Электронный ресурс] URL: http://lib.pstu.ac.ru/readers/exhibitions/2010/machine/index.html

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Основная профессиональная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по учебным дисциплинам: «Процессы формообразования и инструменты», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технология машиностроения». Реализация основных профессиональных образовательных программ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.

Распределение учебного времени регламентируется расписанием основных занятий.

В преподавании используются активные формы обучения ( уроки обобщения и применения знаний, практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа, учебная практика), задания, выполняемые обучающимися на практических занятиях, носят междисциплинарный характер.

Текущий контроль знаний (умений, навыков) проводятся в форме устных ответов, защиты практических работ.

Реализация программы модуля предполагает выполнение обучающимися практических работ.

При проведении практических занятий и учебной практики проводится деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек, что способствует индивидуализации обучения, повышению качества обучения.

Освоение программы модуля базируется на изучении дисциплин профессионального цикла: «Материаловедение». «Инженерная графика», «Техническая механика», «Процессы формообразования и инструменты», «Метрология, стандартизация и сертификация».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих должностям служащих».

- преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав:

- специалисты с высшим профессиональным образованием технического профиля– преподаватели междисциплинарных курсов и профессиональных дисциплин: «Материаловедение»; «Инженерная графика»; «Техническая механика»; «Процессы формообразования»; «Метрология, стандартизация и сертификация».

- преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.








5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и способ их базирования.


Определение видов и способов получения заготовок, величины припусков и размеров заготовок, коэффициента использования материала.

Определение способа базирования заготовок.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Проявление активности при посещении учебных занятий, производственной практики.

Полнота и качество подготовки отчета по производственной практике; активность обучения.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Определение видов и способов получения заготовок, величины припусков и размеров заготовок, коэффициента использования материала

Определение способа базирования заготовок

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.

Выполнение производственных заданий по определению видов и способов получения заготовок;

Выполнение работы на различных видах токарных станков.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Анализ выбора способа получения заготовки.

Выполнение обработки наружных поверхностей деталей на токарных станках.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использование интернет - ресурсов, ресурсов библиотек , в том числе электронных, владение навыками работы в редакторе Power Point при подготовке электронных презентаций собственных ответов и выступлений для анализа и применения необходимой информации в профессиональной деятельности.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Корректное взаимодействие с обучающимися, педагогами, мастерами в ходе освоения профессионального модуля;

Успешное взаимодействие при работе в парах, малых группах;

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Проявление лидерских качеств, активность при выполнении и защите групповых заданий.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

Умение эффективно организовывать самостоятельную (внеаудиторную) работу по соответствующей тематике.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Определять виды и способы получения заготовок;

Выполнять работы на различных видах токарных станков.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка деятельности студента в процессе учебной практики и оценка качества выполнения работ.


*

4