СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 «Методические обеспечение образовательного процесса» для специальности 44.02.04. "Специальное дошкольное образование"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  N 1354 от 27 октября 2014г.    с изменениями и дополнениями от  25 марта 2015 г.  по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО)  44.02.04 Специальное дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 «Методические обеспечение образовательного процесса» для специальности 44.02.04. "Специальное дошкольное образование"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ

(ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ)

КГБ ПОУ ВМК ЦОПП

















ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.05 «Методические обеспечение образовательного процесса»




























Ванино, 2019

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1354 от 27 октября 2014г. с изменениями и дополнениями от 25 марта 2015 г. по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.04 Специальное дошкольное образование



Согласовано:

Заведующий

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Искорка» городского поселения

«Рабочий поселок Ванино»

_________________И.Д. Кузьмина

м.п.





Организация-разработчик:

«Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)»







Разработчики:

Бурдина Алена Сергеевна, преподаватель






Координатор (ответственный за разработку) – Бурдина А.С., заместитель директора по УР.









Программа профессионального модуля ПМ.05«Методические обеспечение образовательного процесса» по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 10.09.2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



Стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


25


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Методическое обеспечение образовательного процесса


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование (приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2014 № 1354) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение образовательного процесса

и соответствующих профессиональных компетенций:

1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.

Программа профессионального модуля может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- анализа и разработки учебно- методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;

-участия в создании предметно- развивающей среды;

-изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного и специального дошкольного образования;

-оформления портфолио педагогических достижений;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

-участия в исследовательской и проектной деятельности;


уметь:

- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного и специального дошкольного образования;

- определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного и специального дошкольного образования;

- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы отдельных воспитанников, наличия отклонений в развитии;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

- сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного и специального дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;

- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки; создавать в группе предметно- развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования, задаче коррекции отклонений в развитии;

- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного и специального дошкольного образования;

- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

- теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

- концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования детей с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

- теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном и специальном дошкольном образовании;

- методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;

- особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного и специального дошкольного образования;

- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;

- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

- основы организации опытно- экспериментальной работы в сфере образования.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего - 280 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 208 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –136 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 72 часа;

учебной практики – 72 часа.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1-ПК 5.5

МДК.05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

208

136

52


72




Учебная практика

72


72



Всего:

280

136

52


72


72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

МДК 05. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

208


Раздел I. Основы организации проектно-исследовательской деятельности в сфере дошкольного образования

84


Подраздел 1. Введение в психолого-педагогическое исследование

15


Тема 1.1. Психолого-педагогическое исследование в системе подготовки специалистов в области дошкольного и специального дошкольного образования

Содержание учебного материала:



1

Научно-исследовательская деятельность как вид профессиональной деятельности воспитателя

2

3

2

Цель и задачи научно-исследовательской деятельности студентов

3

Компетенции, формируемые в процессе научно-исследовательской деятельности студентов

4

Основные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном учреждении

Тема 1.2. Методология науки и логика научного исследования





Содержание учебного материала:



1

Общее понятие о науке, ее целях и функциях, сущностных признаках

4

3

2

Понятие о методологии научного исследования и образования, ее аспектах и функциях

3

Понятие о логике научного исследования

4

Источники и условия исследовательского поиска

5

Первый этап научного исследования: выбор темы исследования, обоснование ее актуальности, определение исходных научных позиций (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования)

6

Второй этап научного исследования: выбор методов исследования в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования

7

Третий этап научного исследования: изложение теоретических основ избранной темы.

8

Четвертый этап научного исследования: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

9

Пятый этап научного исследования: анализ, интерпретация и оформление результатов.

10

Шестой этап научного исследования: выработка практических рекомендаций.

Самостоятельная работа:

Определение понятия «наука» (5 определений)

2

3

Тема 1.3.

Методы исследования психолого-педагогических проблем














Содержание учебного материала:



1

Общее понятие о методах научного исследования и их классификация

5

3

2

Определение понятия «теоретические методы исследования»

3

Характеристика теоретических методов исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение, мысленный эксперимент, прогнозирование

4

Определение понятия «эмпирические методы исследования»

5

Характеристика методов эмпирического исследования: наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент, тестирование, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта и др.

6

Выбор методов эмпирического исследования

7

Определение понятия «неэмпирические методы исследования»

8

Организационные неэмпирические методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод, комплексный метод. Краткая характеристика

9

Методы обработки данных: количественные методы (методы первичной обработки, методы вторичной обработки); качественные методы (классификация, систематизация и др.); интерпретационные методы. Краткая характеристика

Самостоятельная работа:

1. Составление глоссария по теме

2. Составление опорной схемы по материалам лекций

2

3

Подраздел 2. Технология научно-исследовательской деятельности

58


Тема 2.1. Технология учебно-исследовательской деятельности

Содержание учебного материала:



1

Виды учебно-исследовательской деятельности студентов по форме (доклад, реферат, курсовая работа, ВКР)

2

3

2

Виды учебно-исследовательской деятельности студентов по содержанию (теоретическая, практическая, опытно-экспериментальная, проектная)

3

Курсовая работа: сущность, цели

4

Выпускная квалификационная работа: сущность, цели

Самостоятельная работа:

Анализ положений о КР и ВКР

2

3

Тема 2.2.

Технология работы с информационными источниками





Содержание учебного материала:



1

Источники психолого-педагогического исследования: понятие и классификации источников

2

3

2

Виды литературы. Особенности работы с научной литературой

3

Библиотека: библиографические указатели, библиотечные каталоги

4

Основные этапы поиска литературы по теме научной работы

5

Методика изучения научной литературы: виды чтения, способы обработки информации

6

Тезирование, аннотирование, рецензирование, реферирование

7

Поиск информации в сети Интернет

Практические занятия:

2

3

1

Подбор литературы по предложенной теме в различных каталогах

2

Аннотирование и рецензирование статей

Самостоятельная работа:

Составление тезисов, аннотации, плана, рецензии научной статьи

Написание реферата, статьи на психолого-педагогическую тему

Написание выступления на психолого-педагогическую тему с использованием ИКТ

2

3

Тема 2.3. Логика построения психолого-педагогического исследования

Содержание учебного материала:



1

Педагогический эксперимент: виды эксперимента в педагогике и психологии сущность, структура и логика построения

1

3

2

Примерная структура научно-исследовательской работы: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (КР – теоретические аспекты изучаемой проблемы; ВКР – представлена двумя главами: теоретической и практической), заключение, список использованной литературы, приложения

Тема 2.4.

Методологический аппарат и структура психолого-педагогического исследования


Содержание учебного материала:



1

Определение исследовательских понятий: «тема», «проблема», «актуальность», «объект», «предмет», «цель», «гипотеза», «задачи»

2

3

2

Структура замысла исследования, постановка проблемы, формулировка темы

3

Обоснование актуальности

4

Определение объекта и предмет исследования

5

Построение системы целей и задач исследования

6

Виды гипотез в научно-педагогическом исследовании, их выдвижение

7

Систематизация понятийного аппарата исследования

Практические занятия:

4

3

1

Определение педагогических проблем в дошкольном и специальном дошкольном образовании

2

Знакомство студентов с примерами формулировки тем, обоснования актуальности темы на материале лучших ранее защищенных работ

3

Тренировочные упражнения по формулировке темы, обоснованию актуальности конкретных тем, выбранных студентами к практическому занятию

4

Обсуждение формулировок исследовательских понятий по выбранным студентами конкретным темам, выявление наиболее удачных, соответствующих своему назначению и теме

Самостоятельная работа:

Изучение статьи В.И. Загвязинского «Творческое ядро педагогического исследования» (Образование и наука, 2010, № 10 (78), С. 3-12). Запись пояснения к каждой составляющей научного аппарата

Выбор примерной тематики, проблемы для исследования и составление плана курсовой и выпускной квалификационной работы

Подбор и составление списка литературы по выбранной проблеме (в том числе и интернет источники), оформление в соответствии с требованиями

Определение актуальности, объекта, предмета исследования, формулировка цели, задач, гипотезы исследования по выбранной теме

Оформление введения

3

3

Тема 2.5.

Теоретическая часть исследования

Содержание учебного материала:



1

Выделение параграфов теоретического исследования, формулировка названий

1

3

2

Структура и содержание теоретической части: суть основных ключевых понятий темы, исторический аспект развития проблемы, анализ практического опыта исследователей по проблеме, современные задачи, психологические и физиологические возможности для их решения, пути решения избранной проблемы в современных образовательных заведениях

3

Выводы по теоретической части

Самостоятельная работа:

Подготовка статьи по материалам теоретической части КР, размещение в СМИ

2

3

Тема 2.6. Практическая часть исследования: констатирующий этап


Содержание учебного материала:



1

Формулировка цели и задач констатирующего этапа исследования, определение экспериментальной базы

4

3

2

Разработка диагностической программы экспериментального исследования, диагностический инструментарий

3

Методика проведения констатирующего исследования

4

Способы обработки и интерпретации полученных результатов

5

Оформление и описание результатов констатирующего исследования, выводов

6

Использование метода анкетирования в диагностической работе

7

Использование метода опроса (беседы) в работе с детьми дошкольного возраста, воспитателями, родителями

8

Изучение продуктов детской деятельности как диагностический метод

Практические занятия:

4

3

1

Рассмотрение программ психолого-педагогического эксперимента на примерах по конкретным темам защищенных ранее работ

2

Составление анкет

3

Составление программы изучения продуктов детской деятельности

4

Составление программы беседы

Самостоятельная работа:

Проведение на практике в ДОО наблюдения по составленной программе, оформление бланков наблюдений, таблиц статистического и математического анализа, определение уровня развития детей, формулировка выводов

Проведение на практике в ДОО любого вида продуктивных видов деятельности, оформление таблиц статистического и математического анализа, определение уровня развития детей, оформление подтверждающих материалов – работ детей

Проведение анкеты с родителями/педагогами ДОО, оформление результатов, диаграмм

4

3

Тема 2.7. Практическая часть исследования: формирующий этап

Содержание учебного материала:



1

Определение цели, задач формирующего этапа исследования

2

3

2

Сроки организации формирующего этапа

3

Определение направлений, этапов преобразующего эксперимента

4

Выбор методов, приемов, средств работы, выполнение перспективного плана

5

Составление конспектов уроков организации образовательной деятельности, игр, упражнений и др.

6

Апробация формирующей работы на практике, технология описания содержания преобразующего этапа исследования

Практические занятия:

3

3

1

Рассмотрение программ формирующего этапа на примерах по конкретным темам защищенных ранее работ

2

Определение направлений, этапов преобразующего эксперимента на примере собственной темы исследования

Самостоятельная работа:

Разработка перспективного плана формирующего этапа исследования

2

3

Тема 2.8. Практическая часть исследования: контрольный этап


Содержание учебного материала:



1

Содержание контрольного этапа исследования

2

3

2

Интерпретация результатов контрольного этапа, обоснование эффективности формирующего эксперимента

3

Составление сравнительных таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.

4

Содержание заключения как обобщенное отражение результатов исследования в соответствии с поставленными во введении задачами. Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования

5

Формулировка рекомендаций

Самостоятельная работа:

Разработка рекомендаций на примере собственной темы исследования

2

3

Тема 2.9.

Требования к оформлению исследовательских работ


Содержание учебного материала:



1.

Требования к оформлению титульного листа и плана работы

3

3

2.

Стиль изложения анализа теоретических источников, результатов практического исследования. Соблюдение орфографических, пунктуационных, стилистических правил и норм

3.

Библиография. Количественный список используемой литературы, порядок и последовательность записи первоисточников. Правила цитирования. Способы расстановки ссылок на литературу в тексте работы

4.

Приложение как собрание конкретных материалов опытно-экспериментальной работы (программ, конспектов и т.п.), а также работ детей и др. респондентов

5.

Внешняя культура оформления текста исследовательской работы: аккуратность, соблюдение технических требований (размещение текста на страницах, нумерация страниц и т.п.).

Самостоятельная работа:

Просмотр студентами ранее выполненных работ с целью анализа соблюдения эстетико-технических требований. Оценка качества оформления необходимых структурных компонентов исследования.

2

3

Тема 2.10. Разработка презентации

Содержание учебного материала:



1.

Презентация: сущность, значение

1

3

2.

Виды и структура презентаций

3.

Требования к презентациям

4.

Разработка презентации

Тема 2.11.

Логика подготовки и требования к устному выступлению

Содержание учебного материала:



1.

Защита результатов научной работы – один из ключевых этапов процесса исследования

2

3

2.

Приемы поддержания внимания

3.

Требования к речи выступающего

4.

Демонстрационные материалы при защите. Технология создания презентации для защиты научной работы

5.

Примерный план публичной защиты научной работы

6.

Участие в дискуссии по теме доклада и ответы на вопросы – как часть успешной защиты

Практические занятия:

2

3

1.

Моделирование ситуации «Защита ВКР»

Самостоятельная работа

Подготовка презентации и защитного слова

2

3

Подраздел 3. Основы организации проектно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

11


Тема 3.1. Методика организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

Содержание учебного материала:

2

3

1.

Исследовательская деятельность воспитанников детского сада: сущность, специфика, виды

2.

Принципы и формы организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Самостоятельная работа:

Подбор научных статей по теме «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

2

3

Тема 3.2. Методика организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации


Содержание учебного материала:



1.

Проектная деятельность в образовании. Типология проектов

2

3

2.

Принципы разработки проектов

3.

Организация проектной деятельности воспитателя в ДОО

4.

Этапы работы над проектом. Специфика проектирования на различных этапах

5.

Трудности при проектировании и их устранение

6.

Методика организации проектной деятельности детей дошкольного возраста

7.

Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста по образовательным областям

Практические занятия:

2

3

1.

Разработка проектной деятельности детей дошкольного возраста (тема на выбор)

2.

Подготовка к защите педагогического проекта

Контрольная работа

1

3

Самостоятельная работа:

Поиск материалов для заполнения таблиц «Проекты в детском саду» с использованием журналов периодических изданий, сети Интернет и их заполнение

Разработка и оформление проекта в области дошкольного образования (тема на выбор студента)

Подготовка к контрольной работе

2

3

Раздел II. Теория и практика методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

124


Подраздел 1. Теоретические основы методической работы воспитателя

36


Тема 1.1.

Методическая работа в системе профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

Содержание учебного материала:



1.

Понятия «методическая работа», «методическая деятельность»

4

3

2.

Основные цели и задачи методической деятельности воспитателя

3.

Функции методической деятельности воспитателя

4.

Направления методической работы воспитателя

5.

Виды методической деятельности воспитателя

6.

Квалификационная характеристика воспитателя

7.

Требования к методической компетентности современного воспитателя

8.

Нормативно-правовая основа методической деятельности воспитателя

Практические занятия:

2

3

1.

Анализ Профессионального стандарта педагога (воспитателя)

Самостоятельная работа:

Составление глоссария по теме

Анализ квалификационной характеристики должностей педагогических работников по должности – Воспитатель

2

3

Тема 1.2. Характеристика форм методической работы воспитателя



Содержание учебного материала:



1.

Сущность понятия «форма методической деятельности»

3

3

2.

Классификация форм методической работы воспитателя. Вариативность подходов

3.

Классификация индивидуальных форм методической деятельности (разработка учебно-методической документации, поисковая и исследовательская деятельность, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, повышение квалификации)

4.

Классификация активных форм методической деятельности («Круглый стол», «Деловая игра», дискуссия, «Мозговая атака (мозговой штурм)», педагогический КВН, Ярмарка педагогических идей, тренинг, мастер-класс)

5.

Классификация пассивных форм методической деятельности (теоретический семинар, научно-практические конференции, педагогические чтения, методические оперативки, методическая декада, творческий отчет)

Практические занятия:

1

3

1.

Методика организации и проведения активных форм методической работы

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарскому занятию

Изучение статьи: Мисник, Л.В. Мастер-класс как одна из форм перспективного развития профессиональной деятельности современного педагога / Л.В. Мисник // Дошкольная педагогика. – 2016. – №7. – С. 12-14

Разработка конспекта проведения одной из активных форм методической деятельности

2

3

Тема 1.3. Самообразование как вид профессиональной деятельности воспитателя

Содержание учебного материала:



1.

Самообразование как фактор саморазвития воспитателя. Сущность самообразование

1

3

2.

Факторы, влияющие на самообразование и саморазвитие воспитателя

3.

Направления и источники самообразования

4.

Повышение квалификации

Самостоятельная работа:

Изучение готовности студента к профессиональному саморазвитию

Разработка плана самообразования

2

3

Тема 1.4. Аттестация педагогических кадров

Содержание учебного материала:



1.

Сущность категории «система аттестации»

2

3

2.

Цель и задачи аттестации

3.

Формы аттестации

4.

Порядок аттестации педагогических работников

5.

Нормативно-правовое обеспечение проведения аттестации педагогических работников

6.

Оценка результатов профессиональной деятельности педагогического работника

Самостоятельная работа:

Изучение требований к аттестации педагогов (воспитателя), моделей портфолио

2

3

Тема 1.5. Портфолио воспитателя















Содержание учебного материала:



1.

Портфолио: понятие, значение

2

3

2.

Виды портфолио: портфолио документов, портфолио отзывов, портфолио работ, методический портфолио, тематический портфолио, портфолио личных достижений и др.

3.

Структура портфолио

4.

Технология разработки портфолио

5.

Оформление портфолио: текстовый и электронный вариант

6.

Критерии оценки портфолио

Практические занятия:

4

3

1.

Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам воспитателей. Анализ электронных портфолио воспитателей

2.

Определение перечня содержания портфолио педагогических достижений и его оформление. Презентация и анализ студенческих портфолио достижений

Самостоятельная работа:

Создание электронного портфолио личных достижений в программе MS PowerPoint

2

3

Тема 1.6. Инновационная направленность педагогической деятельности воспитателя

Содержание учебного материала:



1.

Понятие об инновации. Виды и направления инноваций в образовательной деятельности

2

3

2.

Функции инновационной деятельности

3.

Этапы инновационной деятельности

4.

Характеристика и критерии оценки инноваций

5.

Технология управления инновационным процессом

6.

Методические инновации, виды, технология инноваций методической деятельности

7.

Современные тенденции развития инновации в дошкольном образовании

8.

Готовность воспитателя ДОО к инновационной деятельности в системе методической работы

Самостоятельная работа:

Сочинение-эссе «Инновационная деятельность как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя ДОО»

2

3

Тема 1.7. Методическая служба дошкольной образовательной организации

Содержание учебного материала:



1.

Понятие «Методическая служба ДОО».

1

3

2.

Цель, задачи и содержание деятельности методической службы в ДОО

3.

Направления и формы работы методической службы ДОО

4.

Методический кабинет в дошкольном образовательном учреждении

Самостоятельная работа:

Изучение годового плана работы методической службы ДОО

2

3

Подраздел 2. Основные направления модернизации системы дошкольного образования

20


Тема 2.1. Государственная политика в области образования детей с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья

Содержание учебного материала:



1.

Законодательство РФ в сфере дошкольного образования: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейный кодекс РФ, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Закон «О специальном образовании» и др.

2

3

2.

Принципы государственной политики в области образования

3.

Задачи реализации современной модели развития образования

4.

Региональные документы государственной политики в области образования: Концепция и стратегия развития Республики Коми до 2020 года и др.

5.

Приоритетные направления в развитии системы дошкольного образования

Самостоятельная работа:

Заполнение таблицы

2

3

Тема 2.2. Нормативно-правовые основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

Содержание учебного материала:



1.

Федеральное законодательство в сфере образования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

2

3

2.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Парциальные (вариативные) образовательные программы ДОО общеобразовательного и компенсирующего видов

3.

СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.

4.

Методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя ДОО: годовой план работы ДОО, локальные нормативные акты, рабочая программа, календарно-тематический план, отчетная документация

5.

Должностные инструкции воспитателя ДОО

Практические занятия:

3

3

1.

Изучение и анализ нормативно-правовых документов: ФГОС ДО

2.

Заполнение таблиц

Самостоятельная работа:

Изучение СанПин 2.4.1.3049-13, подготовка ответов на вопросы

Конспектирование статьи: Адеева, Д.Б. Нормативное обеспечение ФГОС дошкольного образования [Текст] / Д.Б. Адеева // Дошкольная педагогика. – 2014. – №10. – С.19-23.

2

3

Тема 2.3. Электронное образование в системе дошкольного образования














Содержание учебного материала:



1.

Тенденции развития электронного обучения в РФ

4

3

2.

Виды электронных образовательных ресурсов

3.

Использование электронных образовательных ресурсов и мультимедиа в деятельности воспитателя

4.

Сайты детских садов, групп, блоги, социальные сети

5.

Сетевые сервисы Интернет

6.

Сетевое взаимодействие педагогов в информационном образовательном пространстве

7.

Образовательные, методические сайты, сайты электронных периодических изданий для воспитателей, детей и родителей

Практические занятия:

3

3

1.

Анализ сайта воспитателя детского сада

2.

Разработка анкеты в Google-форме для родителей (тема на выбор)

Самостоятельная работа:

Создание и презентация аннотированных электронных методических картотек образовательных сайтов, методических ресурсов для воспитателя ДОО детей с сохранным развитием и детей с ОВЗ

2

3

Подраздел 3. Современные подходы и педагогические технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования

12


Тема 3.1. Особенности современных подходов к дошкольному образованию

Содержание учебного материала:



1.

Современные подходы в организации образовательного процесса в ДОО

1

3

2.

Классификация подходов: возрастной подход, компетентностный подход, личностно-ориетированный подход, гендерный подход, культурно-исторический, гуманистический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный, диалогический и квалиметрический

Тема 3.2. Современные педагогические технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования

Содержание учебного материала:



1.

Понятие «педагогическая технология», сущность, признаки, виды педагогических технологий

5

3

2.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

3.

Технологии личностно-ориентированного обучения

4.

Технология проектной деятельности

5.

Технология исследовательской деятельности

6.

Проблемно-игровая технология

7.

Социо-игровая технология

8.

Развивающие технологии в обучении детей (технология «Сказочные лабиринты» В. Воскобовича, технология Б.П. Никитина, технология Кюизенера, технология М.Монтессори и др.)

9.

Технология «Портфолио дошкольника»

10.

Технология «ТРИЗ»

11.

Технология интегрированного занятия

12.

Технология разноуровнего обучения

13.

Коррекционно-развивающие технологии

14.

Технология обеспечения полисенсорного восприятия

15.

Инновационные технологии

Практические занятия:

2

3

1.

Анализ конспектов ООД/видеофрагментов занятий на предмет использования элементов педагогических технологий

2.

Сообщения студентов

Самостоятельная работа:

Изучение статей:

1. Колчина, Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. – №10. – С. 10-13.

2. Чиркова, Е.Н. Инновационные технологии в современном детском саду. Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена «Огород на окне» / Е.Н. Чиркова, Т.В. Чащухина, Т.А. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С. 10-11

Подготовка тезисов по описанию современных педагогических технологий на основе изучения дополнительной литературы

Разработка конспекта занятия с использованием педагогических технологий (возрастная группа, категория детей, образовательная область на выбор)

Разработка содержание портфолио дошкольника

4

3

Подраздел 4. Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования

36


Тема 4.1. Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования детей с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья

Содержание учебного материала:



1.

Понятие «примерные», «вариативные» программы

1

3

2.

Образовательная программа ДОО. Структура в соответствии с ФГОС ДО

3.

Принципы конструирования и проектирования образовательных программ ДОО

4.

Примерные основные общеобразовательные программы для детей с сохранным развитием и с ОВЗ

5.

Методические комплекты

Практические занятия:

3

3

1.

Сравнительно-сопоставительный анализ примерных и вариативных образовательных программ дошкольного образования

2.

Анализ примерных программ для детей с ОВЗ

Самостоятельная работа:

Заполнение таблицы

2

3

Тема 4.2. Теоретические основы планирования как основы методического обеспечения образовательного процесса

Содержание учебного материала:



1.

Моделирование и проектирование в образовании как условие реализации ФГОС ДО

3

3

2.

Планирование как основа деятельности по реализации образовательной программы

3.

Понятие планирование, план

4.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность по планированию образовательно-воспитательной работы в ДОО

5.

Виды планирования и их назначение: перспективное, перспективно-календарное, календарно-тематическое, блочное, комплексное

6.

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

7.

Этапы подготовки и методика тематического планирования

Тема 4.3. Проектирование и разработка рабочих программ образовательной деятельности

Содержание учебного материала:



1.

Понятие «рабочая программа»

3

3

2.

Рабочая программа как траектория реализации образовательной программы в деятельности педагога

3.

Нормативные документы, регламентирующие разработку рабочих программ

4.

Структурные компоненты рабочей программы

5.

Требования к проектированию рабочей программы

6.

Примеры составления рабочих программ

7.

Адаптированная образовательная программа: специфика проектирования в контексте ФГОС ДО и ФГОС для детей с ОВЗ.

8.

Модель реализации педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Практические занятия:

4

3

1.

Моделирование элементов рабочей программы по разделам образовательных областей (на выбор)

2.

Варианты реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (мозговой штурм)

Самостоятельная работа:

Изучение и конспектирование статей:

Рабочая программа педагога ДОУ [Текст] / О.А. Воронкевич, Т.Ю. Седачева, Е.А. Якимова // Дошкольная педагогика. – 2014. - №4. – С. 15-21.

Рабочая программа педагога ДОУ как инструмент реализации основной образовательной программы дошкольного образования [Текст] / О.А. Воронкевич, Т.Ю. Седачева, Е.А. Якимова // Дошкольная педагогика. – 2014. - №5. – С. 16-20.

Разработка индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ

3

3

Тема 4.4. Планирование педагогического процесса с учетом требований ФГОС дошкольного образования

Содержание учебного материала:



1.

Модели организации образовательного процесса в ДОО

4

3

2.

Характеристика комплексно-тематического принципа

3.

Примерное комплексно-тематическое планирование в примерных образовательных программах

4.

Примерные циклограммы образовательной деятельности

5.

Опыт ДОО в создании «Модели комплексно-тематического планирования» (на основе периодической литературы)

6.

Варианты комплексно-тематического планирования образовательного процесса, коррекционный компонент в планировании

7.

Формы, виды и содержание коррекционной работы в проектировании образовательной деятельности

8.

Варианты проектирования конспектов образовательной деятельности

Практические занятия:

4

3

1.

Анализ календарно-тематических планов воспитателей (на основе изучения периодической литературы)

2.

Проектирование комплексного календарно-тематического плана образовательного процесса на 1 день на основе примерных программ, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей (вариант комплексно-тематического планирования, тематика, возраст и патология детей на выбор)

3.

Проектирование образовательной деятельности взрослого и детей (образовательная область на выбор + учет интеграции областей), используя одну из современных педагогических технологий

Самостоятельная работа:

Изучение и конспектирование статей:

1. Скоролупова, О.О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – № 5. – 2010. – С. 40-45.

2. Хабарова, Т.В. Проектирование содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста / Т.В. Хабарова // Дошкольная педагогика. – 2013. – №6. – С. 10-11.

Разработка перспективно-календарного плана (возрастная группа на выбор).

4

3

Тема 4.5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Содержание учебного материала:



1.

Понятие и структура «Системы мониторинга в ДОО»

1

3

2.

Педагогический мониторинг планируемых результатов формирования интегративных качеств по программе «От рождения до школы», «Детство» и др.

3.

Мониторинг планируемых результатов в коррекционных программах

4.

Использование данных мониторинга при разработке и коррекции индивидуального образовательного маршрута и оптимизации работы с группой

5.

Характеристика мониторинга в Примерной ООП и Методических рекомендациях МЦКО

Практические занятия:

2

3

1.

Разработка материалов для осуществления мониторинга по образовательной области (образовательная область и возраст детей на выбор)

Самостоятельная работа:

Используя варианты мониторинга, на практике оценить результаты освоения детьми программы, обработать результат, сформулировать выводы

2

3

Подраздел 5. Предметно-развивающая среда группы дошкольной образовательной организации

11


Тема 5.1. Предметно-развивающая среда группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Содержание учебного материала:



1.

Понятие предметно-развивающей среды, ее роль, цели, задачи, функции

3

3

2.

Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в современном образовательном учреждении

3.

Факторы, влияющие на предметно-развивающую среду, принципы построения предметно-развивающей среды

4.

Составляющие предметно-развивающей среды

5.

Требования к предметно-развивающей среде: санитарно-гигиенические требования, требования ФГОС, эстетические требования, методические требования

6.

Правила техники безопасности в группе ДОО

Тема 5.2. Построение предметно-развивающей среды (центров детской активности) в группе

Содержание учебного материала:



1.

Перечень центров детской активности и оборудования для их организации в каждой возрастной группе в соответствии с ФГОС ДО. Особенности их организации

2

3

2.

Моделирование игрового пространства в ДОО с учетом ФГОС

3.

Тематические информационные стенды в группе детского сада

4.

Технические средства обучения

5.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды

6.

Коррекционная направленность предметно-развивающей среды группы ДОО

Практические занятия:

2

3

1.

Разработка и презентация проектов организации предметно-развивающей среды группы детского сада для детей с ОВЗ

Самостоятельная работа:

Выполнение анализа предметно-развивающей среды группы для детей с ОВЗ на практике в детском саду. По результатам анализа написание аналитической справки

Изучение проекта ФИРО «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию ООП дошкольного образования». Оформление тезисов на основе анализа документа

Подбор диагностического материала и проведение диагностики интересов и способностей детей к разным видам деятельности. Составление профиля интересов детей группы

4

3

Подраздел 6. Обобщение передового педагогического опыта

9


Тема 6.1. Передовой педагогический опыт

Содержание учебного материала:



1.

Понятие и сущность передового педагогического опыта

1

3

2.

Критерии отбора передового педагогического опыта

3.

Классификация передового педагогического опыта

Самостоятельная работа:

Составление каталога электронных адресов передового опыта воспитателей ДОО по одной из проблем обучения/воспитания детей дошкольного возраста с охранным развитием и с ОВЗ

Анализ передового педагогического опыта

2

3

Тема 6.2. Технология обобщения и распространения передового педагогического опыта

Содержание учебного материала:



1.

Уровни обобщения педагогического опыта

2

3

2.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта

3.

Технология описания передового педагогического опыта

4.

Формы обобщения и распространения педагогического опыта: открытые занятия, портфолио педагогических достижений, мастер-классы, участие в конкурсах, научно-практических конференциях и др.

5.

Устное публичное выступление как форма распространения педагогического опыта

6.

Виды методических разработок, требования к их оформлению

Практические занятия:

1

3

1.

Моделирование ситуации «Выступление на научно-практической конференции»

Контрольная работа

1

3

Самостоятельная работа:

Подготовка методических разработок: статей, докладов, сообщений (тема на выбор).

Подготовка к контрольной работе

2

3

Итоговая аттестация

Эк


Итого

208


Учебная практика

ПК 1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отельных воспитанников

Анализ системы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ методических и дидактических пособий, имеющихся в ДОУ.

Разработка методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-пространственную среду

Анализ развивающей предметно-пространственной среды с точки зрения методического оснащения

Участие в создании в группе развивающей предметно-пространственной среды


72


ПК 5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Знакомство с педагогическим опытом и образовательными технологиями в области дошкольного и специального дошкольного образования.

Изучение и анализ профессиональной литературы по проблемам дошкольного и специального дошкольного образования.

Оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Систематизация личного педагогического опыта в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы и самоанализа.

Составление, оформление профессионального портфолио

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений

Представление педагогических разработок на педсовете в дошкольном образовательном учреждении.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

Участие в исследовательской деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

Участие в проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования



Всего:

280



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие кабинетов «Теоретических и методических основ дошкольного образования», «Теоретических и методических основ специального дошкольного образования».


Оборудование кабинетов:

рабочие места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

ФГОС СПО;

учебно-методические комплексы к образовательным программам ДОУ и СДОУ;

методические рекомендации и разработки для воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.


Технические средства обучения:

автоматизированное рабочее место учителя.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которая проводится концентрировано.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов . - 6-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208с.

  2. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. Под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.

  3. Пастухова Н.Г. Основы учебно – исследовательской деятельности. – М.: Академия, 2018. – 160 с.

Дополнительные источники:

  1. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.В.Борикова, Н.А. Виноградова, – М.: Академия, 2017. – 128с.

  2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 174с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая технология. - М.: «Логос», 2016. - 384 с

  4. Ильенко Л.П. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.- М.: АРКТИ.-2018. – 64с.

  5. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях.-М.: АРКТИ, 2018. – 168с.

  6. Комплексный подход к применению педагогических технологий. М.: УМЦ по ПО, 2016. - 132 с.

  7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 244с.

  8. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. - М.: УЦ «Перспектива», 2016. - 116 с.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат – М.; Академия, 2015 – 272с.

  10. Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы. – Учитель, 2015.

  11. Основы педагогического мастерства. Под ред. Зязюна И.Я. – М.: Академия, 2016.- 112с.

  12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.: Аркти, 2017. - 112 с.

  13. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. - М.:Перспектива, 2015. – 68 с.

  14. Профессионализм методиста. Сост. Т.А. Сергеева и др. - М.: ПрофОбрИздат, 2015. - 224 с.

  15. Сасарина Е. Е. Общие подходы к написанию КР. – Рыбинск: Рыбинский педколледж, 2016.- 116 с.

  16. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Издательство Мастерство, 2015. - 272 с.

  17. Сибирская М.П. Педагогические технологии. М.: УМЦ по ПО, 2015. - 126 с.

  18. Смирнова Л. А.Оформление курсовой работы. – Рыбинск: Рыбинский педколледж, 2016. - 56 с.

  19. Телешов С.В., Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. М.: Каро, 2014. - 160

  20. Федоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. - М., НПЦ «Профессионал – Ф», 2015. - 200 с.

  21. Щербак А.П. Основные подходы и возможные ошибки при написании научного аппарата исследования. – Рыбинск: Рыбинский педколледж, 2014.- 50 с.

  22. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 256 с.

  23. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Условием освоения профессионального модуля является предварительное изучение учебных дисциплин педагогика, психология.

В ходе изучения профессионального модуля обучающиеся готовят и представляют курсовую работу (проект).

Тематика курсовой работы (проекта) должна отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

Тематика курсовой работы (проекта) определяется в соответствии с содержанием одного или нескольких профессиональных модулей, разрабатывается научным руководителем, согласуется с представителями работодателей и утверждается директором техникума.

При выполнении курсовой работы обучающимся оказываются консультации.

Учебная и производственная практика может проводиться как концентрированно, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Базой практики являются дошкольные учреждения. Закрепление баз практики осуществляется администрацией техникума на основе договоров с образовательными учреждениями.

При прохождении учебной практики учебная группа делится на подгруппы численностью не менее 8 человек. При проведении производственной практики учебная группа может делиться на подгруппы по 5-6 человек. Практика осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и междисциплинарных курсов.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого междисциплинарного курса и имеющих опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: высшее образование, соответствующее профилю профессионального модуля и имеющих опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Результаты


Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

  • обоснование выбора примерных и вариативных программ дошкольного и специального дошкольного образования, примерных методических материалов на основе их анализа;

  • разработка методических материалов в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерных и вариативных программ дошкольного образования и специального дошкольного;

  • соблюдение требований к структуре и оформлению различных видов методических материалов;

  • экспертная оценка на педагогической практике и практическом занятии;

  • тестирование;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)



ПК 5.2 Создавать в группе предметно-развивающую среду.

  • создание предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и учетом возрастных особенностей воспитанников;

  • соответствие предметно-развивающей среды предъявляемым требованиям (педагогическим, гигиеническим, специальным), задаче коррекции отклонений в развитии;

  • текущий контроль в процессе учебной практики (ознакомительной, наблюдательной, показательных занятий);

  • экспертная оценка на учебной и производственной практике, практическом занятии;

  • экзамен (квалификационный)

ПК 5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других



  • выбор профессиональной литературы в области дошкольного и специального дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО, года выпуска и заявленной темы;

  • обоснование выбора профессиональной литературы на основе ее анализа и оценки;

  • осуществление анализа деятельности других педагогов на основе изучения профессиональной литературы;

  • обоснование выбора способа решения педагогических проблем методического характера;

  • выбор образовательной технологии в соответствии с целью, содержанием, методами и средствами обучения;

  • составление программы самосовершенствования педагогического мастерства на основе самоанализа;

  • текущий контроль в форме защиты конспекта, устного опроса, письменного творческого отчета;

  • экспертная оценка на практическом занятии;

  • экспертная оценка на учебной и производственной практике;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)


ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

  • соблюдение структуры различных видов педагогических разработок;

  • соответствие представленных педагогических разработок установленным требованиям к их структуре и оформлению;

  • отчет по практике;

  • выступление в ДОУ;

  • презентация и защита портфолио;

  • взаимоанализ педагогических разработок;

  • экспертная оценка педагогических разработок;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

  • соответствие темы исследовательской и проектной деятельности актуальным проблемам в области дошкольного и специального дошкольного образования;

  • установление причинно–следственных связей при формулировании понятийного аппарата исследования/проекта в соответствии с выбранной темой;

  • разработка плана проведения исследовательской и проектной деятельности в соответствии с поставленной целью и задачами;

  • соответствие содержания исследовательской/проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования выбранной теме, проблеме, цели;

  • структурированность и обоснованность теоретических положений исследования на основе анализа библиографических источников;

  • обоснование выводов по теоретическим положениям исследования на основе анализа библиографических источников;

  • отражение собственной позиции автора по основным вопросам исследования;

  • планирование практической деятельности по разработке психолого – педагогической проблемы в области дошкольного и специального дошкольного образования в соответствии с темой, целью и задачами исследования/проекта;

  • осуществление и адекватный выбор методов и методик педагогического исследования и проектирования в соответствии с поставленными целью и задачами;

  • практическое освоение проблемы исследования в соответствии с поставленной целью и задачами;

  • соответствие результата исследовательской и проектной деятельности поставленной цели;

  • логичность, завершенность представленных материалов по проблеме исследования;

  • соблюдение научного стиля изложения материала;

  • отражение основных положений исследования/проекта в приложении к работе;

  • оформление библиографического списка в соответствии с предъявляемыми требованиями;

  • оформление результатов педагогического исследования и проектирования в соответствии с предъявляемыми требованиями;


  • экспертная оценка материалов учебного исследования;

  • защита курсовой работы;



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты


Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • аргументированность и полнота объяснения сущности будущей профессии;

  • выделение и обоснование личностной и социальной значимости будущей профессии;

  • перечисление преимуществ будущей профессии;

  • проявление ответственности при выполнении деятельности, связанной с методическим обеспечением образовательного процесса;

  • активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

  • освоение содержания профессионального модуля на положительные отметки;

  • посещение учебных занятий, учебной и производственной практики без пропусков;

  • участие в образовательных событиях (профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях, семинарах, выставках и т.п.);

  • участие в профориентационной работе учебного заведения;

  • наличие положительных отзывов по итогам учебной и производственной практики;

  • трудоустройство по получаемой специальности во время прохождения летней педагогической практики;

  • экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

  • в процессе педагогической практики (при выполнении работ по учебной и производственной практикам);

  • отзыв по итогам практики;

  • презентация методического пособия;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)

ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • владение основами учебной организации труда;

  • обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов деятельности;

  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • достижение ожидаемых результатов;

  • рациональное распределение времени;

  • аргументированность выбора методов решения профессиональных задач

  • своевременность сдачи заданий, отчетов и т.д.

  • внесение корректировок в собственную деятельность в соответствии с нестандартными ситуациями;

  • соблюдение правил внутреннего распорядка (посещаемость, отсутствие опозданий, успеваемость);

  • своевременность и качество выполнения домашних заданий;

  • своевременность сдачи зачетов и других форм аттестации;

  • решение ситуационных задач;

  • оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик;

  • защита программы самообразования на практических занятиях;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)


ОК3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

  • оценивание и прогнозирование последствий возникших рисков и нестандартных ситуаций;

  • принятие на себя ответственности за возможные риски и последствия нестандартной ситуации;

  • осуществление поиска путей решения нестандартной ситуации;

  • проявление инициативы в решении нестандартных ситуаций;

  • соответствие принятых решений нестандартным ситуациям и рискам;

  • выполнение инструкций по правилам безопасного нахождения обучающихся в учебном заведении;

  • внесение корректировок в собственную деятельность в соответствии с нестандартными ситуациями.

  • наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;

  • решение ситуационных задач;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)



ОК4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • использование различных видов источников информации;

  • определение вида источника информации в соответствии с имеющимся запросом;

  • оценивание качества информации согласно имеющемуся запросу;

  • обоснованность выбора информации и её анализ для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • выделение главной мысли, конспектирование, тезирование, наглядное изображение информации;

  • нахождение ответа на поставленный вопрос и выделение вопросов на основе изученной информации.

  • наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;

  • экспертная оценка в ходе выполнения исследовательской и проектной работы студента;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  • владение навыками работы на современном оборудовании;

  • осуществление сбора, обработки, хранения, отображения и распространения информации с использованием ТСО;

  • использование различных программных продуктов;

  • рациональное использование ИКТ и ЭОР в соответствии с поставленной целью;

  • рациональное использование ИКТ с учетом возраста воспитанников;

  • использование различных видов ЭОР с учетом поставленной цели и планируемого результата;

  • соблюдение правил эксплуатации ТСО, санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и техники безопасности при использовании ТСО;

  • разработка различных методических, дидактических и наглядных материалов с использованием ТСО для организации образовательной деятельности воспитанников.

  • презентации к занятиям, выступлениям и др.;

  • представление методических разработок с ИКТ;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)



ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

  • продуктивное взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами для достижения поставленной цели;

  • обсуждение вопросов в диалоге с руководством, коллегами и социальными партнерами;

  • участие в групповых проектах;

  • уважение мнения руководства, коллег и социальных партнеров;

  • корректное и тактичное отстаивание собственного мнения;

  • совместное выполнение различных функций и поручений;

  • осуществление самоконтроля и самооценки в процессе работы в коллективе и команде.

  • наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной и практики;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)



ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

  • соблюдение требований ФГОС ДО, примерной или вариативной программы дошкольного и специального дошкольного образования при осуществлении методического обеспечения по организации и контролю деятельности воспитанников;

  • проявление ответственности за качество образовательного процесса;

  • оценка планов, конспектов занятий;

  • оценка организаторских способностей на основе портфолио;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)



ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • обоснованность выбора информации и её анализа для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • проявление интереса к новым достижениям в науке и практике образования;

  • участие в образовательных событиях (профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях, семинарах, выставках и т.п.);

  • осуществление самоанализа и самоконтроля в различных видах деятельности, связанных с методическим обеспечением образовательного процесса;

  • установление причинно-следственных связей ожидаемыми и достигнутыми результатами собственной деятельности;

  • определение путей повышения квалификации с учетом образовательных потребностей;

  • самостоятельность планирования повышения личностного и профессионального уровня.

  • рефлексивный анализ (личный маршрут студента);

  • оценка динамики развития;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)


ОК9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  • осуществление отбора содержания

обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  • соответствие используемых форм, методов, приемов, средств обучения требованиям ФОГС ДО;

использование в профессиональной деятельности элементов современных педагогических технологий и инноваций;

  • наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)


ОК10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

  • выбор и разработка методических материалов с учетом предъявляемых требований и возрастных особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;

  • соответствие предметно-развивающей среды предъявляемым требованиям (педагогическим, гигиеническим, специальным).

  • наблюдение и оценка планов, конспектов в ходе производственной практики;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)


ОК11Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

  • соблюдение соответствующих норм трудового кодекса РФ, положений ФЗ «Об образовании в РФ» и других нормативно-правовых документов;

  • выполнение обязанностей, предусмотренных уставом образовательной организации;

  • выполнение требований ФГОС ДО;

  • соблюдение норм и правил, предъявляемых к педагогической деятельности.

  • наблюдение и оценка планов, конспектов;

  • защита курсовой работы;

  • экзамен МДК;

  • экзамен (квалификационный)



*

3