СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Профессиональны навигатор"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Профессиональны навигатор"»

СОГЛАСОВАНО

руководитель ШМО классных руководителей естественнонаучных дисциплин

МБОУ СОШ №13

_________ Т.Ю. Лебедева

Протокол №___

от «___» __________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

МБОУ СОШ №13

___________ Е.В. Сердюкова

«___» ___________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №13

____________Э. Ю.Дегтярева

Протокол №___

Педагогического совета

от «___»____________2019 г.

Приказ от __.__.2019 г. №____



Рабочая программа деятельности курса
«Профессиональный навигатор»

в рамках внеурочной деятельности

9 класс


Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В целях создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, выявления и развития способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирования потребности и готовности к труду в условиях рынка в план внеурочной деятельности по социальному направлению вводится курс «Профессиональный навигатор», рассчитанный на учащихся 9 классов. На изучение данного факультатива отводится 34 часа в год (1 час в неделю).


Рабочая программа деятельности научного курса «Профессиональный навигатор» разработана на основе авторской программы Антоновой М.В. «Профессиональный навигатор» для 9 класса общеобразовательных организаций, г. Москва, 2017 г. (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485733)

Цель курса - подготовка обучающихся к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению, то есть формирование у него умения выбрать профессию с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентаций и потребностей общества.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

— знакомство учащихся с различными профессиями (информация об их социальных,экономических и психологическихособенностях);

— информирование учащихся о путях получения избранных профессий (информация об учебных заведениях, профильных предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста);

— формирование у учащихся позитивного отношения к труду в сфере материального производства, и особенно к рабочим профессиям, в которых ощущается острая необходимость в вашем регионе;

— информирование учащихся об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

— формирование у учащихся профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании их внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.

Результаты освоения программы

К предметным результатам программы внеурочной деятельности курса «Профессиональный навигатор» отнесены:

  1. Первоначальные систематизированные представления о мире профессий и рынке труда.

  2. Получение представления о современных формах и методах организации труда.

  3. Знание классификаций и видов профессий.

  4. Освоение методов и приемов самопознания, рефлекии.

  5. Приобретение знаний относительно основных психологических понятий.

  6. Создание основы для формирования интереса к получению и расширению представлений о себе.

  7. Формирование понятий об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения и других факторах, способствующих выбору профессии.

Метапредметными результатами программы курса «Профессиональный навигатор» являются:

  1. Навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  3. Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  5. Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

  6. Способность к оценке собственных возможностей, способностей и склонностей.

  7. Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности.

  8. Развитие умения делать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека.

  9. Формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Ученик получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного мышления;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и диагностик;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.


Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Профессиональный навигатор» являются:

  1. Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

  2. Развитие у учащихся мотивации к самопознанию и саморазвитию;

  3. Осознание себя и своего места в жизни;

  4. Формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

  5. Соотнесение учащимися своих индивидуальных особенностей с требованиями конкретной профессии;

  6. Составление личного профессионального плана на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений и развитие способности мобильно изменять его;

  7. Использование приёмов самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

  9. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, профессиональная т.п.).

Личностные универсальные учебные действия

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

  • готовность и способность к выполнению норм и требований;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;

  • готовности к самообразованию и саморазвитию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.


Содержание программы

Формы организации

Основной формой организации является занятие, которое представляет собой введение в мир профессий, в котором учащиеся смогут расширить представления о себе и научаться соотносить эти особенности с профессиями.

Виды деятельности

Профориентационный тренинг — создаёт возможности для глубокого самопознания и самоопределения, помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др.

Деловая игра — педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которого — обучение отдельных участников игры и групп обладанию навыками принятия решения. Деловая игра изначально связана с подготовкой ребёнка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью деловой игры подросток включается в имитацию рабочего процесса, в моделирование и упрощённое воспроизведение реальной производственной ситуации, в профессиональные отношения между взрослыми.

Квест представляет собой игру, в которой нужно применять логику, ловкость и координацию, а также работать в команде. Команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды, в условиях дефицита времени, проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами «ключи» (коды, ответы на вопросы).

Кейс-стади (метод ситуационного анализа) представляет собой педагогическую технологию, основанную на моделировании предлагаемой или использовании реальной ситуации. Обучающиеся должны разобраться в сути предложенных проблем, представить возможные варианты их решения и выбрать лучшие из них. Сущность метода кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности учащихся в искусственно созданной обстановке, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.

Диагностика, которая позволит учащимся расширить представления о себе, своих способностях, склонностях, интересах, мотивах выбора профессий.


Содержательные разделы

  1. Я и мир профессий

Информирование учащихся об основных видах профессий и требованиях к ним. Схема профессий. Обсуждение с подростками основных ошибок при выборе профессии. Проведение диагностики профессиональных склонностей. Написание заключения.

  1. Как выбирать профессию

Определение уровня сформированности личных профессиональных планов, степени их профессиональной готовности. Формула выбора профессии. Знакомство с правилами выбора профессии с учетом личных особенностей и требований реального рынка труда.

  1. Как появились профессии

Диагностика профессиональных интересов учащихся. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Актуальные профессии.

  1. Профессии технического профиля

Знакомство с типами профессий и их характеристиками. Знакомство с профессиями технического профиля. Составление таблицы профессий.

  1. Творческие профессии

Знакомство с условиями труда, характером и спецификой работы по профессиям творческого характера. Выявление индивидуальных возможностей. Личные особенности представителей творческих профессий. Побуждение личности к творческому развитию.

  1. Профессии, связанные с пищевой промышленностью и сферой услуг

Знакомство с профессиями, связанными с пищевой промышленностью и сферой услуг. Соотнесение личностных характеристик и типа профессии. Составление таблицы профессий.

  1. Профессии, связанные с сельским хозяйством

Знакомство с типами профессий и их характеристиками. Классификация профессий. Составление таблицы.

  1. Профессии типа «человек-человек»

Знакомство с основными профессиями типа. Обсуждение личных особенностей представителей профессии. Диагностика профессиональных предпочтений.

  1. Мое профессиональное будущее

Знакомство с путями, этапами и средствами достижения цели при выборе профессии. Обозначение препятствий на пути к достижению цели. Определение запасных и иных вариантов. Диагностика способностей. Правила построения профессионального маршрута. Подведение итогов курса.


Тематическое планирование


Название темы

Количество часов по Антоновой М.В.

Количество часов по программе

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Я и мир профессий

3

4

Обсуждение. Работа со схемами. Сочинение-рассуждение. Диагностика. Обработка и интерпретация результатов. Написание заключения.

2

Как выбирать профессию

3

3

Повторение. Обсуждение. Работа с кейс-ситуациями. Подведение итогов.

3

Как появились профессии

3

3

Повторение. Анализ материала. Работа в группах. Работа с таблицами. Профориентационная игра.

4

Профессии технического профиля

5

4

Анализ материала. Составление таблиц на основе классификации. Работа в группах. Подведение итогов занятия. Профессиональная проба

5

Творческие профессии

5

4

Анализ ситуации и поиск проблемы. Анализ материала. Обсуждение. Работа в группах. Работа с таблицами. Подведение итогов. Профессиональная проба

6

Профессии, связанные с пищевой промышленностью и сферой услуг

5

3

Анализ материала. Обсуждения. Работа в группах. Работа с таблицами. Составление таблицы. Подведение итогов. Профессиональная проба

7

Профессии, связанные с сельским хозяйством

5

4

Анализ материала. Работа в группах. Работа с таблицами. Самостоятельная работа. Составление таблиц. Профессиональная проба

8

Профессии типа «человек-человек»

0

4

Анализ и обсуждение. Классификация. Диагностика. Самоанализ. Профессиональная проба

9

Мое профессиональное будущее

3

5

Работа с понятиями. Заполнение таблицы. Дискуссия. Обсуждение. Работа со схемами. Обратная связь по курсу.


ИТОГО

32

34



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников);

Э – электронная версия.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количественный показатель

Примечание

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

Наглядные пособия



Таблицы и плакаты:

  • Схема профессий

  • Особенности профессий

  • Диагностические бланки

  • Таблица на соответствие профессий и индивидуальных характеристик

  • Таблица на соответствие типа профессий и направлений

  • Таблица «Личный профессиональный план»

Д



  • Брошюра Антоновой М.В.

  • Рабочая тетрадь Антоновой М.В.

  • Сборник уроков по профориентации Резапкиной Г.В.

Э


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

3

Классная доска

Д


Мультимедийный проектор

Д


Компьютер

Д


Экспозиционный экран

Д




Система оценки результатов освоения программы

С целью оценки результатов освоения программы курса «Профессиональный навигатор запланировано проведение на последних занятиях презентации личных профессиональных планов учащихся.

Оценка работы осуществляется по критериям:

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Сформированность профессионального плана

Выбор профессионального плана с учетом всех факторов (знание о своих индивидуальных особенностях и знание рынка труда).

Выбор профессионального будущего с опорой на неполную систему факторов выбора (например, без учета склонностей)

Отсутствие сознательно планируемого выбора (полное отсутствие профессионального плана или выбор осуществляет не сам подросток, а родители и т.д.)

2. Умение строить и корректировать профессиональный план

Способность выстроить новый профессиональный план или изменить его в усложненных и меняющихся ситуациях, т.е. наличие метода правильного выбора

Учащийся затрудняется при построении профессионального плана. Отсутствует способность к его трансформации.

Учащийся не способен выстраивать и видоизменять профессиональный план.

3. Представление о собственных индивидуальных особенностях (склонности, способности, интересы)

Знание своих склонностей, способностей, интересов. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

Существуют представления не о всех своих индивидуальных особенностях.

Представления относительно своих индивидуальных особенностях отсутствуют.

4. Мотивация на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности

Устойчивая познавательная, учебная мотивация. Преобладание мотивации, направленной на достижение успеха. Осознанная мотивация на профильное обучение.

Осознание значимости выбора профессии при неустойчивой мотивационной иерархии.

Познавательная и учебная мотивация не является преобладающей. Не сформирован личностный смысл профессионального будущего.

5. Проявление трудолюбия, дисциплинированности при выполнении учебной и трудовой деятельности

Проявление волевых усилий для выполнения поставленных учебных и трудовых задач. Все задачи выполняются с усердием и в срок.

Учащийся имеет достаточно сформированные волевые качества, что позволяет ему большее количество трудовых и учебных задач.

Учащийся не проявляет интереса учебной и трудовой деятельности, недисциплинирован и нецелеустремлен.

6. Знание мира профессий и рынка труда

Знание специфики профессиональной деятельности и актуальной ситуации на рынке труда.

Присутствуют неточные знания и представления о рынке труда и мире профессий.

Отсутствуют знания о рынке труда и профессиях.

7. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Владеет отлично

Владеет хорошо

Не владеет

Результаты оценки фиксируются педагогом в журнале внеурочной деятельности.

9