СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях (ЧС)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)

280707(20.02.02) Защита в чрезвычайных ситуациях          

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях (ЧС)»»




МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО - АЛАНИЯ

ГБПОУ «ЭЛЬХОТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»














Рабочая ПРОГРАММа профессионального модуля



ПМ.01 «Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях (ЧС)»












2016








Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)

280707(20.02.02) Защита в чрезвычайных ситуациях

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж»

Разработчики:

Газзаев А.А., преподаватель ОБЖ ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж».

Кудзиев Х.М., мастер п/о ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж ».




СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


8-20

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


21-22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


23-25


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)



1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

280707(20.02.02)Защита в чрезвычайных ситуациях (базовой подготовки)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях (ЧС).

2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.

3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:

для подготовки студентов по специальности 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях на базе среднего (полного) общего образования;


в дополнительном профессиональном образовании для подготовки обучающихся по профессии «Спасатель»

на базе основного общего образования

опыт работы не предусмотрен;


в профессиональной подготовке работников МЧС по профессии «Спасатель»

на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования

опыт работы в подведомственных учреждениях Главного управления МЧС по РСО-Алания не менее 2 месяцев.





1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- участия в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты;

- мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;

- разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.

- уметь:

- определять источники получения информации на местах чрезвычайных ситуаций (ЧС);

- организовывать и проводить работу по сбору оперативной информации, в т.ч. осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций (ЧС);

- планировать и рассчитывать доставку личного состава на места чрезвычайных ситуаций (ЧС);

- использовать средства связи и оповещения, приборы, и технические средства для сбора и обработки оперативной информации;

- осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций;

- применять аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при проведении аварийно-спасательных работ;

- поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде;

- идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного характера;

- определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;

- определять параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций (ЧС);

- организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от поражающих факторов;

- принимать решения на использование и использовать средства индивидуальной защиты;

- оказывать помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и иных нарушений здоровья, этнокультурных особенностей пострадавших;

- рассчитывать и математическое моделирование нагрузки на конструкции зданий;

- применять штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта;

знать:

- причины, последствия характер, и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;

- технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования;

- источники оперативного получения информации;

- основы организации кинологического обследования объектов и местности;

- способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций;

- технические возможности и правила применения средств связи;

- устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования;

- нормативные требования проведения спасательных работ на воздушном транспорте и акваториях;

- характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду;

- поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях (ЧС);

- нормативные требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности и технические возможности данных систем;

- порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях (ЧС);

- психологические основы работы спасателей в чрезвычайных ситуациях;

- методики расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 684 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 504 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 336 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 168 часов;

учебной практики -72 часов;

производственной практики – 108 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях (ЧС).

ПК 1.2.

Собирать, информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.

ПК 1.3.

Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

ПК 1.4.

Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

ПК 1.5.

Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды

Профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные

работы и

практические

занятия,

часов




В т.ч., курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

В т.ч., курсовая работа (проект), часов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1-5

Раздел 1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)

576

336

236

168

____

72

___

Производственная практика, часов (итоговая (концентрированная) практика)

108



108

Всего:

684

336

236


168

-----

72

108







3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.01) Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)

МДК.01.01. Тактика спасательных работ




Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)



336


МДК.01.01. Тактика спасательных работ


336

Тема 1.1 Организация спасательного дела в России




















Содержание

5

1.

МЧС России.

1

2

2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы РСЧС, возлагаемые задачи.

1

2

3.

Источники оперативного получения информации.

1

2

4.

Нормативная правовая база трудовой деятельности спасателей, требования, предъявляемые к ним.

1

2

5.

Профессиональный отбор спасателей. Специальности, необходимые для эффективной работы, условия труда спасателей.

1

2

Практические занятия

18









1.

Организация и проведение медицинских осмотров спасателей

2

2.

Аттестация спасателей.

2

3.

Соревнования спасателей

2

4.

Уровни профессионального роста спасателей.

2

5.

Поисково-спасательные формирования региона, субъекта РФ, города.

2

6.

Организационная структура спасательного дела, решаемые задачи.

2

7.

Кадровый состав спасателей.

2

8.

Определение источников оперативного получения информации на местах ЧС.

2

9.

Социально-правовые аспекты трудовой деятельности спасателей.

2

Тема 1.2. Организация повседневной деятельности ПСФ

Содержание

8

1.

Устав поисково-спасательной службы.

1

2

2.

График работы спасателей.

1

2

3.

Профессиональная подготовка спасателей.

1

2

4.

Табель технического оснащения спасателей

1

2

5.

Обязанности спасателя при дежурстве у телефона на дому.

1

2

6.

Организация сбора и выезда ПСФ на ЧС.

1

2

7.

Освоение функциональных обязанностей спасателя при несении службы в составе дежурной смены, при приеме и сдаче дежурства, вызове на ЧС.

1

2

8.

Табельное оснащение ПСФ.

1

2

Практические занятия

14


1

Изучение документов, регламентирующих повседневную деятельность ПСФ.

2

2

Освоение функциональных обязанностей спасателя при несении службы в составе дежурной смены.

2

3.

Освоение функциональных обязанностей спасателя при приеме и сдаче дежурства

2

4.

Освоение функциональных обязанностей спасателя при вызове на ЧС.

2

5.

Организация оповещения, связи и управления.

2

6.

Отработка сбора и выезда на ЧС.

2

7.

Ознакомление с табельным оснащением ПСФ.

2

Тема 1. 3. Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия














Содержание

10

1.

Определение ЧС природного и техногенного характера.

1

2

2.

Причина возникновения чрезвычайной ситуации.

1

2

3.

Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания.

1

2

4.

Причины, последствия, характер и условия возникновения ЧС.

1

2

5.

Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера.

1

2

6.

Виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, характерных для региона, области, города.

1

2

7.

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за последние годы.

1

2

8.

Классификация ЧС.

1

2

9.

Необходимые силы и средства для их ликвидации ЧС

1

2

10.

ПСФ в полном составе и в составе дежурной смены.

1

2

Практические занятия

20


1

Охват территории ЧС.

2

2.

Географические координаты при ЧС.

2

3.

Условия спасения людей при ЧС.

2

4.

Идентификация поражающих факторов

2

5.

Анализ информации об угрозах природного характера.

2

6.

Анализ информации об угрозах техногенного характера.

2

7.

Необходимые силы и средства для ликвидации ЧС.

2

8.

Объем работ, который может выполнять ПСФ в полном составе.

2

9.

Объем работ, который может выполнять ПСФ в составе дежурной смены.

2

10.

Определение зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ.

2

Тема 1. 4. Зона ответственности ПСФ
































Содержание

20

1.

Общая характеристика зоны ответственности.

1

2

2.

Географическое положение. Климатические и метеорологические условия.

1

2

3.

Численность и занятость населения. Места массового отдыха.

1

2

4.

Туристические маршруты. Культурно-исторические объекты.

1

2

5.

Экологическая обстановка, природные и промышленные объекты.

1

2

6.

Характеристика зон и объектов повышенной опасности.

1

2

7.

Зоны и объекты природной среды.

1

2

8.

Особенности зон и объектов природной среды в разные времена года, их влияние на возникновение ЧС.

1

2

9.

Опасные объекты экономики.

1

2

10.

Организация деятельности ПСФ в зоне ответственности.

1

2

11.

Места дислокации других ПСФ.

1

2

12.

Организация взаимодействия. Возможные типичные и потенциальные ЧС для региона.

1

2

13.

Развитость транспортных путей (автомобильные и железные дороги, водный транспорт, расположение аэродромов).

1

2

14.

Взаимодействие со спасательными формированиями других министерств и ведомств.

1

2

15.

Проведение профилактических мероприятий с целью понижения уровня потенциальной опасности ЧС в регионе за последнее время.

1

2

16.

Вклад спасателей в ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

1

2

17.

Изучение конкретных чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности.

1

2

18.

Ознакомление со статистическими данными о чрезвычайных ситуациях за последние годы

1

2

19.

Причины. Последствия. Эффективность ведения ПСР, время прибытия на место ЧС с момента ее возникновения, последовательность действий спасателей, допущенные ошибки

1

2

20.

Анализ ситуаций. Мониторинг, прогнозирование и оценка обстановки в зонах ЧС.

1

2

Практические занятия

20


1.

Определение зон ответственности.

2

2.

Определение объектов повышенной опасности.

2

3.

Определение параметров опасных зон.

2

4.

Определение масштабов и опасности ЧС.

2

5.

Организация взаимодействия ПСФ.

2

6.

Организация взаимодействия спасательных формирований других министерств и ведомств в зоне ответственности.

2

7.

Определение источников получения информации на местах ЧС

2

8.

Ведение ПСР, время прибытия на место ЧС с момента ее возникновения.

2

9.

Последовательность действий спасателей на месте ЧС.

2

10.

Поддержание группового взаимодействия и работа в команде.

2

Тема 1. 5. Требования безопасности

















Содержание

5

1.

Статистика травматизма в ПСФ. Типичные травмы спасателей.

1

2

2.

Причины травматизма: личностные, технические, организационные. Профилактика травматизма.

1

2

3.

Травмоопасные и вредные факторы трудовой деятельности спасателей.

1

2

4.

Безопасные условия труда. Осознание степени риска

1

2

5.

Профессиональные заболевания спасателей. Нормативные основы охраны труда спасателей.

1

2

Практические занятия

22


1.

Поведение спасателей в зоне ЧС.

2

2.

Контроль за окружающей обстановкой при радиоактивном заражении местности.

2

3.

Контроль за окружающей обстановкой в очаге химического поражения.

2

4.

Контроль за окружающей обстановкой в очаге биологического поражения.

2

5.

Профилактика травматизма.

2

6.

Организация мероприятий по обеспечению безопасности работ.

2

7.

Защита личного состава от поражающих факторов.

2

8.

Требования безопасности при ведении ПСР.

2

9.

Правила поведения спасателей в зоне ЧС.

2

10.

Инструкции при ПСР

2

11.

Стандарты при ПСР.

2

Тема 1. 6. Действия спасателя при приведении дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнению задач





Содержание

4

1.

Обязанности спасателя при получении сигнала о возникновении ЧС. Порядок получения информации, ее уяснение.

1

2

2..

Подготовка к ведению ПСР инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, экипировки спасателя.

1

2

3..

Приведение личного состава дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнению задачи. Оценка ситуации. Оповещение, сбор.

1

2

4..

Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для ведения ПСР, подготовка транспортных средств, средств малой механизации, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов.

1

2

Практические занятия

30


1.

Подготовка инструментов к ведению ПСР.

2

2.

Подготовка механизмов к ведению ПСР.

2

3.

Подготовка приспособлений к ведению ПСР.

2

4.

Подготовка приборов к ведению ПСР.

2

5.

Подготовка экипировки спасателя к ведению ПСР

2

6.

Приведение личного состава дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнению задачи.

2

7.

Оценка ситуации. Оповещение, сбор.

2

8.

Использование средств связи и оповещения, приборов и технических средств для сбора и обработки оперативной информации.

2

9.

Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для ведения ПСР.

2

10.

Подготовка транспортных средств, средств малой механизации, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов.

2

11.

Планирование и расчет доставки личного состава на места ЧС.

2

12.

Погрузка в наземные транспортные средства приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов.

2

13.

Погрузка в водные транспортные средства приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов.

2

14.

Погрузка в железнодорожные транспортные средства, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов.

2

15.

Погрузка в воздушные транспортные средства, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов

2

Тема 1.7 Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

































Содержание

9


1.

Основы выживания. Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека.

1

2

2.

Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни). Физиологические аспекты выживаемости человека.

1

2

3.

Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.

1

2

4.

Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности и шума, вибрации, дыма, перепады давления и т.д.).

1

2

5.

Выживание и перемещение в природной среде. Выживание в техногенной среде при химическом и радиационном заражении.

1

2

6.

Выживание в техногенной среде при перемещении в разрушенных зданиях и сооружениях

1

2

7.

Выживание в техногенной среде в условиях возможного возникновения взрывов, пожаров, вредных выбросов и т.д.

1

2

8.

Формирование практических навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности.

1

2

9.

Особенности организации временного лагеря в разное время года. Размещение и приведение в готовность средств жизнеобеспечения, защиты, обеззараживания, связи, оказания первой помощи.

1

2

Практические занятия

46


1.

Определение место нахождения.

2

2.

Формирование практических навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности.

2

3.

Особенности организации временного лагеря летом.

2

4.

Особенности организации временного лагеря осенью

2

5.

Особенности организации временного лагеря зимой

2

6.

Особенности организации временного лагеря весной

2

7.

Установка (изготовление) временного жилья с учетом особенностей местности, климата, предстоящей работы.

2

8.

Организация питания,

2

9.

Организация связи.

2

10.

Организация отдыха и охраны.

2

11.

Развертывание временного медицинского пункта.

2

12.

Санитарно-гигиенические условия.

2

13.

Отработка навыков разведения костров, получения и поддержания огня.

2

14.

Защита от животных и насекомых.

2

15.

Очистка питьевой воды.

2

16.

Правила хранения продовольствий

2

17.

Размещение и приведение в готовность средств жизнеобеспечения, защиты, обеззараживания, связи, оказания первой помощи.

2

18.

Выживание в техногенной среде при автомобильных авариях.

2

19.

Выживание в техногенной среде при железнодорожных авариях.

2

20.

Выживание в техногенной среде при авариях на воздушном транспорте.

2

21.

Выживание в техногенной среде при авариях на водном транспорте.

2

22.

Выживание в условиях эпидемии

2

23.

Выживание в нетрадиционных ситуациях.

2



Тема 1.8 Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях






































































































Содержание

40


1.

Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1

2

2.

Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам.

1

2

3.

Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР.

1

2

4.

Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

1

2

5.

Эшелонирование группировки сил РСЧС

1

2

6.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в районе социальной напряженности

1

2

7.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в районе боевых действий

1

2

8.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в условиях химического, биологического, радиоактивного и радиационного заражения

1

2

9.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в условиях разрушений, пожаров и задымления.

1

2

10.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в условиях дорожно-транспортного происшествия в горной местности, при работе на воде.

1

2

11.

Определение мест возможного нахождения пострадавших.Визуальный осмотр. Свидетельства очевидцев.

1

2

12.

Способы извлечения пострадавших


2

13.


Определение состояния пострадавших.

1

2

14.

Транспортировка пострадавших в безопасное место.

1

2

15.

Разработка тактически х схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.

1

2

16.

Действия дежурной смены при получении сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации.

1

2

17.

Оповещение, сбор дежурной смены. Подготовка к ведению ПСР.

1

2

18.

Оценка обстановки по прибытии к месту (объекту) работ.

1

2

19.

Получение задачи на ведение работ.

1

2

20.

Определение наличия и уровня поражающих факторов, маршрута выхода личного состава и техники к месту работ.

1

2

21.

Формирование практических навыков поиска пострадавших (в завалах, снегу, воде, лесу, дымовой завесе и т.д.).

1

2

22.

Подъем, спуск и меры безопасности при подъеме и спуске по пожарной лестнице.

1

2

23.

Транспортировка пострадавших с помощью спасательной веревки, по лестнице, на руках, на спине, на плечах, с помощью лямки на груди, с помощью лямки на спине

1

2

24.

Получение задачи на спасение пострадавших с верхних этажей здания

1

2

25.

Определение мест нахождения пострадавших, отработка способов снятия пострадавших с верхних этажей здания. Меры безопасности при эвакуации.

1

2

26.

Получение задачи на спасение пострадавших при снежном заносе и подготовка к спасению.

1

2

27.

Поиск пострадавших путем визуального осмотра местности, транспортных средств, где могут находиться люди.

1

2

28.

Взаимодействие с кинологическими расчетами.

1

2

29.

Определение состояния пострадавших, первая медицинская помощь при отморожении.

1

2

30.

Получение задачи на спасение людей, оказавшихся в воде. Выдвижение к месту работ.

1

2

31.

Отработка различных способов спасения людей, оказавшихся в воде.

1

2

32.

Определение состояния пострадавших, оказание первой медицинской помощи. Эвакуация пострадавших. Меры безопасности при работе на воде.

1

2

33.

Получение задачи на спасение людей, оказавшихся в условиях задымления и пожара

1

2

34.

Подготовка к выполнению задачи на спасение людей, оказавшихся в условиях задымления и пожара.

1

2

35.

Поиск пострадавших в условиях задымления и пожаров.

1

2

36.

Определение мест вероятного нахождения пострадавших.

1

2

37.

Вывод (вынос) пострадавших в условиях задымления и пожара, оказание первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавших различными способами. Меры безопасности при работе в условиях задымления и пожара.

1

2

38.

Основные технологии ведения ПСР при ДТП. Формирование навыков в работе с техническими средствами по деблокированию пострадавших из аварийных транспортных средств.

1

2

39.

Определение способа деблокирования, спасение пострадавших и оказание им первой медицинской помощи. Меры безопасности.

1

2

40

Формирование навыков в поиске пострадавших в разрушенных зданиях, в работе с техническими средствами по извлечению пострадавших из-под завалов, в оказании им первой медицинской помощи и транспортировке в лечебные учреждения. Меры безопасности при ведении ПСР.

1

2

Практические занятия

66


1.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в особых условиях.

2

2.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в горных условиях.

2

3.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР на воде.

2

4.

Принятие решения на использование средств индивидуальной защиты.

2

5.

Организация и проведение поиска пострадавших.

2

6.

Организация и проведение работ по сбору оперативной информации.

2

7.

Осуществление разведки в зоне ЧС.

2

8.

Способы извлечения пострадавших.

2

9.

Оказание помощи с учетом психологического состояния.

2

10.

Оказание помощи при возможных травмах и иных нарушений здоровья.

2

11.

Оказание помощи при этнокультурных особенностей пострадавших.

2

12

Действия дежурной смены при получении сигнала о возникновении ЧС.

2

13.

Осуществление расчетов вероятного развития ЧС.

2

14.

Применение аварийно-спасательного оборудования и техники.

2

15.

Применение инженерного оборудования и техники при АСР

2

16.

Поиск пострадавших с применением инженерной техники и оборудования.

2

17.

Отработка приемов транспортировки пострадавших

2

18.

Самоспасения.

2

19.

Расчет и проведение математического моделирования нагрузки на конструкции зданий.

2

20.

Спасение пострадавших с верхних этажей здания.

2

21.

Разработка тактических схем.

2

22.

Расчет сил и средств для проведения поиска.

2

23.

Расчет сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ.

2

24.

Спасение пострадавших на воде

2

25.

Спасение людей, оказавшихся в условиях задымления и пожара.

2

26.

Основные технологии ведения ПСР при ДТП.

2

27.

Работа с техническими средствами по деблокированию пострадавших из аварийных транспортных средств.

2

28.

Поиск и спасение пострадавших в разрушенных зданиях.

2

29.

Транспортировка пострадавших в безопасное место.

2

30.

Применение штатных систем безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта.

2

31.

Спасение и передвижение в различных ЧС

2

32.

Отработка приемов доставки пострадавшим в условиях различных чрезвычайных ситуаций воды, продуктов питания, медикаментов, одежды, воздуха, информации.

2

33.

Доклад о выполнении задачи.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела.

Характеристика поисково-спасательных формирований региона

Сбор и анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях в регионе за последние годы

Характеристика зон и объектов повышенной опасности в регионе

Сбор и анализ статистических данных о травматизме в ПСФ

Сбор и анализ статистических данных развитости транспортных путей (автомобильные и железные дороги, водный транспорт, расположение аэродромов).

Изучение действий спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях

Изучение основ выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Разработка маршрута выхода личного состава и техники к месту работ.

Изучение технических средств, оборудование и снаряжение, применяемые при спасении людей, оказавшихся в воде.

168

Примерная тематика домашних заданий

Изучение графика работы ПСФ

Изучение нормативно-правовой база трудовой деятельности спасателей

Характеристика климатических и метеорологических условий региона

Разработка туристических маршрутов

Характеристика профессиональных заболеваний спасателей.

Экстремальные условия и их влияние на человека

Требования к развертыванию временного медицинского пункта.

Требования к сбору свидетельств очевидцев.

Требования к эвакуации пострадавших.

Требования к оказанию первой медицинской помощи.

Особенности передвижения в ночное время.


Учебная практика Виды работ:

- изучение структуры органов управления ГОЧС муниципальных образований области и предприятий;

- изучение особенностей будущей профессии, структуры ЕДДС, службы охраны труда, организации защиты в ЧС;

- изучение используемых на предприятии видов обучения безопасным методам и приемам труда;

- изучение средств индивидуальной и коллективной защиты;

- изучение нормативно-технической документации ЦУКС;

- организация оповещения, связи и управления;

- сбор и выезд спасателя на ЧС;

-вязка одинарной и двойной спасательной петли, вязка узлов.

- отработка приемов транспортировки пострадавших и самоспасения.

-закрепление спасательной веревки.

- поиска пострадавших с помощью приборов и расчетами кинологов

- применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования.

- самоспасение по спасательной веревке

- самоспасение по пожарной (штурмовой) лестнице.

- подъем и спуск по пожарной (штурмовой) лестнице.

- транспортировка пострадавших с помощью спасательной веревки, по лестнице, на руках, на спине, на плечах, с помощью лямки на груди, с помощью лямки на спине.

- определение мест нахождения пострадавших, отработка способов снятия пострадавших с верхних этажей здания.

- определение состояния пострадавших, оказание первой медицинской помощи, отработка различных способов транспортировки пострадавших, погрузка их на транспорт, эвакуация в лечебные учреждения.

-виды транспорта. Основные узлы, механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП.

-формирование навыков спасателей в передвижении в различных ЧС и преодолении ими препятствий.

-передвижение по горизонтальным, наклонным, вертикальным, сферическим поверхностям.

- преодоление препятствий (водные преграды, пересеченная местность, скальные участки, завалы, неустойчивые конструкции и т.д.).

- передвижение и преодоление препятствий с различными грузами в руках, на спине, на носилках.

- особенности передвижения в ночное время.

-отработка различных способов передвижения.

-организация страховки и самостраховки.


Примерная тематика курсовых работ

Организация аварийно- спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта и управление в ходе их ведения

Тактика спасательных работ при ликвидации последствий выбросов аварийных химически опасных веществ

Тактика спасательных работ при возникновении пожара на железнодорожном транспорте

Организация управления спасательными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций

Организация, способы, средства разведки и поиска пострадавших в очаге (зоне) поражения пожара

Организация, технология, приемы и способы ведения спасательных работ при ликвидации последствий цунами

Средства пожаротушения и специальные технические средства для проведения спасательных работ ГЗДС

Тактика и специальные технические средства для проведения спасательных работ в зданиях с массовым пребыванием

Тактика спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий

Тактика спасательных работ при ликвидации последствий лесных пожаров

Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ

Физиологические аспекты выживаемости человека.

Перемещение в природной среде. Определение места нахождения.

Защита от животных и насекомых.

Применение штатных систем безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта.


Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Повышение эффективности тактико-спасательных работ при возникновении террористической угрозы на предприятии.

Особенности организации и проведения мероприятий по прогнозированию и предупреждению выбросов аварийных химически опасных веществ.

Организация тактико-спасательных работ при возникновении пожара на железной дороге. (На примере железнодорожной станции «Эльхотово»).

Особенности аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований Тамбовской области на право ведения аварийно-спасательных работ».

Повышение эффективности проведения тактико-спасательных работ в случае пожара или крушения воздушного судна в аэропорту

Особенности предотвращения крупных аварий и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах

Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания.

Применение аварийно-спасательной и инженерной техники и оборудования при проведении аварийно-спасательных работ.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в особых условиях.

Особенности действий спасателя при ведении ПСР в районе социальной напряженности; в районе боевых действий.

Оценка последствий аварий на транспортных средствах. Основные технологии ведения ПСР при ДТП.


Производственная практика

Виды работ:

освоение функциональных обязанностей спасателя при несении службы в составе дежурной смены, при приеме и сдаче дежурства, вызове на ЧС;

отработка сбора и выезда на ЧС;

ознакомление с табельным оснащением ПСФ;

участия в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты;

мониторинг, прогнозирование и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;

разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.

определение источников получения информации на местах чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение работы по сбору оперативной информации, в т.ч. осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций;

планирование и расчет доставки личного состава на места чрезвычайных ситуаций;

использование средств связи и оповещения, приборы и технические средства для сбора и обработки оперативной информации;

осуществление расчета вероятного развития чрезвычайных ситуаций;

применение аварийно-спасательной и инженерной техники и оборудования при проведении аварийно-спасательных работ;

поддержание группового взаимодействия и работы в команде;

идентификация поражающих факторов и анализ информации об угрозах природного и техногенного характера;

определение зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;

определение параметров опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций;

108

Всего

852*


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие

Учебных кабинетов:

  • тактики аварийно-спасательных работ.

Лаборатории:

  • не предусмотрено.

Мастерские:

  • не предусмотренно.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

  • для работы на высотных объектах;

  • для работы в условиях разрушенных зданий и конструкций (завалов);

  • дымокамера;

  • для работы с дорожно-транспортными происшествиями.

Учебная пожарно-спасательная часть.

  • Учебная пожарная башня.

Спортивный комплекс:

  • спортивный зал;

  • открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

  • стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

  • библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование:

тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Охрана труда спасателя. МЧС России, 1998.

2. Учебник спасателя. МЧС России. 1997.

3. Справочник спасателя, книга 2. ВНИИ ГОЧС. М., 1995.

4. Российская Федерация. Федеральный закон от 11.11.1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

5. Российская Федерация. Федеральный закон от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

10. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации. Под общей редакцией генерал-полковника Кириллова Г.Н. М., 1997.

11. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. М.," Энергоиздат", 1984.

12. Учебно-методическое пособие по выполнению приемов и способов спасения и самоспасения пострадавших (пораженных) в очагах поражения. М., МВКУДИВ, 1997.


Интернет-ресурсы:

1. http://www.mchs.gov.ru/ - сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

2. http://pojaru.net.ru – сайт создан пожарными, для пожарных и спасателей;

3. http://www.amchs.ru/ - официальный сайт ФГОУ ВПО "Академия гражданской защиты МЧС России";

4. http://spasinfo.ru/editions/6/ - Газета "Спасатель МЧС России";

5. http://www.6pch.ru/ - пожарная библиотека;

6. http://mchs-112.tv/ - информационный интернет телеканал МЧС России.



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Образовательное учреждение, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Профессиональный модуль «Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)» изучается студентами первого курса с первого семестра.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой те же

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1.Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях (ЧС).

- обоснованность выбора, сбора оперативной информации, в соответствии с приказом


- соответствие обработки оперативной информации согласно требованиям нормативных документов, ГОСТу, современным тенденциям;

- оценка на практике; Отчет по практике

- оценка выполнения практического задания (решение ситуативной задачи) на практическом занятии

и / или экзамене (зачете)

ПК 1.2.Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.

Сбор информации о ЧС


Оценки обстановки на ЧС, согласно ГОСТу


- ясность и аргументированность изложения собственного мнения;


оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях;

оценка анализа (самоанализа) деятельности, конкретных ситуаций в период (учебной и производственной) практики, на практических занятиях.

Отчет по практике

Экспертная оценка

ПК 1.3.Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Составление плана мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС)


- оценка оформления и презентации наработок;

оценка оформления отчетов по производственной практике

ПК 1.4.Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий ЧС.

Организации и выполнения действия по ликвидации последствий ЧС, согласно плану

Экзамен

- оценка в процессе защиты курсовой и / или выпускной квалификационойработы;

экспертная оценка на практике;

ПК 1.5.Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ

Обеспечение безопасности личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ, согласно приказу

Изложение инструкции по ТБ

Зачет

- оценка в процессе защиты курсовой и / или выпускной квалификационной работы;

оценка на практике;


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Устный экзамен




наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик




3