Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Суджанский колледж искусств»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профильной учебной дисциплины ОД.02.03
«Народная музыкальная культура»
для специальности: 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 53.02.06 «Хоровое дирижирование».
углубленной подготовки
г. Суджа 2016 г.
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Сольное и хоровое народное пение» Протокол № ________________ от «__» _______________20___г. Председатель предметно-цикловой комиссии ______ В.С. Савенко | Разработана на основе ФГОС СПО по специальности: 52.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по учебной работе _________________О.Г.Шатилова |
Составитель: В.В. Щёголев - преподаватель ОБПОУ «Суджанский колледж искусств».
Рецензент: В.С. Савенко - председатель предметной (цикловой) комиссии «Сольное и хоровое народное пение» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств».
Введение
Рабочая программа по профильной учебной дисциплине ОД.02.03 «Народная музыкальная культура» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностей 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 53.02.06 «Хоровое дирижирование».
Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», предназначена для реализации в Суджанском техникуме искусств.
Результатом освоения курса является формирование музыкально-гуманитарной базы, создание широкого профессионального кругозора в объеме, необходимом для ведения выпускником исполнительской (репетиционной и концертной) и педагогической деятельности по профилю специальности, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.
ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
Объём курса:
Максимальная учебная нагрузка –54 часа
Обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часа,
Самостоятельная работа – 18 часов.
На отделениях ОДИ, ДХО, ОНИ обязательная учебная нагрузка обучающегося – 36 часов, время изучения 1,2 семестры.
Цель и задачи курса
Целью курса является:
формирование основ вокальной техники;
приобретение базовых знаний по народному пению;
формирование художественного вкуса артиста-вокалиста и артиста ансамбля.
Задачами курса являются:
изучение практических навыков вокальной техники и гигиены голоса;
изучение практических навыков народной манеры пения;
овладение различными традиционными стилевыми особенностями пения;
освоение народно-песенного репертуара;
формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром.
В результате освоения курса студент должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;
самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;
чтения сольных и ансамблевых партитур;
ведения учебно-репетиционной работы;
аккомпанировать голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);
сценических выступлений с сольными и ансамблевыми номерами;
Требования к уровню освоения содержания курса
уметь:
анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;
определить связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками;
использовать лучшие образцы народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала;
исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках по специальности;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными и ансамблевыми программами;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать партии в ансамблях с различным количеством исполнителей;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);
знать:
основные жанры отечественного народного музыкального творчества;
условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества;
специфику средств выразительности музыкального фольклора;
особенности национальной народной музыки и её влияние на специфические черты композиторских школ;
историческую периодизацию и жанровую систему отечественной народной музыкальной культуры;
методологию исследования народного творчества;
основные черты фольклора стран мира, жанры, музыкальные особенности, условия бытования.
сольный репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов;
особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;
профессиональную терминологию;
ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле;
особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;
Виды учебной работы и отчётности
(методы организации и реализации образовательного процесса)
а) методы, направленные на теоретическую подготовку:
лекция;
семинар;
самостоятельная работа студентов;
коллоквиум;
консультация;
различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний;
б) методы, направленные на практическую подготовку:
тесты, реферат.
Методы организации и реализации образовательного процесса
Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.
Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:
Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).
Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.
Материально-техническое обеспечение курса.
Освоение дисциплины «Народная музыкальная культура» по требованиям стандарта требует наличия в образовательном учреждении аудио-видео аппаратуры (CD,DVD), выхода в сеть интернет, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.
В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:
- рабочая программа по дисциплине «Народная музыкальная культура»
- индивидуальные планы обучающихся
- информационное обеспечение – это рекомендуемая литература, интернет-ресурсы
Тематический план
Наименование разделов и тем курса | Количество часов |
Макс | Обязат | Самост |
1 семестр | | | |
Введение. Понятие о народном творчестве. Основные признаки фольклора. | 1.5 | 1 | 0.5 |
Обряды и песни календарно-земледельческого цикла | 1.5 | 1 | 0.5 |
Зимние святки. | 3 | 2 | 1 |
Масленица | 3 | 2 | 1 |
Встреча весны. Великопостные обряды | 1.5 | 1 | 0.5 |
Контрольный урок. | 1.5 | 1 | 0.5 |
Пасха. | 3 | 2 | 1 |
Первая пахота. Весенний сев. | 1.5 | 1 | 1 |
Зелёные святки. | 1.5 | 1 | 1 |
Вознесение, семик, троица. | 1.5 | 1 | 0.5 |
Иван Купала. | 1.5 | 1 | 0.5 |
Петров день, жатва | 1.5 | 1 | 0.5 |
Контрольный урок. | 1.5 | 1 | 0.5 |
за семестр | 54 | 16 | 18 |
2 семестр | | | |
Жанры музыкального народного тв-ва. | 3 | 2 | 1 |
Духовные стихи | 3 | 2 | 1 |
Былины, баллады, исторические песни | 3 | 2 | 1 |
Лирическая и протяжная песня | 3 | 2 | 1 |
Частушка | 1.5 | 1 | 0.5 |
Южнорусская свадьба | 3 | 2 | 1 |
Контрольный урок | 1.5 | 1 | 0.5 |
Детский фольклор | 3 | 2 | 1 |
Русские народные игры | 1.5 | 1 | 0.5 |
Народные музыкальные инструменты | 1.5 | 1 | 0.5 |
Народные песни в современном исполнении | 1.5 | 1 | 0.5 |
Фольклор народов мира | 1.5 | 1 | 0.5 |
Творчество профессиональных композиторов с народными национальными истоками. | 1.5 | 1 | 0.5 |
Экзамен | 1.5 | 1 | 0.5 |
За семестр | | 20 | |
Всего за год | 54 | 36 | 18 |
Содержание учебной дисциплины
Тема № 1. Введение. Фольклор и фольклористика.
Объяснение терминов «Народное творчество и фольклор». О развитии двух направлений в устном музыкальном творчестве – народном (фольклорном) и профессиональном. Понятие «фольклор», происхождение, толкование. Эстетическая, познавательная, воспитательная и утилитарные функции фольклора. Коллективность творчества в фольклоре. Система художественных средств. Собирательская и исследовательская фольклористика.
ТЕМА № 2. Обряды и песни календарно-земледельческого цикла.
Русские календарные песни – наследие восточнославянской земледельческой культуры. Причины их сохранения до наших дней. Календарные песни как годовой круг.
Происхождение народного календаря, его назначение, связь с солнцеворотом. Обряды и песни земледельческого круга, приуроченные к временам года. Жанровое разнообразие календарных песен. Особенности стилистики календарных песен.
Тема № 3. Зимние святки и гадания.
Толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера». Колядования, святочные гадания. Важнейшим моментом в зимнем цикле народной обрядности были Рождество Христово и Святки. Не связывая эти действа с наступлением нового года, народная традиция, тем не менее, обставляла их огромным количеством обрядовых действий, призванных инициировать успех, удачу, благополучие, благосостояние на весь период времени до следующего Рождества.
Тема № 4. Масленица.
Предпасхальная обрядность. Символика масленицы. Сожжение или погребение масленицы. Праздник этот почти не испытал 0 на себе влияния христианства, за исключением запрета мясной пищи в течение всех семи дней и обычая просить друг у друга прощения в воскресенье накануне великого поста. Тем не менее, церковь включила масленицу в цикл пасхальной, вернее предпасхальной обрядности (масленица отмечалась на восьмой неделе до пасхи).
Тема № 5. Встреча весны. Великопостные обряды.
Закликание весны с помощью особых песен-закличек. Особенности постовых праздников «средокрестие», «чистый четверг», «вербное воскресенье».
Тема № 6. Пасха.
Величайший из праздников, равного которому для христианина нет. Пасхальная обрядность. Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.
Тема № 7. Первая пахота и весенний сев.
Соблюдение обычаев дохристианских и христианских земледельцев должно было обеспечить урожай. Егорьев день.
Тема № 8. Вознесение, семик, троица.
Традиции весенне-летней обрядности. Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и в крестьянском быту, когда после короткой передышки от Троицы до Купалы начинался ответственный и напряженный период сенокоса и уборки колосовых.
Тема №9. Иван Купала.
На Иван Купалу совершаются обряды, связанные с летним Солнцестоянием. Мир проходит важную точку Годового Круга, самую его макушку, время полного расцвета Природы, период наибольшей силы и власти Солнца, дающего жизнь всему живому. Обряды и обычаи на Ивана Купалу. Целебные свойства воды и травы.
Тема №10. Петров день.
Обряд «караулить солнце», обычай отпугивания молодёжью всяческой нечестии.
Тема №11. Жатва.
Довольно важные обрядовые действия, учитывающие даже незначительную мелочь в жатвенной обрядности.
Тема №12. Жанры музыкального народного творчества.
Понятие жанра. Определение жанровой принадлежности фольклорного произведения в связи с его жизненным назначением, содержанием и выразительными средствами.
Тема №13. Духовные стихи.
Духовные стихи – ветвь русского музыкального эпоса, повествовательные песни с духовной тематикой на народные напевы. Источник духовных стихов – христианская литература, проникавшая на Русь после ее крещения.
Духовные стихи, отражающие возвышенное мировосприятие русского народа и отличаются необычайной святостью, обладают огромной силой эмоционального воздействия и несут в себе яркую национальную окрашенность.
Тема №14. Былины, баллады, исторические песни.
Былины. Песни повествовательного характера, излагающие события, внешние по отношению к сказителю. Песни, рассказывающие о том или ином событии в истории государства. Жанровое своеобразие, особенности тематики, основные герои. Северные и южные традиции исполнительства. Искусство северных сказителей. Традиция сольного эпического сказа (Рябинины, И. Касьянов, В. Щеголенок, М. Кривополенова. М. Крюкова). Северные скоморошины. Донские, астраханские, терские и уральские былины.
Исторические песни. Песни о создании русского государства и защите русской земли от иноземных захватчиков. Песни о повстанческой борьбе народа, о вождях и участниках крестьянских восстаний.
Баллады. Специфика тематики, драматические и трагедийные сюжеты. Яркость персонажей. Особенности музыкального языка.
Тема №15.Лирическая и протяжные народные песни.
Песни, не связанные с каким либо обрядом или действием и выражающие личные чувства, переживания, исполняемые в любое время по желанию певца.
История формирования жанра. Тематические циклы: любовные, молодецкие, бурлацкие, ямщицкие и др. Особенности музыкального языка.
Тема №16.Частушка.
История жанра. Содержание частушек. Сольные, диалогические и хоровые частушки, частушки с инструментальным сопровождением и «под язык». «Страдания» и скорые частушки.
Тема №17. Южнорусская свадьба.
Традиционная свадьба как исторически сложившийся ритуал. Основные этапы свадебного обряда. Драматургия, свадебные чины. Музыкальное содержание обряда. Свадебная игра как музыкально-драматическое действо.
Тема №18. Детский фольклор.
Потешки, пестушки, колыбельные песни. Календарные песни. Сказки и игры.
Тема №19.Русские народные игры.
Многообразие функций народной игры. Содержание игр. Музыкальный язык.
Тема №20.Народные музыкальные инструменты.
Характеристика русских народных инструментов, их показ. Прослушивание записей и просмотр видеокассет с записями народных мастеров. Древность истоков народного инструментального исполнительства. Виды народных инструментов: духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные. Характеристика групп инструментов, исполнительские возможности, устройство, техника игры, бытование.
Тема №21. Народные песни в современном исполнении.
Ознакомление с творчеством современных этнических исполнителей. Просмотр видео и прослушивание наиболее ярких примеров фольклорных аудио записей.
Тема №22. Фольклор народов мира.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
Тема №23. Связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками.
Новая фольклорная волна» в музыке российских композиторов ХХ века. Фольклорные истоки «русского авангарда» и «пост-авангарда».
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации
внутриурочная: ответы на вопросы по изученному материалу, написание контрольных работ после изучения раздела, выступление с докладами.
семестровая – контрольный урок – 1 семестр, экзамен 2 семестр(написание экзаменационных рефератов).
Примерные темы рефератов для защиты на экзамене:
Жанры музыкального народного тв-ва. |
Духовные стихи |
Хороводно-плясовой жанр. |
Русский музыкальный эпос. Хороводно-плясовой жанр. |
Протяжная, лирическая песня. |
Народный инструментарий. |
Свадебный обряд |
Русская частушка. Тематика, сюжеты, виды рифм. |
Детский фольклор |
Русский народный костюм |
Связь профессиональных композиторов с народными истоками |
Локальные певческие стили южнорусской традиции. |
Различие между севернорусской и южнорусской свадьбой |
Народная хореография |
Песенная традиция казаков. |
Календарные обряды донских казаков |
Мир русской деревни |
Русские народные игры |
Фольклор народов мира |
Состояние современного фольклора |
Собирание и изучение народных песен. |
Методические рекомендации преподавателям
Предмет «Народная музыкальная культура» является составной частью профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ по специальности «Сольное и хоровое народное пение». Он посвящен изучению народной обрядности и жанрам народной песни. Курс рассчитан на один год обучения.
Изучение студентами учебной дисциплины «Народное творчество» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.
Основной целью семинарских занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках определенной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Тема, форма проведения семинара предполагает дискуссионность, свободный обмен мнениями.
Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров. Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление навыков работы с профессиональными документами различных видов в целях выявления, анализа и усвоения профессионально и учебно-значимой информации.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Основой дисциплины является комплексное овладение и ознакомление с лучшими образцами народно-песенной обрядности.
Особое значение в процессе обучения следует придавать техническим средствам обучения (аудиотехнике, мультимедиа) и практическому показу этнографического материала.
Изучение народных исполнительских традиций позволяет сконцентрировать внимание на специфической природе и формах существования явлений народной музыкальной культуры, определить ключевые позиции исполнительства как естественной и единственной формы актуализации явлений фольклора в традиционной культуре. Освоение курса «Народная музыкальная культура» должно сформировать у обучающихся целостные и разносторонние представления о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения в различных условиях аутентичного (время, место, назначение текста, состав исполнителей и др.) и концертного исполнения.
Перечень основной учебной литературы.
Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1983Балакирев М. Русские народные песни. – М., 1957.
Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное
творчество. Хрестоматия. 4-е изд. – М., 1974.
Былины. Русский музыкальный эпос. – М., 1981.
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству для
школ. 1-2 ч. – М., 1996-1999.
6. Гилярова Н. Народный романс. Альбом с аудио-приложением. –
М., 1998.
5. Ефименкова б. Севернорусская причеть. – М., 1980.
6. Земцовский И. Мелодика календарных песен. – Л., 1975.
7. Истомин Ф. М., Ляпунов С. М. Песни русского народа. – Спб.
1899.
8. Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами. – М., 1914.
.
9. Листопадов А. М. Песни донских казаков. Т. 1-5. – М., 1949-1954.
10. Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Русские народные лирические
песни. – М.. 1956.
11. Мехнецов А., Марченко Ю., Мельник Ею Устьянские песни. Вып.
1-2. – Л., 1983, 1984.
12. Новикова А., Пушкина С. Русские народные песни Московской
области. Вып. 1. – М., 1986.
13. Руднева А. В. Народные песни Курской области. – М., 1957.
14. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. – М., 1975.
15. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в
многомикрофонной записи. – М., 1971.
16. Пашина О.А. Народное музыкальное творчество,- Композитор-Санкт- Петербург 2012
17. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в
многомикрофонной записи. – М., 1971.
18. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян, Композитор., Санкт-Петербург 2012
19. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки. – М., 1998.
20. Щуров В. Южнорусская песенная традиция. – М., 1987.
21. Щуров В. Белгородское Приосколье. – М., 1995.
Звукозаписи
1. Антология песенного фольклора , (МРЗ Коллекция)
2. Былины Печоры ., Вып. 1-2.
3. Гилярова Н.
4. Хрестоматия по народному творчеству / Н. Гилярова.
5. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Вып. 1 : 1. Первадан; 2. Возьмем из кадушек; 3. Середа да пятница; 4.Таусень; 5.Сказали да масленки; 6. Жаворынки, жаворонычки; 7. Как во городе; 8. Семик, девки, да Троица и др. / Н. Гилярова. / Н. Гилярова / Н. Гилярова, [б. м.], [б. г.] ак.
6. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Вып. 2 : 1. Авсень; 2. Уж я золото караню; 3. Козел пошел по лыки; 4. Лен, ты мой лен; 5. Пахал Макар огород; 6. Ходит девушка молоденька и др. / Н. Гилярова. / Н. Гилярова / Н. Гилярова, [б. м.], [б. г.] ак.
7. Жемчужина Севера: Песни Архангельской области. , [б. м.], [б. г.]. - 1 ак.
8. Из-за лесу , лесу темного: Лирические,плясовые песни Архангельской области. , [б. м.], [б. г.]. - 1 ак.
9. Из-за лесу, лесу темного: Лирические, плясовые и свадебные песни Архангельской области. // МК-77
10. Казаки - Некрасовцы на чужбине и в России. : Русские и турецкие народные песни и наигрыши: Русские и турецкие народные песни и наигрыши.
11. Казаки-Некрасовцы на чужбине и в России: Рус. и тур. нар. песни и наигрыши., [б. м.], [б. г.] ак.
12. Кама - река дружбы. Встреча культур: песни Пермской области в исполнении фольклорных ансамблей "Свестье" и "Вечора". Песни деревни Кукушка Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа в исполнении энографического ансамбля д. Кукушка : сборник. - Пермь, 2003. - 1 o=эл. опт. диск (CD-DA)
13. Масленица-кривошейка: Масленичные песни Курской области:1.Сахорное яблочко;2.Ой Маслена-лизоблюдка;3.У ворот сосна;4.Молодая вдовка бель да белила; 5.Я летела по чужой стороне перепелкою и др.
14. Народная скрипка. Ч.1: Музыка с. Черный Олех:1.Тимоня;2.Старик;3.Сидор.
15. Народная скрипка. - (Музыка русской деревни), Вып.1 : Музыка с. Черный Олёх.
16. Народные песни и наигрыши Псковской области (По материалам фольклорных экспедиций).
17. Народные песни и наигрыши Псковской области:по материалам фолькл.экспедиций Н.Л.Котиковой.
18. Народный календарь: рус. нар. календр.
19. Науменко Г. М. Этнография детства / Г. М. Науменко. : Звуковое приложение к одноименной книге / Г. М. Науменко : Звуковое приложение к одноименной книге.
20. Науменко Г.М. Этнография детства: Родильные, крестильные, колыбельные песни песни, пестушки, заговоры, потешки и прибаутки.
21. Песни Белого моря.Песни Онежских деревень.
22. Песни Дона и Кубани. : Старинные казачьи, исторические.
23. Песни Калужской земли.
24. Песни Калужской земли.Ч.2 Свадебные песни.
25. Песни Калужской земли.Ч3.Необрядовая поэзия:1.Уж ты гулюшка;2.Шла Марьяна по муку;3.Маша по саду гуляла;4.Страдания;5.На речке,на речке;6.Как отец Дуню уговаривал;7.Соловей с кукушкой разговаривал и др.
26. Песни села Варзуга Терского района Мурманской области: 1. Во сыром-то бору; 2.Нахлебалася пресного молока; 3.Куда милый скрылся; 3.Сизенький голубочек; 4.Ходил Ваня по угору; 4.Последний час разлуки; Золото с золотом свивалось и др.
27. Песни Среднего Приобья: хороводные песни, поцелуйные припевки, игры: ак. // . - Содержание: Мимо садику; Не от искорки сырой бор горит; Я кочу кольцо; Летел голубь через город; Вечор Дуню больно били; Как на тоненький ледок; Летели два ворона и
28. Песни уральских казаков: 1. Полынушка горька травынька; 2.Не один казак гулял; 3.Урал наш быстротечный; 4.Меж крутых беряжков; 5.Молодка, молодка; 6.Мамашенька бронится и др. , ак.
29. Русская северная свадьба: Традиционный свадебный спектакль: 1.Рукобитье; 2.Девишник; 3.Расплетение косы и баня; 4.В доме невесты перед венцом; 5. Приезд женихова поезда; 6. Свадебное застолье в доме жениха. ак.
30. Русские народные игры:1.Гори ясно;2.Золотые ворота;3.Ворон вороватый;4.Кострома.5.Бабка Ешка;6.Сидит олень;7.Хороню я золото;8.Заинька во садочке;9.Бояре и др.
31. Русские народные песни в исполнении казаков-некрасовцев. Исторические песни: Сторона ль моя, сторонушка; Не заря, заря затуманилася; Пошатнулся казак, примотнулся; Карагод: Ой, на горе калина; Зелена дубровушка; Синее море разыгралося; У широких у ворот и др. , [б. м.], [б. г.] ак.
38. Русские народные танцы:Комаринская;Барыня;Краковяк;Полька-бабочка;Яблочко;Тустеп .
39. Свадебные песни Поморов - 1 ак.
40. Традиционная музыка Русского Поозерья(по материалам экспедиций 1971-1992 годов) В 3 ч. : Магнитофонные кассеты / Сост.Е.Разумовская. - СПб. : Композитор. – 1998.
41. Традиционные песни Полесья:1.Ой рана-рана куры запели; 2. Ай у садику; 3.Закатись-завались; 4.На граной нядели; 5. Пакукай, зязюлька; 6.Жнитя, жнитя; 7.Ой мамочка восянь и др. , [б. м.], [б. г.] ак.
42. Традиционные песни Полесья:Из собр. Фонограммархива Пушкинского Дома. , [б. м.], [б. г.]. - 1 ак.
43. Ты лети, стрела: Нар. песни рус. поселений Молдавии и Украины:1.Не чаила ж мене маменька; 2.Летело, летело четыре утена;3.Вы содитесь,девочки; 4.Снеги белы, лопушистые; 5.Ой,кукареку,петушок; 6.Ты ляти,стрела; 7.Как посеяли девки лен и др. , [б. м.], [б. г.] ак.
Хор Пятницкого (записи 1914-1932гг). , [б. м.], [б. г.]. - 1 ак.
Хор Пятницкого (записи 1914-1932 г.г.): 1.Уж вы,горы, вы мои; 2.Закатилася красная солнушка; 3.Чтой-то мои,да чтой-то звон; 4. Гуляла чечетка,гуляла лебедка; 5.На горе-то калина; 6.Вы,лузя мои; 7.Уж ты, ночка моя и др. , [б. м.], [б. г.] ак.
Ох, эко сердце: Лирические песни Архангельской области, Устьянские песни.
Народный романс (фольклор, городской фольклор, фольклорный ансамбль).
Песни Смоленщины (фольклор, детский фольклор).
Песни Вологодской области (фольклор, фольклорный ансамбль).
Русские песни Южного Алтая (фольклор, фольклорный ансамбль).
51. Песни и наигрыши Нерехты Костромской области.
52. Усвятские песни. Поёт народная исполнительница О. Ф.Сергеева.,