ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной практики
по профессии 26.01.01 « Судостроитель – судоремонтник металлических судов »
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии по общепрофессиональному и профессиональному циклу. № __1___ от «____» ______________ 2018 г. Председатель цикловой комиссии ____________ И.Г. Леонтьев | | Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора ГАПОУ «ЗМК» ______________ Э.Т. Шайхутдинов |
Авторы: Мастера п/о И.Г. Леонтьев.
В.М. Ульянов.
СОГЛАСОВАННО:
Заместитель начальника Учебного Центра подготовки кадров АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» ____________ А.Н. Ефремов
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной практики по профилю профессии 26.01.01 «Судостроитель-судоремонтник металлических судов » разработана в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом начального профессионального образования и положением об учебной (производственное обучение) практике обучающихся.
Рабочая программа определяет содержание и объём знаний, умений и навыков, которые обучающиеся должны приобрести в процессе практики.
В период учебной практики осуществляется:
практическое обучение профессиональной деятельности.
формирование основных профессиональных умений и навыков в соответствии с ФГОС СПО по расширению, углублению и систематизации знаний на основе полученных теоретических знаний.
воспитание сознательной трудовой и производственной дисциплины.
усвоение обучающимися основ законодательства об охране труда, требований правил гигиены труда и производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны окружающей среды.
В период учебной практики обучающиеся получают профессиональную подготовку в учебно-производственных мастерских. Итогом учебной практики по профессии является оценка, которая выставляется мастером производственного обучения на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта и оценки практической работы.
Оценка учебной практики приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся. Обучающиеся, не выполняющие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины обучающиеся направляются на практику вторично, в свободное от учёбы время.
База практики.
Общие требования к подбору баз практики:
оснащённость современным оборудованием и инструментом;
наличие квалифицированного персонала;
соответствие санитарным и противопожарным нормам помещений производственных мастерских.
Организация практики
Основными документами, определяющими организацию, руководство и контроль за учебной практикой обучающихся являются:
Государственный образовательный стандарт СПО по профессии 26.01.01 «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» утвержденный Министерством образования и науки РФ № 865 от 2 августа 2013г.
«Положение об учебной (производственное обучение) практике обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования», утверждённое Министерства образованием РФ №1991 от 21.07.99г;
рабочий учебный план по профессии 26.01.01
Сроки проведения практики устанавливаются учебным заведением с учётом теоретической подготовленности обучающихся и возможностей учебно-производственной базы, мастерских.
Учебную практику проводят мастера производственного обучения.
Общее руководство учебной практикой осуществляет зам. директора по учебно – производственной работе.
В обязанности мастера П.О. входит:
организация практики обучающихся;
составление на основании рабочей программы рабочих графиков выполнения работ;
решение организационных и производственных вопросов, связанных с прохождением практики;
оказание обучающимся необходимой помощи в облегчении нормальных условий труда и быта;
организация инструктажа по технике безопасности, охране окружающей среды;
создание необходимых условий для освоения обучающимися новейшей техники, передовой технологией и высокопроизводительных методов организации труда;
составление подробных отзывов о учебной практике обучающихся и приобретенных ими умений и навыков, выставление итоговой оценки.
В период прохождения практики каждый обучающийся ведёт дневник по учебной практике. В него включаются:
понятия, рекомендующие учебную работу обучающегося;
рабочая программа учебной практики;
дневник о прохождении практики;
индивидуальные задания обучающегося
отзывы руководителя практики о качестве выполнения обучающимися программы практики.
По окончанию учебной практики мастер П.О. обеспечивает своевременное оформление всех документов.
Руководство и организация контроля учебной практики.
За прохождением учебной практики контроль организует администрация колледжа и проводит систематически в соответствии с планом контроля, примерно в недельную периодичность.
Классным руководителям рекомендуется в период прохождения практики при проведении плановой воспитательной работы с обучающимися осуществляет контроль, обращая внимания на организацию практики, дисциплину обучающихся, выполнение ими учебных программ по практике, информировать зам. директора по УПР о недостатках.
Цель контроля – оказание помощи в устранении недостатков в процессе прохождения практики.
Содержание контроля: соответствие работы обучающихся требованиям учебных программ по практике, выполнение требований охраны труда и техники безопасности при производстве работ.
Составной частью практики является проведение анализа качества производственного обучения. После окончания практики мастер П.О. должен сделать краткий анализ прохождения практики обучающимися, отразив качественную сторону практики и её недостатки; рекомендовать руководству колледжа предложения по совершенствованию и повышению эффективности проведения практики.
Итоговый анализ делается заместителем директора по учебно-производственной работе, материалы которого должен быть рассмотрены на ближайшем педагогическом совете для принятия мер по дальнейшему совершенствовании организации проведения практики.
2. Тематический план учебной практики
(ПМ.02 Выполнение сборочно – достроечных работ. 288 часов)
№ п/п | Наименование тем практики | Количество часов |
| Первый курс | 144 |
1 | Вводное занятие | 6 |
2 | Экскурсия на базовое предприятие | 6 |
3 | Основы технических измерений | 6 |
4 | Плоскостная разметка | 6 |
5 | Правка металла | 6 |
6 | Гибка металла | 6 |
7 | Рубка металла | 6 |
8 | Разрезание металла | 6 |
9 | Опиливание металла | 6 |
10 | Распиливание и припасовка | 6 |
11 | Сверление металла | 6 |
12 | Зенкование, зенкерование | 6 |
13 | Нарезание резьбы | 6 |
14 | Сборка разъемных соединений | 12 |
15 | Сборка неразъемных соединений | 12 |
16 | Комплексные работы | 36 |
| Контрольная практическая работа. | 6 |
| Второй курс | 144 |
1 | Основные слесарные операции, выполняемые ручным механизированным инструментом | 6 |
2 | Правила техники безопасности при работе на станках | 6 |
3 | Основные станки цеха и выполняемые на них работы | 6 |
4 | Средства механизации судовых корпусодостроечных работ | 6 |
5 | Основные виды изделий | 12 |
6 | Сборка под сверловку, клепку и сварку | 18 |
7 | Технология изготовления и сборки изделий | 30 |
8 | Особенности изготовления конструкций из алюминиевых сплавов | 12 |
9 | Проверка горизонтальности и вертикальности плоскостей устанавливаемых изделий. | 6 |
10 | Подгонка изделий на горизонтальность. | 6 |
11 | Подгонка на «мел» | 6 |
12 | Сборка типовых узлов креплений предметов оборудования судовых помещений | 24 |
| Контрольная практическая работа. | 6 |
2.1. Содержание тематического плана учебной практики
(первый курс)
Тема 1. Вводное занятие
Значение слесарной практики в общей системе учебной практики. Оборудование слесарной мастерской. Научная организация труда слесаря (НОТ0. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Значение соблюдения трудовой и технологической дисциплины. Инструктажи по ТБ, пожарной безопасности и электробезопасности.
Тема 2. Экскурсия на базовое предприятие.
Знакомство обучающихся с предприятием, его историей, традициями, выпускаемыми судами и перспективой дальнейшего развития.
Тема 3. Основы технических измерений. Контрольно-измерительные инструменты
Формируемые умения и навыки. Виды инструмента, устройство, назначение, техника измерений.
Тема 4. Разметка плоскостная
Формируемые умения и навыки. Назначение плоскостной разметки, подготовка заготовки к разметке, установка и выверка заготовок на разметочной плите. Разметка контуров плоских деталей, накернивание рисок, заточка разметочных инструментов. ТБ при разметке.
Тема 5. Правка металла
Формируемые умения и навыки. Назначение и способы правки металлов. Инструменты и приспособления, применяемые при правке металлов. ТБ приправке металла.
Тема 6. Гибка металла.
Формируемые умения и навыки. Назначение и способы гибки металла. Инструменты и приспособления, применяемые при гибке. Приемы гибки металла. ТБ при гибке металла.
Тема 7. Рубка металла.
Формируемые умения и навыки. Назначение слесарной рубки. Применяемые инструменты. Приемы рубки металла. ТБ при рубке металла.
Тема 8. Разрезание металла.
Формируемые умения и навыки. Назначение резки металла. Применяемые инструменты. Приемы резания металла. ТБ при резке металла.
Тема 9. Опиливание металла.
Формируемые умения и навыки. Назначение опиливания\ Классификация напильников. Приемы опиливания. Контроль опиленных поверхностей. ТБ при опиливании.
Тема 10. Распиливание и припасовка.
Формируемые умения и навыки. Назначение распиливания. Получение отверстий различных(некруглых) форм. Припасовка, как способ пригонки одной детали к другой. ТБ при распиливании и припасовке.
Тема 11. Сверление металла.
Формируемые умения и навыки. Назначение сверления отверстий. Виды сверл, Сверлильные станки, дрели. Процесс выполнения сверления. ТБ при сверлении.
Тема 12 Зенкование, зенкерование
Формируемые умения и навыки. Назначение зенкования, зенкерования Виды зенковок,зенкеров. Сверлильные станки, дрели. Процесс выполнения зенкования, зенкерования. ТБ при зенковании, зенкеровании.
Тема 13 Нарезание резьбы
Формируемые умения и навыки. Инструмент при нарезании резьбы. Процесс нарезания наружной резьбы, внутренней резьбы. ТБ при нарезании резьбы.
Тема 14 Сборка разъемных соединений.
Формируемые умения и навыки. Виды разъемных соединений. Процесс выполнения разъемных соединений (болтовое, шпоночное, шлицевое). ТБ при сборке разъемных соединений.
Тема 15 Сборка неразъемных соединений.
Формируемые умения и навыки. Виды неразъемных соединений. Процесс выполнения неразъемных соединений (сварка, клепка, пайка, склеивание ). ТБ при сборке неразъемных соединений.
Тема 16. Комплексные работы
Формируемые умения и навыки. Сборка отдельных узлов.
Контрольная практическая работа.
Самостоятельное выполнение индивидуального задания.
2.2. Содержание тематического плана учебной практики
(второй курс)
Тема 1. Основные слесарные операции, выполняемые ручным механизированным инструментом
Формируемые умения и навыки. Выполнение основных слесарных операций электро- и пневмоинструментом.
Тема 2. Правила техники безопасности при работе на станках. Формируемые умения и навыки. Изучение правил эксплуатации и техники безопасности при работе на станках сборочно-достроечного цеха.
Тема 3. Основные станки цеха и выполняемые на них работы.
Формируемые умения и навыки. Оборудование для резки заготовок (гильотины, пресс-ножницы и др.), оборудование для гибки и правки (гибочные и правильные вальцы и др.), прессовое оборудование (механические, гидравлические и пневматические прессы), металлообрабатывающие станки (токарные, фрезерные, сверлильные и др).
Тема 4. Средства механизации судовых корпусодостроечных работ.
Формируемые умения и навыки. Станки и приспособления для резки листов и профилей, оборудование для гибки листов, полос и труб.
Тема 5.Основные виды изделий.
Формируемые умения и навыки. Изделия судовых устройств, дельные вещи, судовая металлическая мебель, трубы и арматура вентиляции, изделия для крепления электротрасс, детали крепления изоляции, детали крепления трубопроводов и тд.
Тема 6. Сборка под сверловку, клепку и сварку.
Формируемые умения и навыки.. Практическое выполнение следующих видов сборки: под клепку, под болтовое или винтовое соединение, под сварку, под сверление.
Тема 7. Технология изготовления и сборки изделий.
Формируемые умения и навыки. Основное оборудование слесарно-сборочного участка, Разработка технологического процесса на изготовление изделий и деталей. Практическая разработка технологического процесса и изготовление просечно - вытяжной решетки.
Тема 8. Особенности изготовления конструкций из алюминиевых сплавов –
Формируемые умения и навыки. Требования к обработке деталей из алюминиевых сплавов (подготовка, разметка, маркировка, механическая обработка, клепка).
Тема 9. Проверка горизонтальности и вертикальности плоскостей устанавливаемых изделий.
Формируемые умения и навыки. Способы проверки положения устанавливаемых изделий в зависимости от положения судна, (на горизонтальном стапеле, на наклонном стапеле, на плаву). Проверка горизонтальности с помощью слесарного или шлангового уровня (ватерпаса). Проверка вертикальности устанавливаемых изделий слесарным уровнем и веском.
Тема 10. Подгонка изделий на горизонтальность
Формируемые умения и навыки. Способы установки и подгонки фундаментов и комингсов при постройке судна на горизонтальном и наклонном стапелях и при достройке на плаву.
Тема 11. Подгонка на «мел»
Формируемые умения и навыки. Способы проверки на «мел» иллюминаторов и водогазонепроницаемых дверей.
Тема 12. Сборка типовых узлов креплений предметов оборудования судовых помещений.
Формируемые умения и навыки. Способы монтажа предметов оборудования в судовых помещениях с помощью типовых узлов креплений .
Контрольная практическая работа
Самостоятельное выполнение индивидуального задания
Используемая литература
1.Б.С.Покровский, В. А. Скакун Слесарное дело. Учебник для среднего. проф. образования. – М. ИРПО: Издательский центр «Академия», 2011, - 320с.
2.Г.Г.Долматов Слесарное дело: практические основы профессиональной деятельности, учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 230с.
3.П.Х.Гребельский, М. Х. Резник. – Судовые корпусно-достроечные работы Л, «Судостроение» 2011год.
4.В.К.Кузьменко – Охрана труда в судостроении, Л, «Судостроение» 2011год.
3.Тематический план учебной практики по ПМ.03.
«Сборка, монтаж (демонтаж), элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов. 144 часа»
№ п/п | Наименование тем практики | Кол-во часов |
| Третий курс | 144 |
1 | Разметка и маркировка деталей | 12 |
2 | Резка листового и профильного материала | 12 |
3 | Гибка деталей. Оборудование для гибки | 12 |
4 | Изготовление узлов корпусных конструкций | 30 |
5 | Изготовление плоскостных секций | 30 |
6 | Изготовление объемных секций | 30 |
7 | Установка деталей насыщения | 12 |
| Контрольная практическая работа. | 6 |
3.1 Содержание тематического плана учебной практики по ПМ.03.
(третий курс)
Тема 1. Разметка и маркировка деталей
Формируемые умения и навыки. Выполнение разметки деталей различными способами и маркировка деталей.
Тема 2. Резка листового и профильного материала
Формируемые умения и навыки. Оборудование для резки заготовок (гильотины, пресс-ножницы и др.). Способы резка листового и профильного материала. ТБ при резке листового и профильного материала
Тема 3. Гибка деталей. Оборудование для гибки
Формируемые умения и навыки. Оборудование для гибки (гибочные вальцы, прессы), Способы гибки листового и профильного материала. ТБ при гибке листового и профильного материала.
Тема 4. Изготовление узлов корпусных конструкций
Формируемые умения и навыки. Типовые группы узлов (тавры, кницы с поясками, широкие полосы с продольными (поперечными) ребрами жесткости) полотнища объемные узлы небольшой протяженности ).Приемы сборки узлов. ТБ при сборке узлов.
Тема 5. Изготовление плоскостных секций
Формируемые умения и навыки. Типовые группы плоскостных секций (секции без погиби, гофрированные секции, секции с цилиндрической погибью, секции с переменной кривизной). Приемы сборки секций.. ТБ при сборке секций.
Тема 6. Изготовление объемных секций
Формируемые умения и навыки. Типовые группы объемных секций (секции с прямолинейными обводами, секции с криволинейными обводами, секции ярусов надстроек, конструкции типа крупных фундаментов). Тех. процесс сборки объемных секций. ТБ при сборке секций.
Тема 7. Установка деталей насыщения
Формируемые умения и навыки. Классификация деталей насыщения. Тех. процесс установки деталей насыщения. ТБ при установке деталей насыщения.
проверки на «мел» иллюминаторов и водогазонепроницаемых дверей.
Контрольная практическая работа – 6 часов.
Самостоятельное выполнение индивидуального задания
Используемая литература.
А. М. Паллер, В. Ф. Соколов Сборщик корпусов металлических судов.
Санкт – Петербург 2011г.
2.В.К.Кузьменко – Охрана труда в судостроении, Л, «Судостроение» 2011год.
4. Тематический план учебной практики по ПМ.06
«Выполнение электрогазосварочных работ. 180 часов»
№ п/п | Наименование тем практики | Кол-во часов |
| Второй курс | 36 |
1 | Общие сведения о сварке | 6 |
2 | Сварочный пост | 6 |
3 | Сварочная дуга и её свойства | 6 |
4 | Металлургические процессы при сварке | 6 |
5 | Сварные соединения и швы | 12 |
| Третий курс | 144 |
6 | Техника выполнения ручной дуговой сварки | 36 |
7 | Сварка корпусных конструкций | 36 |
8 | Аппаратура и материалы для газовой сварки | 12 |
9 | Технология газовой сварки | 12 |
10 | Аппаратура и материалы для газовой резки | 12 |
11 | Технология газовой резки | 12 |
12 | Комплексные работы | 18 |
| Контрольная практическая работа. | 6 |
| Итого | 180 |
4.1 Содержание тематического плана учебной практики по ПМ.06.
Тема 1. Общие сведения о сварке
Формируемые умения и навыки. Классификация сварки металлов. Понятие о свариваемости металлов. Основные сведения о сварочной дуге, строение сварочной дуги, перенос электродного металла на изделие.
Тема 2. Сварочный пост
Формируемые умения и навыки. Комплектность сварочного поста. Виды сварочных постов.
Тема 3. Сварочная дуга и её свойства
Формируемые умения и навыки. . Основные сведения о сварочной дуге, строение сварочной дуги, перенос электродного металла на изделие. Назначение покрытых металлических электродов, электроды для ручной дуговой сварки, классификация электродов, технологические свойства электродов.
Тема 4. Металлургические процессы при сварке
Формируемые умения и навыки. Классификация металлов. Особенности металлургии сварки. Химические процессы сопровождающие процесс сварки.
Тема 5. Сварные соединения и швы .
Формируемые умения и навыки. Виды сварных соединений, классификация сварных швов, условные обозначения швов сварных соединений.
Тема 6. Техника выполнения ручной дуговой сварки
Формируемые умения и навыки. Подготовка металла под сварку, сборка сварного соединения, сварка в различных пространственных положениях, сварка стыковых и угловых швов. Техника безопасности при выполнении сварочных работ.
Тема 7. Сварка корпусных конструкций
Формируемые умения и навыки. Сварка узлов корпусных конструкций в нижнем и горизонтальном положениях. Техника безопасности при выполнении сварки корпусных конструкций.
Тема 8. Аппаратура и материалы для газовой сварки
Формируемые умения и навыки. Оборудование для газовой сварки (баллоны, генераторы, редукторы, горелки и шланги). Газы для сварки и резки металлов.
Сварочное пламя, технология сварки (подготовка деталей под сварку, наложение прихваток, способы сварки, перемещение горелки и прутка, режимы сварки, мощность пламени).Техника безопасности при выполнении газовой сварки.
Тема 9.Технология газовой сварки
Формируемые умения и навыки . Технология ручной дуговой сварки вольфрамовым электродом в инертных газах. Техника безопасности при выполнении газовой резки.
Тема 10. Аппаратура и материалы для газовой резки
Формируемые умения и навыки. Подготовка поверхности, положение и перемещение резака в процессе резки, Расстояние от торца мундштука до металла, показатели режима резки, скорость резки.
Тема 11. Технология газовой резки
Формируемые умения и навыки. Технология кислородно-дуговой резки металлов Техника безопасности при выполнении газовой резки металлов.
Тема 12. Комплексные работы
Формируемые умения и навыки. Технология выполнения сварочных и газорезательных работ при сборке и сварке корпусных конструкций.
Контрольная практическая работа.
Самостоятельное выполнение индивидуального задания.
Используемая литература
А. И. Герасименко – Основы электрогазосварки; учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2013год.
В. А. Чебан – Сварочные работы, учебное пособие, Ростов н/Д: 2012год.
3.В.К.Кузьменко – Охрана труда в судостроении, Л, «Судостроение» 2011год.