Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения Руководитель ШМО _____________________________ « » __2017 года Протокол № | Утверждаю Директор МБОУ «Шемуршинская СОШ» ________________________ В.В.Хорькова Приказ № от « » ___________ 2017 года |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике
9 класс
Физика в задачах
Автор программы учитель физики Сергеева Валентина Вячеславовна |
с. Шемурша
2017 год
Программа элективного курса
для обучающихся 9 класса
ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ
Сергеева Валентина Вячеславовна
Пояснительная записка.
Физика как наиболее развитая естественная наука занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это и определило выбор курса.
Физической задачей называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.
Решение физических задач - один из основных методов обучения физике, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Обучить решению задач - одна из серьезных и трудных методических тем. Хороших результатов удается достичь, когда дети воспринимают физику как спецпредмет. Без решения задач курс физики не может быть усвоен. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются творческие способности.
Данный курс позволяет целенаправленно развивать склонности учащихся к предмету физика и соответственно готовить учеников для сдачи экзамена за курс основной школы, а затем и сдачи ЕГЭ. Дело в том, что физика является одним из школьных предметов, изучение которого требует достаточно развитого мышления- умения наблюдать физические явления и процессы, устанавливать связи и отношения между ними и одновременно обобщать.
Для достижения прочности знаний с данный курс включены задачи, для решения которых необходимо применение не только новых, но и ранее полученных знаний. Большое внимание уделено формированию умений рациональной работы с учебниками.
При составлении материала учитывалось также необходимость развития у учащихся интереса к изучению физики. Отбор содержания и структура курса был подчинен достижению нескольких целей.
Цель и задачи курса:
1) обеспечение глубокого и прочного усвоения учащимися основного программного материала;
2) развитие интереса к предмету, к решению физических задач;
3) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
4) формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач разного типа;
5) выработка умений применять теоретические знания по физике на практике.
6)подготовить учащихся к усвоению учебного материала и решению задач 10-11 классах.
7) выявить способности к дальнейшему углубленному изучению физики в профильной школе.
Программа факультативного курса ориентирует учащихся на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений.
Программа рассчитана на 17 часа в первое полугодие, 1 час в неделю.
Учениками осваивается общая структура деятельности: целеполагания, планирования и оценивания результатов совершаемого способа деятельности.
Значимыми в организации данного курса является решение задач разного типа:
1.качественные задачи - используются как средство закрепления изученного материала; выясняют глубину и усвоение материала. Решаются с помощью индукции и дедукции, логических умозаключений, основанных на физических законах.
2.экспериментальные задачи- учащиеся учатся выполнять их самостоятельно, получать необходимые данные.
3 вычислительные задачи - рассматривать разные способы: арифметический, алгебраический, геометрический, графический.
4 графические задачи - умение «читать» и строить графики зависимостей.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы.
5 олимпиадные задачи-
Ожидаемыми результатами занятий являются:
овладение умениями решать задачи разных типов;
уметь выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения решения задач;
развитие познавательных интересов, творческих способностей на основе опыта приобретения новых знаний;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
успешная сдача выпускного экзамена.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тема занятий | Часы | Вид занятий |
1 | Физическая задача. Классификация задач | 2 | Вводная беседа, Лекция |
2 | Правила и примеры решения физических задач. | 2 | беседа-лекция, решение задач |
3 | Механика. | 2 | беседа-лекция, практикум |
4 | Законы сохранения. | 2 | Беседа-лекция, решение задач |
5 | Тепловые явления. | 2 | Беседа-лекция, решение задач |
6 | Электродинамика | 2 | Беседа-лекция, практикум |
7 | Колебания и волны | 2 | Беседа-лекция, решение задач |
8 | Оптика | 2 | Практикум |
9 | Итоговое занятие | 1 | Викторина, обмен мнениями |
Итого | 17 | |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Физическая задача. Классификация задач. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.
Задачи по физике классифицируют по многим признакам: по содержанию, целевому назначению, глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия, степени трудности и т.д. По содержанию задачи следует разделить, прежде всего, в зависимости от их физического материала. Различают задачи по механике, молекулярной физике, электричеству и т.д. Различают задачи с абстрактным и конкретным содержанием.
Ряд задач содержит сведения исторического характера: данные о классификации физических опытах, открытиях, изобретениях или даже исторических легендах. Например: «Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель взвешивал кожаный мешок без воздуха и с воздухом. Обнаружив одинаковый вес, Аристотель сделал вывод, что воздух невесом. Докажите, что вывод Аристотеля неверен». Широкое распространение получили также занимательные задачи. Их решение оживляет занятие, повышает интерес к физике. Резкой грани между задачами нет.
По способу решения различают устные, экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Деление это условно в том отношении, что при решении большинства задач применяют несколько способов.
В основе любого из приемов решения задачи лежит аналитико-синтетический метод. План решения: ознакомление с условием задачи, анализ содержания задачи, составление плана решения, осуществление плана решения, проверка ответа.
Тема 3 Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения. Задачи на принцип относительности. Подбор, составление и решение по интересам различных задач: занимательных, на бытовом содержании, техническом содержании.
Решение задач по данной теме должно углубить понятие об относительности механического движения и выработать у учащихся умение пользоваться для определения положения тел прямоугольными системами координат. Наибольшую трудность представляют задачи на сложение перемещений, требующие пространственного воображения, действия с векторными велечинами. Решают задачи опираясь на знания кинематики равнопеременного движения. В большинстве задач рассматривается движение тел под действием нескольких сил (тяжести, трения, упругости и др.).
Тема 4. Решение задач на законы сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач на тепловые двигатели.
Закон сохранения импульса - один из фундаментальных законов физики, справедлив для любой замкнутой системы тел, как в микромире, так и в макромире. Многие задачи являются комбинированными, что усложняет их решение, но позволяет обобщить и повторить пройденный материал на уроках.
Комбинированные задачи с использованием закона сохранения энергии представляет собой прекрасное средство повторения многих разделов кинематики и механики.
Качественные задачи по физике появились в русской литературе свыше 180 лет назад. Они способствуют углублению, и закреплению знаний учащихся. Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, и т.д. Графический прием решения применим к тем качественным задачам, условия которых формулируется с помощью различных иллюстраций. Достоинство этого приема - наглядность и лаконичность решения.
Эта тема важна для развития их логического мышления. На занятии они собирают, и решаю более сложные, смешанные схемы. Наибольшие затруднения представляют задачи со сложными соединениями резисторов, в которых эквивалентные схемы начертить, сразу не удается. В общем случае сопротивления таких цепей определяют с помощью законов Кирхгофа.
В данной теме решают задачи о распространении механических колебаний, которые совершаются частицами твердых тел, жидкостей и газов под действием сил, линейно зависящих от смещения.
Решение задач закрепляющих понятие о простейших и вместе с тем практически важных явлениях геометрической оптики (прямолинейное распространение света, законы отражения и преломления света, линзы). В данных задачах вместо физического понятия световой волны используют геометрическое понятие светового луча, т.е. линии. Показывающей направление распространения света. Подвести учащихся к пониманию того , что свет- это электромагнитные излечения с определенной длиной волны, к которым применимы ранее изученные общие законы волн. Такой подход подготовит учащихся к более глубокому изучению световых волн.
Литература
1.Балаш В.А «Задачи по физике и методы их решения». М.Просвещение, 1983
2.Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике». - М.Просвещение, 1987г.
3.Сборник задач для подготовки курсов ТУСУР. - Томск, 1999г.
4.Рымкевич А.П. « Задачник по физике 10-11 классы», М. «Дрофа», 2012г.
5.Лукашик В.И.,Иванова Е.В. « Сборник задач по физике 7-9 класс». М.Просвещение 2013г.
6.Каменецкий С.Е., Орехов В.Н. «Методика решения задач по физике в средней школе». М. «Просвещение»,1987г.
7.Перельман Я.И. «Занимательная физика».
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Год издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-9кл | 2009 | М., Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике 7-9кл. | 2009 | М., Просвещение |
3. | Л.А.Кирик | Самостоятельные и контрольные работы-9 класс | 2005 | М., Илекса |
4. | Р.Д. Минькова | Тематическое и поурочное планирование по физике к учебнику: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9» | 2005 | М., Экзамен |
5. | А.В. Перышкин | Сборник задач по физике | 2008 | М. Экзамен |
6. | В.В. Губанов | Лабораторные работы. Контрольные задания. | 2014 | С. Лицей |
7. | В.А. Попова | Рабочие программы по физике 7-11 | 2008 | М. Глобус |