СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проекта "Физика в задачах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс позволяет целенаправленно развивать склонности учащихся к предмету физика и соответственно готовить учеников для сдачи экзамена за курс основной школы, а затем и сдачи ЕГЭ. Решение физических задач - один из основных методов обучения физике, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Обучить решению задач - одна из серьезных и трудных методических тем. Хороших результатов удается достичь, когда дети воспринимают физику как спецпредмет. Без решения задач курс физики не может быть усвоен.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проекта "Физика в задачах"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании школьного

методического объединения

Руководитель ШМО

_____________________________


« » __2017 года

Протокол №


Утверждаю


Директор МБОУ «Шемуршинская СОШ»

________________________ В.В.Хорькова

Приказ № от « » ___________ 2017 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике

9 класс

Физика в задачах





Автор программы

учитель физики

Сергеева Валентина Вячеславовна











с. Шемурша

2017 год


Программа элективного курса

для обучающихся 9 класса


ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ

Сергеева Валентина Вячеславовна


Пояснительная записка.

Физика как наиболее развитая естественная наука занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это и определило выбор курса.

Физической задачей называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.

Решение физических задач - один из основных методов обучения физике, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Обучить решению задач - одна из серьезных и трудных методических тем. Хороших результатов удается достичь, когда дети воспринимают физику как спецпредмет. Без решения задач курс физики не может быть усвоен. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются творческие способности.

Данный курс позволяет целенаправленно развивать склонности учащихся к предмету физика и соответственно готовить учеников для сдачи экзамена за курс основной школы, а затем и сдачи ЕГЭ. Дело в том, что физика является одним из школьных предметов, изучение которого требует достаточно развитого мышления- умения наблюдать физические явления и процессы, устанавливать связи и отношения между ними и одновременно обобщать.

Для достижения прочности знаний с данный курс включены задачи, для решения которых необходимо применение не только новых, но и ранее полученных знаний. Большое внимание уделено формированию умений рациональной работы с учебниками.

При составлении материала учитывалось также необходимость развития у учащихся интереса к изучению физики. Отбор содержания и структура курса был подчинен достижению нескольких целей.









Цель и задачи курса:

1) обеспечение глубокого и прочного усвоения учащимися основного программного материала;

2) развитие интереса к предмету, к решению физических задач;

3) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

4) формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач разного типа;

5) выработка умений применять теоретические знания по физике на практике.

6)подготовить учащихся к усвоению учебного материала и решению задач 10-11 классах.

7) выявить способности к дальнейшему углубленному изучению физики в профильной школе.

Программа факультативного курса ориентирует учащихся на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений.


Программа рассчитана на 17 часа в первое полугодие, 1 час в неделю.


Учениками осваивается общая структура деятельности: целеполагания, планирования и оценивания результатов совершаемого способа деятельности.

Значимыми в организации данного курса является решение задач разного типа:

1.качественные задачи - используются как средство закрепления изученного материала; выясняют глубину и усвоение материала. Решаются с помощью индукции и дедукции, логических умозаключений, основанных на физических законах.

2.экспериментальные задачи- учащиеся учатся выполнять их самостоятельно, получать необходимые данные.

3 вычислительные задачи - рассматривать разные способы: арифметический, алгебраический, геометрический, графический.

4 графические задачи - умение «читать» и строить графики зависимостей.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы.

5 олимпиадные задачи-


Ожидаемыми результатами занятий являются:

  • овладение умениями решать задачи разных типов;

  • уметь выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения решения задач;

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей на основе опыта приобретения новых знаний;

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

  • успешная сдача выпускного экзамена.




Учебно-тематический план


№ п./п.

Тема занятий

Часы

Вид занятий

1

Физическая задача. Классификация задач

2

Вводная беседа,

Лекция

2

Правила и примеры решения физических задач.

2

беседа-лекция, решение задач

3

Механика.

2

беседа-лекция, практикум

4

Законы сохранения.

2

Беседа-лекция, решение задач

5

Тепловые явления.

2

Беседа-лекция, решение задач

6

Электродинамика

2

Беседа-лекция, практикум

7

Колебания и волны

2

Беседа-лекция, решение задач

8

Оптика

2

Практикум

9

Итоговое занятие

1

Викторина, обмен мнениями

Итого

17



Содержание изучаемого курса


  • Тема 1. Физическая задача. Классификация задач. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.

Задачи по физике классифицируют по многим признакам: по содержанию, целевому назначению, глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия, степени трудности и т.д. По содержанию задачи следует разделить, прежде всего, в зависимости от их физического материала. Различают задачи по механике, молекулярной физике, электричеству и т.д. Различают задачи с абстрактным и конкретным содержанием.

Ряд задач содержит сведения исторического характера: данные о классификации физических опытах, открытиях, изобретениях или даже исторических легендах. Например: «Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель взвешивал кожаный мешок без воздуха и с воздухом. Обнаружив одинаковый вес, Аристотель сделал вывод, что воздух невесом. Докажите, что вывод Аристотеля неверен». Широкое распространение получили также занимательные задачи. Их решение оживляет занятие, повышает интерес к физике. Резкой грани между задачами нет.

По способу решения различают устные, экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Деление это условно в том отношении, что при решении большинства задач применяют несколько способов.


  • Тема 2. Общие требования при решении физических задач. Работа с текстом задачи. План решения, выполнение плана. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения задач

В основе любого из приемов решения задачи лежит аналитико-синтетический метод. План решения: ознакомление с условием задачи, анализ содержания задачи, составление плана решения, осуществление плана решения, проверка ответа.


  • Тема 3 Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения. Задачи на принцип относительности. Подбор, составление и решение по интересам различных задач: занимательных, на бытовом содержании, техническом содержании.

Решение задач по данной теме должно углубить понятие об относительности механического движения и выработать у учащихся умение пользоваться для определения положения тел прямоугольными системами координат. Наибольшую трудность представляют задачи на сложение перемещений, требующие пространственного воображения, действия с векторными велечинами. Решают задачи опираясь на знания кинематики равнопеременного движения. В большинстве задач рассматривается движение тел под действием нескольких сил (тяжести, трения, упругости и др.).


Тема 4. Решение задач на законы сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач на тепловые двигатели.


Закон сохранения импульса - один из фундаментальных законов физики, справедлив для любой замкнутой системы тел, как в микромире, так и в макромире. Многие задачи являются комбинированными, что усложняет их решение, но позволяет обобщить и повторить пройденный материал на уроках.

Комбинированные задачи с использованием закона сохранения энергии представляет собой прекрасное средство повторения многих разделов кинематики и механики.




  • Тема 5. Решение качественных задач. Решение графических задач, количественных на процессы плавления и отвердения, испарения и конденсации.



Качественные задачи по физике появились в русской литературе свыше 180 лет назад. Они способствуют углублению, и закреплению знаний учащихся. Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, и т.д. Графический прием решения применим к тем качественным задачам, условия которых формулируется с помощью различных иллюстраций. Достоинство этого приема - наглядность и лаконичность решения.


  • Тема 6. Решение задач разных видов на описание электрических цепей с помощью закона Ома, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединения

Эта тема важна для развития их логического мышления. На занятии они собирают, и решаю более сложные, смешанные схемы. Наибольшие затруднения представляют задачи со сложными соединениями резисторов, в которых эквивалентные схемы начертить, сразу не удается. В общем случае сопротивления таких цепей определяют с помощью законов Кирхгофа.


  • Тема 7. Решение задач на описание различных свойств механических волн. Графики зависимости смещения от времени при колебательных движениях.


В данной теме решают задачи о распространении механических колебаний, которые совершаются частицами твердых тел, жидкостей и газов под действием сил, линейно зависящих от смещения.





  • Тема 8. Решение задач по геометрической оптике. Законы прямолинейного распространения света. Явления отражения и преломления.


Решение задач закрепляющих понятие о простейших и вместе с тем практически важных явлениях геометрической оптики (прямолинейное распространение света, законы отражения и преломления света, линзы). В данных задачах вместо физического понятия световой волны используют геометрическое понятие светового луча, т.е. линии. Показывающей направление распространения света. Подвести учащихся к пониманию того , что свет- это электромагнитные излечения с определенной длиной волны, к которым применимы ранее изученные общие законы волн. Такой подход подготовит учащихся к более глубокому изучению световых волн.




Литература

1.Балаш В.А «Задачи по физике и методы их решения». М.Просвещение, 1983

2.Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике». - М.Просвещение, 1987г.

3.Сборник задач для подготовки курсов ТУСУР. - Томск, 1999г.

4.Рымкевич А.П. « Задачник по физике 10-11 классы», М. «Дрофа», 2012г.

5.Лукашик В.И.,Иванова Е.В. « Сборник задач по физике 7-9 класс». М.Просвещение 2013г.

6.Каменецкий С.Е., Орехов В.Н. «Методика решения задач по физике в средней школе». М. «Просвещение»,1987г.

7.Перельман Я.И. «Занимательная физика».















Учебно-методический комплекс


п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-9кл

2009

М., Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике 7-9кл.

2009

М., Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-9 класс

2005

М., Илекса

4.


Р.Д. Минькова

Тематическое и поурочное планирование по физике к учебнику: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9»

2005

М., Экзамен

5.

А.В. Перышкин

Сборник задач по физике

2008

М. Экзамен

6.

В.В. Губанов

Лабораторные работы.

Контрольные задания.

2014

С. Лицей

7.

В.А. Попова


Рабочие программы по физике 7-11

2008

М. Глобус