Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7»
Петропавловск – Камчатского городского округа
__________________________________________________________________
683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ватутина 1 «а», т. 23-30-00
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ИР Директор МБОУ
«Средняя школа № 7»
____________________ __________________
/ Руденко Г.П./ /Гилязова И.А./
«___»____________20__ г. «__»____________20__ г.
Рабочая программа педагога-психолога
МБОУ «Средняя школа №7»
педагог-психолог
Дерюгина М.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2015 г.
Нормативно-правовая база для разработки общей программы работы педагога-психолога
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании».
-ФГОСы образования.
- профессиональный стандарт педагога-психолога.
- Конвенция о правах ребенка.
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Положение о службе практической психологии в системе министерства образования РФ. Приложение к приказу Министерства образования РФ от12.10.99г № 636.
- Приказ МО РФ от28.02.2000г №619 «Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде».
- Приказ МО РФ от 22.10.99 №636 «Об Утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ».
- Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 08.04.97г №4/2 «Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией».
-Решение коллегии МО РО от25.01.2000 №2/1 «Положение о психолого-медико-педагогической службе РО».
-Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 08.02.2001г №263. «О развитии службы практической психологии в системе министерства общего и профессионального образования РО».
- Устав школы.
Паспорт программы.
Наименование программы, сроки реализации. | Общая программа работы педагога-психолога МБОУ «Средняя школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа |
Государственный заказчик. | Администрация МБОУ «Средняя школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа. |
Основные направления деятельности (психологическое просвещение, психологическая профилактика, психодиагностика, психологическая коррекция и развитие, консультирование, организационно-методическая деятельность, экспертная деятельность) | Обобщенные трудовые функции: Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | Психологическая диагностика обучающихся | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении осно | Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по поддержке лиц с ограных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразоватеиченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социьных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностямльной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | здоровья |
Исполнители программы. | педагог-психолог. |
Ожидаемые результаты реализации программы. | Психологического сопровождения всех участников образовательных отношений в МБОУ «Средняя школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа для повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся. |
Цели и задачи программы.
Основные цели в соответствии с профессиональным стандартом:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБОУ «Средняя школа №7», сопровождение основных и дополнительных образовательных программ, оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Основные задачи (трудовые действия) работы в соответствии с профессиональным стандартом:
- составлять и реализовать планы работы с обучающимися с учетом их индивидуально психологических особенностей;
- разрабатывать программы по развитию универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционные программы;
- разрабатывать психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся;
- совместно с педагогом разрабатывает индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их личностных и др. психологических особенностей;
- разрабатывать и реализует личностную и метапредметную компоненту мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
- оформлять и вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты);
содействовать личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
формировать у обучающихся способности к самоопределению, саморазвитию, саморегуляции;
оказывать профилактику и преодоление личностных проблем;
просвещать и консультировать педагогических работников и родителей;
создавать условия сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, защита прав и достоинств ребенка.
Работа с участниками образовательных отношений:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимися.
Концептуальные основы общей программы работы педагога-психолога.
Одна из главных задач современной школы – помощь школьнику в становлении индивидуальности, развитии его личностных качеств.
Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования, основной целью деятельности которой является изучение и создание условий для сохранения физического психического (психологического) и социального здоровья (здорвьесбережения), максимально содействующих развитию индивидуальности человека.
Психологическая служба образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы работают следующие подпрограммы:
- «Коррекционная программа для обучающихся начальной школы (1-4 классы)»;
- «Мониторинг инновационной деятельности (1-5 классов)»
- Адаптационные программы: «Адаптация к школьному обучению для 1х классов», Адаптация к среднему звену обучения «Первый раз в пятый класс»;
- Здоровьесберегающие программы привентивного обучения;
- Программа родительского клуба «Мы и наши дети» (с элементами психоэлевации);
- Программа «Занимательная психология»;
- Тематические программы занятий и тренингов под конкретные актуальные цели.
Категории обучающихся:
Работа с «одаренными детьми».
Работа с детьми, находящимися под опекой.
Работа с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Работа с детьми с особыми образовательными возможностями (ОВЗ, ЗПР, дети-инвалиды).
Работа с личностью обучающихся:
Работа с семьей:
Общее планирование
Работа с обучающимися
Цель – сохранение и укрепление физического, психического (психологического) и социального здоровья
№ | мероприятие | категория | Сроки проведения |
Работа с «одаренными детьми» |
1 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 2-3 классы | октябрь апрель |
2 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 5 класс | ноябрь |
3 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 4 класс | апрель |
4 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 1 класс | май |
5 | Индивидуальные консультации «Интеллектуальные способности» по результатам диагностики | учащиеся 1-5 классов | март ноябрь |
6 | Индивидуальные консультации | родители | в течение года |
7 | Выступление на ШМО | педагоги | в течение года |
Работа с детьми-инвалидами. |
1 | Формирование базы данных детей инвалидов в школе. | учащиеся | сентябрь |
2 | Изучение средовой адаптации посредством наблюдения, беседы с классным руководителем, родителями. | учащиеся | в течение года |
3 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
4 | Рекомендации по взаимодействию с ребенком при различных заболеваниях | педагоги | сентябрь |
5 | Коррекционно-развивающая работа | учащиеся | в течение года по мере необходимости |
Работа с детьми, находящимися под опекой. |
1 | Формирование базы данных | учащиеся | сентябрь |
2 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
Работа с детьми, находящимися на домашнем обучении |
1 | Формирование базы данных | учащиеся | Учащиеся |
2 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
3 | Коррекционно-развивающая работа | учащиеся | в течение года 2р/месяц |
4 | Диагностика учащихся на начало учебного года | учащиеся | сентябрь |
Работа с детьми с особыми образовательными возможностями |
1 | Формирование базы данных | учащиеся | сентябрь |
2 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
3 | Коррекционно-развивающая работа | учащиеся | в течение года |
Работа с семьей
Цель - гармонизация детско-родительских отношений
Направления работы:
№ | мероприятие | категория | Сроки проведения |
Работа с родителями |
1 | Просветительско-профилактическая работа Групповые тематические беседы: 1.Начальное звено: «Начало обучения в школе» -1 класс; «Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста» - 2. 3, 4 классы; 2.среднее звено: «Начало обучения в 5классе»; «Возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста»; «Трудности переходного периода». | родители | в течение года по плану классных руководителей и по запросу |
2 | Родительский клуб «Мы и наши дети» | родители | в течение года 1р/месяц |
3 | Индивидуальные консультации | родители | в течение года по запросу |
Работа с неблагополучными семьями. |
1 | Индивидуальные беседы «Ответственность за уклонение от обучения и воспитания детей» | родители | в течение года по мере необходимости (совместно с социальными педагогами) |
Работа с личностью обучающихся
Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся;
гармонизация личности учащихся склонных к отклоняющемуся
поведению.
Направления работы:
№ | мероприятие | категория | Сроки проведения |
Работа по стабилизации образовательного процесса |
1 | Работа с коммуникативной толерантностью (занятия с элементами тренинга) | учащиеся 4-5 классы | в течение года по запросу |
2 | Диагностика уровня школьной тревожности | учащиеся 2-5 классы | ноябрь-декабрь |
3 | Диагностика по изучению микроклимата в классах. | Учащиеся 1-5 классов | в течение года по запросу классного руководителя |
4 | Анкетирование учащихся по отношению к здоровому образу жизни | учащиеся 2-5 классы | 1р/год |
6 | Коррекционно-развивающая работа по адаптации учащихся к новым условиям обучения | учащиеся 1,5 классы | 1 четверть |
7 | Работа с учащимися, имеющими трудности в поведении и обучении | учащиеся 1- 5 классы | в течение года по мере необходимости |
Работа с учащимися «группы риска», и профилактике |
1 | Первичная диагностика при поступлении детей в школу | учащиеся 1 класс | сентябрь |
2 | Коррекционно-развивающая работа по результатам первичной диагностики | учащиеся 1 класс | |
3 | Диагностика учащихся «группы риска» | учащиеся | октябрь |
4 | Коррекционно-развивающая работа «развитие личности» (индивидуальная и групповая формы) | учащиеся «группа риска» | в течение года |
5 | Индивидуальные консультации | Родители педагоги | в течение года по мере необходимости |
6 | Групповые консультации | Родители | в течение года по мере необходимости, по запросу |
Список литературы
1.Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
2.Приложение 1 к приказу Минобразования Ростовской
от _12.11.2007 №2405 Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных учреждений
3. Кузякова Т. Н. Общая программа педагога-психолога в школе, г. Гуково.
Интернет-ресурсы
1.http://vashpsixolog.ru
10