Управление образованием администрации Кировского района
г. Новосибирска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска гимназия № 7 «Сибирская»
Согласовано Зам. директора по НМР ________________ Л.Д. Тузикова «__» ____________ 2019 г | Утверждаю Директор гимназии _____________Л.А.Калашникова «__» ____________ 2019г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов
(2019-2023 уч.год)
Разработана
учителями кафедры начального образования
Рассмотрено
на заседании кафедры
начального образования
«____» _____________2019 г
НОВОСИБИРСК 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов разработана в соответствии:
с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
ч. 11 ст. 13 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011;
с учебным планом по внеурочной деятельности МКОУ «Сватковская ООШ»на 2015-2016 учебный год.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Предполагаемые результаты освоения программы
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности курса, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
в предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
Выделять существенные признаки предметов
Сравнивать между собой предметы, явления
Обобщать, делать несложные выводы
Определять последовательность действий
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе: знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания; навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни; умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе: знание о структуре ежедневного рациона питания; навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 – м классе: знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания; навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности; умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4 м классе:
знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
навыки, связанные с этикетом в области питания;
умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
№ заня тия | Наименование разделов и тем | Планиру емые сроки прохожд ения темы | Фактич еские сроки прохо ждения темы |
1 | Если хочешь быть здоров | | |
2 | Из чего состоит наша пища | | |
3 | Полезные и вредные привычки питания | | |
4 | Самые полезные продукты | | |
5 | Как правильно есть(гигиена питания) | | |
6 | Удивительное превращение пирожка | | |
7 | Твой режим питания | | |
8 | Из чего варят каши | | |
9 | Как сделать кашу вкусной | | |
10 | Плох обед, коли хлеба нет | | |
11 | Хлеб всему голова | | |
12 | Полдник | | |
13 | Время есть булочки | | |
14 | Пора ужинать | | |
15 | Почему полезно есть рыбу | | |
16 | Мясо и мясные блюда | | |
17 | Где найти витамины зимой и весной | | |
18 | Всякому овощу – свое время | | |
19 | Как утолить жажду | | |
20 | Что надо есть ,если хочешь стать сильнее | | |
21 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | | |
22 | На вкус и цвет товарищей нет | | |
23 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | | |
24 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | | |
25 | Каждому овощу – свое время | | |
26 | Народные праздники, их меню | | |
27 | Народные праздники, их меню | | |
28 | Как правильно накрыть стол. | | |
29 | Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом | | |
30 | Щи да каша – пища наша | | |
31 | Что готовили наши прабабушки. | | |
32 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | | |
33-34 | Праздник урожая | | |
Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
После первого года обучения ученики должны уметь:
соблюдать режим дня
выполнять правила правильного питания;
выбирать в рацион питания полезные продукты
Календарно-тематическое планирование кружка «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Планируем ые сроки прохожден ия темы | Фактическ ие сроки прохожден ия темы |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. | | |
2. | Путешествие по улице правильного питания. | | |
3. | Время есть булочки. | | |
4. | Оформление плаката молоко и молочные продукты. | | |
5. | Конкурс- викторина « Знатоки молока». | | |
6. | Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости» | | |
7. | Пора ужинать | | |
8. | Практическая работа: « Как приготовить бутерброды» | | |
9. | Составление меню для ужина. | | |
10 | Значение витаминов в жизни человека. | | |
11 | Практическая работа. | | |
12. | Морепродукты. | | |
13. | Отгадай мелодию. | | |
14. | «На вкус и цвет товарища нет» | | |
15. | Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» | | |
16. | Как утолить жажду | | |
17. | Игра «Посещение музея воды» | | |
18. | Праздник чая | | |
19. | Что надо есть, что бы стать сильнее | | |
20. | Практическая работа « Меню спортсмена» | | |
21. | Практическая работа «Мой день» | | |
22. | Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты | | |
23. | Практическая работа «Изготовление витаминного салата» | | |
24. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты» | | |
25. | Оформление плаката «Витаминная страна» | | |
26. | Посадка лука. | | |
27. | Каждому овощу свое время. | | |
28. | Инсценирование сказки « Вершки и корешки». | | |
29. | Конкурс «Овощной ресторан» | | |
30. | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | | |
31. | Проект : «Наше питание» | | |
32. | Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | | |
33. | Подведение итогов. Творческий отчет. | | |
34. | Подведение итогов. | | |
Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила питания;
важность употребления в пищу разнообразных продуктов; - роль витаминов в питании.
После 2-года обучающиеся должны уметь:
соблюдать гигиену питания;
готовить простейшие витаминные салаты;
выращивать зелень в горшочках.
Календарно-тематическое планирование кружка «Разговор о правильном питании»
3-й год обучения
№ занятия | Наименование разделов и тем | Планиру емые сроки прохожд ения темы | Фактичес кие сроки прохожде ния темы |
1. | Введение | | |
2. | Практическая работа. | | |
3. | Из чего состоит наша пища | | |
4. | Практическая работа «Меню сказочных героев» | | |
5. | Что нужно есть в разное время года | | |
6. | Оформление дневника здоровья | | |
7. | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи | | |
8. | Игра «В гостях у тетушки Припасихи» | | |
9 | Конкурс кулинаров | | |
10 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | | |
11 | Составление меню для спортсменов | | |
12 | Оформление дневника «Мой день» | | |
13 | Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» | | |
14 | Где и как готовят пищу | | |
15 | Экскурсия в столовую. | | |
16 | Конкурс «Сказка, сказка, сказка». | | |
17 | Как правильно накрыть стол. | | |
18 | Игра накрываем стол | | |
19 | Молоко и молочные продукты | | |
20 | Экскурсия на молокозавод | | |
21 | Игра-исследование «Это удивительное молоко» | | |
22 | Молочное меню | | |
23 | Блюда из зерна | | |
24 | Путь от зерна к батону | | |
25 | Конкурс «Венок из пословиц» | | |
26 | Игра – конкурс «Хлебопеки» | | |
27 | Выпуск стенгазеты | | |
28 | Праздник «Хлеб всему голова» | | |
29 | Экскурсия на хлебокомбинат | | |
30 | Оформление проекта « Хлеб- всему голова» | | |
31 | Оформление проекта «Хлеб-всему голова» | | |
32 | Подведение итогов. | | |
33 | Творческий отчет. | | |
34 | Творческий отчет. | | |
Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:
при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой;
основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
условия хранения продуктов;
правила сервировки стола;
важность употребления молочных продуктов.
После третьего года обучения ученики должны уметь:
составлять меню;
соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;
различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.
Календарно–тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
4-й год обучения
№ занятия | Наименование разделов и тем | Планируем ые сроки прохожден ия темы | Фактиче ские сроки прохожд ения темы |
1. | Вводное занятие | | |
2. | Какую пищу можно найти в лесу. | | |
3. | Правила поведения в лесу | | |
4. | Лекарственные растения | | |
5. | Игра – приготовить из рыбы. | | |
6. | Конкурсов рисунков»В подводном царстве» | | |
7. | Эстафета поваров | | |
8. | Конкурс половиц поговорок | | |
9. | Дары моря. | | |
10. | Экскурсия в магазин морепродуктов | | |
11. | Оформление плаката « Обитатели моря» | | |
12. | Викторина « В гостях у Нептуна» | | |
13. | Меню из морепродуктов | | |
14. | Кулинарное путешествие по России. | | |
15. | Традиционные блюда нашего края | | |
16. | Практическая работа по составлению меню | | |
17. | Конкурс рисунков « Вкусный маршрут» | | |
18. | Игра – проект « Кулинарный глобус» | | |
19. | Праздник « Мы за чаем не скучаем» | | |
20. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | | |
21. | Составление недельного меню | | |
22. | Конкурс кулинарных рецептов | | |
23. | Конкурс « На необитаемом острове» | | |
24. | Как правильно вести себя за столом | | |
25. | Практическая работа | | |
26. | Изготовление книжки « Правила поведения за столом» | | |
27. | Накрываем праздничный стол | | |
28. | Накрываем праздничный стол | | |
29. | Проекты по изученным темам.. | | |
30. | Проекты по изученным темам. | | |
31. | Творческий отчет | | |
32. | Творческий отчет | | |
33. | Викторина по изученным темам. | | |
34. | Подведение итогов. | | |
Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Ученики должны знать:
кулинарные традиции своего края;
растения леса, которые можно использовать в пищу; - необходимость использования разнообразных продуктов, - пищевую ценность различных продуктов.
Должны уметь:
приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
накрывать праздничный стол.