СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Разговоры о важном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа и тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Разговоры о важном"»






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

для учащихся 1-4 классов






Возрастная категория: 6-10 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Лукьянчикова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов



































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

 Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.    Педагог помогает обучающемуся:

 • в формировании его российской идентичности;

 • в формировании интереса к познанию;

 • в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

 • в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

 • в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

 • в развитии у школьников общекультурной компетентности;

• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

 • в осознании своего места в обществе;

 • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

 • в формировании готовности к личностному самоопределению.

Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.

1.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)

3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)

4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)

5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Рос- сийской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)

8.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О на- правлении методических рекомендаций по проведению цикла вне- урочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.

 6. Рабочая программа воспитания МБОУ «ООШ с. Рогаткино»

  

Варианты реализации программы и формы проведения занятий

Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4 классов. На уровень начального общего образования приходится 140 часов. Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.).

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Взаимосвязь с Программой воспитания

            Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «ООШ с. Рогаткино». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:

• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Программе воспитания;

• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Ценностное наполнение внеурочных занятий

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

 1) соответствие датам календаря;

 2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.

Даты календаря можно объединить в две группы:

1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.

 2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского. В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.

1. Историческая память

 • Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;

 • историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

 • историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

2. Преемственность поколений

• Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

• семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.

Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.

3.Патриотизм — любовь к Родине

 • Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;

 • любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине;

 • патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

4. Доброта, добрые дела

 • Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;

 • благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.

5. Семья и семейные ценности

• Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

 • каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;

• учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;

 • семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.

 Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.

6.Культура России

• Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;

• российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;

 • культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.

Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».

7. Наука на службе Родины

• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;

• в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;

 • в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.  

 О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как не учебных формируются определённые ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. 

Особенности работы педагога по программе

Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

 

 II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.

Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.

 К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства.

 Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.

 Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

 Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.    Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.

Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.

Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в  защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.

 Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.

 Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.

Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.

 Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?

 С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов.

Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества.

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.

Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.

Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет -ресурсами.

Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и  о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.

Первые театры в России. К.  С.  Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества.

Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.

Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира.  Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.

 Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.

 Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.

 Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С.  В.  Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.

 Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.

Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок.

 Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“»  — первый полёт человека в космос; Ю.  А.  Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

 Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — Международный день освобождения узников концлагерей.

 Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.

 Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

 Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?

 Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.

Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться?

 

III.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

 В сфере гражданского воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и  российской гражданской идентичности; сопричастность к  прошлому, настоящему и  будущему своей страны и  родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о  нравственно-этических нормах поведения и  правилах межличностных отношений.

 В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

 В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты:

 В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности  и  противоречия в  рассматриваемых фактах, данных и  наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в  ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и  их последствия в  аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в  предложенном источнике информацию, представленную в  явном виде; распознавать достоверную и  недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую, видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и  формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и  дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и  письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к  тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

 Русский язык: первоначальное представление о  многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в  речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

 Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа. Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.

 Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и  семейным традициям, организации, родному краю, России, её истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и  явлений природы; о  связи мира живой и  неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о  традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и  природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и  настоящего России; основных правах и  обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и  группировать изученные природные объекты и  явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в  окружающем мире (в том числе на материале о  природе и  культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о  природе и  обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и Интернете, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и  безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и  финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к  природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и  давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к  ближнему, милосердия и  сострадания в  религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к  сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в  российском обществе норм морали, отношений и  поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.

 Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.

 Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.

 Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры. Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

 








IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

ЦОР/ЭОР

День знаний (1 час)

1–2 классы: «Зачем я учусь?»

3–4 классы «Зачем мне знания?»

Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и  всему обществу. Знания  — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к  обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе

Просмотр видеоролика о  Дне знаний и о традициях этого праздника. Участие в  эвристической беседе о  традициях школы, обсуждение ответов на вопросы: «Почему важно учиться? Как быть, если что-то не знаешь или не умеешь?» и др. Участие в  коллективной игре-путешествии (игре-соревновании), разгадывании загадок. Участие в викторине «Своя игра»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Наша страна — Россия (1 час)

1–2 классы: «Где мы живём?»

3–4 классы: «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине»

Любовь к  Родине, патриотизм  — качества гражданина России. Любовь к  родному краю, способность любоваться природой, беречь её  — часть любви к Отчизне. Труд людей в  разные исторические эпохи, преемственность поколений в  готовности защищать родную землю. Историческая память народа и  каждого человека

Слушание музыкального произведения, просмотр видеоматериалов, в  которых говорится о дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника. Участие в беседе о том, с чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. Работа в парах с текстами, написанными в  разные эпохи, но объединёнными идеей любви к Родине и личной ответственности за её судьбу

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского (1 час)

1–2 классы: «Мечтаю летать»

3–4 классы: «Мечтаю летать»

К.  Э.  Циолковский  — выдающийся учёный, открывший дорогу к  космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в  освоении космоса. Проявление интереса к  знаниям о  космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства

Просмотр видеоролика с  целью знакомства с  учёным, его жизнью и  научным творчеством. Обсуждение новой информации о достижениях нашей страны в освоении космоса, о  вкладе великого учёного К.  Э.  Циолковского. Участие в коллективной игре-соревновании «К. Э. Циолковский — учёный и человек». Путешествие по интерактивной карте

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День пожилых людей (1 час)

1–2 классы: «Традиции моей семьи»

3–4 классы: «Как создаются традиции?»

Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в  семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о  предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к  старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к  бабушкам и  дедушкам, забота о них

Обсуждение семейных традиций. Просмотр видеоролика с  целью знакомства с праздником День пожилых людей, с  основным назначением этого праздника. Участие в выполнении интерактивных заданий (установление соответствия, группировка, классификация), которые помогут школьником понять важность семейных традиций и заботы о пожилых людях

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День учителя (1 час)

1–2 классы: «Если бы я был учителем»

3–4 классы: «Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой»

Учитель  — важнейшая в  обществе профессия. Назначение учителя  — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель  — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого

Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в  разыгрывании сценок «Я — учитель», «Я и мои ученики». Участие в  групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л. Н. Толстого». Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с  профессией учителя

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День отца (1 час)

1–2 классы: «Отчество — от слова „отец“»

3–4 классы: «Отчество — от слова „отец“»

Мужчина, отец (отчество  — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в  трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в  воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь

Обсуждение качеств отца, мужских профессий. Просмотр видеоролика о  роли отца как родителя, образе отца в  отечественной литературе. Групповая, парная работа: «Воскресный день моей семьи», участие в  планировании выходного дня своей семьи

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День музыки (1 час)

1–2 классы: «Я хочу увидеть музыку»

3–4 классы: «Я хочу услышать музыку»

Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в  жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с  рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и  понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать

Просмотр видеоролика о  роли музыки в  жизни человека, обсуждение содержания видеоролика. Участие в  беседе «Я хочу увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку». Групповая и  парная работа по созданию иллюстрации «Я вижу музыку». Обсуждение творческого задания «Звуки природы»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Традиционные семейные ценности (1 час) 1–2 классы: «Я и моя семья»

3–4 классы: «Пётр и Феврония Муромские»

Семья  — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в  семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о  старшем поколении; традиции, совместная трудовая и  досуговая деятельность. Пётр и  Феврония Муромские  — символ любви и  взаимопонимания в  семейной жизни

Обсуждение вопроса «Почему говорят, что дерево держится корнями, а  человек семьёй?». Участие в  беседе о  семейных традициях, интересном досуге и праздниках. Участие в  коллективной, индивидуальной работе «Я и  моя семья (составление семейного древа)». Обсуждение вопросов «Чему мы можем научиться у  Петра и  Февронии Муромских?», «Почему Пётр и Феврония стали символом любви и верности?»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День народного единства (1 час)

1–2 классы: «Что такое единство народа?»

3–4 классы: «Когда мы едины — мы непобедимы»

Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к  Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в  защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и  граждан нашей страны в  Великой Отечественной войне. Минин и  Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с  иноземными захватчиками

Участие в беседе о возникновении праздника День народного единства. Обсуждение пословиц, связанных с  единством народа, любовью к Родине. Знакомство с жизнью и подвигом К. Минина и Д. Пожарского. Коллективная виртуальная экскурсия по историческим местам и  памятникам, связанным с  Днём народного единства. Участие в  коллективной игре: составление пазла на основе полученной информации о событиях 1612 года

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Мы разные, мы вместе (1 час)

1–2 классы: «Память времён» 3–4 классы: «Память времён»

Каждое поколение связано с  предыдущими и  последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений  — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм  — чувство, которое есть у  каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в  себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений

Знакомство с  понятием «преемственность поколений». Обсуждение качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства. Участие в эвристической беседе о природе и заповедниках России. Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между природными объектами и их названиями

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День матери (1 час)

1–2 классы: «Самое главное слово на земле» 3–4 классы: «Материнское сердце чаще бьётся». (С. Федин)

Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать  — хозяйка в  доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С  первых дней жизни рядом с  ребёнком всё время присутствует мама  — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей

Обсуждение качеств матери, её роли хо- зяйки и  хранительницы семейного очага. Просмотр видеоролика о  роли матери, образе матери в  отечественной литературе. Групповая, парная работа по обсуждению предложенных ситуаций, планированию помощи маме

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Символы России: Государственный гимн, герб, флаг (1 час)

1–2 классы: «Какие в нашей стране есть символы?»

3–4 классы: «Что может герб нам рассказать?»

Символы современной России: название, описание. О  чём могут рассказать символы. Их значение и  назначение в  жизни государства. Уважение к  государственной символике России  — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага

Знакомство с  символами России: обсуждение, называние, описание. Участие в  беседе о  правилах поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага. Парная работа, связанная с  применением полученной информации о  символах страны, устройстве герба. Выполнение интерактивных заданий

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День добровольца (1 час)

1–2 классы: «Если добрый ты, это хорошо»

3–4 классы: «Что я могу сделать для других?»

Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в  военное и  мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я  могу проявить добрые чувства к другим людям?

Знакомство со значением слов «доброволец», «волонтёр», «милосердие», «гуманность». Просмотр видеоролика, обсуждение примеров социального служения в  мирное и военное время. Парная работа по анализу текстов, в  которых описаны ситуации проявления доброты, гуманности, милосердия

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День Героев Отечества (1 час)

1–2 классы: «С чего начинается Родина…»

3–4 классы: «История Отечества — история каждого из нас»

С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов

Просмотр и  обсуждение видеоролика, содержание которого связано с событиями из истории нашей страны. Участие в  эвристической беседе о  событиях истории, ответственности гражданина за свободу, благополучие Родины, её защите от иноземных врагов. Групповая работа по анализу (установление соответствия), упорядочению (лента времени) событий истории

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День Конституции (1 час)

1–2 классы: «Где записаны права человека?»

3–4 классы: «Мои права и мои обязанности: в чём разница?»

Конституция Российской Федерации  — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в  России. Примеры выполнения обязанностей членами общества

Участие в эвристической беседе о правах и обязанностях гражданина, ученика начальных классов. Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с  выполнением обязанностей членами общества

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Рождество (1 час)

1–2 классы: «Светлый праздник Рождества»

3–4 классы: «Светлый праздник Рождества»

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России

Участие в  беседе о  традициях праздника Рождества в России. Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками стихотворений, посвящённых Рождеству. Групповая и  парная работа: составление поздравления с праздником Рождества

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Новый год. Семейные праздники и мечты (1 час)

1–2 классы: «Умеем ли мы мечтать?»

3–4 классы: «О чём мы мечтаем?»

Новый год  — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год

Просмотр видеоролика об истории праздника. Участие в беседе о семейных новогодних традициях. Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году о…». Обсуждение ответа на вопрос «О чём мечтали на Новый год дети в  разные исторические эпохи?»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час)

1–2 классы: «Виртуальный я — что можно и что нельзя?»

3–4 классы: «Виртуальный я — что можно и что нельзя?»

Что такое виртуальный мир и  кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами

Участие в  коллективном обсуждении вопроса «Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?». Групповая работа: подготовка ответов на вопросы «Какие плюсы есть у  виртуального мира?», «Какие минусы есть у  виртуального мира?». Составление правил безопасного пользования интернет-ресурсами, соотнесение составленных правил с  предложенным педагогом набором правил

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День снятия блокады Ленинграда (1 час)

1–2 классы: «…осталась одна Таня…»

3–4 классы: «Писала девочка дневник...»

Блокада Ленинграда: как она началась и  сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и  ленинградцы выжили и победили

Участие в  просмотре и  обсуждении содержания видеоматериалов о блокаде Ленинграда. Виртуальная экскурсия в  Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, знакомство с  материалами, связанными с Таней Савичевой. Чтение фрагментов дневника Тани Савичевой, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о том, как жили и о чём мечтали дети блокадного города

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Великие люди России: К. С. Станиславский (1 час)

1–2 классы: «Мы идём в театр. А что это значит?»

3–4 классы: «С чего начинается театр?»

Первые театры в России. К.  С.  Станиславский  — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр

Просмотр и  обсуждение видеоролика о  первых театрах в  России. Знакомство с  некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского. Работа с  текстами о  том, как создаётся спектакль, ответы на вопросы по содержанию текстов. Групповая работа: подготовка сообщения от группы на тему «Зачем люди ходят в театр». Игра «Мы идём в театр»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День российской науки (1 час)

1–2 классы: «Как становятся учёными?»

3–4 классы: «Откуда берутся научные открытия?»

Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце

Просмотр видеоролика «Люди науки, какие они?», обсуждение качеств учёного. Групповая работа: «Представление открытия»: ученики знакомятся с открыти ем и  рассказывают о  нём одноклассникам; одноклассники отгадывают, что это за открытие российских учёных-

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Россия и мир (1 час)

1–2 классы: «Россия в мире»

3–4 классы: «Россия в мире»

Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира

Беседа о роли России в современном мире. Знакомство с  российскими объектами, включёнными в  список всемирного наследия ЮНЕСКО. Интеллектуальная игра «Самые известные российские учёные, поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты». Парная работа: подготовка рассказа об одном из российских лауреатов Нобелевской премии

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День защитника Отечества (День Армии) (1 час)

1–2 классы: «Кому я хочу сказать „спасибо“»?» (ко Дню защитника Отечества)

3–4 классы: «Хорошие дела не ждут благодарности?» (ко Дню защитника Отечества)

Защита Отечества  — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в  годы войны и  мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование

Участие в  беседе о  том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества. Просмотр и  обсуждение видеоматериалов, в  которых представлены эпизоды подвигов российских воинов в  военное и в мирное время. Работа с пословицей «Сам погибай, а товарища выручай». Коллективная беседа о проявлениях благодарности к защитникам Отечества. Групповая работа: составление письма ветерану войны. Работа в  парах: подготовка ответа на вопрос «Как стать хорошим солдатом?»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Забота о каждом (1 час)

1–2 классы: «Заряд на добрые дела»

3–4 классы: «Дарить добро»

Доброта  — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в  прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях

Участие в коллективной беседе, обсуждение вопросов «Что такое доброта?», «Трудно ли быть добрым?», «Как научиться делать добрые дела?». Обсуждение просмотренного видеоролика, в котором представлены несколько сюжетов о людях, совершающих добрые дела. Групповая работа: «Представление человека, сделавшего много добрых дел на благо людям»: на основе предложенной учителем информации обучающиеся составляют сообщение об одном из знаменитых благотворителей и  рассказывают о нём одноклассникам

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Международный женский день (1 час)

1–2 классы: «Мамы разные важны»

3–4 классы: «Обычный мамин день»

Международный женский день  — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в  современном обществе  — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н.  Суслова (первая женщина-врач) Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова), М. Плисецкая, Л. Зыкина

Просмотр и  обсуждение видеоролика, знакомящего с  историей праздника, со сферами деятельности, в  которых работают женщины. Работа в  парах: подготовка краткого сообщения об одной из великих женщин в истории России. Составление виртуальной галереи «Женщины, прославившие Россию». Игра «Выдающиеся женщины, прославившие Россию». Участие в обсуждении вопроса «Легко ли быть мамой?». Подготовка поздравительной открытки

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова (1 час)

1–2 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях»

3–4 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях»

Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С.  В.  Михалков  — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и  знают наизусть. Вклад поэта в  развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова

Участие во вводной беседе «С. В. Михалков  — автор двух Государственных гимнов». Выразительное чтение любимых стихотворений, автором которых является С. В. Михалков. Викторина «Узнай произведение С. В. Михалкова по одной строчке»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День воссоединения Крыма с Россией (1 час)

1–2 классы: «Путешествие по Крыму»

3–4 классы: «Путешествие по Крыму»

Крым  — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и  солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и  Азовское моря. Симферополь  — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь

Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Виртуальная экскурсия: природные достопримечательности Крыма. Выполнение интерактивных заданий: соотнесение изображения и описания объекта. Выполнение творческого задания: написание мини-рассказа «Что я  хочу посетить в Крыму»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Всемирный день театра (1 час)

1–2 классы: «Что на что похоже: зачем человеку воображение?»

3–4 классы: «Что такое творчество?»

Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок

Участие во вступительной беседе о  том, что такое воображение и творчество. Просмотр и  обсуждение видеоролика, рассказывающего о  людях творческих профессий. Участие в  обсуждении вопроса о  театре как коллективном творчестве режиссёра и актёров. Творческая игра «Ставим сценку»: каждой группе предлагается разыграть сценку, один из участников группы выступает в роли режиссёра, остальные актёры. Подготовка ответа на вопрос о том, в каких видах творчества хочется реализовать себя

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День космонавтики. Мы — первые (1 час)

1–2 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос)

3–4 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос)

Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“»  — первый полёт человека в  космос; Ю.  А.  Гагарин  — Герой Советского Союза. Первый выход в  открытый космос  — А.  А.  Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации

Просмотр видеоролика «Как всё начиналось…», обсуждение главных событий в истории покорения космоса. Участие в беседе «Рекорды России в космосе», «Кто они, великие космонавты России?». Групповая, парная работа на поиск соответствия, упорядочение событий, связанных с  достижениями России в  покорении космоса

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час)

1–2 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?»

3–4 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?»

Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11  апреля  — день освобождения узников концлагерей

Участие в  беседе о  том, что такое геноцид. Знакомство с  материалами о  детях  — узниках концлагерей. Работа с  текстами интервью с  бывшими узниками концлагерей, обсуждение прочитанного. Участие в  беседе о  причинах геноцида и способах его предотвращения

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День Земли (1 час)

1–2 классы: «Где можно увидеть нетронутую природу?»

3–4 классы: «Дом для дикой природы»

Особо охраняемые территории в  России  — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в  Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в  Большой Арктический заповедник, в  заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр  — родной дом северных оленей. Окский заповедник  — журавлиный питомник

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Виртуальная экскурсия по самым значимым заповедникам России. Работа в  группах: составление правил, которые нужно соблюдать жителям Земли, чтобы сохранить нашу планету

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День труда (1 час)

1–2 классы: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

3–4 классы: «Не надо бояться трудностей»

Профессии прошлого и профессии будущего  — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

Участие в  беседе о  том, почему человеку необходимо трудиться, о том, почему, когда и как появлялись разные профессии. Просмотр и  обсуждение видеоролика, рассказывающего о профессиях прошлого и настоящего. Выполнение интерактивных заданий на соединение описания профессии с её названием, соединение имён и  фамилий выдающихся представителей профессии с названием профессии. Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что будет, если люди перестанут работать?»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День Победы. Бессмертный полк (1 час)

1–2 классы: «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берётся в человеке?»

3–4 классы: «Что такое подвиг?»

Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк  — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?

Обсуждение вопросов «Что такое мужество, честь, отвага и  как можно воспитать в  себе эти качества?», «Что такое подвиг?», «Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?». Индивидуальный рассказ о  том, есть ли семейная традиция участвовать в «Бессмертном полку», о  подготовке к  участию в этом году. Групповая работа: подготовка на основе предложенных педагогом материалов сообщения о подвиге, совершённом во время Великой Отечественной войны, представление результатов работы при создании коллективного рассказа «Во имя жизни на Земле»

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

День детских общественных организаций (1 час)

1–2 классы: «Вместе весело шагать по просторам…»

3–4 классы: «Вместе весело шагать по просторам…»

Детская общественная организация  — мы вместе, и  мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в  ней нуждается: больным, старым, слабым

Участие во вступительной беседе о  детских общественных организациях. Знакомство с  движением «Орлята России». Групповая работа: каждая группа предлагает три причины, по которым стоит участвовать в  детских общественных организациях

school-collection.edu.ru/collection/


edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Про счастье (1 час)

1–2 классы: «Мой самый счастливый день»

3–4 классы: «Разделяя счастье

с другим, мы умножаем счастье». (П. Коэльо)

Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли с им поделиться?

Игра «Закончи предложение»: каждый предлагает концовку предложения «Счастье — это когда...». Участие в коллективной беседе «Что делает нас счастливыми». Подготовка индивидуального сообщения «Мой самый счастливый день». Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что значит поделиться счастьем?»








V. Подготовка учителя к работе по программе

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем участники расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия. Учитывая особенности образовательной организации (специфика здания, расположенность актового зала по отношению к классам, наличие этажей и переходов и пр.), учителю следует продумать до мелочей организацию перехода обучающихся от актового зала в свой класс. Чем больше времени будет затрачено на этот переход, тем меньше времени останется на проведение собственно занятия. Сценарий рассчитан на 30 минут общения с учащимися. В методических рекомендациях, которые даны к каждому сценарию, учителю даются советы, как в случае необходимости расширить или сократить содержание занятия.

При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику его построения. Педагог обратит внимание на три структурные части сценария: 1-я часть — мотивационная, 2-я часть — основная, 3-я часть — заключительная. На каждую часть дано приблизительное время проведения. Цель мотивационной части занятия (3—5 минут) — предъявление учащимся темы занятия, выдвижение мотива его про- ведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия. Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной деятельности учащихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика, создание описаний, рассуждений), практической (решение конкретных практических задач), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность).

В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается творческое задание.

Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями, которые даются в каждом сценарии, что поможет ему осознанно принять цель занятия, его содержание и структуру.


VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Мультимедийное обеспечение:

− компьютер

− проектор

− принтер

ЭОР

Сайты:

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/







































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-2 классы (33/34 часа)

Тема

Дата

Часы

ЦОР/ЭОР



«Зачем я учусь?»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Где мы живём?»



1


Мечтаю летать



1


Традиции моей семьи



1


«Если бы я был учителем»



1


Отчество – от слова «отец»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Я хочу увидеть музыку



1


Я и моя семья



1


Что такое единство народа?



1


«Память времён»



1


Самое главное слово на земле



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Какие в нашей стране есть символы



1


Если ты добрый, это хорошо



1


С чего начинается Родина



1


Светлый праздник Рождества



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Умеем ли мы мечтать



1


Виртуальный я – что можно и что нельзя?



1


… осталась одна Таня



1


«Мы идём в театр. А что это значит?»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Как становятся учёными?»



1


«Россия в мире»



1


«Кому я хочу сказать

„спасибо“»?»

(ко Дню защитника Отечества)



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Заряд на добрые дела»



1


«Мамы разные важны»



1


«Поэт, который писал для детей и о детях»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Путешествие по Крыму»




1


«Что на что похоже: зачем человеку воображение?»



1


«Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос)



1


«Надо ли вспоминать прошлое?»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Где можно увидеть нетронутую природу?»



1


«Без труда

не выловишь

и рыбку из пруда»




1


«Мужество, честь, отвага. Что это

и откуда берётся в человеке?»




1


«Вместе весело шагать по просторам…»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Мой самый счастливый день»




1

















3-4 классы (34 часа)

Тема

Дата


Часы

ЦОР/ЭОР

День знаний. Зачем мне Знания?



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

От поколения к поколению: любовь россиян к Родине



1


Мечтаю летать



1


Как создаются традиции?



1


«Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой»



1


Отечество- от слова «отец»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Я хочу услышать музыку



1


«Петр и Феврония Муромские



1


Когда мы едины- мы непобедимы



1


«Память времён»



1


Материнское сердце чаще бьется (С.Федин)



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Что может герб нам рассказать?



1


Что я могу сделать для других?



1


История Отечества- история каждого из нас



1


«Мои права

и мои обязанности: в чём разница?»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Светлый праздник Рождества»



1


О чем мы мечтаем?



1


Виртуальный я – что можно и что нельзя?



1


Писала девочка дневник…



1


«С чего начинается театр?»



1


Откуда берутся научные открытия?



1


Россия в мире



1


Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества)



1


«Дарить добро»



1


Обычный мамин день



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Поэт, который писал для детей и о детях»



1


Путешествие по Крыму



1


«Что такое творчество?»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос)



1


«Надо ли вспоминать прошлое?»



1


«Дом для дикой природы»



1


«Не надо бояться трудностей»



1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

«Что такое подвиг?»



1


«Вместе весело шагать по просторам…»



1


«Разделяя счастье с другим, мы

умножаем счастье». (П. Коэльо)