СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие произвольного внимания младших школьников"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие произвольного внимания младших школьников"»

Пояснительная записка

Автор программы: Королева Елена Владимировна

Данные психологических исследований показывают, что наиболее распространенной причиной возникновения трудностей в обучении у детей является недостаточный уровень сформированное™ основных свойств внимания. Значительный процент подобных недостатков приходит­ся на младший школьный возраст, и только педагогичес­кие воздействия в данном случае малоэффективны. Для преодоления вышеназванных трудностей необходима спе­циально организованная коррекционная работа. Такая работа проводится практическим психологом индивиду­ально или в группе (до 10—15 человек).

Продолжительность коррекционных мероприятий ва­рьирует в интервале от одного до 3—4 месяцев в зависи­мости от степени недоразвития того или иного свойства внимания у данного ребенка. Большинство заданий, пред­лагаемых в данном пособии, применимы к возрастной категории от 6 до 17 лет.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также с детьми, страдающими психомоторной гиперак­тивностью, патологическими страхами, сниженным на­строением, задержанным психическим развитием различ­ного генеза, рекомендуется проводить преимущественно игры на развитие внимания. Занятия лучше проводить с группой детей, их длительность 15—20 минут. Предлага­емые нами игры и упражнения формируют вниматель­ность как свойство личности.

В качестве тренировочных упражнений часто исполь­зуют также те задания, которые применяются как диаг­ностические.

При коррекции внимания необходимо учитывать це­лый ряд факторов.

Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровожда­ется возбуждением определенных участков коры голов­ного мозга. Однако длительное поддержание возбужде­ния невозможно — наступает утомление. Поэтому в ряде случаев отвлечения оправданны: когда они носят харак­тер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. Пяти-десяти минут на каждый час умственной работы достаточно для такого отдыха (не­сколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).

Однако наибольшие неудобства доставляют непредна­меренные отвлечения в процессе самой работы: не свя­занные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило — необ­ходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно рабо­тать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, поря­док на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко сосредото­читься, например, в библиотеке. Полезен и заблаговре­менно созданный настрой на работу. Люди с ярким, об­разным мышлением могут попробовать такой прием. Пред­ставьте, что в нашей голове находится огромный шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу соответствует определенный ящик. Перед нача­лом серьезной работы./ требующей глубокой сосредото­ченности, максимально отчетливо нужно вообразить, как мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и убеж­даемся, что остальные плотно задвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличав­шийся, как известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточен­ность усиливается действием небольших побочных раз­дражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходим.

Цель программы: развитие и тренировка свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • развитие внимания как функции контроля за деятельностью;

  • развитие интенсивности, устойчивости и переключения сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания;

  • увеличение объёма внимания;

  • развитие способности к релаксации.

  • улучшение эмоционального фона в группе.

Формой для данной работы выбрана – групповая.

В состав группы не должно входить более 5-8 детей 9-10 лет. Оптимально, если в группу входят дети, близкие по уровню психологического и физического развития.

Если по ходу выявляется астеническое состояние вследствие переутомления или болезненности, то дети нуждаются в дозировании нагрузок и в отдыхе.

Нежелательны сильные эмоции. При несформированности навыков деятельности, следует обучить ребенка выделять, осознавать, принимать и выдерживать цель деятельности, планировать работу по содержанию и времени; контролировать и вносить коррективы по ходу работы, правильно оценивать результаты деятельности.

Коррекционно - развивающая программа включает 14 занятий, результатом которых должно стать повышение устойчивости, переключения и внимания как функции контроля за деятельностью внимания у детей младшего школьного возраста. Длительность каждого занятия – 30-45 минут. Частота проведения раз в три дня, т.к по ходу выявляется астеническое состояние вследствие переутомления или болезненности и дети нуждаются в дозировании нагрузок и в отдыхе.

Коррекционно-развивающее занятие представляет следующую структуру:

  1. Вводная часть;

  2. Основная часть;

  3. Заключительная часть.

Вводная часть состоит из ритуалов приветствия, беседы. Осуществляется постановка цели занятия, выполняются упражнения создание мотивации к предстоящей деятельности.

Основная часть включает коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие устойчивости, переключения и внимания как функции контроля за деятельностью и задания на отработку, первичное закрепление тех знаний и умений, которые были сформированы. Между заданиями проводились физминутки, т.к по ходу занятия у детей может выявляется астеническое состояние вследствие переутомления или болезненности,

Заключительная часть предполагает рефлексию ребёнка и психолога о проведённом занятии, также включает упражнения на релаксацию. Релаксация является одним из средств самоконтроля, направленного на повышение у детей с ЗПР внимания как функции контроля за деятельностью. Также релаксация для снижения астенического, переутомления, которое может возникнуть у детей по ходу занятия.

Все упражнения предполагают наличие стимульного материала (тематические картинки, материалы для работы).

Разработанная программа базируется на следующих принципах:

  • Деятельностный принцип коррекции. Определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка. Все упражнения в данной коррекционно-развивающей работе проходят в контексте ведущей деятельности ребенка в младшем школьном возрасте – учебной деятельности. Часть заданий предполагают игровую деятельность, т.к. в младшем школьном возрасте наряду с учебной деятельностью преобладает и игровая деятельность.

  • Принцип единства диагностики и коррекции отражает инертность процесса оказания психологической помощи. В ходе экспериментального исследования выявлено, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста уровень развития устойчивости, переключения внимания и внимания как функции контроля за деятельностью ниже возрастной нормы и нуждаются в развитии. Следовательно данная программа направлена на развитие устойчивости, переключения внимания и внимания как функции контроля за деятельностью. В процессе реализации коррекционной программы психолог постоянно ведет контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Контроль динамики и эффективность коррекции в свою очередь, требует от психолога постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.

  • Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе психологической коррекции у детей с ЗПР учитывается сложная структура особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности связанных с заболеванием. Учет индивидуальных особенностей позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.

  • Принцип программированного обучения. В программу включены операции, которые ребенок выполняет сначала вместе с психологом, а затем самостоятельно, что приводит к формированию у него необходимых умений и действий. Данная программа составлена из упражнений, которые предполагают выполнение ряда последовательных операций.

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной программе используются вся система методов, техник и приемов, существующих в практической психологии.

  • Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. В данной коррекционно-развивающей работе используются методы коррекции, которые активизируют интеллектуальное и перцептивное развитие. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, поэтому в данной программе используются непроизвольные процессы. Непроизвольные процессы в коррекционно-развивающей программе являются основой для формирования произвольности в ее различных формах.

  • Принцип учета эмоциональной сложности материала. На первых занятиях даются общие задания не предполагающие серьезной подготовки, затем содержание занятий постепенно усложняется. Каждое направлено в данной коррекционно-развивающей программе на создание положительного эмоционального фона. Начало и завершение занятия включает задания, которые способствуют созданию положительного эмоционального фона.

























Программа психологического развития и коррекции внимания























Занятие 1

Цель: развитие свойств произвольного внимания, памяти, слуха.

Задачи:

  1. Рзвитие концентрации и устойчивости внимания.

  2. Развитие переключения внимания

  3. Развитие фонематического слуха и скорости реакции.



НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Цель: развитие непроизвольного внимания, образного мышления и восприятия.























Ход выполнения упражнения. Обучающимся предлага­ется по памяти подробно описать школьный двор (или иное место), путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.


СИТО

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Оборудование: стимульный материал

Ребенку предлагается из четырех слов, зачитываемых ведущим, выбрать одно, отвечающее на поставленный вопрос. Например: «Какое животное самое высокое? — Слон, бегемот, жираф, соба­ка»; «Какой предмет самый маленький? — Книга, гвоздь, молоток, вдза».

Инструкции могут быть и другими. Например: что самое круглое? ... горячее, зеленое, зубастое, быстрое и т. п. Надеемся, вы сумеете найти время и расширить наш список.

ЧТО СЛЫШНО?

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, слуха.


Методические рекомендации. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Пред­меты, которые могут быть использованы для игры: бара­бан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молото­чек для стука по стеклу и т. д.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Ход выполнения упражнения. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за две­рью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее опреде­лит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слыш­но?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в пол­ной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (шир­мой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необ­ходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».























Занятие 2

Цель: развитие свойств произвольного внимания, памяти, слуха

Задачи:

  1. увеличение объема зрительного внимания, а так­же уровня распределения и избирательности внимания

  2. развитие концентрации внимания

  3. развитие фонематического слуха, координа­ции слухового и двигательного анализаторов.

ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПУНКТ

Цель: развитие произвольного внимания, фонемати­ческого слуха.

Время: 10-15 минут.


Ход выполнения упражнения. Две группы участни­ков становятся у противоположных стен аудитории спи­ной к партнеру («телефонному абоненту»). По команде ведущего в течение 10-15 минут участники начинают одновременно разговаривать, каждый со своим «абонен­том». По окончании «разговора» участники пересказы­вают полученную от партнера информацию.

КОРРЕКТУРА

Цель: увеличение объема зрительного внимания, а так­же уровня распределения и избирательности внимания.

Оборудование: бланк

Раздаются бланки с корректурными пробами.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Цель: развитие произвольного внимания, координа­ции слухового и двигательного анализаторов.


Ход выполнения упражнения. Играющие сидят по кругу и выполнят в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — под­нять руки вверх, слово «огонь» — покрутить руками. Кто ошибся — тот проиграл».

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: карандаши, камешки, бусы, значки и др.


Ход выполнения упражнения. Детям дается задание внимательно рассмотреть (в течение 1—2 минут) предла­гаемые предметы либо друг друга. Затем предметы на­крывают (во втором случае просят ведущего выйти, а ребят — изменить что-либо в одежде) и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет (его величи­ну, цвет, материал) или найти изменения в одежде това­рищей. Это упражнение имеет большое количество вари­антов.



Занятие 3

Цель: развитие свойств произвольного внимания, памяти, слуха

Задачи:

  1. развитие концентрации внимания, объема зрительного внимания, а так­же уровня распределения и избирательности внимания.

  2. развитие памяти.



СОСЧИТАЙ ЧИСЛО УДАРОВ

Цель: развитие произвольного внимания, памяти.


Ход выполнения упражнения. Кто правильно сосчи­тал число ударов, точно воспроизвел предложение, тот и выиграл.

Инструкция: «Я прочитаю вслух небольшое предло­жение. Во время чтения я буду негромко стучать каран­дашом по столу. Ты должен /вы должны/ запомнить текст и сосчитать число ударов».


ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: карандаши, камешки, бусы, значки и др.


Ход выполнения упражнения. Детям дается задание внимательно рассмотреть (в течение 1—2 минут) предла­гаемые предметы либо друг друга. Затем предметы на­крывают (во втором случае просят ведущего выйти, а ребят — изменить что-либо в одежде) и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет (его величи­ну, цвет, материал) или найти изменения в одежде това­рищей. Это упражнение имеет большое количество вари­антов.


КОРРЕКТУРА

Цель: увеличение объема зрительного внимания, а так­же уровня распределения и избирательности внимания.

Оборудование: бланк

Раздаются бланки с корректурными пробами.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Цель: развитие концентрации внимания, памяти.

Оборудование: две незначительно отличающихся кар­тинки (например, как в прил. 18).


Инструкция: «Во время эстрадного концерта фотограф запечатлел невероятное происшествие. На этом, однако, чудеса не закончились. Когда был напечатан снимок, 16 деталей вышли на нем иначе, чем на негативе. Найдите эти различия».









Занятие 4

Цель: развитие динамических свойств произвольного внимания и внимания как функции контроля за деятельностью.

Задачи:

1. развитие внимания ка функции контроля за деятельностью;

2. психомоторная тренировка,

3. развитие переключения и распределения, интенсивности и устойчивости интеллектуального и моторного внимания.

Время: 35 минут

«Заметь всё»

Цель: развитие переключения внимания.

Материал: картинки с изображением предметов.

2.Раскладывают в ряд 7-10 картинок, которые затем закрываются.

Приоткрыв на 10 секунд, снова закрыть и предложить детям перечислить все предметы.

«Ребята, а давайте теперь посмотрим все ли вещи на месте сегодня у нас, ничего не потеряли?»

Приоткрыв снова эти же предметы, на 10 секунд, спросить у детей, в какой последовательности предметы переложены.

Не глядя больше на предметы сказать, какого цвета каждый из них.


«Запомни свое место в строю»

Цель: развитие переключения и распределения и внимания, психомоторная тренировка.

Материалы: свисток, красные и белые флажки.

Всем детям предлагается запомнить свое место во время исходного построения и быть готовым встать на место по соответствующему сигналу (например, два длинных свистка или поднятые вверх красный и белый флажки). При выполнении команды отмечаются участники, которые последними занимают свои места и делают ошибки. При этом иногда делаются ложные сигналы (например, поднимаются вверх два красных флажка) и отмечаются лица реагирующие на ложный сигнал.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие устойчивости и концетрации слухового внимания.

Материалы: платок или повязка для завязывания глаз.

2. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать вкруг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произносит любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становиться водящим, а водящий игроком. Если же не угадает то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру.

«Ищи безостановочно»

Цель: развитие переключения внимания.

3. Ребята, давайте скорее (в течение 10-15 секунд) увидим, вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.








































Занятие 5

Цель: развитие свойств произвольного внимания, памяти, слуха.

Задачи:

  1. развитие концентрации сенсорного внимания

  2. развитие произвольного внимания, координа­ции слухового и двигательного анализаторов

  3. развитие слухового произвольного внимания, развитие речи и мышления, компонентов воли


«Лабиринт»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, концентрации.

Оборудование: рисунки, набор счетных палочек (не менее 30 штук желательно одного цвета).

Выберите образец шаблон и положите его перед ребенком. Задача ребенка состоит в том, чтобы выложить из палочек «лабиринт» так, как показано на образце.

«Корректурная проба»

Цель: развитие концентрации сенсорного внимания.

Материалы: бланк с корректурной пробой.

1. А теперь выполните задание, где вам нужно находить и вычёркивать определен-ные буквы, сначала «К», а потом «Р». От результата вашей работы зависит многое. После того, как выполнили задание, вы должны передать этот бланк своему товарищу, он должен быстро найти допущенные ошибки.


ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Цель: развитие произвольного внимания, координа­ции слухового и двигательного анализаторов.


Ход выполнения упражнения. Играющие сидят по кругу и выполнят в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — под­нять руки вверх, слово «огонь» — покрутить руками. Кто ошибся — тот проиграл».

ВАМ БАРЫНЯ ПРИСЛАЛА ТУАЛЕТ

Цель: развитие слухового произвольного внимания, развитие речи и мышления, компонентов воли.

Методические рекомендации. Игра проходит в быстром темпе.

Время: 10-15 минут.


Ход выполнения упражнения. Предложите детям по­играть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а они — отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, на­зывать белый цвет. Ведущий пытается сбить с толку уча­стников провокационными вопросами. Например: «Вы были в поликлинике? Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Дети должны найти .такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры, т. е. не сказать слово «белый». Например: «Халаты у врачей цвета снега (не красного цвета, светлые)» и пр. Выигрывает тот, кто сумеет отве­тить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему кар­точку, раскрашенную «запретным» цветом. Эту игру мож­но усложнять, вводя два «запретных» цвета или другие «запреты» (например, слова «да» и «нет»).































Занятие 6

Цель: развитие свойств произвольного внимания.

Задачи:

  1. развитие умения переключать внимание

  2. развитие концентрации внимания, скорости реакции


Я СКАЗАЛ

Цель: развитие концентрации внимания, скорости реакции.

Время: 5—10 минут.


Ход выполнения упражнения. Ведущий предлагает повторить его движения, но выполнять только те^ -кото­рым предшествует фраза «Я сказал». Например•/«Я ска­зал: поднимите руки» — движение выполняется. А если сказано просто: «Поднимите руки», движение не нужно выполнять. Упражнение производится в быстром темпе, при этом сам ведущий выполняет все свои команды, не­зависимо от того, была ли сказана ключевая фраза.

Примерные команды: «Топните правой (левой) ногой», «Повернитесь налево (направо)», «Кивните головой», «Наклонитесь вправо (влево, вперед, назад)», «Покачай­те головой», «Пожмите плечами», «Встаньте на цыпоч­ки» и пр.


ПОЕМ ВМЕСТЕ

Цель: развитие произвольного внимания, скорости ре­акции.

Время: 5-10 минут.


Ход выполнения упражнения. Участники игры удоб­но сидят в кругу. Ведущий предлагает спеть вместе, на­пример, «Голубой вагон» или «Улыбку». Причем, если ведущий хлопает в ладоши один раз, все начинают друж­но петь вслух. Если ведущий хлопает два раза, все поют про себя. Игра продолжается до тех пор, пока не закон­чится песня. Кто ошибся, тот выбывает. Победители на­граждаются аплодисментами

БЫСТРЕЕ НАРИСУЙ

Цель: развитие умения переключать внимание.

Методические рекомендации. После выполнения уп­ражнения необходимо проанализировать допущенные ошибки в^йесте с ребенком во избежание повторения этих ошибок в дальнейшем.

Оборудование: простой, хорошо отточенный каран­даш, таблица с изображением по строчкам знакомых де­тям предметов.



Ход выполнения упражнения. Ребенку предлагают таб­лицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие де­тали к каждому из изображенных предметов.





Занятие 7

Цель: развитие свойств произвольного внимания, мышления

Задачи:

  1. формирова­ние умения узнавать другдруга по голосу, развитие слуха.

  2. развитие концентрации сенсорного внимания, понимания инструкций


УЗНАЙ ЛО ГОЛОСУ

Цель: развитие произвольного внимания, формирова­ние умения узнавать ^руг друга по голосу, развитие слуха.

Методические рекомендации. Для детей 5—9-летнего возраста.

Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.


Ход выполнения упражнения. Став в круг, дети выби­рают водящего, который, находясь в центре круга с завя­занными глазами, старается узнать детей по голосу. Уга­дав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интерес­ную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на гла­зах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он уга­дает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».


«Корректурная проба»

Цель: развитие концентрации сенсорного внимания.

Материалы: бланк с корректурной пробой.

А теперь выполните задание, где вам нужно находить и вычёркивать определен-ные буквы, сначала «К», а потом «Р». От результата вашей работы зависит многое. После того, как выполнили задание, вы должны передать этот бланк своему товарищу, он должен быстро найти допущенные ошибки.


ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ

Цель: снятие напряжения, развитие концентрации внимания.

По первому сигналу ведущего (хло­пок в ладоши) дети топают, кричат и шумят. По второму сигналу (два хлопка) они должны сесть на свои места и слушать тишину. Затем рассказать, что услышали

ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

Цель: развитие произвольного внимания, понимания инструкций.

Оборудование: Игровое поле (19 х 25 клеток на листе формата А4, размер каждой клетки 10 х!0 мм), набор разноцветных клеток (10 х 10 мм) и полосок шириной 10 мм, разбитых на 2-10 клеток, инструкции

Методические рекомендации. В основе игры лежит методика «Графический диктант», который также мож­но использовать для развития произвольного внимания. Игра может проводиться как индивидуально, так и в груп­пе.

Перед началом игры подготовьте цветные квадрати­ки, полоски и игровое поле в клетку. В центре игрового поля закрасьте клетку в красный цвет и объясните ре­бенку, что «конструирование» всех фигур начинается от красного квадрата в середине игрового поля.

Начертите для себя несколько фигур заранее, чтобы не путаться «на ходу». Составляйте как узнаваемые изображения (буквы, цифры, домики и т. п.), так и абст­рактные.













































Занятие 8

Цель: развитие свойств произвольного внимания, памяти, слуха


ВАМ БАРЫНЯ ПРИСЛАЛА ТУАЛЕТ

Цель: развитие слухового произвольного внимания, развитие речи и мышления, компонентов воли.

Методические рекомендации. Игра проходит в быстром темпе.

Время: 10-15 минут.


Ход выполнения упражнения. Предложите детям по­играть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а они — отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, на­зывать белый цвет. Ведущий пытается сбить с толку уча­стников провокационными вопросами. Например: «Вы были в поликлинике? Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Дети должны найти .такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры, т. е. не сказать слово «белый». Например: «Халаты у врачей цвета снега (не красного цвета, светлые)» и пр. Выигрывает тот, кто сумеет отве­тить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему кар­точку, раскрашенную «запретным» цветом. Эту игру мож­но усложнять, вводя два «запретных» цвета или другие «запреты» (например, слова «да» и «нет»).


ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Цель: развитие произвольного внимания, координа­ции слухового и двигательного анализаторов.


Ход выполнения упражнения. Играющие сидят по кругу и выполнят в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — под­нять руки вверх, слово «огонь» — покрутить руками. Кто ошибся — тот проиграл».

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: карандаши, камешки, бусы, значки и др.


Ход выполнения упражнения. Детям дается задание внимательно рассмотреть (в течение 1—2 минут) предла­гаемые предметы либо друг друга. Затем предметы на­крывают (во втором случае просят ведущего выйти, а ребят — изменить что-либо в одежде) и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет (его величи­ну, цвет, материал) или найти изменения в одежде това­рищей. Это упражнение имеет большое количество вари­антов.


«Лабиринт»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, концентрации.

Оборудование: рисунки, набор счетных палочек (не менее 30 штук желательно одного цвета).

Выберите образец шаблон и положите его перед ребенком. Задача ребенка состоит в том, чтобы выложить из палочек «лабиринт» так, как показано на образце.







































































Занятие 9

Цель: развитие свойств произвольного внимания.

Задачи:

1. развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания.

2. развитие переключения внимания.

3. развитие внимания как функции контроля за деятельностью, психомоторная тренировка, развитие устойчивости сенсорного внимания


Игра «Переговорный пункт»

Цель: развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания.

Материалы: заранее заготовленный комплект из двух текстов одинакового уровня сложности, секундомер.

На первом этапе игры одному из участников прочитать и запомнить текст, фиксируя при этом время и количество ошибок при пересказе. На втором этапе этому же участнику предлагают запомнить и прочитать текст, но при этом остальные участники должны ему мешать. После игры сравнивают время, за которое участник справился с поставленной задачей на первом и втором этапах, а также объем произведенной информации и количество ошибок.

Корректурная проба с чередованием правил вычеркивания букв.

Цель: развитие переключения внимания.

Материалы: бланк с корректурной пробой.

Ребята, а теперь давайте поиграем в такую игру:

Вот вам шифровка, первые 5 минут вычеркивайте букву «С», следующие 5 минут – «З», затем поочередно вычёркивайте букву «С» вертикальной линией, а «З» - горизонтальной, а еще через 5 минут наоборот.


Игра «Запаздывающее зеркало»

Цель: развитие внимания как функции контроля за деятельностью, психомоторная тренировка, развитие устойчивости сенсорного внимания.

Материалы:


8-10 участников выстраиваются полукругом лицом к центру. Ведущий показывает какие – либо произвольные движения (хлопок в ладошки, прыжки на месте, реверанс и т.д.). После показа ведущим второго движения первый участник должен повторить первое движение. После показа ведущим третьего движения первый участник должен повторит второе движение, второй участник – первое. После показа ведущим четвертого движения первый участник повторят третье движение, второй – второе, третий – первое. Ведущий показывает движения по количеству игроков и затем останавливается, за ним первый участник, второй, третий и т.д. Игра продолжается до тех пор пока последний участник не повторит последнее движение. Таким образом, каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.


Занятие 10

Цель: развитие свойств произвольного внимания.

Задачи:

1. развитие концентрации и устойчивости зритель­ного внимания.

2. развитие переключения внимания.

3. азвитие внимания как функции контроля за деятельностью , устойчивости сенсорного внимания,

психомоторная тренировка.


ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ

Цель: развитие концентрации и устойчивости зритель­ного внимания.


Методические рекомендации. Задание проводится ин­дивидуально или в группе.

Для детей 6-7 лет линии должны быть цветными, и/или представлены в виде занимательного материала, например, клетки слева в виде животных, а справа — в виде их любимых блюд, и т. п.

Количество линий на бланке зависит от возраста и уровня подготовки:

6—7 лет — 3 линии;

8-10 лет — 5-8 линий;

11-17 лет — 10-17 линий.

Вначале можно разрешить детям помогать себе паль­цами или карандашом, впоследствии следить необходимо только глазами. Как только предлагаемое количество линий ребенок «распутывает» быстро и без помощи вспо­могательных средств, количество линий должно быть уве­личено.

Возможны два варианта проведения этого упражнения:

  • без ограничения времени (как только ребенок спра­
    вился с заданием, он поднимает руку, и психолог фикси­
    рует время в индивидуальном бланке);

  • с ограничением времени (интервал устанавливается
    в зависимости от возраста и подготовленности ребенка).

Результаты могут быть обработаны и получен показа­тель успешности выполнения задания или устойчивос­ти внимания (см. раздел 4.1 «Перепутанные линии по Риссу», прил. 6, прил. 16,17).


Корректурная проба с чередованием правил вычеркивания букв.

Цель: развитие переключения внимания.

Материалы: бланк с корректурной пробой.

Ребята, а теперь давайте поиграем в такую игру:

Вот вам шифровка, первые 5 минут вычеркивайте букву «С», следующие 5 минут – «З», затем поочередно вычёркивайте букву «С» вертикальной линией, а «З» - горизонтальной, а еще через 5 минут наоборот.


«Лови мяч»

Цель: развитие внимания как функции контроля за деятельностью , устойчивости сенсорного внимания,

психомоторная тренировка.

1. Все участники игры разбиваются на две группы, встают напротив друг друга. У играющих два мяча: темный и светлый, которыми они должны перебрасываться. Светлый мяч надо ловит всегда, а темный только тогда когда бросают молча. Если бросивший темный мяч кричит: «Лови», то его ловить нельзя. Поймавший темный мяч выбывает из игры.

Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется не одного игрока. Побеждает та команда, в которой останутся игроки.



Родительское собрание «Дети и деньги»

Цель: расширение представлений родителей о формировании экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами как части общей культуры.

Задачи:

  1. Уяснить сущность экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами.

  2. Выявит противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления у ребенка

  3. Отработать подходы к воспитанию культуры обращения детей с деньгами как общей их культуры.

  4. Оценить важность возможности включения старшеклассника в практику бизнес - отношений.

Форма проведения: семинар – практикум.

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопления смыслом своей жизни, не использовать для этого нечестные, но очень соблазнительные методы. Культура общения с деньгами – часть общей культуры человека. Многие считают, что научить детей правильно обращаться можно, если они начнут сами зарабатывать. И в этом утверждении - большая жизненная мудрость. Кто-то однажды сказал, что если сегодня раздать всем людям по сто рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше, чем у других. Я думаю, вам будет интересно изучить результаты тестирования своего ребенка на тему: «Можете ли вы подружиться с деньгами» (Приложение 1).

Наш родительский долг воспитать детей так, чтобы они не обедняли себя, стараясь все мерить деньгами, понимать, что далеко не все на свете продается и покупается. Задайте своим детям вопрос: «На что ты потратишь свою первую зарплату?». Подумайте на досуге вместе с ними, какие потребности можно удовлетворить только за деньги, какие – нет. Наверняка вы придете к выводу, что за деньги можно купить далеко не все.

Потребности людей и деньги.


Познание окружающего мира

Спокойная и безопасная жизнь

Постоянное саморазвитие

Пища

Влияние на других людей

Модные вещи

Любовь

Самоуважение

Хорошее здоровье

Уважение близких

Хорошо устроенный быт

Дружба

Образование

Одежда

Общение с природой, людьми.

Давайте послушаем советы от опытного педагога Л.А. Миньковой. Подумайте над ними вместе с детьми.

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты.

  2. Избегайте делать подсчеты прилюдно.

  3. Планируя расходы, будьте сдержаны. Будьте строги к себе: отказывайте в малом ради большего!

  4. Но только не экономьте на заботе о своих близких

  5. Старайтесь не влезать в долги.

Итак, сделаем вывод: стремиться нужно к тому, чтобы дети понимали, что есть вещи, которые в этом мире бесценны – крепкую дружбу, тепло родного очага, любовь близких. Давайте вместе с ними прислушаемся к мнению французского писателя Жана де Лабрюйгера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью, Это слишком дорого».












































Психологическое занятие с элементами тренинга Снижение уровня эмоционального выгорания у педагогов

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию».

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Эмоциональность учителя является важнейшим фактом воздействия и взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, для ученика «эмоционально выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. Для «эмоционально выгоревшего» педагога характерна слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Эмоции являются регулятором познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования, коммуникативных навыков, будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Следовательно, для ученика будет характерно негативное восприятие себя со стороны учителя. Так как ведущей деятельностью у ученика является учебная, то негативное оценивание педагогом ученика приведет к трудностям формирования адекватной самооценки, снижению мотивации учебной деятельности. Особенно актуальна данная проблема для взаимодействия учителя начального звена общеобразовательной школы с учениками и для учителя, работающего в условиях эксперимента.


Цель программы: обогащение эмоционального мира, показать значимость полноценного проживания любого времени, проектирование дальнейших жизненных событий.

Задачи программы:

  1. способствовать обогащению эмоционального мира;

  2. помочь осознать ценность каждого временного периода в жизни человека;

  3. формировать потребность в коррекции собственных стереотипов;

  4. развивать самосознание и чувство уверенности;

  5. развивать творческое самовыражение;

  6. способствовать сплочению педагогического коллектива;

Разработанная программа базируется на следующих принципах:

  • Стремление к независимости и безболезненности диагностических процедур;

  • Акцент на коммуникативных умениях, способствующих активизации партнера и позволяющих регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с партнером. Этот принцип реализуется через подчеркивание тренером ценности и значимости любых высказываний и предложений участников, даже если эти действия и высказывания носили конфронтационный характер. Такая поддерживающая, принимающая позиция тренера служит, с одной стороны образцом, а с другой - помогает преодолеть сопротивление, создать в группе атмосферу доверия им активизировать процесс изменений, в том числе и на личностном уровне.

Программа включает 2 цикла занятий результатом которых должно стать обогащение эмоционального мира, показать значимость полноценного проживания любого времени, проектирование дальнейших жизненных событий.


Психологическое занятие с элементами тренинга представляет следующую структуру:

  1. Вводная часть;

  2. Основная часть;

  3. Заключительная часть.

Вводная часть состоит из ритуалов приветствия, беседы. Осуществляется постановка цели занятия, выполняются упражнения создание мотивации к предстоящей деятельности.

Основная часть включает упражнения

Заключительная часть предполагает рефлексию о проведённом занятии, также включает упражнения на релаксацию.


Количество участников: 20-26 человек.

Материалы и оборудование: музыка для релаксации, листы бумаги, карандаши.



Ход занятия

Занятие 1

Цель: обогащение эмоционального мира, формировать потребность в коррекции собственных стереотипов, углубление процесса сапознания, сплочение педагогического коллектива.

  1. Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Приветствие по кругу»

Ведущий (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.

Выбор имени

Ведущий предлагает участникам подойти к столу, написать свое имя и закрепить у себя на одежде. Участники подходят к столу и ищут свои имена.

Знакомство

Ведущий. Для того, чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить на ней начатое предложение.

Предложения на карточках.

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня – это…

Я люблю, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Человек считается успешным, если…

Ведущий. Для работы в группе нам необходимо принять правила.

Правила группы

  1. Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участникам именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.

  2. Все активны.

  3. Взаимная вежливость.

  4. Искренность.

  5. доверительный стиль общения.

Упражнение «Атомы»

Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Атомы». Представим себе, что все мы – атомы. Атомы все время хаотично движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. И тогда атомы должны объединиться в молекулы.

Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу, касаясь друг друга руками).

Основная часть

Участники занимают места за столами.

Задание «Каким должен быть учитель-экспериментатор?»

Ведущий. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор. Выберите три наиболее важных для вашей группы качества и расположите их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты.

Варианты качеств

Коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.

По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения.

Ведущий. Эффективность учительского труда зависит от многих факторов, в том числе таких, которые учитель сам в состоянии регулировать. Это общее психическое состояние учителя, его самочувствие как ощущение психологической комфортности или дискомфорта.

К числу факторов, определяющих комфортность, относятся общий жизненный тонус, эмоциональная стабильность, работоспособность, свобода в общении, умение разрешать сложные ситуации.

Иногда проблемы учителя не дают ему возможности правильно организовать общение с детьми. В таких случаях необходима помощь психолога.

Немецкий психолог В.Шрамль в рамках классического психоанализа предлагает следующую классификацию (типологию) педагогов:

  1. Принуждающий педагог, любит порядок во всем, не допускает ни малейшего отклонения от сложившихся правил и норм, не склонен к изменениям в своей работе. Нарушение порядка и дисциплины вызывают у него раздражение, непослушание воспринимается как посягательство на личность. Из страха потерять контроль над собой и учениками принуждающий педагог стремится преодолеть сопротивление строптивых учеников любой ценой. При неподавленной агрессивности педагог проявляет авторитарно-доминирующее поведение, частично с садистскими наклонностями.

  2. Фаллический тип. Такой педагог энергичен, активен, но легко разочаровываются, если усилия не приносят мгновенных результатов. Основная потребность – быть значимым в глазах окружающих.

  3. Депрессивный тип учителя зависим от любви учеников. Недоброжелательность со стороны учеников вызывает чувство несостоятельности и вины.

  4. Эгоцентрический тип не способен к межличностному взаимодействию, ставит в центр всего происходящего самого себя. В большинстве случаев имеет невротические тенденции и не способен к педагогической деятельности.

  5. Эффективный педагог, стремящийся к психологической зрелости, способен любить других ради них самих, стремится работать, создавая нечто ценное и полезное.

Одним из важных характеристик является профессиональная направленность личности учителя:

-направленность на общение (коммуникатор),

- направленность на организацию учебного процесса и внеклассной работы (организатор),

- направленность на учебный предмет (предметник),

- интеллигентность (интеллигент),

- направленность на одобрение в профессиональной деятельности (мотивация одобрения).

Упражнение «Хочу- могу-надо»

Участники делятся на пары, где один говорит, другой слушает. Говорящему предлагается продолжить предложение одной фразой, меняя только глаголы: я должен… я могу… я хочу…

Затем в роли говорящего выступает следующий.

Рефлексия. Какое утверждение звучало наиболее убедительно? Какую фразу было легче произносить?

Упражнение «Дружественная ладошка»

Участникам раздаются листы бумаги.

Ведущий. Обведите контур своей ладони. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свой комплимент или пожелания на одном из пальцев ладошки.

По окончании работы участники забирают себе на память дружественные ладошки с пожеланиями.

Задание «Решение проблем»

Участникам предлагается три варианта проблемных ситуаций. На решение проблемы отводится три минуты, после этого – обсуждение.

Возможные варианты проблемных ситуаций

  1. Во время подготовки к уроку возникают различные проблемы. Одна из таких проблем – овладение навыками работе на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 40 лет и у вас возникли проблемы в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации.

  2. В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований профессия учителя находиться на пятом месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача – хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?

  3. Ученики проводят большую часть дня в своих кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?

Советы по снятию эмоционального напряжения

Ведущий. Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Эмоциональность учителя является важным фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательном процессе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «эмоционально выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. «Эмоционально выгоревший» педагог стремится облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций.

Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из проблемы.

Завершение

Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»

Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, теплая вода расслабления проходи по мышцам. Представьте себе, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее в даль и сливающееся с горизонтом.

Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, вдыхая свежий солнечный воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спекаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи, и легкий приятный ветерок ласково прикасается к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться – бегать, прыгать, брызгаться, смяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на мирный, прекрасный уголок, который вам подарил отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете вернуться сюда, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту- какой- нибудь жест - и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза, мы снова в комнате.

Занятие 2

Цель: изменение отношения к себе, развитие позитивного и творческого мышления, развитие самосознания и чувства уверенности.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Будь внимательным»

Ведущий. Давайте проверим вашу наблюдательность. Посмотрите вокруг на других участников вашей группы. А теперь закройте глаза. Поднимите руку, те у кого сосед справа – обладатель темных глаз. А теперь откройте глаза и проверьте себя.

Ведущий благодарит всех за активное участие и желает, чтобы в жизни каждого было как можно больше приятных знакомств и все были внимательны друг к другу.

Основная часть

Упражнение «Гуманистическое представление о человеке»

Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен, потому, что он уникален; не следует смешивать человека и его поведение; у каждого имеется способность к росту и изменению.

Упражнение «Части моего «Я»

Наше «Я» - это наше тело, мысли, чувства, ощущения, отношения, духовность. Мы существуем в определенном пространстве, питаемся пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор своего «Я». Живем ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем ли мы волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?

Подумав над этими вопросами, прислушавшись к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я»:

  1. нарисуйте узор «Я»;

  2. прислушайтесь к каждому своему «Я»;

  3. спросите его о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре;

  4. окрасьте в желательный для вас цвет;

  5. задумайтесь над своим «Я».

А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать:

- оказывать внимание своему телу, заботится о нем, развивать его;

-развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книгами, работой, общением, посещением специальных курсов;

-учиться управлять своими чувствами;

-развивать наши ощущения, научиться тому, как заботится об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющий наш внутренний и внешний мир;

- научиться гармонично решать всевозможные проблемы;

- изучить наши физические потребности и научиться их удовлетворять;

- создать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем уютно;

- развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрывать и проявлять себя.

Упражнение «Мои внутренние голоса»

Перечислите свои желания, запишите их (все, что придет в голову). Включите в список все, чем вы обладаете и что хотели бы иметь, но не более 20 желаний. Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из 20-ти 5-6 самых существенных. На листе нарисуйте два круга и разместите 5-6 желаний. Нарисуйте символы желаний, дайте им имена.

Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»

Участникам предлагается выполнить следующее задание:

  1. Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод из этого периода и заново переживите его.

  2. Теперь попробуйте ответить себе самому, каковы же самые существенные особенности этого переживания?

  3. Что мешает вам испытать эти чувства сейчас?

Повторяйте это задание, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка.

Упражнение «Маяк»

  1. Представьте маленький скалистый остров вдали т континента. На вершине острова маяк.

  2. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скале.

  3. Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа, вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов.

  4. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света себе, света, который никогда не гаснет.

Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным, покинутым человеком.

Упражнение «Встреча саботажем»

Участникам предлагается следующее задание:

  1. Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы спешно сделать. Представьте, что ваш план осуществлен.

  2. подумайте, что может помешать осуществлению вашего плана. Вообразите эту картину.

  3. Мысленно нарисуйте образ «саботажника» - силу, которая противодействует задуманному. Назовите его – депрессия, тревога, страх, неуверенность, застенчивость и т.д.

  4. побудьте в роли, «саботажника» и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта; расскажите какую выгоду, вы извлекли из этого.

  5. С точки зрения своего «Я» представьте встречу с саботажником. Проведите с ним переговоры.

Упражнение «Уровень счастья»

  1. Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.

  2. Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно-100%? Если- да, примите мои поздравления.

  3. Если нет - что вам мешает его иметь?

Вы тревожитесь о будущем?

Вас беспокоит что-то прошлое?

Вы сравниваете себя с кем-то?

Вы чувствуете, что вас кто-то обидел?

Вы хотите кому-то отмстить?

Вы чувствуете себя бесполезно, безнадежно?

  1. Если вы ответили убедительно на какие-то из этих вопросов, составьте список того, за что вы благодарите судьбу в данный момент. Каков ваш уровень счастья сейчас?

Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком.

Завершение

Рефлексия

Участники заполняют анкету:

  1. Больше всего мне понравилось (не понравилось)….

  2. Самым полезным для меня было…

  3. Во время занятия я понял(а)…

  4. актуальным на занятии для меня было…

Подведение итогов

По окончании нашего занятия мы можем смело утверждать, что учитель –это…(далее приводятся выводы, к которым пришли группы во время занятия):

- личность с развитыми качествами (перечислить качества);

- учитель способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но и интересы школьника;

- это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха…