МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Свердловской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ № 112
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение начальных классов А.В. Чистякова От 28.08.2023 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Л.В. Метальникова от 29.08.2023 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 112 ________________________ И.Н. Удинцев приказ № 90 от 30.08.2023 |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2)
«Развитие зрительного восприятия»
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Зрительное восприятие - очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека.
Акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, в структуру которого входят:
рецепторная связь (сетчатка)
проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты)
зрительные центры (подкорковый и корковый)
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся:
Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение. Глаз человека способен различать до 200 цветовых тонов, до 600 градаций каждого цветового тона по светлоте, до 10 градаций различной насыщенности цветового тона. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушение, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств:
избирательность восприятия - выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Свойства избирательности связано так же с мотивацией, установками, интересами, эмоционально - волевой сферой;
предметность - полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Производными от этого свойства являются целостность, детальность, осмысленность восприятия;
целостный образ объекта - свойство восприятие связано с механизмами памяти и мышления.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Главная цель курса - развитие и коррекция зрительного восприятия в начальной школе и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в средних классах на основе:
комплексной коррекции нарушений зрительных функций;
системного компенсаторного развития зрительного восприятия;
наиболее продуктивного обучения с использованием новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии
привлечения к общественно полезному труду.
Задачи курса:
развивать и совершенствовать предметность восприятия детей через уточнение их зрительных предметных представлений;
обучать детей узнавать предметы в разных вариантах, выделять признаки, по которым опознается предмет;
развивать зрительную память, наглядно образное мышление, наглядно - действенное мышление;
формировать навыки максимального включения в сенсорно - перцептивный процесс мыслительных операций;
формировать мотивацию на рациональное использование остаточного зрения;
совершенствовать способы зрительного обследования предметов;
совершенствовать зрительно - моторную координацию;
развивать восприятие глубины пространства, способность ориентироваться в нём;
актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у учащихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении различных учебных задач.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Системное развитие зрительного восприятия требует дифференцированного подхода, что связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого - педагогического и возрастных факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта.
Несмотря на разнообразие этиологии и сложную картину заболеваний, общим для всех форм глубокого слабовидения и остаточного зрения является тяжелое органическое поражение зрительно - нервного аппарата. Врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза грубое нарушение зрения
обуславливает глубокую сенсорно - перцептивную депривацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое развитие ребенка. Оценка развития психической функции должна осуществляться дифференцированно на основе определения ее исходного состояния, выявления индивидуально - психологических особенностей ребенка, контроля за динамикой ее изменений в ходе коррекционного обучения.
Дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия связан с необходимостью учитывать возрастной фактор. Коррекцию, компенсацию и развитие нарушенного зрения следует проводить пока происходит созревание морфофункциональных систем мозга и механизмов, реализующих восприятие. Поэтому в школьном возрасте необходим интенсивный коррекционный курс в начальных классах и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в средних классах.
Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» предполагает единство психофизиологических и психолого-педагогических воздействий на ребенка, т.е. является комплексным и разносторонним, влияющим на все уровни анализа зрительной информации, формирование познавательной деятельности, мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активности.
Предлагаемая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию зрительного восприятия, разработана для детей, обучающихся по варианту 7. 2 ФГОС ОВЗ и требует дифференцированного подхода, т.к. это связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого - педагогического и возрастного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта.
Основное направление коррекционного курса - коррекция нарушений зрительных функций и компенсаторное развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом в начальной и средней школе.
Коррекционный курс подразделяется на IV этапа. Сложность и объём заданий возрастают при переходе на следующий этап. Переход осуществляется не автоматически с переводом ученика в следующий класс, а в зависимости от достигнутого уровня развития зрительного восприятия и представлений, которые оцениваются с помощью контрольных заданий.
Следует учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам.
При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное выполнение контрольных заданий должно составлять не менее 90%. Бесперспективность коррекционной работы признается только в том случае, если, несмотря на регулярное посещение занятий, программные требования учащимся не выполняются (показатели выполнения контрольных заданий менее 75 %).
Проведение коррекционных занятий направлено на решение следующих основных задач:
охрану зрения;
развитие зрительных функций;
формирование и совершенствование системы сенсорных эталонов и научение пользоваться ими при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира;
расширение и коррекцию представлений об окружающей действительности;
развитие познавательных процессов;
формирование различных способов обследования предметов;
совершенствование зрительно - моторной координации;
формирование пространственных представлений и развитие умения оценивать глубину пространства;
формирование системы основных умственных действий и операций;
активизацию зрительного восприятия учащихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 1 классах количество учебных часов рассчитано на 33 часа в год (с учетом дополнительных весенних каникул).
Программа курса обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия»:
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли слабовидящего обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении слабовидящего обучающегося к образовательному учреждению;
формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
формирование мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» включают освоенные слабовидящими обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем основного общего образования, которые отражают:
осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;
установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;
развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;
осуществление итогового и пошагового контроля зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки действий;
умение оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;
алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;
анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);
адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбирать основания и критерии для указанных логических операций;
развитие зрительно-моторной координации;
развитие зрительно-пространственного восприятия;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат:
«слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.
Предметные результаты освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия»
: У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие, его механизмы и свойства (объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность и детальность, категоризация и др.).
Обучающиеся освоят ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрения, способы решения зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию, соотнесение, узнавание и называние. Обучающиеся научатся ориентироваться во внешних признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях. У них будет развиваться зрительная работоспособность.
Обучающиеся овладеют опытом визуализации чувственного опыта и его интериоризации, формирования точных, полных, дифференцированных зрительных образов; обогащения и расширения зрительных представлений как образов памяти об окружающей действительности; использования тонко координированных действий в системе зрительно-моторной координации.
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций:
осознавать роль своего зрения в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
понимать разнообразие средств профилактики зрительного утомления, использовать их для своего зрения;
выполнять упражнения по снятию зрительного утомления, повышению тонуса глаз;
соблюдать гигиену глаз и гигиенические требования к оптическим средствам коррекции;
понимать роль правильной осанки, правильного дыхания для зрительной работоспособности;
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения:
обучающийся научится:
использовать предметы окружения, в том числе учебные при выполнении предметно-практических действий;
выполнять точные графические действия: раскрашивать, штриховать, обводить по контуру и др.;
использовать остаточное зрение при овладении плоским письмом;
быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку);
использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность;
выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения:
классифицировать печатные буквы по разным основаниям; оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;
переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на глаз расстояние до определённого предмета;
при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы;
уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;
использовать зрение в преодолении препятствий в окружающей предметно- пространственной среде;
понимать возможности своего зрения в получении информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности.
Развитие информационно-познавательной роли зрения:
узнавать и называть цвета спектра;
узнавать с помощью зрения цвета, геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения;
описывать цвета предметов находящихся на расстоянии;
конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;
узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении;
определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения;
понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;
свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня обучающегося;
понимать объективность природы времени;
узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные отношения; причинно-следственные связи.
Содержание коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия»
1.Расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; формирование способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формирование обобщающих понятий.
Обогащение зрительных представлений детей о свойствах и качествах предметов окружающего мира, обучение их зрительному анализированию частей предмета, способности видеть общее и отличное между предметами одного вида. Можно
использовать приемы работы, направленные на формирование представлений о предметах таких родовых понятий, как овощи, фрукты, растения (деревья, кустарники, цветы), одежда, транспорт, животные и др. Необходимо помнить, что именно формирование, коррекция, расширение предметных представлений дают ребенку не только способность узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное), но и позволяют ему научиться последовательно рассматривать, выделять главные отличительные признаки предметов одного вида и рода, узнавать по ним предметы в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях и др.
Развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений; обучение детей способности узнавать предметы, представленные для восприятия в разных модальностях и выделять признаки этого опознания; совершенствование способов зрительного обследования.
Повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования у младших школьников с нарушениями зрения зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; формирование у детей системы сенсорных эталонов; обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий. Развитие такие сенсорные операции как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и другие. В соответствии с данными детской психологии о трех этапах овладения детьми сенсорными эталонами необходимо, чтобы содержание работы было направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и обучение использованию сформированных представлений.
Формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. Формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет; обучение детей способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей; развитие устной речи.
Развитие восприятия глубины пространства; обучение детей способности применять полученные знания в практической деятельности; формирование измерительных навыков (в малом и большом пространствах); развитие точности восприятия; развитие способности оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. Развитие у детей способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; расширение опыта социальных навыков.
Обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.
Подключение руки к акту зрительного восприятия слабовидящего обеспечивает ему компенсацию зрительной недостаточности. Поэтому содержание программного материала направлено на обучение ребенка с нарушениями зрения, который уже овладел мануальными обследовательскими действиями, подключению руки при зрительном восприятии незнакомого или малознакомого
предмета. Тем самым мы вооружаем школьника компенсаторным способом познания. Этому способствует и решение конкретных дидактических задач, например: развивать зрительную дифференцировку предметов по величине; учить выбирать из двух меньший, больший (с подключением практических действий) в малом и большом пространствах; учить выбирать из трех два одинаковых по величине предмета.
Развитие у ребенка зрительно-моторной координации. Решение этой задачи предполагает тренировочную деятельность детей в проведении непрерывных прямых линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу, построение изученных геометрических фигур.
Содержание курса тесно связано со школьными программами по математике, окружающему миру (УМК «Школа России»), что отражено в содержании программы и тематическом планировании занятий.
Тематическое планирование 1 класс (33 ч)
№ | Тип, темы занятий | Количество часов |
1. | | 4 |
2. | Узнай дерево по листу Игра «Имени цвет, размер, форму» (2ч) Выкладывание счётных палочек по образцу -Основные цвета, оттенки цвета, форма, величина. Работа с геометрической мозаикой. | 5 |
3. | Формирование и коррекция предметных представлений. Растения. Овощи и фрукты. Мебель. Домашние животные. Дикие животные. Виды транспорта. Одежда и обувь. Инструменты, бытовая техника. | 8 |
4. | Расширение и автоматизация способов обследования предметов. Кустарники. Зимующие птицы: голубь, ворона, сорока.. Перелётные птицы: грач, соловей, гусь | 3 |
5. | Развитие зрительно – моторной координации. Непрерывные прямые линии, линии кривые и изогнутые под различными углами. Построение фигур на клетчатой бумаге. | 3 |
6. | Совершенствование зрительно – пространственного восприятия, восприятия глубины пространства. Формирование понятий: Один – много, больше – меньше, равно, столько же. Длиннее – короче, толще – тоньше, уже – шире. | 2 |
| Слева – справа, выше – ниже, впереди – позади. Друг за другом, рядом. | |
7. | Восприятие сюжетных рисунков. «Осень». «Зима». «Весна». | 3 |
8. | Экскурсии «Краски осени», «Зима пришла», «Победа весны». | 3 |
9 | Диагностика. Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 2 |
1 дополнительный класс 33 часа
№ | Тип, темы занятий | Количество часов |
1. | Выявление уровня сенсорного развития учащихся. Исследование восприятия цвета. Исследование восприятия формы и размера Выявление уровня развития зрительно – моторной координации и зрительно-пространственного восприятия. | 4 |
2. | Совершенствование сенсорных эталонов. -Основные цвета, оттенки цвета, форма, величина. Работа с геометрической мозаикой. | 5 |
3. | Формирование и коррекция предметных представлений. Растения. Овощи и фрукты. Мебель. Домашние животные. Дикие животные. Виды транспорта. Одежда и обувь. Инструменты, бытовая техника. | 6 |
4. | Расширение и автоматизация способов обследования предметов. Кустарники. Зимующие птицы: голубь, ворона, сорока.. Перелётные птицы: грач, соловей, гусь | 5 |
5. | Развитие зрительно – моторной координации. Непрерывные прямые линии, линии кривые и изогнутые под различными углами. Построение фигур на клетчатой бумаге. | 3 |
6. | Совершенствование зрительно – пространственного восприятия, восприятия глубины пространства. Формирование понятий: Один – много, больше – меньше, равно, столько же. Длиннее – короче, толще – тоньше, уже – шире. | 2 |
| Слева – справа, выше – ниже, впереди – позади. Друг за другом, рядом. | |
7. | Восприятие сюжетных рисунков. «Осень». «Зима». «Весна». | 3 |
8. | Экскурсии «Краски осени», «Зима пришла», «Победа весны». | 3 |
9 | Диагностика. Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 2 |
2 класс (34 ч)
№ | Тип, темы занятий | Количество часов |
1. | Выявление уровня сенсорного развития вновь прибывших учащихся - Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 1 |
2. | Совершенствование сенсорных эталонов. Основные цвета, смешение цвета. Тёплые цвета. Холодные цвета. Форма: плоские фигуры, объёмные фигуры. Величина: длина, высота, ширина. | 5 |
3. | Формирование и коррекция предметных представлений. Кустарники, культурные и дикорастущие растения, первоцветы: медуница, ветреница. Хвойные деревья. Животные, занесённые в Красную книгу; породы кошек, собак. Насекомые. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Строение тела человека. Циферблат: час, минута. | 11 |
4. | Расширение и автоматизация способов обследования предметов. Деревья. Дорожные знаки. | 2 |
5. | Развитие зрительно – моторной координации. Прямая. Квадрат. Прямоугольник. Графические диктанты. | 4 |
6. | Совершенствование зрительно – пространственного в восприятия, восприятия глубины пространства. Одинаковые – разные. Выше – ниже, впереди – позади, близко – далеко. Около, посередине, между, у, над, под. | 2 |
6. | Восприятие простых сюжетных рисунков. «Осенние забавы детей», «Зимние забавы детей», «Весенние забавы детей». | 3 |
| | |
7. | Экскурсии «Сезонные изменения в природе. Осень». «Цветник. Космея, георгины, настурция». «Зима пришла». «Животные весной». | 4 |
8. | Диагностика. Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 2 |
3 класс (34 ч)
№ | Тип, темы занятий | Количество часов |
1. | Выявление уровня сенсорного развития вновь прибывших учащихся - Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 1 |
2. | Совершенствование сенсорных эталонов. Основные цвета. Оттенки теплых цветов. Оттенки холодных цветов. Форма: объёмные фигуры. изображённые на плоскости. Величина:, объём. Работа с танграммом, геометрической мозаикой. , | 5 |
3. | Формирование и коррекция предметных представлений. Жилище, мебель. Воздушный, водный, наземный, подземный транспорт. Формы земной поверхности, материки, океаны, водоёмы. Профессии. Внешний облик Москвы. Деревья и кустарники. Исчезнувшие животные: странствующие голуби, морские коровы, дронт. Перелётные птицы: лебедь, кукушка, жаворонок, ласточка, стриж, цапля, утка. Пресмыкающиеся и земноводные. Животные жарких стран: жираф, носорог, бегемот, слон. Насекомые. | 11 |
4. | Расширение и автоматизация способов обследования предметов. Птицы: скворец, грач, галка. Звери: бык, лев, кенгуру. | 2 |
5. | Развитие зрительно – моторной координации. Многоугольник. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. | 4 |
6. | Совершенствование зрительно – пространственного восприятия, восприятия глубины пространства. Одинаковые – разные, один – много, больше – меньше. Выше – ниже, впереди – позади, близко – далеко. Около, посередине, между, у, над, под, друг за другом, рядом. | 2 |
6. | Восприятие простых сюжетных рисунков, репродукций картин известных художников. «Летние забавы детей», репродукций картин А. А. Рылова «В голубом просторе», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 3 |
7. | Экскурсии «Музей. Птицы нашего края». «Зима в городе » « Весенний парк». «В магазине». | 4 |
8. | Диагностика. Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 2 |
4 класс (34 ч)
№ | Тип, темы занятий | Количество часов |
1. | Выявление уровня сенсорного развития вновь прибывших учащихся - Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 1 |
2. | Формирование и использование сенсорных эталонов Цвета, их оттенки. Форма, размер. Использование сформированных сенсорных эталонов при восприятии окружающего мира. | 2 |
1. | Дальнейшее формирование и уточнение предметных представлений. Домашние сельскохозяйственные животные. Лекарственные растения: первоцвет, валериана, плаун, тысячелистник. Редкие животные: морж, фламинго, орёл – беркут, жук – красотел. Редкие растения. Красная книга. Разнообразие растений и животных. Части растений. Полевые цветы. Растения: ягоды, злаки. Культурные растения: пшеница, рожь. Хлопчатник, лён. Полезные ископаемые: глина, песок, уголь, известняк, нефть. Организм человека. Термометр. | 15 |
3. | Совершенствование алгоритмов восприятия Соборы Московского Кремля. Карты: Страны – соседи России, Страны Европы. Архитектурный облик Санкт-Петербурга. Карта полушарий | 4 |
4. | Развитие зрительно – моторной координации | 2 |
| Конструирование из геометрических фигур. Треугольник. Многоугольник. Окружность. Круг. | |
5. | Восприятие сюжетных изображений и репродукций картин известных художников. В. Васнецов «Алёнушка», иллюстрации к сказкам В. Васнецова и И. Билибина, И. Левитан «Золотая осень». | 4 |
7 | Экскурсии «Краски осени». «Цветник». «Волшебница Зима». «Весна – красна», «Скоро лето». | 4 |
8. | Диагностика. Исследование восприятия цвета, формы, размера, уровня развития зрительно – моторной координации, зрительно – пространственного восприятия, уровня восприятия сюжетной картины. | 2 |