Рабочая программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация »
в 1 классе
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Составил: учитель - дефектолог
Федяинова Татьяна Викторовна
Планируемые результаты
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными1.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Содержание программы
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком: привлечение к себе внимания звуком; выражение своих желаний звуком. Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком. Выражение согласия (несогласия) звуком. Выражение благодарности звуком. Прощание с собеседником звуком.
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, при ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Наименование темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Коммуникация. Коммуникация с использованием вербальных средств. 7, 5 часа |
1. | 0,5 | Приветствие взрослого. Установление контакта с собеседником. | | | |
2 | 0,5 | Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником. | | | |
3. | 0,5 | Установление зрительного контакта с собеседником. | | | |
4 | 0,5 | Установление зрительного контакта с собеседником. Учет эмоционального состояния собеседника. | | | |
5 | 0,5 | Приветствие собеседника звуком. | | | |
6. | 0,5 | Привлечение к себе внимания звуком. | | | |
7 | 0,5 | Выражение своих желаний звуком. | | | |
8 | 0,5 | Выражение своих желаний звуком. | | | |
9 | 0,5 | Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком. | | | |
10 | 0,5 | Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком. | | | |
11 | 0,5 | Выражение согласия (несогласия) звуком. | | | |
12 | 0,5 | Выражение согласия (несогласия) звуком. | | | |
13 | 0,5 | Выражение благодарности звуком | | | |
14 | 0,5 | Прощание с собеседником звуком. | | | |
15 | 0,5 | Прощание с собеседником звуком. | | | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. 4 часа |
16 | 0,5 | Реагирование на собственное имя. | | | |
17 | 0,5 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, баба). | | | |
18 | 0,5 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, баба). | | | |
19 | 0,5 | Узнавание (различение) имѐн членов семьи. | | | |
20 | 0,5 | Узнавание (различение) имѐн членов семьи. | | | |
21 | 0,5 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь). | | | |
22 | 0,5 | Понимание слов, обозначающих предмет (животные, овощи, фрукты, птицы). | | | |
23 | 0,5 | Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт). | | | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Экспрессивная речь. 1 час |
24 | 0,5 | Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | | | |
25 | 0,5 | Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание). | | | |
Коммуникация. Коммуникация с использованием невербальных средств. 4 часа |
26 | 0,5 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, при ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия). | | | |
27 | 0,5 | Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия). | | | |
28 | 0,5 | Приветствие (прощание) с использованием мимики. | | | |
29 | 0,5 | Выражение жестом своих желаний: согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности. | | | |
30 | 0,5 | Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста | | | |
31 | 0,5 | Привлечение внимания звучащим предметом. | | | |
32 | 0,5 | Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. | | | |
33 | 0,5 | Выражение своих желаний, благодарности, обращения за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | | | |
1