СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа" Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , с тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа" Речь и альтернативная коммуникация"»












Рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация »

в 1 классе

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)








Составил: учитель - дефектолог

Федяинова Татьяна Викторовна

























Планируемые результаты

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными1.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.



  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

Содержание программы

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком: привлечение к себе внимания звуком; выражение своих желаний звуком. Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком. Выражение согласия (несогласия) звуком. Выражение благодарности звуком. Прощание с собеседником звуком.

Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, при ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.











Календарно – тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Наименование темы

Дата проведения


Примечание


План

Факт

Коммуникация. Коммуникация с использованием вербальных средств. 7, 5 часа

1.

0,5

Приветствие взрослого.  Установление контакта с собеседником.




2

0,5

Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником.




3.

0,5

Установление зрительного контакта с собеседником.




4

0,5

Установление зрительного контакта с собеседником. Учет эмоционального состояния собеседника.




5

0,5

Приветствие собеседника звуком.




6.

0,5

Привлечение к себе внимания звуком.




7

0,5

Выражение своих желаний звуком.




8

0,5

Выражение своих желаний звуком.




9

0,5

Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком.




10

0,5

Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком.




11

0,5

Выражение согласия (несогласия) звуком.




12

0,5

Выражение согласия (несогласия) звуком.




13

0,5

Выражение благодарности звуком




14

0,5

Прощание с собеседником звуком.




15

0,5

Прощание с собеседником звуком.




Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. 4 часа

16

0,5

Реагирование на собственное имя.




17

0,5

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, баба).




18

0,5

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, баба).




19

0,5

Узнавание (различение) имѐн членов семьи.




20

0,5

Узнавание (различение) имѐн членов семьи.




21

0,5

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь).




22

0,5

Понимание слов, обозначающих предмет (животные, овощи, фрукты, птицы).




23

0,5

Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт).




Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Экспрессивная речь. 1 час

24

0,5

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.




25

0,5

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание).




Коммуникация. Коммуникация с использованием невербальных средств. 4 часа

26

0,5

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, при ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия).




27

0,5

Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия).




28

0,5

Приветствие (прощание) с использованием мимики.




29

0,5

Выражение жестом своих желаний: согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности.




30

0,5

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста




31

0,5

Привлечение внимания звучащим предметом.




32

0,5

Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.




33

0,5

Выражение своих желаний, благодарности, обращения за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.





1